Формы и методы профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:25, реферат

Краткое описание

Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией личности в других важных сферах жизни, Н.С.Пряжников пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации».

Выделим основные характеристики профессионального самоопределения:

1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Вложенные файлы: 1 файл

Формы и методы профессионального самоопределения учащихся.docx

— 45.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Ход урока:

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

1

Беседа. Начинает изучение материала  с вопросов:

- Когда человек впервые начинает задумываться о своей будущей профессии?

- В каком возрасте вы впервые  задумались над этим вопросом?

- Кто из вас уже выбрал  профессию, а кто еще находиться  на стадии выбора?

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Называют ряд профессий.

2

2

Беседа. Задает ряд вопросов:

- А вы можете определить достоинства  и недостатки названных профессий,             выделить  этапы получения образования? 

- Вы знаете,  что относится  к понятию «система 

 образования»?

- Я вижу, что вы затрудняетесь  в определении критериев оценки  профессий, вы имеете нечеткое  представление об этапах образовательного  процесса, вам не все известно   об образовательной системе России.

-  Как вы думаете, какие  задачи нам предстоит сегодня  решить?

Таким образом, подводит учащихся к  определениям задач урока: подробнее узнать о системе образования в России; расширить представления об этапах образования; правильно определять «плюсы» и «минусы профессий», при этом оценочные суждения людей о достоинствах и недостатках профессий  могут  отличаться.

 

Дают неполные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют задачи и вопросы, которые  необходимо решить на уроке.

3

3

Беседа. Вопросы:

- Как вы считаете, представители человечества больше находят в профессиях достоинств или недостатков?

- В процессе работы мы постараемся это выяснить.

 

 

 

-У вас есть какие-нибудь идеи  по поводу способа проверки  наших гипотез?

- Как можно определить, чего  мы сегодня назовем больше: недостатков  профессий или их преимуществ?

Можно просто записывать кратко на листке бумаги в две колонки «плюсы»  и «минусы» профессий, а потом    посчитать.

-Давайте  начнем решать  задачи, которые мы поставили перед  собой.

 

Отвечают на вопросы, делая акцент на том, что в каждой профессии  есть много хорошего: уважение к  хорошим специалистам, зарплата, условия  работы нормальные, возможность сделать  карьеру. Но и недостатков хватает  у многих специальностей.

Выдвигают идеи по поводу способа  проверки гипотез.

3

4

Демонстрирует презентацию «Система образования в России. Этапы образовательного процесса» (Приложение №1.)

Проверка выполненных заданий, при необходимости проводится корректировка  заданий. Если учащиеся не справились с заполнением таблицы «Система образования в России», им оказывается  помощь.

Задает вопросы:

- Давайте попробуем применить  полученные знания на практике. Определите, на какой стадии образовательного  процесса вы находитесь?                  

- А вы можете дать оценку  системе образования в России?

- Какие возможности она нам  предоставляет?

-Есть ли у этой системы  недостатки? Какие? 

Просмотр презентации. Выполняют  задания (Приложение №2, №3)

 

 

Озвучивают результаты выполненных  заданий

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

5

5

- Следующий этап работы будет  намного сложнее. Он потребует  от вас не только фиксировать  поток информации, но и аргументировать  свою точку зрения, приводить  примеры из жизни, выделять  и сравнивать критерии оценки  профессий, специальностей, соотносить  разные точки зрения на одну  и ту же информацию.

-Наступает очень важный и  сложный этап работы - подготовка  к «профессиональным» дебатам.  Вы, конечно, не профессионалы  - политики, для которых дебаты, споры- обычное дело, но вы уже тоже умеете доказывать свои точки зрения.

Демонстрирует презентацию «Юридические специальности». (Приложение №4)

Разделить учащихся на 2 команды: «Плюсы»  и «Минусы». Каждая команда выберет  лидера. В процессе знакомства с  материалами презентации вы узнаете  некоторые подробности о специальностях прокурора, адвоката, судьи, нотариуса. Это профессиограммы  указанных  юридических специальностей, в которых  указаны экономические, производственные, психологические и другие характеристики трудовой деятельности. Команда «Плюсы»  выделит преимущества указанных  профессий, а команда «Минусы» попытается указать нам на недостатки. И та, и другая команды должны доказать свою точку зрения и отстоять ее в процессе дебатов. Можно использовать не только материалы презентации, но и свою собственную базу знаний. Выступающих от каждой команды не более 4 человек, каждый из которых называет  1 достоинство или недостаток, объясняет  свой выбор и приводит пример. Остальные  участники команд фиксируют количество плюсов и минусов профессии.

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр презентации и обработка  информации. Подготовка команд к дебатам.

7

6

- Начнем наш спор о преимуществах  и недостатках профессий. Для  оценочной экспертизы я предлагаю  выбрать две юридические специальности  на ваше усмотрение. Каждая юридическая  специальность характеризуется  по очереди. Проигравшей считается  команда, у которой оказалось  меньше аргументов.

- Какую юридическую специальность  будем оценивать первой?

- Какая команда начнет выступление? 

- Спасибо за участие в 1 туре  дебатов. Продолжим наше знакомство  с профессиями.

Команды выступают по очереди. Каждый выступающий называет только одну характеристику профессии, доказывает правоту своих  суждений, приводит 1 пример.

5

7

-Для оценочной характеристики  я выбрала две специальности:  аудитор и менеджер. Ваши задачи  остаются прежними, но команды  меняются и названиями, и ролями.

Демонстрация презентации «Экономические специальности». (Приложение №5.)

 

7

8

- Продолжим спор о преимуществах  и недостатках профессий.

Определение команды-победителя дебат.

Команды выступают по очереди. Каждый выступающий называет только одну характеристику профессии, доказывает правоту своих  суждений, приводит 1 пример.

5

9

- Помните, мы выдвигали предположения  о том, каких характеристик  о               профессиях мы услышим больше? Давайте сделаем вывод. Посчитаем  плюсы и минусы, которые нам  удалось увидеть в каждой профессии.  

- Как видите, несмотря на усилия  команд «Минусов» в 1 и 2 турах   было названо  больше положительных  оценочных характеристик.        

Каждая из профессий играет в  жизни нашего общества важную роль, к работникам любых профессий  надо относиться уважительно. Они создают  для нас все блага и оказывают  услуги.

- А какую роль играет профессия  в жизни человека?

Давным-давно во французском городе Шартре строился собор. Троих  рабочих, возивших на тачках камни, спросили, чем  они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю проклятые камни, мозоли на руках  набил!» Второй: «Обтесываю камни, зарабатываю на хлеб жене и дочкам». Третий улыбнулся и сказал: «Я строю прекрасный собор!» И в наше время не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от нее удовлетворение и радость. Главная причина - неверно выбранная профессия. Вам необходимо: вооружиться знаниями о различных профессиях, узнать о требованиях к работникам, изучить свои склонности, способности. Первичные навыки характеристики и оценки профессии вы получили. Желаю вам удачи в выборе профессии. Мне моя профессия нравится, потому что вы даете мне много положительных эмоций. В этом ее главное достоинство, в получении морального удовлетворения.

Подсчитывают итоги проведенных дебатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

5

10

- Давайте оценим наши уровни  активности. Мы сделаем это с  помощью простого задания на  установление  соответствия. Подберите   пары из двух колонок, а также  подумайте, кто из вас на  каком уровне активности находился. (Приложение №6)

Дают самооценку уровню активности

3


 

Приложение №2

- полное среднее образование

- начальное образование

- высшее профессиональное  образование

- основное общее образование

- среднее профессиональное  образование.

 

Расположите этапы образования  в правильном порядке, пронумеровав их цифрами от 1 до 5.

Подумайте, на каком этапе  образования вы находитесь в данное время.

 

 

 

Приложение №3

Система образования в  России

 

 

Образовательные программы и стандарты

Образовательные учреждения

Органы управления

Принципы образовательной политики РФ

Примеры (образец)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная программа по истории

МОУ     Косулинская СОШ Белоярского района Свердловской области

Министерство образования и науки  России

Общедоступность образования


Дополните таблицу своими примерами

 

План-конспект урока «Игра «Остров»

Раздел III: Профессиональное самоопределение. Тема 3.3.: Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»).

Задачи  урока:

  • дать определение понятий «рынок труда», «работник», «работодатель»;
  • подвести учащихся к пониманию необходимости учитывать требования социальной среды при выборе профессии;
  • познакомить учащихся с компонентами и субъектами рынка труда;
  • осознание учащимися своей гражданской зрелости;
  • воспитывать чувство уважения к работникам разных специальностей.

Оборудование  к уроку: ПК, проектор для показа слайдов, классная доска.

План  урока:

№ п/п

Этап урока

Время (мин)

1

Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся, формирование мотивации  к изучению темы. Изучение нового материала

10

2

Проведение игры «Остров»

30

3

Подведение итогов

5


 

Ход урока:

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

1

Беседа. Начинает изучение материала с вопросов:

- Наверное, вы все знакомы с  понятием «рынок труда». А что  же является товаром на этом  рынке? Кто выступает в роли  покупателя?

Подводит учащихся к определениям понятий «рынок труда», «работник», «работодатель», «социальный заказ». Демонстрация слайдов с определениями. Познакомить с компонентами и субъектами рынка труда.

- Выбирая ту или иную профессию,  человек должен ориентироваться  на текущее состояние рынка  труда, то есть представлять, нужна  ли эта профессия обществу.

Отвечают на вопросы.

 

 

Просмотр слайдов.

10

2

Классу объявляется название игры – «Остров» и зачитывается общая  инструкция:

- Представьте, что все мы «чудом» попали на заброшенный остров, где-то в южных широтах. Когда нас спасут неизвестно. Перед нами стоят 2 задачи: 1-выжить, 2-остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи. Я, как старший из вас, буду руководителем, но я сразу хочу установить в нашем сообществе демократию. Итак, ваши предложения...

Когда установлен перечень «работ», необходимых  для выживания, следует, исходя из общего количества играющих (в том числе  и ведущего) определить, сколько  человек необходимо для каждой «работы». Определяется это в ходе совместного  обсуждения.

Предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ), и, не зависимо от требуемого количества, выписать число желающих на доске. Как правило, всегда возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого.

Ведущий объявляет, что «его поразила неизвестная болезнь, и через 3 минуты он умрет». За это время необходимо срочно создать из школьников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание.

«Умирая», ведущий заявляет, что  превращается в «злого духа», который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей для дальнейшего выживания группы. Сказав это, ведущий предлагает Совету организовывать дальнейшее выживание, решить нерешенные вопросы, а сам уходит на последние парты и некоторое время не вмешивается в игру.

В зависимости от успешности работы Совета, ведущий может несколько  осложнять его работу в виде следующих  вмешательств:

с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных школьников (вызвать необходимость медицинской  помощи);

с помощью ветров, ливней осложнять  работу некоторых рабочих групп;

пригрозив эпидемией, подсказать необходимость  сооружения санитарно- гигиенических объектов (выход на не престижные профессии) и т.д.

Если Совет плохо справляется  со своими обязанностями, вмешательства  ведущего могут и не потребоваться.

Предлагают то, что необходимо для выживания (обычно это: постройка жилья, организация питания и т.д.), а один из учащихся записывает все предложения на доске в столбик.

Предложения обсуждаются, в результате чего остаются наиболее важные. Все это отражается на классной доске.

 

Один из учащихся выписывает на доске против каждого вида «работ» названное количество «работников».

 

 

Поднимают руки в соответствии с  желанием.

 

 

 

 

 

Решают вопрос о количественном составе Совета и о конкретных кандидатурах.

 

 

 

 

Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать «работу» в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т.д.).

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

10

3

Начинается обсуждение с вопроса: «Удалось ли нам выжить?» и «Остались  ли мы цивилизованными людьми?».

Отвечая, школьники должны кратко обосновать свое мнение.

5


Диагностические возможности игры. Игра позволяет дать ориентировочную оценку готовности школьников подчинить себя решению общей задачи, их понимание необходимости выполнять разные, даже непрестижные работы.

 

Типичные  трудности. Данная игра достаточно богата по своим возможностям, поэтому есть риск увлечься каким-либо аспектом игры (обсуждение конкретных работ, увлечение географическими деталями острова, борьба с «тунеядцами» и т.д.) и потерять главную линию игры – обеспечение конкретных потребностей для выживания. Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущий должен следить за дисциплиной и ввести правила обсуждения: хочешь сказать – подними руку, один говорит – все молчат, время высказывания – не более 15-20 секунд. Чтобы меньше стоять спиной к классу, многочисленные записи на доске можно сделать одному из учащихся.


Информация о работе Формы и методы профессионального самоопределения