Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:11, лекция
НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам.
НАУКА - особый
вид познавательной деятельности, направленной
на выработку объективных, системно
организованных и обоснованных знаний
о мире. Взаимодействует с другими
видами познавательной деятельности:
обыденным, художественным, религиозным,
мифологическим, философским постижением
мира. Н. ставит своей целью выявить
законы, в соответствии с которыми
объекты могут
Не всякие знания могут
быть научными. В человеческом сознании
содержатся такие знания, которые
не входят в систему науки и
которые проявляются на уровне обыденного
сознания.
Чтобы знания стали научными, они должны
обладать по крайней мере следующими специфическими
признаками (чертами): системностью, достоверностью,
критичностью, общезначимостью, преемственностью,
прогнозированностью, детерминированностью,
фрагментарностью, чувственностью, незавершенностью,
рациональностью, внеморальностью, абсолютностью
и относительностью, обезличенностью,
универсальностью.
Рассмотрим некоторые из этих признаков.
Системность. Знания
должны носить системный характер на основе
определенных теоретических положений
и принципов. К числу важнейших задач системности
относятся: 1) разработка средств представления
исследуемых объектов как систем; 2) построение
обобщенных моделей системы; 3) исследование
структуры теорий систем и различных системных
концепций и разработок. В системном исследовании
анализируемый объект рассматривается
как определенное множество элементов,
взаимосвязь которых обусловливает целостное
свойство этого множества.
Достоверность. Знания
должны быть достоверными, проверенными
на практике, проходящими проверку по
определенным правилам, а потому убедительными.
Критичность. Возможность
определить на основании критического
рассмотрения рациональных моделей историко-куль-турологические
и естественно-научные знания на основе
сопоставления различных типов научных
теорий. При этом наука всегда готова поставить
под сомнение и пересмотреть свои, даже
самые основополагающие результаты.
Общезначимость. Все
истинные знания рано или поздно становятся
общепризнанными всеми учеными и способствуют
объединению всех людей. Следовательно,
общезначимость является лишь одним из
следствий истинности знания, а не критерием
истины
Преемственность. Объективная
необходимая связь между новыми и "старыми"
знаниями в процессе изучения окружающего
мира, при этом новые знания дополняют
и обогащают "старые". Правильное
понимание процессов преемственности
имеет особое значение для анализа закономерностей
развития природы, общества, прогресса
науки, техники, искусства, для борьбы
как с некритическим отношением к достижениям
прошлого, так и с нигилистским отрицанием
его.
Прогнозированность. Знания
должны содержать в себе возможность предвидения
грядущих событий в определенной области
действительности. В социальной сфере
прогнозирование составляет одну из научных
основ социального управления (це-леполагания,
предвидения, программирования управленческих
решений).
Детерминированность. Факты
эмпирического характера должны быть
не только описаны, но и причинно-объяснены
и обусловлены, т. е. раскрыты причины изучаемых
объектов действительности. В действительности
же принцип детерминизма как утверждение
о существовании объективных закономерностей
представляет собой только предпосылку
научного предвидения (но не тождественен
ему). Принцип детерминизма формулировался
не только как утверждение о возможности
предвидения, но и как общий принцип, обосновывающий
практическую и познавательную деятельность,
раскрывающий объективный характер последней.
Фрагментарность. Наука
изучает мир не в целом, а через различные
фрагменты реальности, и сама делится
на отдельные дисциплины.
Чувственность. Научные
результаты требуют эмпирической проверки
с использованием ощущения, восприятия,
представления и воображения.
Незавершенность. Хотя
научное знание безгранично растет, оно
все-таки не может достичь абсолютной
истины.
Рациональность. Наука
получает знания на основе рациональных
процедур и законов логики.
Внеморальность. Научные
истины нейтральны и общече-ловечны в
морально-этическом плане.
Обезличенность. Ни
индивидуальные особенности ученого,
ни его национальность или место проживания
никак не представлены в конечных результатах
научного познания.
Универсальность. Наука
сообщает знания, истинные для всего окружающего
мира.
Специфика научного исследования определяется
тем, что для науки характерны свои особые
методы и структура исследований, язык,
аппаратура.
Наука отличается от других
форм общественного сознания и культуры
следующим:
- от мифологии тем, что стремится не к
объяснению мира в целом, а формулирует
законы развития природы. Миф возникает
на разных этапах истории развития человечества,
как повествование, сказание, фантастические
образы которого (боги, легендарные герои,
события и т. п.) были попыткой обобщить
и объяснить различные явления природы
и общества. Достаточно вспомнить мифических
богов и героев у древних греков, чтобы
представить содержание мифологии (Зевс
— громовержец, Посейдон — бог морей,
Афина — покровительница наук, Афродита
— богиня любви и т. д.);
- от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика же возникла как элемент тайных образов религиозных обществ Древнего Востока и Запада. Главное в этих образах — это общение человека с богом или каким-либо другим таинственным существом. Подобное общение, согласно мистике, достигается якобы через озарение, экстаз, откровение и т. д.;
- от религии тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное (вера). В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении с "божеством", со сверхъестественным при помощи молитв, таинств, святынь, символов. Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого всегда скрыто в глубинах мировых религий;
- от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку;
- от искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. Искусство представляет собой одну из форм общественного сознания, которая отражает действительность в художественных образах;
- от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;
- от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира.
Наука — это сфера человеческой деятельности,
представляющая собой рациональный способ
познания мира, в которой вырабатываются
и теоретически систематизируются знания
о действительности, основанные на эмпирической
проверке и математическом доказательстве.
Как многофункциональное явление наука
представляет собой: 1) отрасль культуры;
2) способ познания мира; 3) определенную
систему организованности (академии, университеты,
вузы, институты, лаборатории, научные
общества и издания).
Существует определенная внутренняя структура
и классификация современных наук (рис.
1.2).
Фундаментальными считаются естественные,
гуманитарные и математические науки,
а прикладными являются технические, медицинские,
сельскохозяйственные, социологические
и другие науки.
Задачей фундаментальных наук является
познание законов, управляющих взаимодействием
базисных структур природы. Фундаментальные
научные исследования определяют перспективы
развития науки.
Непосредственной целью
прикладных наук является применение
результатов фундаментальных
Результатами научных исследований являются
теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические
обобщения. Все эти понятия, каждое из
которых имеет свое определенное значение,
можно объединить одним словом "концепции".
Понятие "концепция" (
В то же время основные стороны
и характеристики этой будущей формы
знания содержит в себе современная
наука. Более того, именно эти стороны
современной науки есть ее движущая
сила, обеспечивающая ее развитие как
одной из сущностных сил человека. Так,
например, современная научная теория
— это теория, сознательно логически воспроизводящая
более или менее ограниченную область
предметной действительности только как
объект. Но развитие современной науки,
в частности физики, уже наталкивает многих
ученых на осознание того, что научные
теории воспроизводят предмет не только
как объект, но и как деятельность человека
с этим предметом. Например, В. Гейзеиберг
пишет: «Если теперь рассмотреть еще раз
различные замкнутые системы понятий,
которые были созданы в прошлом или, возможно,
будут созданы в будущем с целью научных
исследований, то примечательно, что эти
системы располагаются, по- видимому, в
направлении возрастания вклада идущих
от субъекта элементов в систему понятий».
Можно привести и другие примеры,
указывающие на противоречия в развитии
современной науки. В этих противоречиях
выражаются тенденции новой формы знания,
которую можно было бы назвать наукой
будущего. Вообще говоря, называть ли античную
и средневековую формы духовно-теоретического
производства, а также форму непосредственно
всеобщего духовного производства будущего
наукой или не называть — вопрос чисто
терминологический. Важно только отличать
исторически определенную, преходящую
форму производства теоретического знания,
называемую современной наукой (или наукой
нового времени), от качественно иных форм,
свойственных другим эпохам, входящих
в другие системы культуры. Многие исследователи,
на наш взгляд, ошибочно считают черты,
свойственные современной науке, характеристиками
теоретического знания как такового.
Такую же ошибку совершают исследователи,
пытаясь выяснить, какой процент людей
обладает творческими способностями,
и даже объявляя полученную цифру «естественным»
или «биологическим» «потолком». Цифра
получается довольно низкая, обычно что-то
около 6—8%. Но эта цифра «теоретически»
увековечивает общественное разделение
труда, разделение на творцов и исполнителей.
Для таких исследователей идея коммунизма
как общества, где труд каждого индивида
становится творческой самодеятельностью,
выглядит несбыточной фантазией. Действительно,
чем должны тогда заниматься более 90% населения
«неспособных» к творчеству? Между тем
предметная деятельность в условиях товарно-капиталистического
производства такова (включая и систему
образования), что в массе своей исключает
формирование творческих способностей
(по крайней мере, делает такой процесс
чисто случайным).
Эта система используется капиталистическим
обществом для воспитания, по удачному
выражению Ч. Р. Миллса, «ревностных роботов».
Учитывая сказанное, вопрос приходится
переформулировать: насколько велики
должны быть творческие потенции человека,
если, несмотря на существующую там систему
воспитания и образования, некоторым индивидам
удается все же эти потенции в себе развить!
В перенесении характеристик современного
человека на человека вообще и в таком
же перенесении параметров современной
науки и логики современного мышления
на формы знания и мышление других эпох
сказывается проявление антиисторических
тенденций в научном мышлении (как мышление
вещное, оно способно рационально-логически
изобразить структуру, но не процесс).
С точки зрения этих тенденций элементы
античного и средневекового знания, противоречащие
знанию в форме современной науки, кажутся
исключительно «ошибками» и «недостатками»,
проистекающими от нехватки экспериментального
материала, несовершенства техники, давления
церкви и т. д. и т. п.