Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:53, доклад
Одной из главных задач курса русского языка является обучение школьников связной речи. Это необходимо потому, что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами. В настоящее время программами и учебниками для четырехлетней начальной школы предусмотрено знакомство учащихся с теоретическими сведениями о тексте и его признаках.
«Формирование умения сравнивать при изучении разных типов текста в начальных классах» (Слайд 1)
Одной из главных задач курса русского языка является обучение школьников связной речи. Это необходимо потому, что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами. В настоящее время программами и учебниками для четырехлетней начальной школы предусмотрено знакомство учащихся с теоретическими сведениями о тексте и его признаках. В учебнике дается определение текста как группы предложений, связанных по смыслу, понятие о теме, основной мысли текста и его структурных частях (начало, основная часть, концовка), типах речи (повествование, описание, рассуждение), а также наблюдение над связями частей и предложений в тексте. Однако методика работы по обучению младших школьников построению текстов различных типов разработана недостаточно, чем и определяется актуальность выбора темы
(Слайд 2)Целью исследования является совершенствование методики работы над сравнением текстов разного типа в начальной школе.
(Слайд 3)Задачи заключаются в следующем:
1) рассмотреть лингвистические основы работы над текстом и его типами в начальных классах;
2) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемам сравнения и изучения разных типов текста младшими школьниками;
3) провести сравнительный анализ учебников по русскому языку для начальных классов с точки зрения изучения текста и его типов;
4) Разработать и провести уроки, включающие в себя работу над сравнением при изучении разных типов текста в начальных классах;
7) Провести эксперимент.
(Слайд 4) Обьект – учебный процесс в начальной школе, связанный с обучением сравнению разных типов текста.
Предмет исследования –
сравнение различных типов
Методы исследования: анализ теоретической литературы и практического опыта по теме исследования, педагогический эксперимент.
(Слайд 5) Текст (от лат. textus - ткань, сплетение, соединение) - это объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.
(Слайд 6) Наиболее полным можно считать определение И. Р. Гальперина: «Текст-это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку.
(Слайд 7)Повествование - смысловой тип речи, в котором описываются события в определённой последовательности, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Объектом повествования является лицо, совершающее действия, сменяющие друг друга во времени. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Главный признак повествования - динамичность, активность, подвижность.
Обычно для повествования характерна трёхчастная композиция: начало, основная часть, концовка.
Основная функция повествования - информативная (целая установка - сообщить, рассказать).
Повествование — функционально-смысловой тип текста, который содержит рассказ о событиях в их временной последовательности.
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Какова последовательность действий (событий)?
Что происходило сначала и что происходило потом?
(слайд № 8)Описание - тип речи, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных. Описания предназначены для характеристики признаков объекта: это могут быть характеристики явлений природы, предметов, лиц, окружающей обстановки. Объект описания носит однопредметный характер: это картина природы, какая-либо обстановка. При описании этот объект речи раскрывается: уточняется его форма, состав, структура, свойства.
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Каков предмет описания?
Как он выглядит?
(слайд№9) Рассуждение как функционально-смысловой тип текста принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей.
Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Может быть доказательством, объяснением, размышлением.
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. (Н.Ф. Талызина).
В младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности. В качестве дополнительного, вспомогательного пути рассматривается специально организуемый игровой тренинг мышления. Работу по развитию словесно-логического мышления нельзя начинать с любого логического приема, так как внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом. Первое, чему необходимо научить учащегося - это умению выделять в предметах свойства. Необходимо специально обучать детей умению видеть в предмете множество свойств. Для этого полезно показать им прием по выделению свойств в предметах - прием сопоставления данного предмета с другими предметами, обладающими другими свойствами.
( Слайд 10) Одним из основных процессов мышления является сравнение, рассмотрим его поподробнее. Сравнением называется соизмерение объектов действительности, личностей и явлений для нахождения их подобия и различия. Российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что сравнение – это важнейшая из мыслительных операций, ведь все, что познается человеком, непременно поддается сравнению.
Во второй главе представлен эксперимент.
Эксперимент проводился в четвертом 4 «Б» классе МБОУ Гимназии №53 по программе «Гармония». В эксперименте приняли участие 28 школьников из этого класса.
(Слайд 11) Задачей эксперимента было выявить уровень сформированности умения сравнивать при изучении разных типов текста.
В ходе эксперимента оценивались следующие умения:
1.Умение определять тип текста
2.Умение сравнивать разные типы текста
Для оценки данных умений была разработана анкета из 7 вопросов.
(Слайд 12)Вопросы и задания анкеты:
1.Что такое текст?
2.Какие виды текста вы знаете?
3.Что такое текст-
4.Назовите признаки текста-описания?
5.Какой текст называют рассуждением?
6.Определите типы текстов. Обоснуйте свой ответ.
Анкетирование проводилось с каждым ребенком отдельно в виде письменной самостоятельной работы.
Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития умений сравнивать и определять типы тектов.
Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.
Результаты анализа работ были занесены в таблицу(Слайд 13)
Анализ данных показал, дети
с высоким уровнем легко
Таким образом, по детским работам видно, что умения сравнивать сформированы частично или плохо. Это еще раз доказывает, что именно работа сравнивать разные типы текстов вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются при анализе работ.
Во время формирующего эксперимента было проведено несколько уроков.
Основной задачей формирующего этапа эксперимента явилась разработка и применение эффективных методов и приемов работы по развитию умения сравнивать разные типы текстов и проверка эффективности методики экспериментальной работы.
(Слайд 14)Темы экспериментальных занятий .
Задачей контрольного этапа эксперимента было выявить изменения в уровне сформированности умения сравнивать тексты разного типа.
На данном этапе учащимся было предложено написать сочинения разных типов с помощью предложенных ситуаций,а затем сравнить тексты и доказать ,что их текст принадлежит данному типу.
На данном этапе учащимся было предложено написать сочинения разных типов с помощью предложенных ситуаций.
1-й ряд. Сочинение –
повествование. Друг
2-й ряд. Сочинение –
рассуждение. Ты только что
был свидетелем смешного
3-й ряд. Сочинение – описание. Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития умения работать с разными типами текста и умения сравнивать разные типы текста, доказывать своё мнение.
Результаты анализа работ были занесены в таблицу. (Слайд 15)
Анализ данных показал, что количество детей, написавших сочинения по заданному типу 70%. Результаты анализа уровня развития умения сравнивать показали, что умеют сравнивать тексты разного типа и доказывать своё мнение 60%, умеют сравнивать ,но не могут обосновать своё решение 30%,и совсем не могут сравнивать тексты 10%.
Таким образом, по детским работам видно, что произошел рост уровня развития умения сравнения тектов разного типа.
Для сравнения выведем
графики констатирующего и
(Слайд 16)
Анализируя результаты графика, видим, что умения сравнивать тексты разного типа заметно возросли. Заметно уменьшилось количество учащихся, которые почти совсем не умели сравнивать тексты разного типа.
Эксперимент показал, что у 30% испытуемых очень высокий уровень развития речи, у 55% испытуемых средний уровень развития речи и лишь у 5% испытуемых низкий уровень развития речи.
Информация о работе Формирование умения сравнивать при изучении разных типов текста