Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:28, лекция
Ребёнок улыбается матери - первая в жизни улыбка. Ребёнок играет - первые в жизни игры. Первые книжки, первые картинки, первые песенки… первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Ребёнок улыбается матери - первая в жизни улыбка. Ребёнок играет - первые в жизни игры. Первые книжки, первые картинки, первые песенки… первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача воспитателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность
Программа создаёт условия для развития личности и самореализации. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности ребенка.
Программа "Духовно-нравственного воспитания" предусматривает - воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности воспитателя и детского сада. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на детский сад задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Актуальность программы духовно-нравственного воспитания дошкольников
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ "Вознесенский детский сад № 5". Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств.
Задачи воспитания:
" Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
" Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
"
Сформировать человеческие
" Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.
" Сформировать культуру общения.
"
Воспитать потребность в
"
Приобщить воспитанников к
Виды и формы воспитывающей деятельности:
Мероприятия: (в течении года)
2. Конкурсы, (для детей)
3. КВН (для родителей)
4. Викторины (для родителей)
5. Экскурсии (для детей)
10. Исследовательская деятельность. (для детей)
Традиционные мероприятия в детском саду (в течение года)
День Знаний
" Эстетическое шоу "По стране вежливых слов"
" Юбилей детского сада
" День Матери
" Праздник Новогодней ёлки
" Проект "Я открываю свой талант! "
" Спортивный праздник
" Праздник Здоровья "Папа, мама, я - здоровая семья"
" Праздники и мероприятия "Служу отечеству"
" Зарничка-смотр "Парад военной песни"
" Конкурс инсценированной сказки
" Праздник "Здравствуй, лето! "
" Вознесенские звездочки (конкурс детского творчества)
" Проектная деятельность
" Экологические походы
" Создание краеведческого музея "История нашего детского сада
Изучение духовно-нравственных традиций русского народа.
1.Наглядно-действенный
метод:
- показ
сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание
книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение
дидактических и музыкально-дидактических
игр;
- наблюдение;
- чтение
педагогом художественной литературы;
- воплощение
впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии,
целевые прогулки.
2. Словесно-образный
метод:
- чтение
и обыгрывание литературных произведений
воспитателем;
- загадывание
и отгадывание загадок;
- рассматривание
наглядного материала;
- рассказы
детей о своих впечатлениях;
- беседы
с элементами диалога, обобщающие рассказы
воспитателя;
- чтение
сказок и стихотворений детьми, воспитателем
с последующей дра-матизацией;
- ответы
на вопросы педагога, детей;
- проведение
разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения
дополнительного материала воспитателем;
- рассказы
детей по схемам, иллюстрациям, моделирования
сказок;
- разбор
житейских ситуаций;
- проведение
викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический
метод :
- организация
продуктивной деятельности: рисование,
лепка, аппликация.
- проведение
игр: со строительным материалом («Ступеньки
к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие
поступки»), подвижных («Помоги де-душке»),
малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- организация
постановки сказок, литературных произведений
- организация
продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления
после праздника), ручной труд (Вифлеемская
звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Календарный
план реализации проекта.
Сентябрь
1. Диагностика
знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование
родителей о духовно-нравственном воспитании
в семье и направленности воспитательного
процесса в образовательном учреждении.
3. Расматривание
папок: «Народные праздники», «Русские
народные игры»,
«Игры
в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи
русских сказок», «Русская народная одежда»,
«Русский головной убор», «Народная игрушка»,
«Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома»
Октябрь
1.Обучающее
занятие для старших дошкольников «В гости
к бабушке на оладушки»;
2. Ознакомление
детей с народно –прикладным искусством
на занятиях по изобразительной деятельности
: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»;
«Жестово»; «Городец».
4. Осинины
– осенняя ярмарка (развлечение и выставка
работ из овощей). Ноябрь
1.Проведение
комплексно-тематического занятия «Посуда
вчера и сегодня»;
2.День
матери
Декабрь
1.Консультации
для педагогов «Особенности патриотического
воспитания дошкольника»;
2.Ознакомление
детей с народно – прикладным искусством:
«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»;
«Жестово»;«Городец»
3. Беседа
«Как я поздравлю свою семью с праздником».
4.Организация
конкурса творческих работ «Что такое
Новый год».
5.Изобразительная
деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю
сказку».
Январь
1. «У
матрешки – День рождения» (занятие по
приобщению детей к истокам русской народной
культуры)
2. Чтение
и обсуждение литературных произведений
о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение
«Праздник Рождества».
4. Занятие
по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские
открытки».
5. Выставка
детских работ «Рождественская открытка».
Февраль
1. Ознакомление
детей с народно – прикладным искусством:
«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»;
«Жестово»;«Городец»
2.Проведение
комплексно-тематического занятия «Как
работали и отдыхали на Руси, или Посиделки
в горнице».
3.Чтение
с последующим обсуждением литературных
произведений о зиме, весне.
4.Фотоальбом
«Наши праздники»
Март
1.Проведение
комплексно-тематических занятий: «При
солнышке – тепло, при матушке – добро»
2. Развлечение
«Масленица».
4.Изобразительная
деятельность на тему: «Масленица к нам
пришла».
Апрель
1.Развлечение
«Пасха». Кукольный спектакль - Сказка
«Пасхальная исто-рия».
2.Конкурс
для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный
сувенир».
4. Чтение
литературных произведений, разучивание
стихов о Пасхе, весне.
6. «Что
такое Пасха? »- занятие по ознакомлению
с окружающим миром. (Беседа об истории
возникновения, традициях и обычаях праздника.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций).
7. Ознакомление
детей с народно –прикладным искусством:
«Гжель»;«Хохлома»;
«Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».
Май
1.Тематическое
развлечение «Праздник народных игр».
2.Ознакомление
детей с народно – прикладным искусством:
«Гжель»;
«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»
3. Беседа-диспут
«Хорошие и плохие поступки».
5. Беседа
на тему: «Летние праздники».
Июнь
1.Проведение
комплексно-тематического занятия «Какую
одежду носили на Руси». .
2. Занятие
по изобразительной деятельности на тему
«Русская березка».
Июль
1.Посиделки
- чаепитие совместно с родителями «Наши
именинники».
2. «Люблю
берёзку русскую» - занятие по ознакомлению
с окружающим миром (формирование интереса
детей к родной природе; обобщение знания
о берёзке; расширение представления детей
об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях
изобразительного искусства);
3. Беседы:
«Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»;
«Целебное лукошко».
4. Организация
выставки детских работ «Праздники».
5. Публикация
на сайте МДОУ д/с № 44 «Формирование духовно
– нравственных ценностей у детей через
приобщение детей к истокам русской народной
культуры».
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в русской народной традиции. Мы считаем, что любая народная культура в своей основе не только духовна, но и нравственна. С 2009 года в детском саду планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех: педагогов, детей и родителей, а также с установлением внешних связей. Нас интересовало, прежде всего, что такое народные методы и какие именно особенности делают русскую культуру исключительно эффективной основой воспитания и обучения. Беря за основу народные методы воспитания и образования, стараемся ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:
непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей
(например:
мы не просто смотрим на
концертное исполнение
- продвижение от опыта к знанию (например: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни
всего детского сада) ;
- усвоение
традиционных культурных
Цель работы - развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, мы выделили следующие задачи:
1. Оказание
помощи семье в формировании
ценностной сферы личности
2. Воспитание
отзывчивости на красоту русско
3. Интеграция
духовно-нравственного
4. Содействие
развитию отдельных форм и
комплексов традиционной
5. Развитие художественно-творческой активности детей.
Основная идея
Воспитательная система, сложившаяся в детском саду по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Компоненты воспитательной системы:
- содержательный
компонент - овладение детьми доступных
возрасту объёмом
- эмоционально-побудительный
- переживание личностью