Формирование ценностных ориентаций у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Специфика ценностных ориентации состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория и практика.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группе 9-классников

 

Список «терминальных  ценностей 

По группе в  целом 

девушки 

юноши

 

Активная, деятельная жизнь 

3,65 

3,80 

3,50

 

Здоровье 

4,14 

4,00 

4,28

 

Красота природы  и искусства 

3,32 

3,65 

3,20

 

Материально обеспеченная жизнь 

3,46 

3,45 

3,47

 

Спокойствие в стране, мир 

3,15 

3,30 

3,00

 

Познание, интеллектуальное развитие 

3,87 

3,60 

4,35

 

Независимость суждений и оценок 

3,60 

3,20 

3,80

 

Счастливая  семейная жизнь 

4,35 

4,55 

4,20

 

Уверенность в  себе 

3,48 

3,40 

3,52

 

Жизненная мудрость 

3,18 

3,18 

3,18

 

Интересная  работа 

4,42 

4,35 

4,50

 

Любовь 

3,95 

4,26 

3,65

 

Наличие верных и хороших друзей 

4,22 

4,00 

4,35

 

Общественное  признание 

3,10 

3,00 

3,20

 

Равенство (в  возможностях) 

3,62 

3,75 

3,50

 

Свобода поступков  и действий 

3,47 

3,58 

3,36

 

Творческая  деятельность 

3,34 

3,25 

3,34

 

Получение удовольствий 

3,12 

3,25 

3,00

 

Аккуратность 

3,31 

3,30 

3,32

 

Жизнерадостность 

4,40 

4,45 

4,35

 

Непримиримость  к своим и чужим недостаткам 

3,39 

3,56 

3,62

 

Ответственность 

3,85 

4,15 

3,60

 

Самоконтроль 

3,43 

3,46 

3, 40

 

Смелость в  отстаивании своего мнения 

3,62 

3,40 

3,85

 

Терпимость  к мнению других 

3,24 

3,20 

3,28

 

Честность 

4,26 

4,12 

4,46

 

Воспитанность 

3,45 

3,85 

3,10

 

Исполнительность 

3,04 

3,18 

3,00

 

Рационализм (умение принимать обдуманные решения) 

4,29 

4,35 

4,24

 

Трудолюбие 

3,28 

3,34 

3,23

 

Высокие запросы 

3,30 

3,00 

3,60

 

Независимость 

3,66 

3,54 

3,78

 

Образованность 

3.30 

3,00. 

3,60

 

Твердая воля 

3,35 

3,00 

3,70

 

Широта взглядов 

3,64 

3,44 

3,84

 

Чуткость 

4,10 

4,20 

4,00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Результаты  исследования

 

             Анализ данных, полученных по  тесту М. Рокича выявил определенные  гендерные различия в определении  жизненных ценностей подростков.

 

Девочками первые места были отведены таким ценностям  как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26).

 

Лидирующее  положение занимают такие ценности, как «здоровье» (4,20), «хорошие и верные друзья» (4,00).

 

Средние места  в иерархии ценностей отведены: «активной  жизненной деятельности» (3,80, «равенство» (3,75), «познание и интеллектуальное развитие» (3,60), «материальное обеспечение жизни» (3,45).

 

Наименее значимыми  ценностями для девочек явились  «творческая деятельность» (3,35), «общественное  признание» (3,25).

 

Остальные ценности не определяют жизненную позицию девочек.

 

Мальчики показали большую ориентированность на «интересную  работу» (4,55) и «хороших и верных друзей» (4,45).

 

Среди ведущих  ценностей, определяющих ядро ценностей  для мальчиков данной группы, отмечены «познание» (4,35 ), «здоровье» (4,28 ), «уверенность в себе» (4,23 ).

 

Также высоко оцениваются  «счастливая семейная жизнь (3,75 ), «любовь» (3,65 ), «активная деятельная жизнь» (3,50 ).

 

Малоценными мальчикам  представляются такие ценности как  «красота природы» (3,20), «творческая деятельность» (3,10), «спокойствие в стране» (3,00).

 

В целом по группе подростков в начале учебного года ценности распределились таким образом:

 

Наиболее значимые терминальные ценности - «интересная  работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14).

 

Наименее значимые ценности – « спокойствие в  стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10).

 

Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

 

 

Заключение

 

 

В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Мы изучили  литературу по теме исследования, рассмотрели теоретические аспекты проблемы.

 

Подобрали методику для исследования ценностных ориентаций у подростков.

 

Провели  анализ результатов исследования и сформулировали выводы.

 

Нами был  проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, и согласно данному анализу выделено определение понятия ценностных ориентаций. Ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

 

В ходе исследования, было выявлено, что по значимости жизненных  ценностей, девочками первые места  были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь», «интересная работа», «любовь».

 

Лидирующее  положение занимают такие ценности, как «здоровье», «хорошие и верные друзья».

 

Мальчики показали большую ориентированность на «интересную  работу» и «хороших и верных друзей».

 

Среди ведущих  ценностей, определяющих ядро ценностей  для мальчиков данной группы, отмечены «познание», «здоровье», «уверенность в себе».

 

 В иерархии  инструментальных ценностей абсолютно  доминируют следующие ценности:

 

1) жизнерадостность (чувство юмора);

 

2) образованность;

 

3) честность;

 

4) рационализм.

 

Таким образом, задачи, поставленные в работе, успешно  реализованы в ходе экспериментального исследования.

Список использованной литературы

 

 Бабосов  Е.М. Прикладная социлогия. –  Мн.: ТетраСистемс. – 2000. – 496 с.

 Беляева  Е.В. Мораль современной молодежи: от традиционализма к постмодерну  // Социология. – 2008. - № 4. – С. 70-76.

 Голуб А.М.  Формирование ценностных ориентаций  молодёжи в процессе досуговой  деятельности // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. - № 4. – С. 53-57.

 Данилова  Е.А. Социодинамика ценностей  молодежи Республики Беларусь // Социология. – 2008. - № 4. – С. 99-107.

 Дивисенко  К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий  и сочинений) // Социологические исследования. – 2008. - № 8. – С. 118-122.

 Ермолич С.Я. Методологические  предпосылки формирования ценностных  ориентаций у подростков // Пазашкольнае  выхаванне. – 2007. - № 9. – С. 23-27.

 Жиров Ю.С. Семья  в системе ценностей учащейся  молодежи // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004. - № 6. – С. 3-12.

 Зауторова Э.В. Искусство  и формирование нравственно-ценностных  ориентаций личности // Искусство  и образование. – 2008. - № 2. –  С. 68-73.

 Иоффе Э.Г. Политическая  социализация молодежи Беларуси // Народная асвета. – 2008. - № 5. – С. 3-6.

 Карпухин О.И. Национальная  культура – основа национальной  идентичности в глобаилизирующем  мире // Социо-гуманитарные знания. –  2006. - № 2. – С. 31-56.

 Козыренко Н.П. Специфика  политической социализации студенческой молодежи Республики Беларусь // Проблемы управления. – 2008. - № 1. – С. 202-206.

 Корявая С.М. Ценностные  предпочтения молодежи // Адукацыя  і выхаванне. – 2006. - № 10. –  С. 49-54.

 Низовских Н.А. Психосемантическое  исследование ценностно-мотивационных  ориентаций личности // Психологический журнал. – 2005. - № 3. – С. 25-37.

 Пантин В. Семья  и семейный ценности в сознании  россиян (по данным социалогических  опросов) // Воспитание школьников. –  2008. - № 10. – С. 9-14.

 Семёнов В.Е. Ценностные  ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007.- № 4. – С. 37-43.

 Сизанов А.Н. Взаимосвязь  ценностных ориентаций и состояния  здоровья студентов педагогических  специальностей // Псіхалогія. – 2008. - № 3. – С. 36-40.

 Сологуб И.Ф. Ценностные  ориентации учащихся гимназий // Адукацыя і выхаванне. – 2003. - № 6. – С. 55-58.

 Социология молодежи: Учеб. пособ. / Под ред. Ю.Г. Волкова.  – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

 Федоришкин А.Н. Самооценка  жизненных ценностей человека // Праблемы выхавання. – 2006. - № 6. – С. 9-11.

 Широких О. К вопросу  о формировании нравственных  ценностных ориентаций // Дошкольное  воспитание. – 2007. - № 9. – С. 23-27.


Информация о работе Формирование ценностных ориентаций у подростков