Формы внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Содержание

Введение
Глава 1
Понятие формы
Актуальные цели и задачи воспитания учащихся
Разнообразие форм воспитательной работы
Упорядочение внеурочного времени
Коррекционное внеурочное воспитание
Глава 2
Система внеурочной работы и организация
Практическое применение форм внеурочного воспитания
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

формы внеурочной воспит раб.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

Играет немаловажную роль - кадровый потенциал. Для работы в творческих объединениях учитель-предметник не может строить свою деятельность аналогично урочной. От него требуется кардинальная смена «почерка» в работе, применяемых технологий, профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертым фактором является слабая заинтересованность прежде всего непосредственно руководителей, занимающихся организацией внеурочной воспитательной деятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также их родителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержание внеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированных потребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения.

Парадокс состоит в том, что учащиеся выражают желание заниматься в творческих объединениях именно в школе, а не в учреждениях дополнительного образования. Потому не случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекают педагогов учреждений дополнительного образования для организации творческих объединений на базе своих школ.

Очевидно, что степень проблемности в организации деятельности этих объединений тесным образом связана с эффективностью использования возможных условий и ресурсов учреждений, образующих со школой единое социокультурное пространство конкретной территории. [ 13 с. 54-55]

 

Коррекционное внеурочное воспитание

 

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков. [ 11, с 112. ]

 

ГЛАВА 2

 

Система внеурочной работы и организация

 

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников. [8 с.17]

Существуют типичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системы внеурочной работы.

Существует недостаток – неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель – содержание – форма» или «планирование – организация – анализ», а также отсутствие связей между этими звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторые педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к распределению мероприятий по времени и месту.

Не менее опасен и другой недостаток – интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственное просвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если организатор занят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться в эстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает его роль.

Еще один существенный недостаток – формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.

Именно обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого организатора. [10 с 19.]

 

Практическое применение форм внеурочного воспитания

 

Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:

1) учебно-познавательное:

-предметная неделя русского  языка;

-библиотечные часы;

-конкурсы, олимпиады, игры  и другие учебно-познавательные  мероприятия.

2) культурно-просветительное:

-посещение городской картинной галереи;

-театральные представления;

-проведение школьного  фестиваля искусств, приуроченного  ко Дню культуры.

3) общественно-патриотическое:

-встречи с ветеранами  ВОВ, «уроки мужества»;

-работа школьного музея;

-работа по сбору и  реставрации музейных экспонатов;

-экскурсионная работа;

-организация и проведение  субботника по благоустройству школы.

4) физкультурно-оздоровительное  и спортивное:

-работа спортивных секций  по футболу и хоккею;

-общеоздоровительная работа;

-проведение подвижных  игр и «весёлых стартов»;

-проведение внутришкольных  спортивных соревнований;

-проведение бесед по  охране здоровья;

-заполнение «карточки  здоровья».

5) нравственно-правовое:

-беседа о правилах  безопасности дорожного движения;

-экологическая работа;

-беседы о правилах  поведения в общественном месте;

-работа с социально  неадаптированными подростками  и их семьями.

6) эстетическое и игровое:

-организация выставок  детских рисунков, поделок и творческих  работ учащихся;

-проведение тематических  классных часов по эстетике  внешнего вида ученика, культуре  поведения и речи;

-участие в конкурсах, выставках детского творчества  эстетического цикла на уровне  района;

7) лекционно-образовательное:

-проведение родительских  собраний;

-лектории;

-индивидуальная работа  с родителями.

Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека.

Выявленные тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993 г.
  2. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996 г.
  3. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.
  4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004 г.
  5. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
  6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
  7. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1992.
  8. Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
  9. Рубин А.А. Юрченко З.В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал "Преподавание истории в школе" N 5, 1991.
  10. Журнал «Директор школы», № 8, 2001.
  11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.,1992.
  12. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
  13. Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. – М., 1980.
  14. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 классы. – М., 2006.

 


 



Информация о работе Формы внеурочной деятельности