Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:28, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей.
Введение………………………………………………………………….........
3
Глава 1. Теоретические условия формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………...
Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..
Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования…………..…………………………………………………
Выводы по главе I……………………………………………………………..
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..………………………………………………...
Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет ….…………………………………………………………
2.2. Проектирование реализации психолого-педагогических условий по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования……………….……………………………………………….
Выводы по главе II……………………………..……………………………..
Заключение…………………………………………………………………....
Список используемой литературы …..……………………........................
Приложения…………………………………………………………………...
2. Зерщикова, Т. Я. Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Зерщикова Т Я. , Ярошевич Т. Н. – М. : Дошкольное воспитание, 2005. - с. 3-9
3. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий [Текст] / Коломина Н. В. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Николаева С.Н.- М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
5. Соломенникова, О. Н. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / Соломенникова О.Н. - М. ; Дошкольное воспитание, 2004. - с. 21 - 27.
6. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: Аркти, 2008.
7. Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада [Текст]/ С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8. Зебзеева, В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей [Текст] / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008. – с. 69
9. Жукова, О.Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология.[Текст] / О.Г. Жукова – М.: Аркти, 2008. - с. 100 -101.
10. Бобылева, Л. Н. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Бобылева Л. Н. - М. : Дошкольное воспитание, 2008. - С.15.
11. Венгер, Л. Н. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников [Текст] / Венгер Л. Н. – М. : Дошкольное воспитание, 2009. - С.41.
12. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Виноградова Н. Ф. - М.: Просвещение, 2008. - 103с.
13. Згурская, Л. Ч. Экология малышам [Текст] / Згурская Л. Ч. – М. : Дошкольное воспитание, 2010. - С.32.
14. Маркова, Т.А. Как научить детей любить природу [Текст] / Маркова Т. А. , Виноградова Т. А. – М. : Дошкольная педагогика, 2009. - С.21.
15. Николаева, С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей [Текст] / Николаева С. Н. – М. : Дошкольное воспитание, 2008. - С.50.
16. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Рыжова Н. А. – М. : Дошкольное воспитание, 2008. - С.22.
17. Рыжова , Н.А. Естественнонаучное образование детей в Нидерландах: новые подходы [Текст] / Рыжова Н. А. – М. : Обруч, 2009. - С.19.
18. Фрейдкин , И.С. Как знакомить детей с явлениями неживой природы [Текст] / Фрейдкин И. С. – М. : Дошкольное воспитание, 2010. – С.17-18.
19. Бабунова , Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] / Бабунова Т. М. – М. : Сфера, 2007. – 208 с.
Приложение А
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных
Оценка результатов деятельности представлена в Приложении А.
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
• Соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок часто допускает
ошибки при распределении
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Приложение Б.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира.
Оценка результатов деятельности представлена в Приложении А
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Приложение В
Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Приложение Г
Задание 4. Знание времен года.
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
• Знает характерные признаки каждого времени года.
• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"
• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
• Комментирует свой рисунок.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
• На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.
• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• Не знает характерных признаков разных времен года.
• Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.
• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
• Не выражает эстетического отношения к природе.
Приложение Д
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний о мире животных | |
Оценка в баллах |
Уровень развития | |
Аня А. |
8 |
Средний |
Витя Б. |
10 |
Средний |
Вася Г. |
6 |
Низкий |
Алиса Г. |
12 |
Средний |
Женя И. |
8 |
Средний |
Люба К. |
9 |
Средний |
Игорь К. |
10 |
Средний |
Миша Л. |
13 |
Высокий |
Леша Л. |
9 |
Средний |
Вероника Н. |
5 |
Низкий |
Дима О. |
10 |
Средний |
Рита О. |
10 |
Средний |
Саша П. |
8 |
Средний |
Сережа Р. |
9 |
Средний |
Соня Р. |
6 |
Низкий |
Лиза С. |
10 |
Средний |
Андрей Т. |
9 |
Средний |
Аня Ф. |
13 |
Высокий |
Руслан Ч. |
9 |
Средний |
Костя У. |
10 |
Средний |
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний о растительном мире | |
Оценка в баллах |
Уровень развития | |
Аня А. |
11 |
Средний |
Витя Б. |
9 |
Средний |
Вася Г. |
8 |
Средний |
Алиса Г. |
13 |
Высокий |
Женя И. |
13 |
Высокий |
Люба К. |
9 |
Средний |
Игорь К. |
8 |
Средний |
Миша Л. |
14 |
Высокий |
Леша Л. |
9 |
Средний |
Вероника Н. |
7 |
Низкий |
Дима О. |
11 |
Средний |
Рита О. |
9 |
Средний |
Саша П. |
8 |
Средний |
Сережа Р. |
9 |
Средний |
Соня Р. |
8 |
Средний |
Лиза С. |
10 |
Средний |
Андрей Т. |
9 |
Средний |
Аня Ф. |
12 |
Средний |
Руслан Ч. |
9 |
Средний |
Костя У. |
13 |
Высокий |
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний о неживой природе | |
Оценка в баллах |
Уровень развития | |
Аня А. |
9 |
Средний |
Витя Б. |
10 |
Средний |
Вася Г. |
7 |
Низкий |
Алиса Г. |
12 |
Средний |
Женя И. |
10 |
Средний |
Люба К. |
7 |
Низкий |
Игорь К. |
8 |
Средний |
Миша Л. |
11 |
Средний |
Леша Л. |
9 |
Средний |
Вероника Н. |
6 |
Низкий |
Дима О. |
10 |
Средний |
Рита О. |
9 |
Средний |
Саша П. |
8 |
Средний |
Сережа Р. |
9 |
Средний |
Соня Р. |
6 |
Низкий |
Лиза С. |
10 |
Средний |
Андрей Т. |
7 |
Низкий |
Аня Ф. |
10 |
Средний |
Руслан Ч. |
9 |
Средний |
Костя У. |
11 |
Средний |
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний о временах года | |
Оценка в баллах |
Уровень развития | |
Аня А. |
11 |
Средний |
Витя Б. |
13 |
Высокий |
Вася Г. |
10 |
Средний |
Алиса Г. |
12 |
Средний |
Женя И. |
13 |
Высокий |
Люба К. |
12 |
Средний |
Игорь К. |
10 |
Средний |
Миша Л. |
13 |
Высокий |
Леша Л. |
11 |
Средний |
Вероника Н. |
9 |
Средний |
Дима О. |
13 |
Высокий |
Рита О. |
10 |
Средний |
Саша П. |
9 |
Средний |
Сережа Р. |
11 |
Средний |
Соня Р. |
10 |
Средний |
Лиза С. |
10 |
Средний |
Андрей Т. |
8 |
Средний |
Аня Ф. |
13 |
Высокий |
Руслан Ч. |
12 |
Средний |
Костя У. |
13 |
Высокий |