Характеристика методов управления восприятием усвоением знаний и формированием первичных навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:30, реферат

Краткое описание

Педагогическое руководство процессом усвоения знаний учащимися начинается с постановки проблемы и осознания поставленных задач.

Усвоение — включает понимание (восприятие и осмысление) и запоминание.

Ведущим элементом в этом взаимодействии всегда является понимание — залог сознательного, а не формального, усвоения знаний, умений и навыков.

Вложенные файлы: 1 файл

мпо 2.docx

— 23.87 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Машиностроительный институт

Кафедра автомобилей

 

 

 

Реферат на тему «Характеристика  методов  управления восприятием усвоением знаний и формированием первичных навыков»

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнил: Студент гр.

                         Проверил:

 

 

 

 

                                                        

Екатеринбург                                                                                                                                   2014

Овладение знаниями — сложный психологический процесс. Он включает: усвоение знаний, приобретение их и применение знаний, т.е. оперирование ими и использование их.

 

Педагогическое руководство процессом усвоения знаний учащимися начинается с постановки проблемы и осознания поставленных задач.

 

Усвоение — включает понимание (восприятие и осмысление) и запоминание.

 

Ведущим элементом в этом взаимодействии всегда является понимание — залог сознательного, а не формального, усвоения знаний, умений и навыков.

 

Для того, чтобы понять учебный материал, его надо, прежде всего, воспринять.

 

Восприятие — всегда активный процесс, характеризующийся целенаправленностью и избирательностью.

 

Восприятию обычно предшествует соответствующая подготовка учащихся. Это создание соответствующей установки на предстоящее восприятие,   освежение   в   памяти   тех   знаний   (представлений,   понятий),   с которым будет вступать в «связи» новый учебный материал и формирование мотивов его изучения.

 

Поэтому восприятием учащихся необходимо руководить, что предусматривает постановку вопросов, задач, помогающих раскрыть сущность изучаемого явления, организацию наблюдений, выполнение самостоятельных заданий практического характера, связанных с восприятием новых знаний, четкое объяснение учебного материала.

 

Вторым звеном понимания является осмысливание изучаемых знаний, Осмысливание знаний — означает проникновение сознания учащихся в их сущность, раскрытие в изучаемых явлениях и предметах главного, существенного, определение вида, рода, отнесение частного к общему, выделение частного из общего, установление причинно-следственных связей рассматриваемых явлений, мотивов выполняемых действий, поступков и т.д.

 

Осмысливание связано с аналитико-синтетической, деятельностью мышления, с сравнением, сопоставлением и обобщением материала.

 

Осмысливание происходит через включение новых знаний в систему ранее усвоенных знаний как по данному, так и по другим, учебным предметам.

 

Таким образом, понимание осуществляется в двух фазах:

 

в процессе восприятия — непроизвольное понимание;

осмысления — произвольное понимание.

Запоминание в учебном процессе также выступает в двух фазах.

 

Непроизвольное  запоминание  знаний   осуществляется  уже  в  процессе восприятия, и особенно в процессе осмысливания;; учебного материала, т.е. в деятельности, которая специально не направлена на запоминание, которая преследует познавательные цели (понять, осмыслить и осознать учебный материал), а не мнемические задачи (запомнит, заучить учебный материал).

 

Продуктивность непроизвольного запоминания выше тогда, когда нужный учебный, материал выступает в деятельности учащихся как основная цель, а не способ к ее достижению, т.е. когда он является предметом деятельности. Чем выше уровень умственной активности и самостоятельности, проявленной учеником при выполнении познавательной задачи, чем глубже осмыслен изучаемый материал, тем выше продуктивность непроизвольного запоминания.

 

Наряду с непроизвольным запоминанием в учебном процессе имеет место и произвольное запоминание, которое осуществляется в специально организованной деятельности, когда мнемическая задача выдвигается на первый план. Продуктивность произвольного, так же как и непроизвольного запоминания зависит от уровня умственной активности и самостоятельности учащихся, проявленной ими при выполнении мнемической задачи.

 

Для целенаправленного оперативного заучивания различных правил, понятий , законов, явлений, устройств и т.д. учителя часто для ускорения запоминания прибегают к использованию специальных дидактических приемов. Например, на уроках физики при изучении темы: «Природа света», рассматривая соств белого света, чтобы запомнить цвета в спектре и порядок их расположения учитель использует следующее словосочетание для стимулирования мнемической активности: каждый охотник желает знать где сидит фазан (к, о, ж, з, г, с, ф), в котором первая буква каждого слова является первой буквой цвета в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

 

Другой пример, при изучении темы «Электрические конденсаторы» для быстрого и правильного запоминания его устройства учитель нередко использует такой дидактический прием. Объясняя устройство плоского конденсатора и демонстрируя детали его модели учитель произносит следующее утверждение: «один проводник – это проводник, один изолятор – это изолятор, а два проводника и изолятор есть конденсатор».

 

Умения

 

В тесной взаимосвязи со знаниями выступают и умения. Умения, которые овладевают учащиеся в процессе обучения очень разнообразны:

 

умение наблюдать и делать правильные выводы из наблюдений;

устно и письменно излагать мысли;

решать задачи;

читать и составлять технические чертежи;

ухаживать за растениями и животными;

разбирать и собирать механизмы и т.д.

 

Умение предполагает хорошую ориентировку в новых условиях и выступает не как простое стереотипное повторение прошлого опыта, а включает в себя известный элемент сообразительности, нового подхода к решению поставленных задач.

 

Но бывает и так, что некоторые умения при неоднократном стереотипном повторении автоматизируются и превращаются в навык.

 

 

 

 

Умения и навыки можно классифицировать по характеру их деятельности:

 

Первая группа — интеллектуальные умения и навыки:

 

умения: слушать, работать с книгой, составлять план, писать сочинение, планировать свою работу, рационально ее организовывать;

навыки: грамотного письма, техники чтения и др.

Вторая группа — трудовые умения и навыки.

 

умения: делать по чертежу определенные предметы, читать кинематические схемы и др.

навыки: пиления, строгания, резания и др.

Третья группа — спортивные умения и навыки.

 

умения: выполнять комплекс физических упражнений;

навыки: прыгания, лазания, плавание и др.

В формировании умений и навыков центральной задачей является организация системы упражнений, которая включает следующие этапы:

 

Первый — объяснение учащимся назначение данного умения или навыка, показ его практической ценности. Это создает положительное отношение к деятельности, вызывает желание овладеть ею (установка).

Второй — сообщение (или восстановление) учащимся знаний, на основе которых будут приобретаться данные умения или навыки, что предполагает осознанность процесса их приобретения.

Третий — показ учащимся образца, чтобы избежать приобретения закрепления ошибочных умений и навыков.

Четвертый — выполнение первых упражнений под наблюдением учителя с подробным анализом всех действий. Однако уже с выполнением первых упражнений степень самостоятельности учащихся, а также трудность упражнений должна возрастать.

Пятый — самостоятельные и систематические упражнения учащихся, выполняемые ими как в классе, так и дома.

Наряду с наращиванием трудностей в этих упражнениях используются все их многообразие, благодаря чему характер деятельности становится интересным и творческим.

 

В учебном процессе наряду с деятельностью, направленной на усвоение знаний, умений и навыков специально организуется деятельность по их применению.

 

Применение знаний является наиболее действенной формой проверки прочности усвоения и правильного их осмысления.

 

Способы применения знаний зависят от содержания того или иного учебного предмета.

 

Например, знания, умения и навыки по физике, химии, математике применяются учащимися в трудовой деятельности.

 

Способ же применения исторических знаний совсем иной. Они помогают учащимся найти правильный подход к анализу и пониманию явлений общественной жизни в прошлом и настоящем, определить свое поведение в обществе.

 

Примером практического применения знаний может быть решение задачи о том, почему зимой в сильные морозы иногда лопаются водопроводные трубы? (трубы надо закапывать на такую глубину, на которой земля не промерзает).

 

Знания могут также применяться и для решения теоретических задач. Это имеет место в том случае, когда ранее приобретенные знания используются для усвоения новых знаний, для объяснения фактов и явлений окружающей действительности и постановки новых задач.

 

В ходе применения знаний учащиеся встречают трудности, которые заключаются в следующем:

 

неумение отдифференцировать новое от старого, абстрагировать то, что является общим в новом и старом.

возникновение непреодолимых противоречий между имеющимися занятиями и практическими ситуациями.

привычная система взглядов мешает новой, препятствует ее применению, что исходит из-за непонимания практического и жизненного значения усваиваемых знаний.

 

 


Информация о работе Характеристика методов управления восприятием усвоением знаний и формированием первичных навыков