Характеристика коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 09:48, реферат

Краткое описание

Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Дети с органическим поражением центральной нервной системы составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии.
В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Как правило, дети в этих учреждениях получают комплексную помощь. Но она оказывается недостаточно эффективной, так как дети зачастую не получают того развития, для которого у них имеются потенциальные возможности. Для достижения максимально возможных положительных результатов большое внимание необходимо уделять коррекционно-педагогической работе.
Основой созданной рабочей программы является концепция коррекционно-развивающего обучения, изложенная в работах Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. При разработке программы были учтены современные тенденции коррекционно-развивающего процесса на этапе дошкольного детства.

Содержание

Введение
Цели коррекционно-педагогической работы
Требования к проведению коррекционно-педагогической работы
Компоненты коррекционно-педагогической работы
Социализация
Физическое воспитание
Познавательное развитие
Сенсорное воспитание
Формирование наглядно-действенного мышления
Ознакомление с окружающим
Развитие речи
Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

оивдсни.docx

— 39.18 Кб (Скачать файл)

      Социальное развитие дает ребенку возможность адекватно вести себя в коллективе сверстников, что очень важно, поскольку именно детский коллектив является источником, движущей силой развития и условием воспитания личности.

Физическое воспитание

        Развитие движений ребенка зависит от его деятельности, мотивов, побуждающих его действовать. При совершенствовании его физического развития изменяется не только характер двигательных умений ребенка, но и то, как он их приобретает. В раннем возрасте нормальный ребенок делает большие успехи на пути овладения движениями. Этот период играет огромную роль в развитии моторики ребенка, так как необходимо, чтобы двигательный аппарат подчинялся произвольному выполнению двигательных задач. На третьем году жизни формируются новые способы движений — бег, прыжки, которые становятся доминирующими в дошкольном возрасте.

       Физические упражнения и задания направлены на совершенствование ходьбы, бега, прыжков, ползания, лазания, метания, а также на развитие и совершенствование ручной и мелкой моторики. Эти занятия проводят педагог-дефектолог и инструктор по физическому воспитанию.

      На занятиях по физической культуре большое внимание уделяется развитию ручной и мелкой моторики. Детей учат выполнять некоторые движения руками и пальцами рук по подражанию. Детей учат прокатывать палочки (или шарики) между ладонями, брать мячи, шары, бросать их в цель.

     Главное в занятиях по физическому воспитанию — сформировать у детей интерес к овладению основными движениями (ходьбой), способность подражать движениям и действиям взрослого.

Познавательное  развитие

     Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте при нормальном развитии, придавая ребенку раннего возраста неповторимый облик практического исследователя. Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: расчленять, соединять, конструировать из предметов, экспериментировать с ними. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие — фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем мире.

     Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщенное знание, что создает для ребенка зону его дальнейшего развития. Использование опредмеченных слов-названий помогает развитию и углублению восприятия различных качеств предметов (величины, формы, цвета, функции).

     В практической деятельности у ребенка развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей. Например, достает один предмет с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки (лопатки, щетки), встает на стул, чтобы дотянуться до висящего шарика.

 

     Коррекционно-педагогическая работа по познавательному развитию детей с органическим поражением ЦНС направлена на сенсорное воспитание, формирование наглядно-действенного мышления, ознакомление с окружающим миром, развитие предметно-игровых действий, развитие речи и коммуникативных способностей, формирование игровых действий и предпосылок к продуктивным видам деятельности.

Сенсорное воспитание 

     Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка ориентировочно-исследовательских действий, восприятия предметов с точки зрения их функционального назначения, ориентировки на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие. Сенсорное воспитание включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета и свойства в слове, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).

     После того как дети научатся выделять и воспринимать некоторые предметы и игрушки, работа проводится по развитию и совершенствованию ориентировочной деятельности на свойства и качества предметов. Вначале детей учат различать предметы по форме. Детям предлагают игровые задания: закрывать крышками коробочки, разные по форме, опускать фигурки в разные прорези, вставлять фигурки в пазы, разные по форме; раскладывать предметы в две емкости: в коробку — кубики, в миску — шарики. Результат практических действий ребенка взрослый обобщает жестом и словом. Кроме того, уделяется внимание развитию тактильно-двигательного восприятия, где ребенка учат доставать из мешочка разные по форме предметы, опираясь на тактильный образец: «Достань такой кубик (или шарик)», предлагается выбирать из двух форм.

     Важным направлением в развитии зрительного восприятия являются задания, направленные на соотнесение игрушки с ее изображением на картинке. Здесь также учат детей выделять парные картинки (грибы, куклы, елочки, пирамидки, домики). Детям предлагают выполнить следующие инструкции: «Покажи, где такая картинка. Выбери парные картинки» в дидактической игре «Лото малышам».

     Таким образом, главное в этой работе — сформировать у детей интерес к окружающим предметам и элементарную ориентировку на внешние свойства и качества предметов.

Формирование  наглядно-действенного мышления

     Развитие мышления у детей раннего возраста тесно связано с восприятием, оно возникает в практической деятельности и направлено на ее обслуживание.

     Коррекционно-педагогическая работа с детьми с поражением ЦНС начинается с формирования предпосылок к становлению наглядно-действенного мышления.

     Вначале важно научить детей выполнять целенаправленные действия с предметами.

     Затем большое внимание уделяется формированию у детей представлений о функциональном назначении бытовых предметов (чашка, ложка, стул, ножницы, карандаш, лейка, веревка). 

     Главное в этой работе — подвести детей к тому, чтобы у них появилась ориентировка на использование вспомогательных средств или орудий в той ситуации, когда игрушку-цель рукой достать нельзя (игрушка находится либо высоко, либо далеко).

Ознакомление  с окружающим

     Ознакомление с окружающим направлено на расширение и совершенствование у детей чувственного опыта, восприятие природных объектов и природных явлений, формирование элементарных представлений об окружающей действительности.

     При ознакомлении детей с окружающим миром главное — сформировать у них познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности. В комнате, где дети занимаются, создается специальная ситуация, когда им дают игрушки, предметы, которые находятся в коробочке (или в сумочке, пакетике, под салфеткой). Прежде чем дать ребенку эту игрушку (предмет) для занятий, взрослый спрашивает: «Что там? Давай посмотрим». Педагог активизирует действия ребенка: открыть коробочку, достать оттуда игрушку, достать игрушку из мешочка, развивая тем самым интерес к тем предметам, которые его окружают.

     Главное в этих занятиях — научить детей играть рядом со сверстниками, сформировать потребность играть вместе, вызвать потребность к взаимодействию с другими детьми.

Развитие речи и коммуникативных способностей

     Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в лицо взрослому.

     На занятиях по развитию речи детей учат показывать некоторые действия, предметы, изображённые на картинке: «Покажи, как Миша катает машинку. Покажи, где рыбка? Покажи, как рыбка плывет (учить показывать движения двумя ручками)».

     Главное в занятиях по развитию речи — сформировать у детей потребность к речевым высказываниям.

 

Формирование  предпосылок к продуктивным видам  деятельности

     Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности направлено на стимулирование у детей интереса к процессу рисования, лепке, аппликации, конструированию. При этом важно у детей развивать базовые предпосылки: зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук, умения подражать действиям взрослого.

     На начальном этапе необходимо развивать у детей интерес к лепке: взрослый перед ребенком лепит из теста — лепешки для матрешки, конфетки для куклы, баранки для матрешки, колобок для зайки. Ребенок трогает тесто, перекладывает его из одной руки в другую, отщипывает кусочки от большого куска, мнет тесто, вдавливает одним пальцем в большой кусок, обыгрывает поделки из теста, угощает ими кукол.

     Затем детей учат по подражанию действиям взрослого лепить поделки, раскатывая тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баранки), а затем лепить простые предметы круглой формы, раскатывая пластилин круговыми движениями жолобок, шарик, яблоко, пирог). При необходимости пользуются совместные действия.

     Далее детей учат делить пластилин на две части; раскатывать его прямыми и круговыми движениями, лепить по показу гриб, два колечка, пирамидку из шаров, два яблока. В дальнейшем дети учатся лепить меты различной формы по показу: яблоко, морковь, грушу, неваляшку, огурец и т. д.

     Наряду с занятиями по лепке у детей развивается интерес к рисованию. Взрослый на глазах у ребенка рисует красками, при этом можно брать краску рукой, затем кисточкой. Он изображает снежинки (или капли дождя), которые падают на землю; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика; следы зайчика; колобка, который катится по дорожке; ежика под елочкой и т. д. Все рисунки сопровождаются речью педагога. 

     Параллельно с рисованием развивается интерес у детей к конструированию, когда на глазах у ребенка педагог строит дорожку (заборчик) из строительного материала (из кирпичиков), из «лего» и включает их в игровые ситуации. Они строят из конструктора «ле-го» гараж, лесенку, домик; из кубиков — башню, клетки для зверюшек (маленькую для ежика, большую для медведя); кроватку для куколки (три кирпичика); кресло для мишки (три кирпичика и один кубик); из палочек — стол, дом, забор, ворота, гараж.

     Затем дети по подражанию педагогу строят из кубиков и палочек домик для матрешки, забор вокруг домика; лесенку для зайчика; клетки для ежика и зайчика; стол и стул, кроватку для куклы и таким образом овладевают конструированием. Каждый раз педагог учит детей обыгрывать свои постройки.

     Дети сооружают постройки из различного материала: мебель для куклы — диван, стул, кровать; дорожки и домики для зверюшек; забор вокруг домика.

     Кроме того, детей знакомят с аппликацией: их учат располагать изображения предметов на бумаге, пользоваться кисточкой, клеем, тряпочкой, наклеивать простые предметы — мячик, грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики и т. д.

     Главное в этих занятиях — сформировать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, узнавать в изображениях (лепке, рисунке, аппликации, постройке) реальные предметы окружающей действительности.

 

Заключение

 

Итогом всей системы  коррекционно-развивающего обучения и  воспитания является перевод ребенка  на новый уровень социального  функционирования, который позволяет  расширить круг его взаимоотношений  и создает условия для более  гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В.Секачев, 2007.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2009. 
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Сайтханов А.Ф. Педагогические условия социальной реабилитации детей со сложной структурой дефекта // Дефектология. – 2007. - №2. – С. 86 – 94.

Информация о работе Характеристика коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы