Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:41, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи разной степени выраженности отягощённого дизартрией.
Объект исследования: 80 детей в возрасте 5-6 лет(46-девочек,34-мальчика), посещающие государственные образовательные учреждения г.Минска. Из них 40 детей с нормальным речевым развитием, 40 детей с общим недоразвитием речи разной степени выраженности, отягощённое дизартрией.
Асимметрия больших полушарий, определяемая
генетически обусловленными особенностями
их морфофункциональной организации,
проявляется, как известно, в выделении
у человека одного из парных органов как
ведущего, т.е. в виде правшества-левшества
в широком смысле. В выделении не только
руки (праворукость-леворукость), как это
еще нередко продолжает пониматься, но
также ведущих ноги, уха, глаза, вследствие
чего образуются различные комбинации
асимметрии. Поскольку межполушарная
функциональная асимметрия, как теперь
стало известно, охватывает моторную (моторная
асимметрия заключается в неравенстве
участия правой и левой половин тела в
движении. Так в английском языке, кроме
термина « handedhess», обозначающего «рукость»,
есть слово , имеющее значение «ногость»
(footodness), что подразумевает превалирование
в движении одной из ног) Моторная асимметрия
является неустойчивой и может изменяться
в период адаптации (Леутин В.П. Николаева
Е.И., 1988)., сенсорную( под сенсорной асимметрией
понимается функциональное неравенство
парных органов чувств. Например, роль
правого и левого глаза в бинакулярном
зрении различна. Ведущий глаз первым
устанавливается к предмету, и его и его
изображения преобладают над изображением
подчинённого..Подобные закономерности
обнаружены и для уха. Выявленно, что острота
слуха ведущего уха выше (Доброхотова,
Брагина, 1994). Сенсорная асимметрия является
более четкой и постоянной характеристикой
деятельности центральных систем. Этот
вид асимметрии сохраняется и закрепляется
в течение всей жизни (Брагина Н.Н., 1976).
Информация, воспринимаемая сенсорными
системами, поступает в правое и левое
полушарие, а ее обработка и хранение происходит
в гемисфере, адаптированной к данному
виду информации (Спрингер С., Дейч Г., 1983)
Различные точки зрения высказываются относительно и появления функциональной асимметрии мозга в онтогенезе. В литературе описаны очень ранние проявления моторных асимметрий. Так, B. Melekian (1981) обнаружил, что уже в первые сутки у новорожденного, поддерживаемого вертикально с сомкнутыми ножками, первый шагательный рефлекс (движение вперед) осуществляется чаще правой ножкой. В первые недели после рождения преобладают повороты головы вправо. У большинства младенцев голова, установленная в положении прямо, поворачивается вправо, и у этих детей в последующем отмечается праворукость, а у тех, у кого преобладают повороты головы влево, в последующем отмечается леворукость (Michel G., 1981). D.V. Bishop (1990) показал, что первые проявления предпочтения руки обнаруживаются у детей 7-9 месяцев. Разница между сторонами сначала слабая, затем увеличивается и становится отчетливой в три года, а затем стабилизируется.
Однако В.Д. Труш, М.Н. Фишман (1985), изучая вызванные потенциалы головного мозга у разновозрастных групп людей, считают, что полушарная специализация не присуща человеческому мозгу от рождения, а есть развивающийся процесс, проходящий через весь онтогенез и правильнее говорить о специализации полушарий лишь в связи с определенной функцией, с определенным возрастом и с определенными условиями тестирования.
Некоторые авторы считают, что латерализация начинается у ребенка с периода овладения языком (Lennenberg E.H., 1976; Cernacek J., 1979; Bryson S., Monenon L., 1980; Lewandowski L., 1982; Falcon D., Loder K., 1984). На ранних этапах онтогенеза отмечается превалирование активности правого полушария, и это, совершенно закономерно, ибо целостное непосредственное восприятие мира, ощущение неразрывной слитности с ним является необходимым и первоочередным условием взаимодействия со средой, приспособление к ней и поэтому должно предшествовать любому анализу. Необходимость в этом у ребенка возникает с его социализацией (Обидина Т.Г., Гершкович Н.Я., 1980; Маньковский Н.Б., Полюхов А.М., Белоног Р.П., 1984; Merola J., Liederman J., 1985). Электрофизиологические межполушарные различия, очевидно, не сформированы сразу после рождения, а развиваются в процессе постнатального онтогенеза.
Интересны публикации о динамике асимметрий в более позднем онтогенезе. В частности, говорится об уменьшении асимметрии рук (Полюхов А.М., Войтенко В.П., 1976), об увеличении числа праворуких и уменьшении числа амбидекстров в зрелом возрасте (Полюхов А.М., 1982).
Споры также идут и о возрасте завершения латерализации. Отмечается, что в норме индивидуальный профиль латеральной организации должен сформироваться к 6 -7 летнему возрасту (Сиротюк А.Л., 1998). Другие считают, что процесс латерализации мозга завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующем окружении, овладеть новым языком и говорить на нем без акцента (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Хомская Е.Д. и др., 1997; Леутин В.П., Николаева Е.И., 2005).
Существует мнение о влиянии пола на сроки становления функциональной асимметрии мозга в зависимости от пола. Показано, что у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек - правое. У мальчиков уже к 5 - 6 годам преобладает правое полушарие, а у девочек только к 7 годам (Силина Е.А., Евтух Т.В., 2005).
Таким образом, можно сделать заключение о том, что в онтогенезе, по крайней мере, у человека асимметрия мозга усиливается: она минимальна у новорожденных и становится четче с возрастом (Геодакян В.А., 2005); выявляется постоянное развитие функциональной асимметрии мозга по мере взросления человека (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988).
Функциональная специализация больших полушарий головного мозга человека тесно связана со становлением речевой деятельности и связанного с ней сознания. Специализация у человека левого полушария для речевых функций приводит в процессе филогенетического и онтогенетического развития к структурно-функциональной реорганизации обоих полушарий (Геодакян Э.А., 1993).
А.М. Полюховым (1982) сформулирована «онтогенетическая гипотеза межполушарной асимметрии мозга». Согласно этой гипотезе происхождение асимметрии и особенности ее проявления в процессе онтогенеза определяются следующими факторами. Фактор негенетической природы, под влиянием которого левая половина тела, а значит, и левое полушарие мозга имеет некоторое преимущество в скорости эмбрионального развития. Фактор генетической природы, через который формируется билатеральный признак. Пренатальные средовые влияния (стресс, инсульт и т.д.), вызывающие возникновение патологической межполушарной организации, в частности, леворукости.
Так Гудкова в своём исследовании показывает ,что :
• Связующим звеном между профилем функциональной сенсомоторной асимметрии и речевыми нарушениями является перинатальная патология: только у детей с выраженными речевыми нарушениями левый профиль сочетается с существенной перинатальной патологией.
• Менее выраженные речевые нарушения дошкольников не связаны с типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии и обусловлены социально-педагогической ситуацией в семье: родители таких детей имеют более низкий уровень образования, меньше времени общаются с детьми, семья проживает в районе с малым числом развивающих дошкольных заведений.
2. Индивидуальный профиль
Сочетание сенсорных и моторных
асимметрий, присущее конкретному человеку, получило название
индивидуального профиля функциональных
асимметрий («профиль асимметрии») [1].
Асимметрия (латерализация)
больших полушарий мозга, проявляясь морфологически
и функционально уже на ранних этапах
онтогенеза [2], обусловливает становление
будущего латерального фенотипа человека,
который постепенно складывается на протяжении
дошкольного и младшего школьного возраста.
От своевременного формирования латерального
фенотипа зависят не только особенности
развития сенсорных и моторных функций
ребенка, его эмоционально-волевой сферы,
но также становление индивидуальных
особенностей интеллектуальной деятельности
и характерных черт поведения. Профиль
латеральной организации больших полушарий
мозга, определяя индивидуальные особенности
познавательного стиля человека, что проявляется
в различных стратегиях и тактиках приема
информации, ее обработки и принятия решений,
оказывает, таким образом, специфическое
опосредованное влияние на процесс формирования
разнообразных навыков в различных видах
человеческой деятельности. В связи со
сказанным становится вполне очевидным,
что в случаях замедления или нарушения
процесса становления генетически заданной
асимметрии в межполушарном взаимодействии
как основы формирования мозговой организации
психической деятельности человека возникает
вероятность появления многообразных
отклонений в психическом развитии ребенка.
Имеются отдельные, хотя и противоречивые,
литературные данные о взаимосвязи различных
отклонений в развитии детей с наблюдающейся
у них леворукостью [1, 3].
В последние полтора-два десятилетия
отмечается значительный прогресс в изучении
межполушарной асимметрии мозга человека.Выявлены
особенности функциональной асимметрии
полушарий мозга у левшей в условиях нормы
и при различной мозговой патологии [ 1
], изучены некоторые морфологические
особенности лобных областей( речедвигательных
полей 44 и 45) правого и левого полушарий
мозга в контексте проблемы межполушарной
функциональной асимметрии [ 2]. Появляются
практико-ориентированные исследования,
направленные на разработку общеобразовательных
и коррекционно-развивающих технологий,
в которых учитываются особенности функциональной
асимметрии мозга разных категорий детей
[3, 4].
Вместе с тем проблема функциональной
асимметрии мозга продолжает оставаться
еще недостаточно разработанной, в особенности
применительно к образовательной практике.
И в первую очередь это относится к специальной
педагогике как особой сфере педагогической
практики, занимающейся проблемами обучения
и воспитания различных категорий детей
с особенностями развития. Как известно,
психический дизонтогенез у этих детей
в большинстве случаев изначально обусловлен
наличием различной мозговой патологии,
тех или иных структурных нарушений в
определенных областях головного мозга
и возникающими вследствие этого, как
представляется в контексте рассматриваемого
вопроса, неблагоприятными условиями
межполушарного взаимодействия в целостной
интегративной работе мозга. В этой связи
проблема изучения особенностей функциональной
асимметрии при межполушарном взаимодействии
в случаях дизонтогенеза разной модальности,
в том числе и речевого, представляет несомненный
интерес для теории и практики специальной
педагогики и психологии.
В практической части работы
изложены результаты проведенного
мною исследования, направленное на
изучение межполушарной асимметрии моторных
и сенсорных функций у детей с общим недоразвитием
речи 1-2 уровня , отягощённое дизартрией.
Основой к изучению данного вопроса
служили, с одной стороны, сложившиеся
на сегодня возможности методического
инструментария для проведения такого
исследования, и, с другой стороны, имеющиеся
в литературе сведения о том, что у
детей с нарушением речи могут наблюдаться
леворукость и амбидекстрия. Эти данные
предстают как явления, обусловленные
варьированием межполушарной асимметрии
головного мозга, как варианты сформированного
латерального фенотипа. Это варьирование
как раз и выступает в одном случае в виде
левшества (леворукости), под которым понимается
«левая асимметрия» - преобладание левых
органов над парными правыми в их совместном
функционировании, в отличие от правшества
(«правая асимметрия»), когда преобладают
в работе правые парные органы; а в другом
случае в виде амбидекстрии («симметрии»)
- функциональной равнозначности парных
органов.
2 часть
В исследовании принимали участие две группы детей ( по 30 человек в каждой) обоего пола (…мальчиков и … девочек). Средний возраст составил 5- 6 лет. Первая группа представлена детьми без нарушений речи , вторая составлена из детей с выраженными речевыми проблемами ОНР , дополненными проявлениями дизартрии.
Исследование осуществлялось в дошкольных образовательных учреждениях г. Минска. Из медицинской документации получили сведения об уровне речевого развития детей. При поступлении ребёнка в детский сад заключение о развитии речи ставится на медико-педагогической комиссии .Результаты заносятся в протокол с датой поступления в логопедические группы.
Дети всех групп выполняли пробы , по результатом которых определяли ведущую руку , ногу, глаз, ухо. Обследование каждого ребёнка проводилась в один экспериментальный день с 15 до 18 часов.Перед проведением каждой пробы
Литература:
Информация о работе Функциональная асимметрия мозга у детей с ОНР