Формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:03, дипломная работа

Краткое описание

Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом МАША (нов).doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Также анализ психолого-педагогической литературы по проблемам межличностных отношений определил большое значение песочной игротерапии в формировании личности ребенка, ее первостепенную роль в дальнейшей его социализации. В психологических исследованиях песочная терапия рассматривается как система, средство, которое эффективно влияет на межличностные, коммуникативные способности ребенка младшего школьного возраста.

На основе анализа результатов исследования были сделаны следующие выводы:

1. В ходе исследования получен и систематизирован большой объем данных, характеризующих межличностные отношения в коллективе младших школьников, имеющих интеллектуальное недоразвитие.

2. Установлены особенности и  закономерности межличностных отношений  детей с интеллектуальным недоразвитием. Выявлена такая закономерность межличностных отношений, как установление иерархии предпочитаемых партнеров по общению умственно отсталыми детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.Абрамова Г.С. Введение в практическую  психологию. – М.: Междун. пед. Академия, 1999. –  224 с. 

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет  познания. – СПб.: Питер,2004.

3.Астапов В.М. Введение в дефектологию  с основами нейропсихологии и  патопсихологии. – М.: Международная  педагогическая академия, 1994.

4.Бгажнокова И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 2004. – № 3. С. 51–54

5.Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983. – 328 с.

6.Борич А. Семья с умственно отсталым ребенком // Дефектология. – 1999, №5. – 58 с.

7.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике.  Киев, 2005.

8.Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс. — Мн.: ГИУСТБГУ, 2007. — 112 с.

9.Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – М.: ПЕР СЭ, Смысл, 2000. – 685 с.

10.Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – 288 с.

11.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. – 1985,  №6. С.8 – 17.

12.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.

13.Воронкова В.В., Дмитриев А.А., Горшенков И.А. Олигофренопедагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2009. - 397 с.

14.Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. – М.: Педагогика, 1983.

15.Выготский Л.С. Основы общей дефектологии. Дефект и компенсация. – Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. - Т.5.

16.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1992.

17.Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. – М.: 1995.– 390 с.

18.Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод, пособие для учителей-дефектологов / В.В.Гладкая. - Минск: Зорны верасень, 2008. - 112 с.

19.Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.

20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.Практикум по креативной терапии. – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

21.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

22. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. – СПб.: Речь, 2008.- 340с. 

23.Дембо Т.В. Приспособление к увечью – проблема социально-  психологической реабилитации. – М.: 1992.

24.Дети с отклонениями в развитии / Под ред. Певзнер М.С. – М ., 1966.

25.Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. – М.: Педагогика, 1999.

26.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1996.

27.Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – М.: 2004.

28.Коломинский Н.Л. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. – Киев, 2002.

29.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1984. – 239 с.

30.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: РПА, 2001.

31.Лебединская К.С. Особенности эмоционально-волевой регуляции  при умственной отсталости. – М.: 2002. –  225 c.

32.Левин В. Психологический анализ понятия душевной болезни // Психол. Журнал. – 1999, № 3.

33.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1999.

34.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. – М.: Педагогика, 1983.

35.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М.: 1998.

36.Ляпидиевская Г.В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001, № 1.

37.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка – Пресс, 1997.

38. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с.

39.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Феникс, 2006. — 382 с.

40.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Academia, 2001.

41.Обозов Н. Н Психология межличностных отношений. Киев: Изд-во Лыбедь, 2005.– 128с.

42. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2007.

43.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 480 с.

44.Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2006.

45.Психология. Полный энциклопедический справочник / Под  ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007.

46.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: ВЛАДОС,2003.

 47.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – M.: Педагогика, 1989.

48.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1986. – 176с.

49.Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь,2006.– 176с.

50.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: Аркти, 2003. – 208 с.

51.Симонов П. В. Избранные труды: В 2Т: Т.1: Мозг: Эмоции; Потребности; Поведение. – М.: 2004.

52.Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.

53.Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003. — 216 с.

54.Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медгиз, 2002. – 400 с.

55.Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 2006, №5.

56.Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.

 57.Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

58.Юдилевич Я.Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов –   имбецилов в коррекционно - воспитательной работе // Дефектология. – 2003, № 3. – 51 с.

 

 

 

 


 



Информация о работе Формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта