Формирования духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:28, лекция

Краткое описание

Ребёнок улыбается матери - первая в жизни улыбка. Ребёнок играет - первые в жизни игры. Первые книжки, первые картинки, первые песенки… первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.

Вложенные файлы: 1 файл

Самообразование.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Ребёнок улыбается матери - первая в жизни улыбка. Ребёнок играет - первые в жизни игры. Первые книжки, первые картинки, первые песенки… первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача воспитателя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность

Программа создаёт условия для развития личности и самореализации. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности ребенка.

Программа "Духовно-нравственного воспитания" предусматривает - воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности воспитателя и детского сада. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на детский сад задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

 

Актуальность программы духовно-нравственного воспитания дошкольников

В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.

Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ "Вознесенский детский сад № 5". Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств.

Задачи воспитания:

" Сформировать в каждом ребенке  общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

" Пробудить все силы, присущие  человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.

" Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

" Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.

" Сформировать культуру общения.

" Воспитать потребность в созидательной  деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

" Приобщить воспитанников к национальной  и мировой культуре.

Виды и формы воспитывающей деятельности:

Мероприятия: (в течении года)

2. Конкурсы, (для детей)

3. КВН (для родителей)

4. Викторины (для родителей)

5. Экскурсии (для детей)

10. Исследовательская  деятельность. (для детей)

Традиционные мероприятия в детском саду (в течение года) 

День Знаний

" Эстетическое шоу "По стране  вежливых слов"

" Юбилей детского сада

" День Матери

" Праздник Новогодней ёлки

" Проект "Я открываю свой талант! "

" Спортивный праздник

" Праздник Здоровья "Папа, мама, я - здоровая семья"

" Праздники и мероприятия "Служу  отечеству"

" Зарничка-смотр "Парад военной  песни"

" Конкурс инсценированной сказки

" Праздник "Здравствуй, лето! "

" Вознесенские звездочки (конкурс  детского творчества)

" Проектная деятельность

" Экологические походы

" Создание краеведческого музея "История  нашего детского сада


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение духовно-нравственных традиций русского народа.

 

1.Наглядно-действенный метод: 
- показ сказок (педагогом, детьми); 
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; 
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр; 
- наблюдение; 
- чтение педагогом художественной литературы; 
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях; 
- экскурсии, целевые прогулки. 
2. Словесно-образный метод:  
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; 
- загадывание и отгадывание загадок; 
- рассматривание наглядного материала; 
- рассказы детей о своих впечатлениях; 
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; 
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей дра-матизацией; 
- ответы на вопросы педагога, детей; 
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); 
- сообщения дополнительного материала воспитателем; 
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
- разбор житейских ситуаций; 
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. 
 
3.Практический метод : 
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация. 
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги де-душке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.; 
- организация постановки  сказок, литературных произведений 
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.) 
Календарный план реализации проекта. 
Сентябрь  
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях. 
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении. 
3. Расматривание  папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», 
«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома» 
 
 
Октябрь 
1.Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки»; 
2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности : «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец». 
 
4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей). Ноябрь 
1.Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»; 
2.День матери 
Декабрь 
1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;  
2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец» 
3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником». 
4.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год». 
5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку». 
Январь 
1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры) 
2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов. 
3. Развлечение «Праздник Рождества».  
4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки». 
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка». 
Февраль 
1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец» 
2.Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице». 
3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне. 
4.Фотоальбом «Наши праздники» 
 
Март 
1.Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро» 
2. Развлечение «Масленица».  
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». 
Апрель 
1.Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная исто-рия». 
2.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир». 
4. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне. 
6. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций). 
7. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством: 
«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец». 
Май 
1.Тематическое развлечение «Праздник народных игр». 
2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: 
«Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец» 
3. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».

5. Беседа  на тему: «Летние праздники». 
 
Июнь 
1.Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси». . 
2. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка». 
Июль 
1.Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники». 
2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства); 
3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное лукошко». 
4. Организация выставки детских работ «Праздники». 
5. Публикация на сайте МДОУ д/с № 44 «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры». 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа

Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию. Такой комплексный подход к воспитанию мы находим в русской народной традиции. Мы считаем, что любая народная культура в своей основе не только духовна, но и нравственна. С 2009 года в детском саду планомерно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей и приобщению их к основам народной культуры. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех: педагогов, детей и родителей, а также с установлением внешних связей. Нас интересовало, прежде всего, что такое народные методы и какие именно особенности делают русскую культуру исключительно эффективной основой воспитания и обучения. Беря за основу народные методы воспитания и образования, стараемся ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры. Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:


 

 непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей

(например: мы не просто смотрим на  концертное исполнение календарных  и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков) ;

- продвижение  от опыта к знанию (например: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни

всего детского сада) ;

- усвоение  традиционных культурных эталонов  не только детьми, но и их  родителями, сотрудниками детского  сада.

Цель работы - развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мнение родителей в качестве приоритетных, мы выделили следующие задачи:

1. Оказание  помощи семье в формировании  ценностной сферы личности ребенка  на основе приобщения к традициям  духовной и народной культуры, традиционному укладу жизни, любви  к родному краю.

2. Воспитание  отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства.

3. Интеграция  духовно-нравственного содержания  в повседневной жизни детского  сада, во все виды детской деятельности.

4. Содействие  развитию отдельных форм и  комплексов традиционной культуры.

5. Развитие  художественно-творческой активности детей.


Основная идея

Воспитательная система, сложившаяся в детском саду по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно-нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

Компоненты воспитательной системы:

- содержательный  компонент - овладение детьми доступных  возрасту объёмом представлений  и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни советского народа, истории страны, культуры, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны

- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного  эмоционального отношения к усваиваемым  знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно-полезном труде

Информация о работе Формирования духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей