Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:06, доклад
В данной работе дана классификация форм воспитательной работы.
Форма
внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.
ФУНКЦИИ
ОРГАНИЗАТОРСКАЯ
РЕГУЛИРУЮЩАЯ
ИНФОРМАТИВНАЯ
ОРГАНИЗАТОРСКАЯ
Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи.
В роли организатора может выст
Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.
Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм вос
РЕГУЛИРУЮЩАЯ
Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми.
Различные формы по-разному вли
Благодаря формам, где заранее закладывается необ
ИНФОРМАТИВНАЯ
Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Форма воспитательной работы:
ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.
Структура совместного взаимодействия.
Функция участников
содержание
порядок
Методы и приёмы
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ
УРОВНИ
Мероприятие
Дело
Игра
Мероприятие
это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них.
Например, знакомство с произведениями ис
лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста,
занятие по технике безопасности,
прогулки, походы и т.д.
Дело
это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.
Игра
это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.
Пять типов форм
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ИГРОВЫЕ
ТРУДОВЫЕ
ОБРАЗНО-
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
СЛОВЕСТНО-
ЛОГИЧЕСКИЕ
ТИПЫ
Словесно-
логические
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь –обсуждение проблем.
Образно-художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание.
Главное здесь – вызвать сильны
Большой потенциал имеют такие
Трудовые формы внеурочной работы.
Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ремонта школы, разбивки цветников и ухода за ними, ухода с памятниками Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник или праздник.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения.
Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные.
Психологические формы
В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии.
Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специаль
Формы:
Методы воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.
Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности.
По характеру воздействия
на учащегося методы
- методы стимулирования (сор
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАН
Сферы личности
Методы воспитания
Формы и приемы
Интеллектуальная
Убеждение и самоубеждение
Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация
(классификация Байбородовой Л.В. и Рожкова М.И.)
Сферы личности
Методы воспитания
Формы и приемы
Эмоциональная
Внушение
Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой.
Речевые: слово, интонация, пауза.
Неречевые: мимика, жесты, обстановка,
художественный образ
Сферы личности
Методы воспитания
Формы и приемы
Волевая
Требование
Совет, убеждение, намек, одобрение,
выражение
доверия, приучение, игра, рекомендация,
инструктаж
Упражнение
Проблемное задание, поручение
Сферы личности
Методы воспитания
Формы и приемы
Мотивационная
Стимулирование
Поощрение: похвала, одобрение,
благодарность, награда.
Наказание: замечание, мотивированное
лишение чего-либо порицание.
Соревнование
Мотивация
Совет, доброжелательная
критика, авансирование,
практическая помощь, показ, просмотр,
презентация, анализ, настрой
Сферы личности
Методы
воспитания
Формы и приемы
Саморегуляционная
Коррекция поведения
Пример: реальный, литературный,
идеальный, педагога.
Самооценка, взаимооценка, самоконтроль,
самоанализ, тренинг, взаимообучение,
игра
Анализ деятельности и общения
КТД, коллективный анализ, рефлексия, презентация
Сферы личности
Методы воспитания
Формы и приемы
Предметно- практическая
Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора)
дежурство, поручение, самостоятельная работа - творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра
Экзистенциальная
Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее)
Рефлексия, дискуссия
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма.
Каждый метод реализуется
различно в зависимости от
опыта педагога и его
Доминирующие бинарные методы
воспитания-самовоспитания:
Сущностная сфера
Доминирующий
метод воспитания
Метод
самовоспитания
Интеллектуальная
Убеждение
Самоубеждение
Мотивационная
Стимулирование
Мотивация
Эмоциональная
Внушение
Самовнушение
Волевая
Требование
Упражнение
Саморегуляции
Коррекция
Самокоррекция
Предметно- практическая
Воспитывающие ситуации
Социальные пробы
Экзистенциальная
Метод дилемм
Рефлексия
Воспитание детей - одна
из основных родительских
Выбор применяемых родителями методов воспитания во многом зависит от того, какими методами воспитывали самих родителей, каков уровень их педагогических и психологических знаний, также во многом зависит от того, какие ценности приоритетны для семьи, насколько родители осознают важность процесса воспитания и ту роль, которая на них возложена.