Формы организации полового воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:26, реферат

Краткое описание

Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания, а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Сегодняшние 16 - 17 летние по половому поведению соответствуют 19 - 20 летним 60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 - 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание - замедляется . Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров , психологов и, конечно, социальных педагогов.

Содержание

Введение

1. Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии

2. Психология полового воспитания на различных возрастных этапах

3. Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков

4.Содержание и принципы полового воспитания

5. Формы организации полового воспитания

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

половое воспитание.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение.

 

  1. Формы организации полового воспитания

 

Объективная сложность  проблемы полового воспитания заключается  в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально.

Организации образования  должны помочь детям, подросткам и молодежи развивать уверенность в обсуждений, выслушивании и обдумывании вопросов, связанных с сексуальным здоровьем  и взаимоотношением полов.

При этом нельзя переходить на личное, заставлять обучающихся (воспитанников) участвовать в дискуссии.

Условия образования  на каждом этапе воспитания должны исходить из возрастных особенностей восприятия материала. При этом должны использоваться все формы и методы обучения: занятия с применением иллюстраций, "мозговая атака", групповые дискуссии, аудиовизуальные средства (плакаты, видеофильмы и т.п.), ролевые игры, ситуационные задачи и др.

Необходимо использовать в половом воспитании различные  формы и методы. Это и включение  соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).

Организационными формами  могут быть:

фрагменты уроков и отдельные  уроки в рамках таких учебных  предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью  необходимо вводить соответствующие  изменения в учебные программы, учебники и методические пособия  по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;

факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются  к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;

семинары для родителей; тематика, содержание и организация  таких семинаров должны отвечать их запросам;

консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.

Учитель должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно  реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового воспитания.

При решении вопросов полового воспитания необходимо считаться также с особенностями отечественной (евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим отношением к вопросам пола, учитывать национально-религиозную и региональную специфику.

Вопросы межполовых отношений  должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья.

При реализации программ полового воспитания как нигде необходимо тесное сотрудничество учителя и  школы в целом с родителями учащихся.

Деятельность школы  в сфере полового воспитания должна осуществляться в связи с работой особых центров, имеющих характер учреждений консультативной и социальной помощи подросткам (например, в случае ранней беременности). Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными центрами и характером их работы и быть готовы в случае необходимости воспользоваться их помощью.

Многие предыдущие попытки  решения проблемы полового воспитания учащихся наталкивались на неподготовленность учителей и недоработанность самих  программ и пособий. Необходимо повышение  компетентности учителя в сфере  межполовых отношений, его способности руководить нравственно ориентированным процессом духовного развития учащихся как будущих супругов и родителей. Для студентов педвузов следует создать спецкурс с примерным названием «Гигиеническое и половое воспитание с элементами сексологии» и разработать соответствующее Руководство и пособия. Содержание этого курса должно войти и в программу повышения квалификации учителей. Соответственно, необходимо усиление работы по созданию книг и пособий для родителей.

Необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблеме полового воспитания учащихся Украины. Следует признать, что мы плохо знаем подрастающее поколение с точки зрения его взглядов, убеждений, ценностных ориентаций в сфере межполовых отношений. Бесполая педагогика и бесполая психология и не предполагали исследования подобных вопросов. Несомненно, что наряду со скандальными проявлениями половой деморализации могут быть обнаружены и тенденции противоположного плана, на которые следует опираться .

Теоретически сложным  является вопрос о соотношении полового воспитания и полового (сексуального) просвещения. Дело в том, что и первое, и второе основано на информации, получаемой учащимися. Если эта информация остается лишь на уровне знаемого, приходится говорить только о просвещении. Если же эта информация способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, то можно говорить и о воспитании. Поэтому отделить «воспитующее» от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда легко, как невозможно разорвать на части целостную жизненную ситуацию. Для того, чтобы информация обретала воспитующее значение, она должна сообщаться в яркой, образной, эмоциональной форме. Важны также степень ее новизны и возраст, в котором она получена впервые. И естественно, такая информация должна быть нравственно безупречной, чтобы воспитание возвышало личность.

Необходимо учитывать  и такую особенность усвоения информации: некоторые сцены, образы, ситуации , воспринимаемые в возрасте, когда ребенок еще неспособен к какой-либо нравственной их оценке, могут фиксироваться в памяти как таковые, сами по себе и вместе с тем, как образцы будущего поведения в аналогичной ситуации. Поэтому подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии , даже если взрослым и кажется, что они еще «ничего не понимают».

Реализация данной концепции  потребует от педагогов и родителей  совместных целенаправленных усилий: лучшего знания учащихся и понимания  мотивов их поведения, повседневной и последовательной воспитательной работы. Необходимо также и повышение сексологической грамотности старшего поколения — родителей и учителей в первую очередь.

Педагог, медицинский  работник, родитель должен быть подготовлен  к тому, чтобы давать точные и ясные ответы на вопросы обучающихся (воспитанников), а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные проявления взаимоотношений обучающихся (воспитанников) разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического, профессорско - преподавательского коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в организациях образования - важный и необходимый элемент системы полового воспитания.

Межполовые отношения  рассматриваются в тесной связи с проблемами здоровья. Необходимо использовать современные достижения личной жизни и ухода за телом для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного.

В целом процесс полового воспитания должен осуществляться в несколько этапов, включающих:

разработку унифицированных  программ обучения для обучающихся (воспитанников), педагогических и медицинских  работников, родителей;

подготовку специалистов и субспециалистов из числа врачей, психологов и учителей в области  профилактики БППП, включая ВИЧ/СПИД;

обучение подростков, молодежи и родителей по программам, рассматривающим следующие проблемы: переходный возраст, поведение в  обществе, половые различия, биологический  аспект, репродукция, сексуальное здоровье, профилактика БППП, ВИЧ/СПИД;

обучение родителей навыкам развития собственного гармоничного полового поведения и умению привить эти навыки своим детям.

 

 

Заключение

 

Половое воспитание - это  часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Половое воспитание можно  рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий  на ребенка, направленных на овладение  им нормами поведения, свойственными  представителям его пола. При этом необходимо отметить, что проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.

 Эффективность полового  воспитания зависит от учета  связанных с полом особенностей  развития ребенка на всех возрастных  этапах, начиная с самых ранних.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.

Необходимо использовать в половом воспитании различные  формы и методы. Это и включение  соответствующих сведений в различные  учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).

Основными организационными формами полового воспитания являются:

фрагменты уроков (занятий) в рамках естественнонаучных дисциплин и отдельные уроки (занятия);

факультативные занятия;

семинары, тренинги для  обучающихся (воспитанников), педагогических и медицинских работников, родителей;

консультации для обучающихся (воспитанников), педагогических и медицинских работников и родителей в специальных центрах и др.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5.

2. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. № 2.

3. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.

4. Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998

5. Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья.

6. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1979.

7. Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988.

8. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

9. Колесов В. Е. Беседы о половом воспитании. М., 1988.

10. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975.

11. Попов С. В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. СПб., 1997.

12. Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). М., 1998.

13. Фридман Л. Ф., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1988.

14. Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе. М., 1998.

15. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.


Информация о работе Формы организации полового воспитания