Формы, средства и методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:17, контрольная работа

Краткое описание

Воспитание - это для всех времён и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима духовная жизнь общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и житейского опыта от поколения к поколению. Оно появлялось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приёмы в зависимости от типа культуры.

Содержание

Введение
1. Методы воспитания
2. Формы воспитательного процесса
3. Средства воспитательного процесса
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Методы.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

Предположим, педагог  замышляет поговорить с детьми о  социальной роли мужчины и женщины  в обществе: что может послужить  наглядной опорой для детей в  описании роли "сильного" и "слабого"? Пересмотрены живописные полотна, поэтические  портреты, фрагменты драматургических произведений, перетасованы житейские ситуации и эпизоды выдающихся персон - все отвергнуто. Вдруг глаз педагога останавливается на парном портрете супругов Гиршман кисти Серова... - вот с этого будет начат разговор с детьми. И практика подтвердит большие возможности избранного средства в соответствии замыслу педагога найти различие социальных ролей мужчин и женщин.

 

Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом. Осмыслив цель, педагог  утверждается в методе. Алгоритм здесь такой: "Чего я хочу на данный момент - каким способом собираюсь этого достигнуть - что из окружающего мира поможет мне в этом движении к цели - что из подобранного множества напрямую "работает" для избранного метода?"

 

Средства подбирают  для точно определенной педагогической функции: они иллюстрируют явление жизни как объект внимания детей (например, еловая шишка могла бы иллюстрировать бесконечность жизни); они инициируют активность детей (например, элемент состязательности повышает уровень физических и духовных усилий); средства обеспечивают материально-техническую оснащенность и повышают психологическую атмосферу; средства могут выступать инструментами деятельности детей (например,

 

 

метла, кисть, ткань); средства подчеркивают скрытую символику  деятельности (например, цветы в День учителя, нарядные платья на выпускном вечере).

 

Воспитательные средства только для непрофессионала кажутся  неожиданными и каким-то таинственным образом наделенными педагогическими  потенциями. Хорошо разработанная методика игры придала ей функцию великолепного средства осмысления детьми гуманного отношения к братьям нашим меньшим. Игра родилась в пересмотре калейдоскопа средств, педагог выбрал именно это средство, отыскивая способ поставить каждого ребенка в ситуацию великодушного прощения слабого и беззащитного животного, за приручение которого человек несет ответственность. Средство подбиралось в соответствии задуманному результату и способу (методу) движения к нему.

 

Средства, к которым  обращается педагог, должны отвечать социокультурным требованиям. Перечислим их: гигиенические, эстетические, экономические, этические, правовые. Введенные в контекст деятельности, они не должны нарушать гигиеническую среду; они должны быть красивы для восприятия; их стоимость не должна заслонять собою содержания; они не должны провоцировать аморальных и противоправных действий детей. Однако при отборе средства главным для педагога, в первую очередь, выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен любой предмет действительности: функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается: используемое педагогом средство как бы предлагает детям картинку того обобщенного явления, которое подвергается анализу (говоря о жизни и смерти, педагог отыскивает образ того и другого и находит его в живом цветке, слегка надломив который, демонстрирует хрупкость жизни и конечность ее); функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека (например: анализируя с детьми понятие "духовность", педагог обращается к портрету, кисти художника Эль Греко "Мальчик, разжигавший лучину": отчего светится лицо мальчика? от внешнего ли света или внутреннего?); функция инструментальная, обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря данной функции, дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни (планируя формирование у воспитанников умений по разрешению конфликтов, педагог в качестве средства выбирает факт поведения скворца, подлетевшего к скворечнику, который "заселен" воробьями).

 

Таким образом, педагог  оказывается перед профессиональным выбором: либо он подбирает три средства согласно трем функциям, либо он отбирает среди бесконечного множества предметов  одно средство, совмещающее в себе все ключевые функции. Понятно, наилучшим вариантом будет один объект: он позволяет концентрировать интеллектуальные усилия, не рассеивать внимания детей, устранять все лишнее и, по Родену, оставлять только то, что необходимо, добиваясь педагогического изящества.

 

Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным  средством, позволяющим педагогу минимальнейшими  дополнительными усилиями достигать  относительно максимальных воспитательных результатов. Но, так как всякий предмет, привнесенный в процесс совместной деятельности педагога с детьми, влияет на психологическую атмосферу группы, повышая или понижая уровень социально-психологического отношенческого поля, в котором разворачивается ход деятельности, то используемое средство обретает еще функцию психологического плана: влияет на самочувствие, эмоциональное состояние, ощущения, интерес, отношения, установки. Как любое явление реальной действительности, с которой сталкивается человек, вызывает определенные реакции человека, так и средство, являясь частью жизни, не может не вызывать реактивного отклика на его появление. Педагог вынужден учитывать то влияние, которое окажет невольно на детей привнесенный предмет в поле их внимания и поле отношений, так чтобы предотвратить негативное самочувствие, агрессию, излишнее возбуждение. Ему должно помочь чувство меры. И, прежде чем окончательно выбрать средство для работы с детьми, он мысленно воспроизведет ситуацию привнесения средства в поле группового общения и спрогнозирует психологическое влияние этого средства.

 

Ни в коем случае нельзя понимать "оптимальное средство" как некий предмет, которого природа  наделила способностью быть таковым. Наделяет педагогическими функциями предмет  сам педагог, именно педагог преобразует  любой объект мира в воспитательное средство. И делает он это путем очень тонкой, но простой мыслительной операции выявления ценностной сущности объекта: взглянув на него с позиции человеческой жизни, а значит, значимости этого объекта для жизни человека, педагог обнаруживает, что данный конкретный объект есть не что иное, как конкретный носитель ценности современной культуры. Фигурально говоря, педагог мыслью взлетает вверх над миром, абстрагируясь от предметности мира, обозначает значимость объекта для человечества ценностной категорией, а далее вновь "опускается" в предметный конкретный мир, и уже с позиции выявленной ценности взирает на предмет, событие, явление, случай, вещь, слово. Например, взглянув на часы как на средство регуляции содержания человеческой жизни, педагог использует будильник в качестве воспитательного средства в разговоре с детьми о быстротекущей жизни, о прошлом и будущем, о распределении времени, о планировании каникулярного времени, об уважении времени другого человека; говоря о величайшей способности человека видеть мир, воспринимать мир, понимать мир, педагог использует обыкновенные очки, обнаружив в этом предмете его ценностную сущность - забота о том, чтобы каждый мог хорошо разглядеть этот пестрый и сложный мир.

 

Искусство избрания воспитательного средства обусловлено предварительной готовностью педагога к восприятию мира: он быстро и легко производит отбор средства, потому что обладает ценностным восприятием мира, потому что понимает актуальность ситуации и видит проблемность ее, потому что имеет развитое воображение, помогающее ему совершить этот профессиональный "взлет" над ситуацией. Тот педагог богат в выборе средств, кто умеет разглядеть за предметом его ценностную сущность. Овладеть всей жизненной палитрой воспитательных средств может педагог в том случае, когда он овладевает философским взглядом на мир: видеть в предмете-явление, в явлении-закономерность, в закономерности--основу жизни. Ценностное абстрагирование педагога позволяет за любым предметом обнаруживать воспитательное средство: подснежник свидетельствует о пробуждении жизни; кошелек сообщает о материальных условиях жизни; пасмурная погода напоминает о радости солнечных дней; ключ говорит о неприкосновенности человека; компьютер провозглашает мощь человеческого интеллекта; даже зубная щетка может помочь в разговоре о человеке как стратеге жизни, если педагог видит за щеткой заботу о здоровье.

 

Классифицировать средства трудно, так же трудно, как уложить  в четкие таблицы динамичную противоречивую переливчатую реальность. Можно лишь очертить некоторые группы используемых педагогом средств. Примем за основание классификации канат психологического влияния на человека:

 

  - аудиальный (лат. "ауди" - "слух") -слово, музыка, песня, стихи, звуки природы...;

 

  - визуальный (лат. "виз" - "видеть", "зрение") - предмет, изображение предмета, художественный образ, условно- графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись...;

 

  - кинестетический (гр. "кине" - "движение" и "эсте" - "чутье", "ощущение") - ритмические движения, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения...

 

В практике мы наблюдаем  синкретическое единство аудио-, визуально-кинестетических  средств. Но один канал всегда доминирует при восприятии, поэтому условно  можно было бы считать, что танец - это кинестетическое средство, хотя музыкальный отбор здесь тоже важен; что Дед Мороз - визуальное средство, хотя мешок с подарками - чрезвычайно сильнее кинестетическое средство; что мелодии шопеновских вальсов - аудиальное средство, хотя поза, в которой располагаются дети слушать музыку, не менее важна для воспитательного результата.

 

Средства нейтральны к воспитательному влиянию. Они, как оружие, могут служить и  добру, и злу. Представим: один педагог  в целях развития способности  детей к сочувствию, сопереживанию  обращается к роману В.Гюго "Отверженные", читая вместе с детьми эпизод встречи Козетты с главном героем романа; другой педагог, повинуясь той же цели, подбирает несколько правил этикета, предписывающих человеку сочувствие и внимательность к окружающим людям. Какое средство более эффективно? Ответить на этот вопрос не представляется возможным. Средство само по себе не оказывает как бы предписанного ему влияния. Нет ни "хорошего", ни "плохого" средства. Оно полностью подчинено методу. Так, если в наших примерах первый педагог пробуждает эмоции и дети вместе с Козеттой проживают чудесные превращения жизни, а второй педагог через разум идет с детьми к душе другого человека, то оба средства хороши. И оба средства плохи, если они предъявлялись как норма и загонялись в скучное воспроизведение должного. Средства, избранные педагогом, определяют форму воспитательного акта.

 

 

 

 

 

 

                                  Заключение

 

 

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания. В данной работе описаны общие методы и средства воспитания. Также становится ясно, что к каждому конкретному ребенку нужен свой подход. Если один метод подходит одному ребенку, то это еще не значит, что этот метод подойдет другому. Из сказанного выше можно сделать вывод, что тема «методы воспитания» актуальна на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Список литературы:

 

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого  саморазвития. - 2-е изд. - Казань. Центр  инновационных технологий, 2002г. - С. 608.

 

2. Демакова, И.Д. «Воспитательная  деятельность педагога» Профессиональное  образование №10 2002

 

3. Куприянов, Б.С. «Классификация форм воспитательной работы» Воспитание школьников №4 2002

 

4. Маленкова, Л.И. «Методика  и техника планирования воспитательной  работы» Народное образование  №1 2006

 

5. Рыкова, Е.А. «Новые  педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2003

 

6. Селиванов В.С. Основы  общей педагогики: Теория и методика  воспитания. М.: Академия. 2004.-С. 336.

 

7. Интернет.


Информация о работе Формы, средства и методы воспитания