Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:30, реферат
Педагогическое руководство процессом усвоения знаний учащимися начинается с постановки проблемы и осознания поставленных задач.
Усвоение — включает понимание (восприятие и осмысление) и запоминание.
Ведущим элементом в этом взаимодействии всегда является понимание — залог сознательного, а не формального, усвоения знаний, умений и навыков.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Машиностроительный институт
Кафедра автомобилей
Реферат на тему «Характеристика методов управления восприятием усвоением знаний и формированием первичных навыков»
Проверил:
Екатеринбург
Овладение знаниями — сложный психологический процесс. Он включает: усвоение знаний, приобретение их и применение знаний, т.е. оперирование ими и использование их.
Педагогическое руководство процессом усвоения знаний учащимися начинается с постановки проблемы и осознания поставленных задач.
Усвоение — включает понимание (восприятие и осмысление) и запоминание.
Ведущим элементом в этом взаимодействии всегда является понимание — залог сознательного, а не формального, усвоения знаний, умений и навыков.
Для того, чтобы понять учебный материал, его надо, прежде всего, воспринять.
Восприятие — всегда активный процесс, характеризующийся целенаправленностью и избирательностью.
Восприятию обычно предшествует соответствующая подготовка учащихся. Это создание соответствующей установки на предстоящее восприятие, освежение в памяти тех знаний (представлений, понятий), с которым будет вступать в «связи» новый учебный материал и формирование мотивов его изучения.
Поэтому восприятием учащихся необходимо руководить, что предусматривает постановку вопросов, задач, помогающих раскрыть сущность изучаемого явления, организацию наблюдений, выполнение самостоятельных заданий практического характера, связанных с восприятием новых знаний, четкое объяснение учебного материала.
Вторым звеном понимания является осмысливание изучаемых знаний, Осмысливание знаний — означает проникновение сознания учащихся в их сущность, раскрытие в изучаемых явлениях и предметах главного, существенного, определение вида, рода, отнесение частного к общему, выделение частного из общего, установление причинно-следственных связей рассматриваемых явлений, мотивов выполняемых действий, поступков и т.д.
Осмысливание связано с аналитико-синтетической, деятельностью мышления, с сравнением, сопоставлением и обобщением материала.
Осмысливание происходит через включение новых знаний в систему ранее усвоенных знаний как по данному, так и по другим, учебным предметам.
Таким образом, понимание осуществляется в двух фазах:
в процессе восприятия — непроизвольное понимание;
осмысления — произвольное понимание.
Запоминание в учебном процессе также выступает в двух фазах.
Непроизвольное запоминание знаний осуществляется уже в процессе восприятия, и особенно в процессе осмысливания;; учебного материала, т.е. в деятельности, которая специально не направлена на запоминание, которая преследует познавательные цели (понять, осмыслить и осознать учебный материал), а не мнемические задачи (запомнит, заучить учебный материал).
Продуктивность непроизвольного запоминания выше тогда, когда нужный учебный, материал выступает в деятельности учащихся как основная цель, а не способ к ее достижению, т.е. когда он является предметом деятельности. Чем выше уровень умственной активности и самостоятельности, проявленной учеником при выполнении познавательной задачи, чем глубже осмыслен изучаемый материал, тем выше продуктивность непроизвольного запоминания.
Наряду с непроизвольным запоминанием в учебном процессе имеет место и произвольное запоминание, которое осуществляется в специально организованной деятельности, когда мнемическая задача выдвигается на первый план. Продуктивность произвольного, так же как и непроизвольного запоминания зависит от уровня умственной активности и самостоятельности учащихся, проявленной ими при выполнении мнемической задачи.
Для целенаправленного оперативного заучивания различных правил, понятий , законов, явлений, устройств и т.д. учителя часто для ускорения запоминания прибегают к использованию специальных дидактических приемов. Например, на уроках физики при изучении темы: «Природа света», рассматривая соств белого света, чтобы запомнить цвета в спектре и порядок их расположения учитель использует следующее словосочетание для стимулирования мнемической активности: каждый охотник желает знать где сидит фазан (к, о, ж, з, г, с, ф), в котором первая буква каждого слова является первой буквой цвета в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Другой пример, при изучении темы «Электрические конденсаторы» для быстрого и правильного запоминания его устройства учитель нередко использует такой дидактический прием. Объясняя устройство плоского конденсатора и демонстрируя детали его модели учитель произносит следующее утверждение: «один проводник – это проводник, один изолятор – это изолятор, а два проводника и изолятор есть конденсатор».
Умения
В тесной взаимосвязи со знаниями выступают и умения. Умения, которые овладевают учащиеся в процессе обучения очень разнообразны:
умение наблюдать и делать правильные выводы из наблюдений;
устно и письменно излагать мысли;
решать задачи;
читать и составлять технические чертежи;
ухаживать за растениями и животными;
разбирать и собирать механизмы и т.д.
Умение предполагает хорошую ориентировку в новых условиях и выступает не как простое стереотипное повторение прошлого опыта, а включает в себя известный элемент сообразительности, нового подхода к решению поставленных задач.
Но бывает и так, что некоторые умения при неоднократном стереотипном повторении автоматизируются и превращаются в навык.
Умения и навыки можно классифицировать по характеру их деятельности:
Первая группа — интеллектуальные умения и навыки:
умения: слушать, работать с книгой, составлять план, писать сочинение, планировать свою работу, рационально ее организовывать;
навыки: грамотного письма, техники чтения и др.
Вторая группа — трудовые умения и навыки.
умения: делать по чертежу определенные предметы, читать кинематические схемы и др.
навыки: пиления, строгания, резания и др.
Третья группа — спортивные умения и навыки.
умения: выполнять комплекс физических упражнений;
навыки: прыгания, лазания, плавание и др.
В формировании умений и навыков центральной задачей является организация системы упражнений, которая включает следующие этапы:
Первый — объяснение учащимся назначение данного умения или навыка, показ его практической ценности. Это создает положительное отношение к деятельности, вызывает желание овладеть ею (установка).
Второй — сообщение (или восстановление) учащимся знаний, на основе которых будут приобретаться данные умения или навыки, что предполагает осознанность процесса их приобретения.
Третий — показ учащимся образца, чтобы избежать приобретения закрепления ошибочных умений и навыков.
Четвертый — выполнение первых упражнений под наблюдением учителя с подробным анализом всех действий. Однако уже с выполнением первых упражнений степень самостоятельности учащихся, а также трудность упражнений должна возрастать.
Пятый — самостоятельные и систематические упражнения учащихся, выполняемые ими как в классе, так и дома.
Наряду с наращиванием трудностей в этих упражнениях используются все их многообразие, благодаря чему характер деятельности становится интересным и творческим.
В учебном процессе наряду с деятельностью, направленной на усвоение знаний, умений и навыков специально организуется деятельность по их применению.
Применение знаний является наиболее действенной формой проверки прочности усвоения и правильного их осмысления.
Способы применения знаний зависят от содержания того или иного учебного предмета.
Например, знания, умения и навыки по физике, химии, математике применяются учащимися в трудовой деятельности.
Способ же применения исторических знаний совсем иной. Они помогают учащимся найти правильный подход к анализу и пониманию явлений общественной жизни в прошлом и настоящем, определить свое поведение в обществе.
Примером практического применения знаний может быть решение задачи о том, почему зимой в сильные морозы иногда лопаются водопроводные трубы? (трубы надо закапывать на такую глубину, на которой земля не промерзает).
Знания могут также применяться и для решения теоретических задач. Это имеет место в том случае, когда ранее приобретенные знания используются для усвоения новых знаний, для объяснения фактов и явлений окружающей действительности и постановки новых задач.
В ходе применения знаний учащиеся встречают трудности, которые заключаются в следующем:
неумение отдифференцировать новое от старого, абстрагировать то, что является общим в новом и старом.
возникновение непреодолимых противоречий между имеющимися занятиями и практическими ситуациями.
привычная система взглядов мешает новой, препятствует ее применению, что исходит из-за непонимания практического и жизненного значения усваиваемых знаний.