Формы обучения
Понятие форм обучения
и форм организации обучения
- Форма (лат.) – внешнее очертание, наружный вид, структура чего-либо
- По отношению к обучению употребляется в двух значениях:
а) форма обучения
б) форма организации
обучения
Форма обучения
- Это внешняя сторона организации учебного процесса
- Зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и т.д.
Классификация форм
обучения
- Индивидуальная форма обучения (взаимодействие учителя с одним учеником);
- Групповая форма обучения (работа в группах, создаваемых на различных основаниях);
- Фронтальная форма обучения (работа учителя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами);
- Коллективная форма обучения (учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия);
- Парное обучение (взаимодействие между двумя учениками);
- Аудиторные, внеаудиторные, классные, внеклассные, школьные, внешкольные (по месту проведения)
Форма организации
обучения
- Это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.)
- Андреев В.И. (по доминирующей цели обучения) – вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий
* Онищук В.А. (по дидактическим
целям) – теоретические, практические,
трудовые, комбинированные
- Хуторской А.В.:
- Индивидуальные занятия – репетиторство, тьюторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение
- Коллективно-групповые занятия – уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры
- Индивидуально-коллективные занятия – погружения, творческие недели, научные недели, проекты
Тьютор
- Тьютор — (англ.tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Тьютор
- Название произошло от английского слова tutor, что означает домашний учитель, репетитор, наставник, опекун. Особенностью данной разновидности наставничества является то, что обучающий процесс происходит в рабочей обстановке, но носит неформальный и нерегламентированный характер. «Учитель» может объяснять своему «ученику» даже сложные вещи в виде баек, анекдотов, рассказов и примеров из собственного опыта, а также может поведать о собственных ошибках, допущенных им в прошлом чтобы предостеречь новичка.
Тьюторство
- Является сугубо индивидуальным методом обучения. Роль наставников могут выполнять более опытные работники, которые помогают новым сотрудникам освоиться на рабочем месте, войти в курс профессиональных обязанностей.
- При тьюторстве происходит трансляция опыта профессиональной деятельности в процессе «живого» общения между наставником и стажером