Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:39, реферат
развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения
4. ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО.
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Творческое начало
рождает в ребенке живую
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Нередко от родителей
и даже от учителей-воспитателей можно
услышать такие слова: "Ну зачем
он тратит дорогое время на сочинение
стихов - у него ведь нет никакого
поэтического дара! Зачем он рисует
- из него ведь все равно художник
не получится! А для чего он пытается
сочинять какую-то музыку - ведь это
не музыка, а чепуха какая-то получается!.."
У детей с высокими творческими
способностями отношения с
Какое во всех этих словах
огромное педагогическое заблуждение!
В ребенке надо обязательно поддерживать
любое его стремление к творчеству,
какими бы наивными и несовершенными
ни были результаты этих стремлений. Сегодня
он пишет нескладные мелодии, не умея
сопроводить их даже самым простейшим
аккомпанементом; сочиняет стихи, в
которых корявые рифмы
Только не вздумайте
посмеяться над этими проявлениями
детского творчества, какими бы смешными
они вам не показались. Это было
бы самой большой вашей
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.
Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания.
Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему "по инструкции" положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено - "отсюда и досюда". К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперед, или отставать.
Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленнком.
Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии "творческие" и профессии "нетворческие". Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к своему труду.
Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся - выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой "творческой" профессии ничего путного не создаст.
Поэтому важнейшая
задача эстетического воспитания в
школе - развитие в учащихся творческого
начала, в чем бы оно не проявлялось
- в математике или в музыке, в
физике или в спорте, в общественной
работе или в шефстве над
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
В настоящее время проводится апробация и внедрение психодидактического подхода к развитию творческих способностей учащихся на базе общеобразовательных школ и учрежениях дополнительного образования. В результате были разработаны возрастные нормы для всех методик, вошедших в программу диагностики, а также стандартные школы, позволяющие сопоставлять между собой результаты по разным методикам и у разных учеников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Житникова Л. "Учите детей запоминать." М.: Просвещение, 1985
2. Заика Е.В., "Упражнение
для формирования навыков
3. Истомина З.М., "Развитие памяти." М.: Просвещение, 1978
4. Лук А.Н., "Мышление и творчество." М.: Политиздат, 1976
5. Михайлова З.А.,
"Игровые, занимательные
6. Никитин Б.П. "Развивающие игры." М.: Педагогика, 1981
7. Фисюкова Л.Б. "От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек." Харьков: Фолио, 1996
8. Барташникова И.А., Барташников А.А. "Учись играя." Харьков: Фолио, 1997
9. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. "Тесты для детей" Дельта, 1997
10. Нартова-Бочавер
С.К., Мухортова Е.А. "Скоро в
школу!" М.: 1998
1
Информация о работе Формирование творческих способностей учащихся