Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 00:12, доклад
Краткое описание
- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Формы и методы работы
с одарёнными детьми в урочной и внеурочной
деятельности
Вступительное слово
Одаренность
- это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность
достижения человеком более высоких
(необычных, незаурядных)результатов в
одном или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
Широкомасштабная деятельность
по работе с одаренными детьми началась
в 1996 году в связи с принятием Федеральной
целевой программы"Одаренные дети".
Одаренный ребенок
- это ребенок, который
выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет
внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином
виде деятельности. На сегодняшний
день большинство психологов
признает, что уровень,качественное
своеобразие и характер развития одаренности
- это всегда результат сложного взаимодействия
наследственности (природных задатков)
и социальной среды, опосредованного деятельностью
ребенка (игровой, учебной,трудовой). При
этом особое значение имеют собственная
активность ребенка, а также психологические
механизмы саморазвития личности, лежащие
в основе формирования и реализации индивидуального
дарования.
Одаренные дети обычно обладают
отличной памятью, которая базируется
на ранней речи и абстрактном мышлении.
Их отличает способность классифицировать
информацию и опыт, умение широко пользоваться
накопленными знаниями.Большой словарный
запас, сопровождающийся сложными синтаксическими
конструкциями, умение ставить вопросы
чаще всего привлекают внимание окружающих
к одаренному ребенку. Маленькие"вундеркинды"
с удовольствием читают словари и энциклопедии,
придумывают слова, должные, по их мнению,
выражать их собственные понятия и воображаемые
события, предпочитают игры,требующие
активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются
с познавательной неопределенностью.
При этом трудности не заставляют их отклоняться.
Они с удовольствием воспринимают сложные
и долгосрочные задания и терпеть не могут,
когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает
и повышенная концентрация внимания на
чем-либо, упорство в достижении результата
в сфере, которая ему интересна. К этому
нужно прибавить и степень погруженности
в задачу.
В силу небольшого жизненного
опыта такие дети часто затевают предприятия,
с которыми не могут справиться. Им необходимо
понимание и некоторое руководство со
стороны взрослых, не следует акцентировать
внимание на их неудачах, лучше попробовать
вместе еще раз.
Одаренным и талантливым
детям свойственны следующие черты:
Сильно развитое чувство справедливости,
проявляющееся очень рано. Личные системы
ценностей у одаренных детей очень широки.
Остро воспринимают общественную
несправедливость. Устанавливают высокие
требования к себе и к окружающим и живо
откликаются на правду, справедливость,
гармонию и природу.
Не могут четко развести реальность
и фантазию.
Хорошо развито чувство юмора.
Талантливые люди обожают несообразности,
игру слов, "подковырки", часто видят
юмор там, где сверстники его не обнаруживают.
Юмор может быть спасительной благодатью
и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся
в защите от болезненных ударов, наносимых
менее восприимчивыми людьми.
Одаренные дети постоянно пытаются
решать проблемы, которые им пока "не
по зубам". С точки зрения их развития
такие попытки полезны.
Для одаренных детей, как правило
- характерны преувеличенные страхи, поскольку
они способны вообразить множество опасных
последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к
неречевым проявлениям чувств окружающими
и весьма подвержены молчаливому напряжению,
возникшему вокруг них.
Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова
о выделении трех функций психики, то модель
ключевых компетентностей можно изобразить
в виде пирамиды, вершинами которой являются:интеллектуальная,
коммуникативная и информационная компетентности.
А поскольку
При этом деятельность
педагогов предусматривает:
реализацию личностно-ориентированного
педагогического подхода в целях гармонического
развития человека как субъекта творческой
деятельности;
создание системы развивающего
и развивающегося образования на основе
психолого-педагогических исследований,
обеспечивающих раннее выявление и раскрытие
творческого потенциала детей повышенного
уровня обучаемости;
изучение факторов психолого-педагогического
содействия процессам формирования личности,
эффективной реализации познавательных
способностей учащихся
внедрение в учебно-воспитательный
процесс идеи гармонизации всех учебных
дисциплин в системе базисного учебного
плана, что является условием обеспечения
доминирующей роли познавательных мотиваций,
активизации всех видов и форм творческой
самореализации личности.
управление процессом развития
интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного
процесса основана на взаимозависимости
компонентов структурирования: идеи -
содержание -обновление содержания обучения,
вариативность образовательных программ
- определение индивидуальных образовательных
траекторий -технологии - методика развивающего
обучения и практика - образовательная
деятельность - помощь семьи в образовании
и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо
рационально, т.е. сообразуясь с его "самостью"выбрать
цели, содержание, методы, формы обучения.Как
свидетельствует опыт общеобразовательной
школы, т.е. где срабатывает традиционная
дидактика, здесь упускается главное;
насколько и будет ли вообще востребовано
то, что дается человеку, которого обучают,
воспитывают,развивают.
Педагогическая
система строится на четырех базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей
развития каждого ребенка, в том числе
его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
на понимании природы творческого
саморазвития как интегральной характеристики
"самости", изначальными компонентами
которой являются самопознание, творческое
самоопределение, самоорганизация, самоуправление,
творческое самосовершенствование и самореализация
личности школьника.
Выявление одаренных детей
должно начинаться уже в начальной школе
на основе наблюдения,изучения психологических
особенностей, речи,памяти, логического
мышления. Работа с одаренными и способными
учащимися, их поиск,выявление и развитие
должны стать одним из важнейших аспектов
деятельности школы.
Условно можно выделить три
категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким
общим уровнем умственного развития при
прочих равных условиях (такие дети чаще
всего встречаются в дошкольном и младшем
школьном возрасте).
Дети с признаками специальной
умственной одаренности - в определенной
области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по
каким-либо причинам успехов в учении,
но обладающие яркой познавательной активностью,
оригинальностью психического склада,
незаурядными умственными резервами (чаще
встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия
предоставленных возможностей для развития
личности;
принцип возрастания роли внеурочной
деятельности;
принцип индивидуализации и
дифференциации обучения;
принцип создания условий для
совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся
дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Условия успешной
работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы
каждым членом коллектива и усиление в
связи с этим внимания к проблеме формирования
положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование
методической системы работы с одаренными
детьми.
Признание коллективом педагогов
и руководством школы того, что реализация
системы работы с одаренными детьми является
одним из приоритетных направлений работы
школы.
Включение в работу с одаренными
учащимися в первую очередь учителей,
обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка
является личностью продуктивно реагирующей
на вызов, умеющей воспринимать критику
и не страдать от стресса при работе с
людьми более способными и знающими, чем
он сам. Взаимодействие учителя с одаренным
учеником должно быть направлено на оптимальное
развитие способностей, иметь характер
помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную
компетентность и возможность решать
возникающие проблемы. Он готов нести
ответственность за принимаемые решения,
и одновременно уверен в своей человеческой
привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих
способными самостоятельно решать свои
проблемы, верит в их дружелюбие и в то,
что они имеют положительные намерения,
им присуще чувство собственного достоинства,
которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному
самосовершенствованию, охотно работает
над пополнением собственных знаний, готов
учиться у других, заниматься самообразованием
и саморазвитием.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным
и эрудированным;
проводником передовых педагогических
технологий;
психологом, воспитателем и
умелым организатором учебно-воспитательного
процесса;
знатоком во всех областях человеческой
жизни.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям
классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской
деятельностью;
НОУ "Искатель"
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами,
ВУЗами.
Некоторые проблемы
развития одаренных детей.
Выявление одаренных детей
и развитие их способностей является одной
из задач цивилизованного общества. Эта
задача довольно сложна в ее практической
реализации, так как найти одаренного
человека, а тем более воспитать в соответствии
с его индивидуальными особенностями
достаточно трудно. Можно выделить две
целевые установки процесса развития
талантливых детей.
Первая
- создание возможности
наиболее полной реализации способностей
и склонностей одаренного ребенка.
Чтобы достичь этой цели,необходимо
провести целый ряд мероприятий,направленных
на изучение начальных условий деятельности.
К ним можно отнести: вычленение критериев
одаренности, выявление детей по данным
критериям, изучение их интересов и начального
уровня развития. Дальнейшая работа с
талантливыми учащимися будет включать
в себя разработку теоретической основы
и практических планов коллективных, групповых
и индивидуальных занятий, а также действия
по анализу и систематизации педагогической
деятельности.