Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 13:07, контрольная работа
ЗПР характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.
Вследствие нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.
Введение
Характеристика личностных особенностей детей с ЗПР
Заключение
Приложение
Литература
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но
значительно чаще встречается задержка психического развития.
Задержка психического
развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа
реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при
поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний,
ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной
целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости
в интеллектуальной деятельности
Причины возникновения ЗПР
можно разделить на две
1. причины биологического
2. причины социально –
К причинам биологического характера относят:
1) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-
конфликт и т.д.);
2) недоношенность ребенка;
3) родовые травмы;
4) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит,
хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром
нарушенного желудочно-
5) нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях
социальной депривации;
2) дефицит полноценной,
игровой, общение со взрослыми и т.д.
3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека)
или же авторитарный тип воспитания.
В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.
При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные
формы:
1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся
мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с
нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и
дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического
характера, обусловленная
функциональными и
центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и
церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).[1]
Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на
классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:
- ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не
созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с
несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более
младшего возраста, у
них преобладает игровой
учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие
результаты выравнивания.
- ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком
соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической
астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность
организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и
т.п.
- ЗПР психогенного происхождения (причина –неблагоприятные условия в
семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и
т.п.)
- ЗПР церебрально-астенического генеза. (причина - мозговая
дисфункция). К этой группе
относят детей с
повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются:
неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость;
аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство –
снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная
расторможенность.[2]
В клинико-психологической
имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной
сферы.
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ, внимания,
восприятия при задержке
Память:
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является
главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в
школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические
исследования, существенное место в структуре дефекта умственной
деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные
психологические исследования указывают на недостатки в развитии их
непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети
запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их
отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной
памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В
исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута
специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных
методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в
раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с
начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с
задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и
тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально
развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в
неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к
поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток
добиться более полного припоминания и редко применяли для этого
вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило,
зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ
использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную
букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.[3]
В исследовании Н.Г. Поддубной изучалась зависимость продуктивности
непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей
деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были
устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного
наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили
затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного
подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным
экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не поняли задание, но
стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать
действовать. При этом они, в отличие от нормально развивающихся
дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности и были уверены,
что знают, как выполнять задание. Выявились отчетливые различия как по
продуктивности, так и по точность и устойчивости непроизвольного
запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было
выше в 1,2 раза.
Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше
вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой.
Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не
в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое
использование при их обучении.[4]
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у
учащихся с задержкой
трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу
умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны
колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
Снижение объема памяти и скорости запоминания,
Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,
Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток
запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,
Преобладание наглядной памяти над словесной,
Снижение произвольной памяти.
Нарушение механической памяти.
Причины нарушенного внимания:
1. Оказывают свое влияние
2. Несформированность механизма произвольности у детей.
3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию
внимания, когда интересно,
а где требуется проявить
мотивации – нарушение интереса.
Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности
внимания, характерные для данного нарушения:
Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на
задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании
Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в
процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи
колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и
утомляемость[5].
Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься
одной и той же деятельностью.
Узкий объем внимания.
Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими
детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного
внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто
внимательней?», « Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе
индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков,
домиков, работа по образцу и т.д.
Восприятие:
Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:
1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга,
больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа
различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что
ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
Недостатки внимания у детей с ЗПР.
Недоразвитие ориентировочно-
жизни и, как следствие, ребенок недополучает полноценного практического
опыта, необходимого для развития его восприятия.
Особенности восприятия:
Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания,
механизмов произвольности.
Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного
восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному
ребенку.
Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию,
которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция
поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается
поверхностно.
Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие
участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное
восприятие, зрительно-моторная координация.
Задача дефектолога заключается в том, чтобы помогать ребенку с ЗПР
упорядочить процессы восприятия и учить воспроизводить предмет
целенаправленно. На первом учебном году обучения взрослый руководит
восприятием ребенка на занятии, в более старшем возрасте детям предлагается
план их действий. Для развития восприятия материал детям предлагается в
виде схем, цветных фишек.
ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР.
Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и
другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых
детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать
помощь, переносить умения в другие ситуации.
На развитие мышления оказывают
влияние все психические
уровень развития внимания;
уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче
опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок).
Уровень развития речи;
Уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных
Информация о работе Характеристика личностных особенностей детей с ЗПР