Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 05:56, реферат
Анализируя работу с детьми и подростками разного школьного возраста педагоги и воспитатели обнаружили противоречие между сложившимися формами и методами воспитательной работы с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности с другой, особенно в вопросах профилактики и предупреждения отклонений в поведении учащихся.
Главной задачей всех педагогов и в частности педагогов дополнительного образования, является организация свободного времени детей и подростков
1. Введение.
2. Формы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования
3. Заключение.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела и уже ни что и ни кто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».
Сент – Экзюпери.
План:
1. Введение.
2. Формы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования
3. Заключение.
Введение.
Анализируя работу с детьми и подростками разного школьного возраста педагоги и воспитатели обнаружили противоречие между сложившимися формами и методами воспитательной работы с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности с другой, особенно в вопросах профилактики и предупреждения отклонений в поведении учащихся.
Главной задачей всех педагогов и в частности педагогов дополнительного образования, является организация свободного времени детей и подростков. Как подсчитано исследователями свободное время ребёнка в среднем составляет: 180 дней – выходные дни и каникулы, 100 дней – часы в личном распоряжении ребёнка, итого: 280 дней в году.
Семья, в последнее время, уклоняется от участия в досуге ребёнка. Родители тратят на досуг ребёнка 1,5 часа в месяц. В год семья тратит 1 рубль 67 копеек на театры, кино, у 3 % населения полностью отсутствует домашняя библиотека.
Эта социальная проблема требует своего решения, для этого необходимо изучить причины и факторы индивидуальных особенностей учащихся, их семейного положения и создать условия для процесса самоутверждения подростка и развития его как полноценной личности.
Педагоги дополнительного образования имеют возможность для раскрытия личности ребёнка, так как учреждения этого плана отвечают интересам ребёнка, его возможностям (ребёнок сам выбирает тот или иной кружок, секцию). Небольшое число детей, занимающихся в кружке или секции, позволяет руководителю найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Следовательно, основные формы работы в учреждениях дополнительного образования – это групповые и индивидуальные занятия. Видами деятельности принято считать – кружки, секции, музыкальные и театральные студии и т.д.
Формы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования
Учреждения дополнительного образования чаще всего целью своей деятельности ставят обеспечение непрерывного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для самопознания и становления ребёнка. Учреждения чаще всего посещают дети младшего, среднего школьного возраста. Для работы с детьми разрабатываются специальные программы и методические рекомендации по воспитанию и развитию этих детей. При этом учитывается ведущий вид деятельности у того или иного возрастного периода, учитывается преемственность школы и учреждений дошкольного образования, предусмотрена оптимизация учебного режима и режима дополнительных занятий. Особое внимание уделяется взаимодействию педагога и детского коллектива.
Так как дети большую часть своей жизни свободны от основной учебной деятельности, следовательно необходимо уделять особое внимание проведению свободного времени детей, т.е. досугу.
Досуг можно разделить на ряд принципиальных групп:
Исходя из этого, выделяют виды досуга по его характеристикам. Досуг может быть:
Учитывая характеристики и функции досуговой деятельности можно выделить следующие элементы досуга:
Наиболее популярной формой работы являются групповые занятия. Преимущества групповых занятий заключаются в следующем:
Важнейшим условием повышения эффективности массовых коллективных, групповых и индивидуальных форм работы является оптимальное их сочетание.
Педагоги учреждений дополнительного образования в своей работе должны стремиться выполнять следующие задачи:
Для этого можно использовать следующие формы работы:
Педагоги, при работе с детьми должны учитывать как физические, так и психические особенности каждого конкретного ребёнка (индивидуальные особенности и особенности взаимодействия ребёнка с коллективом). Это позволяет педагогу учитывать оптимальный двигательный режим ребёнка, предупреждать развитие возможных негативных качеств или возможных негативных всплесков, вызванных утомлением или переутомлением ребёнка. Поэтому можно порекомендовать включать в занятия сменяющие друг друга по темпу выполнения действия (расслабление, либо мобилизация, активность – пассивность, монотонная работа или быстр сменяющаяся работа).
При работе с детьми в кружках прикладного творчества можно использовать прогулки на природу (сбор природного материала, для рассмотрения форм и сочетания цветов, для поиска необычных соцветий, камней и т.д.). На лоне природы можно проводить занятия по нравственному и эстетическому воспитанию детей: посадку растений, конкурсы на эмблему любому выбранному растению, реклама растения. Педагоги и психологи используют коррекционный метод работы – арттерапия (лепка из глины, рисунки на песке, а так же боди-арт).
Эффективной формой работы с детьми младшего и среднего звена является конкурс – выставка поделок из природного материала, картин, экибана, роспись камней красками, изготовление и демонстрация одежды с элементами живых и засушенных цветов, листьев, веточек и т.п. На занятиях связанных с монотонной кропотливой работой например, вязание, выжигание по шёлку, изготовлению искусственных цветов рекомендуется использовать лёгкую музыку, лучше без слов. Это способствует снижению напряжения и профилактики напряжения у детей. Так же можно использовать перерывы, так называемые физкульт - минутки для переключения внимания.
Даже самые профессиональные педагоги должны стремиться к переменам и порождать их, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность; повышать свой профессиональный уровень, помня: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Постоянно познавая новое, педагоги учат тому же детей. Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт, необходимо использовать современные формы и методы работы и учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Заключение.
Любая деятельность педагога или воспитателя должна быть построена на знании индивидуальных особенностей детей, на возрастных особенностях, а также важно учитывать положение ребёнка в семье, психологическую атмосферу в семье. По мере возможности строить свою работу при составлении перспективных планов на привлечении родителей и родственников детей, посещающих учреждения дополнительного образования: приглашение на выставки, соревнования, театральные постановки и т.д.
Исходя из этого, можно дать рекомендации педагогам по организации семейного досуга.
Список литературы: