Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 21:12, курсовая работа
Цель исследования: выявить проблему методов и форм обучения в современной общеобразовательной школе.
Задачи исследования: показать, как развивалась теория методов и форм обучения в дидактике; раскрыть понятие метода и формы как многомерного явления; проанализировать классификации методов и форм обучения; раскрыть сущность и содержание методов и форм обучения; охарактеризовать закономерности выбора методов и форм обучения.
-аннотирование - краткое
свернутое изложение
-рецензирование - написание
краткого отзыва с выражением
своего отношения о
-составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.
-составление формально-
-составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
-составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.
Наглядные методы. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения.
В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе,
Практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.
В ходе исследования гипотеза нашла свое подтверждение.
Суть и логика излагаемой в данной курсовой
работе точки зрения состоит в следующем.
Обучение как взаимодействие обучающего
и обучающихся обусловлено как его целью
обеспечить усвоение младшим поколением
накопленного обществом социального опыта,
воплощенного в содержании образования,
так и возможностями обучаемых к моменту
обучения. Поэтому методы и формы обучения
как способ достижения цели представляет
собой систему последовательных и упорядоченных
действий учителя, организующего с помощью
определенных средств практическую и
познавательную деятельность учащихся
по усвоению социального опыта, составляющего
источник и аналог состава содержания
образования.
Социальный опыт –
это совокупность деятельностей, накопленных
человечеством в процессе познания объективного
мира, т.е. в результате его «распредмечивания».
Социальный опыт, будучи аналогом содержания
образования, представляет собой систему
четырех видов содержания: 1) знаний о природе,
обществе, технике, человеке и способах
деятельности; 2) опыта осуществления способов
деятельности, т.е. реализации знаний о
них; 3) опыта творческой деятельности;
4) опыта эмоционально-чувственного отношения
к миру и его объектам. Поэтому и содержание
образования состоит из тех же взаимосвязанных
элементов.
Деятельность учителя
в обучении, с одной стороны, обусловлена
целью обучения (содержанием образования),
закономерностями усвоения и характером
познавательной деятельности учащихся,
а с другой – сама обуславливает деятельность
учения, реализацию закономерностей усвоения
и результат усвоения.
1. Азаров, Ю.П./ Радость учить и учиться. /Ю.П. Азаров - М.: 1989.
2. Бабанский, Ю.К/ Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К.Бабанский – М.: Педагогика, 1981. – 114-115с.
3. Бабанский, Ю.К/ Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К.Бабанский – М.: Просвещение, 1985. – 24-29с.
4. Бабанский, Ю.К/ Проблемы повышения эффективности педагогических исследований/ Ю.К. Бабанский - М.: 1982.
5. Бабанский, Ю.К/ Избранные педагогические труды/Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: 1990.
6. Блауберг, И.В/ Становление и сущность системного подхода/
Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг - М.: 1973.
7. Виноградова, М.Д/ Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников/ И. Б. Первин, М.Д. Виноградова - М.: 1977.
8. Гинецинский, В.И/ Основы теоретической педагогики/
В.И. Гинецинский - СПб.: 1992.
9. Гордин, Л.Ю/ Поощрения и наказания в воспитании детей/
Л.Ю. Гордин - М.: 1980.
10. Грабарь, М.И/ Применение математической статистики в педагогических исследованиях/ К.А. Краснянская, М.И. Грабарь - М.: 1977.
11. Давыдов, В.В/ Проблемы развивающегося обучения / В.Н.Давыдов – М.: 1986. –119-121с.
12. Данилов, М.А/ К вопросу о методах обучения в советской школе / М.А.Данилов – Советская педагогика: 1956. - 208-209с.
13. Данилов, М.А/ Основы дидактики / М.А. Данилов - Под ред.
Б. П. Есипова. М.: «Просвещение», 1967. – С.28-19.
14. Дьяченко, В.К/ Организационная структура учебного процесса/В.К. Дьяченко - М.: 1989.
15. Дьяченко, В.К/ Коллективная структура учебного процесса и ее развитие/ В.К. Дьяченко - М.: 1989.
16. Загвязинский, В.И/ Методология и методика дидактического исследования/ В. И. Загвязинский - М.: 1982.
17. Ильин, В.В/ Природа науки/ А.Г. Калинкин, В.В. Ильин - М.: 1985.
18. Исаев, И.Ф/ Творческая самореализация учителя: Культурологический подход/ М.И. Ситникова, И.Ф. Исаев - Белгород; М.: 1999.
19. Колесников, Л.Ф/ Эффективность образования/ В.Н. Турченко, Л.Г.Борисова - М.: 1991.
20. Котова, И.Б/ Философские основания современной педагогики/ Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова - Ростов-на-Дону, 1994.
21. Котова, И.Б/ Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности/ И.Б. Котова - Ростов-на-Дону, 1995.
22. Коротов, В.М/ Общая методика учебно-воспитательного процесса/ В.М. Коротов - М.: 1983.
23. Краевский, В.В/ Методология педагогического исследования/
В.В. Краевский - Самара, 1994.
24. Краевский, В.В/ Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я.Лернера. - М.: 1989.
25. Лернер, И.Я/ Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер - М.: 1981/ - 54-58с.
26. Лернер, И.Я/ Проблема методов обучения и пути её исследования / И.Я. Лернер // Вопросы методов педагогических исследований. Сб. научных трудов. Под ред. М.Н. Скаткина - М.: 1973. - 40-41с.
27. Лихачев, Б.Т/ Введение в теорию воспитательных ценностей/ Б.Т. Лихачев - Самара, 1998.
28. Макаренко, А.С/ Сочинения: В 7 т/ А.С. Макаренко - М.: 1957- 1958. – 117с.
29. Максимова, В.Н/ Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы/ В.Н. Максимова - М.: 1987.
30. Махмутов, М.И/ Современный урок/ М.И. Махмутов - М.: 1985.
31. Натанзон, Э.Ш/ Приемы педагогического воздействия/ Э.Ш. Натанзон - М.: 1972.
32. Паламарчук, П.Ф/ Школа учит мыслить/ П.Ф. Паламарчук - М.: 1986.
33. Первин, И.Б/ Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. - М.: 1985.
34. Перовский, Е.П/ Проблема методов в обучении / Е.П. Перовский – Советская педагогика, 1956. – №12. – 35-36с.
35. Подласый, И.П/ Педагогика / И.П. Подласый – М.: Владос, 1999. – 38с.
36. Райков, Б.Е/ Общая методика естествознания / Б.Е. Райков – М.: 1947. – 44-45с.
37. Садовский, В.Я/ Обоснование обшей теории систем/ В.Я. Садовский - М., 1974.
38. Скаткин, М.Н/ Дидактика средней школы / Под ред. М.Н Скаткина, 2-е изд. М.: 1982. – 34-35с.
39. Сластенин, В.А/ Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
40. Чередов, И. М/ Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе/ И.М. Чередов - М.: 1987.
41. Шварцман, К.А/ Философия и воспитание/ К.А. Шварцман - М.: 1989.
42. Шиянов, Е.Н/ Развитие личности в обучении/ И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов - М.: 1999.
43. Щедровицкий, П.Г/ Очерки по философии образования/ П.Г. Щедровицкий - М.: 1993.
44. Яковлев, Н.М/ Методика и техника урока/ А.М. Сохор,
Н.М. Яковлев - М.: 1985.