Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 03:09, курсовая работа
Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.
Ведение
2
I
Современный школьник - подросток в контексте воспитания этнической толерантности
1.1
Феномен толерантности
1.2
История возникновения толерантности
1.3
Этническая толерантность
II
Теория и методика воспитания толерантности у школьников
2.1
Воспитание толерантности посредством организации деятельности учащихся
2.2
Методы воспитания толерантности
2.3
Приемы воспитания толерантности
2.4
Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников
2.5
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности
III
Практическая значимость исследования
Заключение
Библиография
Приложения
Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе
Автор Статьи:
Миронова, М.С.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им. В.П. Астафьева
(ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева)
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
(ФПК и ППРО)
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ
РАБОТА
(курсовая)
по теме: Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе
Допущен к защите |
Работу выполнил |
Научный руководитель | |
Оценка ____________ | |
Председатель ГАК |
Красноярск 2005
Содержание
Ведение |
2 | |
I |
Современный школьник
- подросток в контексте |
|
1.1 |
Феномен толерантности |
|
1.2 |
История возникновения толерантности |
|
1.3 |
Этническая толерантность |
|
II |
Теория и методика воспитания толерантности у школьников |
|
2.1 |
Воспитание толерантности
посредством организации |
|
2.2 |
Методы воспитания толерантности |
|
2.3 |
Приемы воспитания толерантности |
|
2.4 |
Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников |
|
2.5 |
Взаимодействие
педагогов и родителей в |
|
III |
Практическая значимость исследования |
|
Заключение |
||
Библиография |
||
Приложения |
Неограниченная
терпимость должна привести к исчезновению
терпимости. Если быть безгранично
терпимым к нетерпимым и не быть
готовым защищать терпимое общество
от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены.
Парадокс терпимости Платона
Введение наверх
Актуальность выбранной темы
В какой мере толерантность
свойственна русскому социуму, этноцентризм
которого пытаются возбудить различные
идейно-политические силы, и который попал
в сложные исторические обстоятельства?
Однозначный ответ вряд ли возможен. В
русском менталитете традиционно звучали
и тоска по всемирному братству, и призыв
к нему. Ф. Достоевский в свое время выделил
"главнейшую особенность нашей национальности"
- "всемирную отзывчивость" . Эта черта
национального характера нередко доводила
русских до самопожертвования. Толерантность
русского, да и в целом российского социума
исторически выявлялась в равной заинтересованности
в добрососедских отношениях и с Западом,
и с Востоком. Русскому всегда была чужда
культивируемая во многих европейских
странах (Великобритания, Германия и др.)
идея извечного конфликта Востока и Запада.
Даже почти двухвековой спор "славянофилов"
и "западников" выражал не этот конфликт,
а велся о судьбе России и о ее перспективах.
В современных условиях толерантность
по отношению к Западу и Востоку принципиально
важна для нашей страны и с точки зрения
ее геополитического выживания, и в целях
обретения своего достойного места в динамически
изменяющемся мировом человеческом сообществе.
Однако в истории русской нации было не
мало и проявлений нетолерантности (интолерантности).
Чаще всего они были следствием недемократических
или просто неумелых политических решений.
В свое время кому-то пришло в голову перевести
письменный язык молдаван, абхазов, казахов,
таджиков и др. на кириллицу. Это было явным
неуважением к этнокультурным традициям
и ценностям. Наблюдались и другие попытки
русификации других этнических групп.
Это всегда носило политический характер
и не коренилось в русском этноцентризме.
Были и до сих пор сохранились некоторые
предрассудки в быту (гастрономические
предвзятости, оскорбительные анекдоты
и т. п.) В последние годы усилилась настороженность,
предвзятость по отношению к представителям
Северного Кавказа, Закавказья. Это прежде
всего обусловлено политическими конфликтами,
терроризмом, непродуманной миграционной
политикой. Остатки так называемого имперского
мышления проявляются среди некоторой
части политической и идеологической
элиты, (они были, в частности, характерны
для политической психики Б. Н. Ельцина
в сочетании с подобострастием к финансовым
структурам и лидерам ведущих западных
стран).
В последние 10-15 лет этническая толерантность
русских основательно подрывалась, ибо
идеологически целенаправленно дискредитировалось
одно из важнейших позитивных понятий
да и сам феномен в национально-этнических
отношениях-дружба народов. Радикал-либеральная
идеология взамен ничего путного не предложила.
И это в стране, которая исторически формировалась
и развивалась на полиэтнической основе.
Тем более что и в "ближнем зарубежье"
активно действуют идейно-политические
силы, культивирующие антирусские и антироссийские
настроения
Диалог культур, открытость этнокультур,
преодоление психологии замкнутости,
изолированности, ущемленности и гегемонизма
- условия формирования и развития демократической
и гуманистической толерантности, взаимообогащающего
партнерства.
Сегодня слишком много традиционных и
"инновационных" факторов, технологий,
воспроизводящих древние и творящих "ультрасовременные"
национально-этнические предрассудки
предубеждения и идеологические отторжения
и политическую вражду. Это губительно
для любой нации, любого этноса.
Вместе с тем идет процесс демократизации
международных и национально-этнических
отношений. За ним - гуманистическое будущее.
Но он реализуется не сам по себе, а требует
взаимных усилий субъектов отношений
и общения. Исключительную роль объективно
призваны сыграть властвующие структуры
(и тут мало "дипломатии без галстуков"),
деятели культуры, интеллигенция. История
накопила, помимо арсеналов ненависти,
вражды и войн, большой и многомерный опыт
демократических отношений, не игры на
противоречиях этноцентризмов, а толерантного
диалога культур. Его нужно не забывать
и не растрачивать в идеологических и
политических распрях, а развивать и умножать
в новых условиях и тем самым повышать
толерантную культуру перцептивных, коммуникативных
и интерактивных процессов во имя благополучия
и процветания каждого человека, каждого
народа, всего человеческого сообщества.
В России одним из важнейших условий толерантных
национально-этнических отношений является
всестороннее формирование и развитие
гражданского самосознания, подлинно
демократического федерализма и обеспечение
достойного существования каждой нации
и каждой этнической группы (4).
В XX веке Россия пережила
несколько глубоких кризисных циклов.
Она ищет и не находит себя, т.
е. устойчивой экономической, социальной,
политической и духовной самоопределснности
своего бытия. Она была и царской империей,
и нэповской, и социалистической, и постсоветской.
Она испытала три революции, две мировые
и гражданскую войны, десятки реформ и
перестройку. Была системообразующим
ядром СССР и одним из инициаторов его
распада. В составе СССР поднималась до
мирового статуса одной из двух сверхдержав
и откатилась в разряд экономически слабых
стран, однако сохранила ранг ракетно-ядерного
государства. Будучи полиэтнической, она
была олицетворением дружбы народов и
впала в растерянность от конфликтного
нарастания национализма и сепаратизма.
Ее геополитическое пространство стремительно
сжалось. Она потеряла большинство своих
союзников и, хотя не обнаружила новых
врагов, не обрела и своего достойного
места в трансформирующейся системе международных
отношений. Пройдя через сложнейшие преобразования,
испытав несколько моделей общественного
устройства, Россия вступает в XXI век с
большой неопределенностью своего исторического
бытия и своего облика (4).
В основании всех ее многообразных кризисов,
духовных исканий и социальных смут лежит
кризис формационной, цивилизационной
национально-этнической, духовно-культурной
и геополитической идентичности (4).
Нынешняя социально - экономическая ситуация
в стране характеризуется высоким динамизмом,
непредсказуемостью перемен, усложнением
всей общественной жизни. Подрастающее
поколение оказывается один на один со
своим будущим (4).
Проблемы воспитания, обучения особенно
остро встают на переломах развития общества,
поскольку связаны с резким изменением
требований к человеку со стороны общества.
В настоящее время при отсутствии общей
культуры на фоне низкого социального
уровня жизни, резкого расслоения общества
по материальной обеспеченности, происходящей
внутри страны, обесценивания человеческой
жизни и общечеловеческих культурных
ценностей, одной из самых незащищенных
категорий в обществе являются дети.
Толерантность означает уважение, принятие
и правильное понимание богатого многообразия
культур нашего мира, наших форм самовыражения
и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Ей способствуют знания, открытость, общение
и свобода мысли, совести и убеждений.
Наиболее эффективным средством предупреждения
нетерпимости является воспитание уважительного
отношения к ценностям других людей, умения
сопереживать, понимать мотивы поступков
людей, уметь общаться и сотрудничать
с людьми иных взглядов, ориентаций, культур.
Особую актуальность
проблема воспитания толерантности
приобретает в условиях многонациональных
коллективов, где необходимо не допускать
ситуаций проявления неравенства детей
в правах и обязанностях. Разноязычие
ученической среды часто
Выявленные противоречия
Демократизация
межнациональных отношений, либерализация
миграционных процессов и межкультурного
общения не преодолели ни конфликтов
между этносами, ни экстремистского
национализма, ни самодовольного шовинизма,
ни ксенофобии. Этнолингвистические
проблемы стали факторами и
Проблема исследования
Одна из проблем
и особенностей нашей школы - разнонациональный
- полиэтнический состав учащихся.
В школе обучаются дети разных национальностей:
они составляют 21% от общего количества
учащихся. Это украинцы, цыгане, китайцы,
армяне, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы,
кабардинцы, алтайцы, таджики.
Старый подход к организации внеурочной
деятельности школьников в связи с изменением
социально - экономической ситуации в
стране себя изжил, а нового школе ничего
не предложили. В среде молодежи царствует
бездуховность, неверие и отчужденность
по отношению к старшему поколению, увлечение
низкопробной массовой культурой. Особую
актуальность проблема воспитания толерантности
приобретает в условиях многонациональных
коллективов, где необходимо не допускать
ситуаций проявления неравенства детей
в правах и обязанностях. Различие национально
- этнических особенностей, которым ученики
зачастую придают оценочный оттенок, а
также специфика семейного уклада, традиций
накладывают определенный отпечаток на
поведение и на взаимоотношение детей
с окружающими. В этих условиях при организации
внеклассной и внешкольной работы крайне
важно сближать интересы учащихся различных
национальностей.
Объект исследования
Объектом исследования
в нашей работе являлся учебно
- воспитательный процесс в школе.
Задача педагогического коллектива - создать
условия, организовать деятельность учащихся
образовательную и внеурочную таким образом,
чтобы дети понимали и принимали друг
друга, уважали традиции и культуру разных
народов, живущих в одной стране - России.
Предмет исследования
Становление личности учащегося в сфере
этнической толерантности средствами
изучения национальной культуры в рамках
отдельных предметов "этнического"
центра и при организации внеклассной
и внешкольной работы.
Цель исследования
В Национальной доктрине
образования в Российской Федерации
среди основных целей и задач
образования на третьем месте
стоит задача обеспечить формирование
культуры мира и межличностных отношений
(3).
Цель нашей работы состояла в достижение
максимальной адаптации детей через формирование
толерантного поведения через осуществлении
опытно-экспериментальной работы по формированию
этнической толерантности у школьников
и выявление условий формирования личности
в сфере этнической толерантности, создание
методических рекомендаций при работе
по формированию у современных школьников
этнической толерантности.
Гипотеза исследования:
Если в процессе изучения национальной культуры и нравственных ценностей других народов выполнить следующие условия:
- включить в рамки
отдельных предметов "
- смоделировать воспитывающие ситуации
в процессе воспитательной работы этнического
направления, то это приведет к становлению
личности учащегося в сфере этнической
толерантности, так как первое условие
обеспечивает ознакомление детей разных
национальностей с культурой и нравственными
ценностями других народов, второе условие
позволит осуществить переход ситуаций
- моделей в реальные условия этнической
толерантности.
В результате взаимодействия
школьных служб, участников образовательного
процесса сформируется толерантная
личность, духовно, нравственно, физически
и социально здоровая.
Знания - через предметы, курсы.
Формы работы - активные формы обучения,
научно-исследовательская работа
Внеклассная работа - школьное самоуправление,
различные виды мероприятий.
Наиболее благоприятной для формирования
толерантности является внеклассная совместная
деятельность с общественно значимым
смыслом, когда расширяются ее границы
и учащиеся могут проявить свое личностное
отношение к широкому кругу людей. Для
этой цели могут быть использованы все
виды учебной и внеурочной работы, содержание
которых способствует формированию нравственных
взаимоотношений между людьми.
Эффективность совместной деятельности
детей как средства формирования толерантности
повышается, если:
сформирована установка учащихся на совместную
работу, они осознают ее цели и находят
в ней личностный смысл;
осуществляется совместное планирование,
организация и подведение итогов деятельности,
педагогически целесообразное распределение
ролей и функций между учащимися и педагогом
в этом процессе;
создаются ситуации свободного выбора
детьми видов, способов деятельности,
ролей;
каждый участник может реализовать себя,
добиться успеха и в то же время проявить
заботу о других, внести реальный вклад
в общее дело;
отсутствует давление, навязывание со
стороны классного руководителя, который
способен занять позицию старшего товарища.
Воспитательный потенциал совместной
деятельности возрастает, если она носит
творческий характер, если обеспечиваются: