Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:43, реферат
Основным источником получения разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем сведений и охарактеризовать исследуемое явление с качественной и количественной стороны. Анкеты могут быть: анонимными, публичными, открытыми и закрытыми, предъявляются учащимся, родителям, педагогам.
Анкетирование способствует выявлению интересов, профессиональной устремленности, степени профессиональной осведомленности и т. д. Анкетирование способно охватить одновременно большое количество школьников.
Анкетирование
Основным источником получения разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем сведений и охарактеризовать исследуемое явление с качественной и количественной стороны. Анкеты могут быть: анонимными, публичными, открытыми и закрытыми, предъявляются учащимся, родителям, педагогам.
Анкетирование способствует выявлению интересов, профессиональной устремленности, степени профессиональной осведомленности и т. д. Анкетирование способно охватить одновременно большое количество школьников.
Следующим важным методом является тест.
Тест - может быть представлен
в бланковом и компьютерном вариантах.
Главное преимущество тестов заключается
в объективной установке
Анкетирование (от франц. enquete, буквально — расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты.
По форме вопросы разделяются
на открытые (свободный ответ, например:
"Что вы думаете делать после
службы в армии?") и закрытые —
ответ заключается в выборе из
нескольких предлагаемых в анкете утверждений.
Открытые вопросы дают более глубокие
сведения, но при большом числе
анкет приводят к значительным трудностям
в обработке в связи с
Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим — А. не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.
А. может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" А., когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым А., как правило, проводятся пробные опросы (50—100 анкет) для выбраковки неудачных ("неработающих") вопросов.
Беседа
Беседа - это
вопросно-ответный метод организации
и осуществления процесса обучения.
В процессе производственного обучения
применяются два основных вида беседы:
беседа, в ходе которой производится
закрепление, повторение, проверка знаний
и умений учащихся - контрольно-проверочная;
а также беседа, основная цель которой
обобщение, систематизация, конкретизация
накопленного учащимися опыта, сообщение
учащимся новой информации - поисковая, обобщающая,
эвристическая.
Технология эвристической
беседы достаточно подробно будет рассмотрена
в параграфе об «активных» методах обучения.
Здесь же рассмотрим специфику контрольно-проверочной
беседы.
При проведении
и контрольно-проверочной, и эвристической
беседы основным «инструментом» их осуществления
являются вопросы. В процессе контрольно-проверочных
бесед значительная часть вопросов мастера
к учащимся направлена на припоминание
и воспроизведение ими знаний, связанных
с предстоящими работами, контроль и проверку
качества усвоения материала вводного
инструктажа, контроль осознанности выполнения
учебно-производственных работ и т.п. Для
такого контроля характерны в основном
вопросы «репродуктивного» характера.
Вместе с тем для контрольно-проверочной
беседы характерны и так называемые продуктивные
вопросы, требующие не только припоминания
и воспроизведения полученной информации,
но и активной мыслительной деятельности
учащихся, их сообразительности.
Успешность беседы-опроса
во многом определяется не только содержанием,
но и формулировкой вопросов, стилем их
конструирования. Необходимо соблюдать
следующие требования к формулировке
вопросов:
вопрос должен
быть определенным по содержанию, т. е.
требовать одного определенного четкого
ответа, реальным по сущности, кратким
по форме, простым по структуре;
не следует ставить
вопрос так, чтобы он требовал односложного
ответа или «угадывания» типа: «да-нет»,
«больше-меньше», «вверх-вниз» и т. п.;
надо избегать
таких вопросов, в формулировке которых
уже содержится ответ. Например: «Что плавят
в сталеплавильных печах?» или «Для чего
применяются смазывающе-охлаждающие жидкости?»
и т. п.;
нельзя ставить
перед учащимися вопросы, заведомо толкающие
учащихся на неправильный ответ. Не принесет
пользы постановка, например, таких вопросов:
«Из каких марок бронзы изготавливаются
сверла?» или «На сколько градусов повысится
температура воды через 10 мин после начала
кипения?».
Следующая форма профориетационной работы – экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению учащихся с производственным содержанием профессии. Для успешного проведения экскурсии необходимо четко определить тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель.
Профессиграфическая экскурсия подготавливается по плану:
- выбор объекта экскурсии;
- определение цели экскурсии;
- предварительное посещение предприятия с целью согласования с администрацией сроков и условий поведения экскурсии;
- разработка плана беседы- подготовки учащихся к экскурсии.
- подготовка экскурсовода к проведению экскурсии.
Е.Ю. Примакова выделяет три
этапа экскурсии: подготовка, проведение
и подведение итогов. В подготовке
учителя к экскурсии
Еще одна форма профориентационной ра
Данную форму применяют
при изложении сведений по содержанию
труда представителей различных
профессий; о требованиях, предъявляемых
профессий
Она должна быть достоверной, а сообщаемые факты соответствовать действительности, отражать современные состояния развития отраслей производства. Излагать материал необходимой в логической последовательности.
Далее опишим основные методы профориента