Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 21:16, доклад
Семья и школа – естественные союзники, две могучие силы воспитания. Объединить их – значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Правильно сложившиеся отношения учителя с семьёй будут залогом успехов в обучении и воспитании ученика. Для этого необходимо использовать различные формы работы школы с семьёй. Формы взаимодействия педагогов и родителей, по мнению Михаила Иосифича Рожкова, – это способы организации их совместной деятельности и общения. По мнению Галины Михайловны Коджаспировой, взаимодействие – организация совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон без ущемления чьей – либо свободы, вовлеченность родителей в учебно – воспитательный процесс.
А. А. Юфрякова,
студентка 22 группы Каргопольского педагогического колледжа
Формы работы школы с семьей
Семья и школа – естественные союзники, две могучие силы воспитания. Объединить их – значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения [2, с 125]. Правильно сложившиеся отношения учителя с семьёй будут залогом успехов в обучении и воспитании ученика [1, с. 69]. Для этого необходимо использовать различные формы работы школы с семьёй.
Формы взаимодействия педагогов и родителей, по мнению Михаила Иосифича Рожкова, – это способы организации их совместной деятельности и общения [5, с. 60]. По мнению Галины Михайловны Коджаспировой, взаимодействие – организация совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон без ущемления чьей – либо свободы, вовлеченность родителей в учебно – воспитательный процесс [3, с. 543].
Взаимодействие школы с родителями школьника должно начинаться с изучения семьи. Для этого во многих школах существует «Программа изучения семьи», в которой раскрываются основные параметры семьи. Силина Л. Ю. в журнале «Классный руководитель» предлагает свой алгоритм изучения семьи (см. схему 1).
Схема 1
Алгоритм изучения семьи
[7, с. 111]
Получив информацию о семьях учащихся, педагог может выбрать наиболее оптимальную форму взаимодействия с семьёй: индивидуальную или коллективно – групповую.
Дадим краткую характеристику таким индивидуальным и коллективно - групповым формам взаимодействия школы и семьи, как: посещение семьи, родительское собрание и день открытых дверей.
Основными задачами индивидуальных форм работы являются: изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей. К индивидуальным формам относятся: посещение семьи ребенка, работа школы с родительским активом, переписка с родителями, индивидуальные беседы с родителями в школе, консультации по отдельным вопросам и др.
Посещение семьи – это очень эффективная индивидуальная работа педагога с родителями.
Прежде чем прийти в семью учащегося, нужно заранее договориться с родителями о своём приходе, иначе визит будет впустую. Беседа с родителями и наблюдения за образом жизни семьи проходят более результативно, если поставлена цель визита, появляется возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи. Педагог может предложить родителям поделиться их воспитательным опытом и традициями семейного воспитания на родительских собраниях.
При посещении семьи соблюдаются следующие правила:
- проявлять высокий такт
в разговоре с родителями, всегда
начинать с похвалы и
- не предъявлять претензий к родителям;
- исключать жалобы на ученика;
- договариваться о конкретных совместных делах;
- советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
- беседовать в присутствии
учащегося, только в исключительных
случаях требовать
- быть готовым к непредвиденным помехам и проявлять гибкость, чтобы приспособиться к ним;
- поблагодарить родителей за возможность прийти к ним домой. Если что – то пообещали для них сделать, то обязательно надо сдержать своё слово.
Очень важно, чтобы родители были уверены, что педагог идёт к ним не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник. Вовремя замеченные и поддержанные педагогом положительные стороны в воспитании учащегося, помогут родителям поверить в успех воспитания и постепенно правильную его систему.
В последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что учащиеся в собственных семьях подвергаются насилию со стороны родителей, матери забывают о своём предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому необходимо чаще бывать в таких семьях, не оставлять учащихся без поддержки и помощи.
Широко используются в образовательных организациях и коллективно – групповые формы взаимодействия школы с семьёй. Задачами коллективно - групповых форм являются: формирование коллектива учащихся класса и их родителей, дать практические советы и рекомендации родителям по воспитанию учащихся. К коллективно – групповым формам работы школы с семьей относятся: родительские собрания, дни открытых дверей, родительские лектории, творческие отчёты, концерты, выставки учебных работ и др.
Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов [5, с. 60]. Родительские собрания являются самой распространенной формой взаимодействия семьи и детской образовательной организации.
Родительские собрания проводятся один раз в учебную четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собраниях обсуждают актуальные вопросы учебно – воспитательной работы, а также проводят небольшие беседы педагогического содержания, идет обмен опытом по воспитанию детей в семье, обсуждаются нестандартные подходы в воспитании, выслушиваются отчёты отдельных родителей о воспитании собственных детей. Объявление о собрании и какая тема этого собрания, говорится родителям заранее, за одну – две недели его проведения. За неделю до собрания педагог готовит выставки, стенды, на которых размещен материал по рубрикам. Необходимо продумать план проведения собрания.
На собрании целесообразно сочетать теоретические и практические формы работы: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п. Наиболее продуктивным является родительское собрание с активным участием заранее подготовленных родителей, либо проводимое на основе заблаговременных опросов родителей либо по определенной теме, либо о том, о чем бы они хотели услышать на собрании. Подготовленные к собранию родители расскажут о своем положительном опыте решения обсуждаемой проблемы, ответят на вопросы. Категорически недопустимо на родительском собрании обсуждать и осуждать воспитанников [3, с. 554]!
Очень важно создать родителям условия для работы на собрании. Практика показывает, что большое значение имеет даже то, где они сидят. Поэтому каждому родителю предлагается занять место его ребенка. В этом случае родители лучше представляют себе, как протекает процесс обучения, как видит и слышит их ребенок, не мешают ли ему посторонние предметы: они могут познакомиться с родителями соседа по парте, увидеть, в каком состоянии находится рабочее место их ребенка.
На каждом собрании подводятся итоги работы за истекший период и намечаются задачи на новый. Эти задачи обязательно выносятся на обсуждение всех родителей [4, с. 22].
Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне дел видят деятельность своих детей [4, с. 23].
Необходимо, чтобы информации для родителей о школе было достаточно много. Чем больше родитель знает об образовательной организации, тем меньше у него возникает вопросов о ходе и качестве обучения и воспитания, о личностях педагогов. Поэтому необходимо регулярно доводить до сведения родителей информацию о содержании образовательного процесса, о распорядке работы школы, о планах воспитательных мероприятий, об организации дополнительного образования, о достижениях учителей и учащихся и т. п.
Рассмотрим такую форму взаимодействия школы с семьёй, как День открытых дверей.
День открытых дверей – это комплекс ежегодно проводимых мероприятий, демонстрирующий родителям организацию учебно – воспитательного процесса в школе и дающий им возможность приобщиться к жизнедеятельности образовательного учреждения [6, с. 132].
День открытых дверей требует большой подготовки, обычно его проводят один раз в учебный год. В этот день родители получают уникальную возможность побывать на уроках, внеклассных занятиях и на выставках.
Иногда родителям кажется, что их ребенок хорошо знает математику, отлично читает, а получаемые им оценки не соответствуют его знаниям. Когда родители в этот день сами побывают на уроках, ознакомятся с требованиями учителя, то смогут правильнее, объективнее оценить успехи своего ребенка. Родители могут увидеть, как ведет себя ребенок на перемене, с товарищами, как завтракает в столовой, умеет ли быстро и хорошо переодеваться в раздевалке и т.д.
Те родители, которые посещают дни открытых дверей систематически, видят продвижения своих детей в учебе, знакомятся с огромным трудом учителя, проникаются к нему уважением [4, с. 39].
Проведение дня открытых дверей способствует тому, что родители находятся в курсе дел не только своего ребёнка, но и его класса.
В заключение хотелось бы ещё раз сказать, что родители и педагоги – это две мощные силы в процессе становления личности ребенка, роль которых невозможно преувеличить. Применение различных форм работы педагогов с родителями учащихся позволяет улучшить отношения между школой и семьей. Успешность воспитания зависит от объединенных усилий в воспитательном процессе школы и семьи. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет процесс воспитания подрастающего поколения.
Список литературы