Формы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 05:56, реферат

Краткое описание

Анализируя работу с детьми и подростками разного школьного возраста педагоги и воспитатели обнаружили противоречие между сложившимися формами и методами воспитательной работы с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности с другой, особенно в вопросах профилактики и предупреждения отклонений в поведении учащихся.
Главной задачей всех педагогов и в частности педагогов дополнительного образования, является организация свободного времени детей и подростков

Содержание

1. Введение.
2. Формы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования
3. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Дополнительное образование.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела и уже ни что и ни кто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».

Сент – Экзюпери.

 

 

План:

1. Введение.

2. Формы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования

3. Заключение.

 

Введение.

Анализируя работу с детьми и подростками разного школьного возраста педагоги и воспитатели обнаружили противоречие между сложившимися формами и методами воспитательной работы с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности с другой, особенно в вопросах профилактики и предупреждения отклонений в поведении учащихся.

Главной задачей всех педагогов и в частности педагогов дополнительного образования, является организация свободного времени детей и подростков. Как подсчитано исследователями свободное время ребёнка в среднем составляет: 180 дней – выходные дни и каникулы, 100 дней – часы в личном распоряжении ребёнка, итого: 280 дней в году.

Семья, в последнее время, уклоняется от участия в досуге ребёнка. Родители тратят на досуг ребёнка 1,5 часа в месяц. В год семья тратит 1 рубль 67 копеек на театры, кино, у 3 % населения полностью отсутствует домашняя библиотека.

Эта социальная проблема требует своего решения, для этого необходимо изучить причины и факторы индивидуальных особенностей учащихся, их семейного положения и создать условия для процесса самоутверждения подростка и развития его как полноценной личности.

Педагоги дополнительного образования имеют возможность для раскрытия личности ребёнка, так как учреждения этого плана отвечают интересам ребёнка, его возможностям (ребёнок сам выбирает тот или иной кружок, секцию). Небольшое число детей, занимающихся в кружке или секции, позволяет руководителю найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Следовательно, основные формы работы в учреждениях дополнительного образования – это групповые и индивидуальные занятия. Видами деятельности принято считать – кружки, секции, музыкальные и театральные студии и т.д.

 

 

Формы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования чаще всего целью своей деятельности ставят обеспечение непрерывного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для самопознания и становления ребёнка. Учреждения чаще всего посещают дети младшего, среднего школьного возраста. Для работы с детьми разрабатываются специальные программы и методические рекомендации по воспитанию и развитию этих детей. При этом учитывается ведущий вид деятельности у того или иного возрастного периода, учитывается преемственность школы и учреждений дошкольного образования, предусмотрена оптимизация учебного режима и режима дополнительных занятий. Особое внимание уделяется взаимодействию педагога и детского коллектива.

Так как дети большую часть своей жизни свободны от основной учебной деятельности, следовательно необходимо уделять особое внимание проведению свободного времени детей, т.е. досугу.

Досуг можно разделить на ряд принципиальных групп:

    1. Функция восстановления сил ребёнка – прогулки на воздухе, игры, забавы, развлечения, спортивные соревнования и т.д.
    2. Повышение эрудиции, потреблением духовных ценностей – чтение, посещение выставок, музеев, поездки, путешествия, экскурсии и т.д.
    3. Развитие духовных сил и способностей – активная творческая деятельность, научно-исследовательская деятельность, прикладная деятельность и т.д.
    4. Потребность в общении – работа в клубах, кружках, творческие объединения, вечеринки, праздники, концерты и т.д.
    5. Целенаправленная творческая учебная деятельность детей – выездные лагеря, походы, смотры, конкурсы, олимпиады и т.д.

Исходя из этого, выделяют виды досуга по его характеристикам. Досуг может быть:

      1. Пассивным (зритель, слушатель).
      2. Активным или деятельностным.
      3. Организованным (педагогически целесообразно использованное время).
      4. Стихийным (спонтанно проведённое время).
      5. Коллективным и индивидуальным.
      6. Контролируемым и неконтролируемым.
      7. Подражательным и творческим.
      8. Опережающим (в основу кладётся перспективная деятельность).
      9. Нормативным и традиционным.

Учитывая характеристики и функции досуговой деятельности можно выделить следующие элементы досуга:

    1. Игры – военно-спортивные, конкурс военно-прикладных умений, рыцарский турнир, игра – путешествие, конкурсы смекалки, викторины, праздники игры и игрушки, ярмарка забав и развлечений.
    2. Коллекционирование – аукцион обменных фондов личных коллекций, выставка коллекций, встреча с собирателями, защита редких экспонатов, заочное путешествие в мир…(марок, значков и т.д.).
    3. Музыка – вечер любимой песни, вечер авторской песни, драматизация песни, кольцовка песен, дискотека, лекция – концерт, музыкальная викторина, музыкальный ринг, фестиваль песни, час оперы, фольклорный праздник.
    4. Общение (взаимные отношения, деловая или дружеская связь) – огоньки, чаепитие, вечера отдыха, посиделки, переписка с друзьями.
    5. Спортивная деятельность – кросс, спортивный аукцион, малые олимпийские игры, зимняя спартакиада, троеборье, эстафеты, шахматно-шашечный турнир.
    6. Танцы – танцевальный марафон, вечер бального танца, бал – маскарад, фестиваль танцевальных жанров.
    7. Театр (он закладывает театральные привязанности и вкусы, формирует эстетическую культуру, раскрывает особенности природы театра, его языка) – смотр карнавальных мод, вечер поэтов – масок, кукольный театр, настольный театр, театр литературных импровизаций.
    8. Туризм (организованные путешествия, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, а так же носящие спортивный характер) – тур слёт, туристическая полоса препятствий, вечер туристской песни, поход выходного дня.

Наиболее популярной формой работы являются групповые занятия. Преимущества групповых занятий заключаются в следующем:

    • большинство детей (людей) обладает высоким творческим потенциалом, который в больших коллективах используется недостаточно;
    • у каждого человека есть возможность выдвинуть и реализовать идею, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами,
    • для решения большинства задач необходима работа всей группы,
    • какой бы пёстрой не была группа, она сделает больше, чем один человек,
    • необязательно быть специалистом или знать все ответы, чтобы найти решения,
    • улучшает творческое мышление, учит самооценки и взаимоуважению,
    • не дает возможность спрятаться, задействованы все,
    • вклад и участие каждого члена группы повышает производительность в целом, совместная работа людей в небольших группах – ключ к успеху крупного дела.

Важнейшим условием повышения эффективности массовых коллективных, групповых и индивидуальных форм работы является оптимальное их сочетание.

Педагоги учреждений дополнительного образования в своей работе должны стремиться выполнять следующие задачи:

    • выявление и развитие у детей творческих способностей,
    • создание условий для их творческой самореализации,
    • воспитание потребностей в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, развитие вкуса, участие в культурной жизни микрорайона, города.

Для этого можно использовать следующие формы работы:

    • клубы по интересам студии,
    • традиционные фестивали и конкурсы,
    • приобщение детей к творчеству через разные формы деятельности,
    • смотры, творческие отчёты,
    • традиционные и нетрадиционные праздники,
    • благотворительные концерты,
    • выставки детских работ,
    • деятельность и ТВ клубов,
    • выпуск печатных и стенных газет,
    • авторские концерты и выставки.

Педагоги, при работе с детьми должны учитывать как физические, так и психические особенности каждого конкретного ребёнка (индивидуальные особенности и особенности взаимодействия ребёнка с коллективом). Это позволяет педагогу учитывать оптимальный двигательный режим ребёнка, предупреждать развитие возможных негативных качеств или возможных негативных всплесков, вызванных утомлением или переутомлением ребёнка. Поэтому можно порекомендовать включать в занятия сменяющие друг друга по темпу выполнения действия (расслабление, либо мобилизация, активность – пассивность, монотонная работа или быстр сменяющаяся работа).

При работе с детьми в кружках прикладного творчества можно использовать прогулки на природу (сбор природного материала, для рассмотрения форм и сочетания цветов, для поиска необычных соцветий, камней и т.д.). На лоне природы можно проводить занятия по нравственному и эстетическому воспитанию детей: посадку растений, конкурсы на эмблему любому выбранному растению, реклама растения. Педагоги и психологи используют коррекционный метод работы – арттерапия (лепка из глины, рисунки на песке, а так же боди-арт).

Эффективной формой работы с детьми младшего и среднего звена является конкурс – выставка поделок из природного материала, картин, экибана, роспись камней красками, изготовление и демонстрация одежды с элементами живых и засушенных цветов, листьев, веточек и т.п. На занятиях связанных с монотонной кропотливой работой например, вязание, выжигание по шёлку, изготовлению искусственных цветов рекомендуется использовать лёгкую музыку, лучше без слов. Это способствует снижению напряжения и профилактики напряжения у детей. Так же можно использовать перерывы, так называемые физкульт - минутки для переключения внимания.

Даже самые профессиональные педагоги должны стремиться к переменам и порождать их, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность; повышать свой профессиональный уровень, помня: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Постоянно познавая новое, педагоги учат тому же детей. Поскольку решающую роль в обучении играет непосредственный опыт, необходимо использовать современные формы и методы работы и  учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

 

 

Заключение.

Любая деятельность педагога или воспитателя должна быть построена на знании индивидуальных особенностей детей, на возрастных особенностях, а также важно учитывать положение ребёнка в семье, психологическую атмосферу в семье. По мере возможности строить свою работу при составлении перспективных планов на привлечении родителей и родственников детей, посещающих учреждения дополнительного образования: приглашение на выставки, соревнования, театральные постановки и т.д.

Исходя из этого, можно дать рекомендации педагогам по организации семейного досуга.

    1. Организовать подростковые клубы, школы народных ремёсел, семейные клубы, семейные гостиные, игровые площадки.
    2. Составить совместно с социальным педагогом школы социально-психологический анализ семьи, оценку социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме, социальный паспорт (условие эффективной работы).
    3. Полноценно использовать арсенал средств и возможностей учреждений на микрорайоне; устранять их разобщённость и разворачивать их комплексное решение проблем каждого ребёнка и его семьи.
    4. Создавать благоприятные условия для самореализации личности на всех этапах и в разных сферах её микросреды.
    5. Формы семейного досуга эффективны если они определяются не со стороны, а основываются на потребностях конкретного сообщества людей. Забота о повышении педагогической культуры родителей, является одной из составных условий организации семейного досуга.
    6. Использовать в работе разнообразные модели организации семейного досуга с учётом особенностей микрорайона.

 

 

Список литературы:

    1. Григорьев Д.Н., Степанов П.В. диагностика личностного роста учащихся, Москва, 2004.
    2. Гуткина Л.Д. Организация дополнительного образования в системе школьной воспитательной работы, СПб, 2003.
    3. Дошкольное воспитание // Москва, 2003, № 8-9.
    4. Дошкольное воспитание // Москва, 2004, № 1-6.
    5. Капустин Н.П. Современные технологии воспитания, СПб, 2001.
    6. Классный руководитель // Научно-методический журнал, Москва, 2003, №4.

 


Информация о работе Формы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования