Формирование экологического сознания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 15:56, статья

Краткое описание

В статье раскрывается особенности, условия воспитания у детей с интеллектуальной недостаточностью экологического сознания.

Вложенные файлы: 1 файл

статья гульшат.docx

— 21.01 Кб (Скачать файл)

Гумерова Гульшат Рифгатовна

Учитель-дефектолог

ГБОУ Нефтекамская специальная

(коррекционная) школа-интернат VIII вида

Формирование экологического сознания у детей

с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое сознание, интеллектуальная недостаточность, педагогические условия, методы, приемы.

Аннотация: в статье раскрывается особенности, условия  воспитания у детей с интеллектуальной недостаточностью экологического сознания.

Система экологического образования и воспитания занимает  приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений, в том числе и специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, задачами которых являются обучение и воспитание умственно отсталых школьников, развитие их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка к самостоятельной жизни в качестве полноценных членов общества. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окру-жающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предпо-лагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охра-не природы своей местности.

«Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде»[1, 80].

Для экологического воспитания нужно решить три задачи:

- доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

- помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, иначе нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека;

- помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Одним из основных педагогическими условий, позволяющих оптимизировать процесс формирования экологической культуры у умственно отсталых школьников, является организация непосредственного контакта учащихся с объектами окружающего мира. Известный педагог Я. А. Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Надо стараться при обучении задействовать все органы чувств детей. Предоставлять им возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже (если это возможно и безопасно!) пробовать на вкус объект исследования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экскурсии, наблюдения и труд в природе, целевые прогулки, опытническая деятельность, проектная деятельность являются основными формами моей работы по формированию  экологического сознания у детей с интеллектуальной недостаточностью. На экскурсиях и прогулках стараюсь практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умения ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. На любой экскурсии в природу, наряду с другими целями, решаются задачи экологического характера.

«Очень важным фактором, который помогает сделать правильный вывод о правилах поведения, является любование красотой окружающей природы. Этот процесс вызывает у детей удивление, радость, восхищение природой и негодование по поводу безответственного отношения к ней.

Дома, в классе ребенок по своим воспоминаниям нарисует те предметы, которые произвели на него сильное впечатление, или сочинит о них маленький рассказ и напишет его или расскажет об увиденном. В результате типичные для школьной практики запреты типа «не рви», «не мни», «не ломай» уже не нужны, ученик сам осознал и сделал вывод, как надо вести себя в природе, как к ней относиться и заботиться о ней» [1, 82].

Экологическое сознание ребёнка с интеллектуальной недостаточностью постепенно поднимается на более высокий уровень если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

 На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей с умственной отсталостью вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, учащиеся проявляют заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве природой.

 Использованная литература:

1.Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. - М.: изд. центр «ВЛАДОС», 2001. — 240 с.

2.  Воронкова  В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для  учителей и студентов дефектол. фак.– М.: 1994.-209 с.

3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. —208 с.

 

 


Информация о работе Формирование экологического сознания у детей с интеллектуальной недостаточностью