Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 05:59, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть возможности хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия:
● стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;
● поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;
● предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей
старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда …………………. 6
Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………… 6
Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………. 12
Педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда…………………. 15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………... 21
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………… 21
Вывод…….………………………………………………………………………… 28
Библиография………………………………………………………
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, делать замечания друг другу, доброжелательно и правильно на них реагировать. Воспитатель постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к воспитателю. Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную литературу.
К детям 6-го г. жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Воспитатель должен больше опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях можно использовать такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай как хочешь»; «Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше» и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе более трудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием.
Важно помнить, что ребёнок — это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать его труд. У ребенка теряется интерес к трудовой деятельности, когда выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах. У детей складывается мнение, что взрослый несерьёзно, пренебрежительно, относится к их труду, а если он и хвалит их работу, то проявляет лицемерие. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах детей.
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям [29, 123].
Таким образом, можно сделать вывод, что основная форма организации хозяйственно-бытового труда детей старшей группы – это включение их в коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания. Установка, даваемая детям перед коллективной работой, создает предпосылки для постепенного перехода от труда для себя и близких людей (мамы, воспитателя, няни) к хозяйственно-бытовому труду для окружающих – более младших воспитанников детского сада, сотрудников других групп. Это становится одной из главных задач трудового воспитания детей в следующей, подготовительной к школе группе.
Методы педагога в руководстве трудом детей направлены на то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее исправить, оказать необходимую помощь. При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда
2.1. Методика
опытно-экспериментальной
В данном параграфе нам необходимо определить задачи и методику опытно-экспериментальной работы.
Для проверки
гипотезы необходимо решить
Констатирующей
частью исследования было
В констатирующей
части исследования
Методика констатирующего эксперимента:
Для решения
первой задачи необходимо
Цель наблюдения – выявить уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимо
зафиксировать все проявления
самостоятельности детей
Для оценки уровня развития самостоятельности детей нами были выделены критерии:
- Умение действовать по собственной инициативе.
- Умение замечать необходимость своего участия.
- Умение
выполнять привычные дела без
обращения за помощью и
- Умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат).
- Умение переносить известные способы действий в новые условия.
Нами использовалась трёх бальная система оценки.
1 балл – Низкий интерес к заданию в обычных условиях, повышающийся в нестандартных условиях. Наличие бесцельных нерезультативных действий, инертность. Обращения к взрослому за помощью без использования собственных возможностей. Активность сравнительно высокая в начале деятельности, затем быстро идет на убыль в следствии пресыщения. Результат достигается с помощью хаотических неорганизованных проб. Качество выполнения задания остается вне поля внимания детей.
2 балла - В большинстве случаев высокий интерес к заданию, но выраженная неустойчивость поведения. В начале деятельности - высокая активность, но при столкновении с трудностями темп работы снижается, действия становятся менее целенаправленными, иногда безрезультатно повторяются. Поддержка взрослого, небольшая помощь, поощрение нередко приводят к существенному подъему активности, инициативы. Дети адекватно оценивают свою работу, но стремление к улучшению результатов выражено слабо. В обычных условиях наблюдается несдержанность, импульсивность, небрежное выполнение задания, однако при усложнении задачи проявляется более высокая организованность, инициативность и независимость. В этом случае заметно ярко выраженное эмоциональное отношение к своей деятельности и достигаемым результатам, наблюдается ответственное отношение к работе, стремление не отступать перед трудностями, преодолевать их своими силами, не обращаясь к взрослому за помощью.
3 балла - Высокий уровень самостоятельности: внимательное принятие задачи, сосредоточенность, активные действия, направленные на достижение результата. Обращения к взрослым за помощью редки и появляются лишь после исчерпания собственных возможностей. Работа выполняется без спешки, суетливости, характерных для детей, отнесенных к 3 группе, и значительно продуктивнее, чем в 1 и 2 группах. Наблюдается стойкая мобилизация усилий; встречающиеся трудности не демобилизуют детей, а, напротив, вызывают стремление, во что бы то ни стало, найти пути и способы их преодоления. Время выполнения заданий обычно используется рационально. Работа выполняется добросовестно, аккуратно. Эмоциональные реакции свидетельствуют об умении самостоятельно оценить качество своей работы, объективно соотнести полученный результат с требуемым.
Результаты
оценки суммировались путём
От 5-8 это низкий уровень развития самостоятельности.
От 9-11 это средний уровень развития самостоятельности.
От 12-15 это высокий уровень развития самостоятельности.
Для подведения результатов
Таблица 1
Критерии
Ф.И. ребёнка |
Умение действовать по собственной инициативе |
Умение замечать необходимость собственного участия |
Умение выполнять привычные дела без помощи взрослого |
Умение осознанно действовать в новых условиях |
Умение переносить известные способы действий в новые условия |
Итоговый балл |
Уровень развития самостоятельности у детей старшей группы
Таблица 2
Количество детей
уровни |
По первой методике |
По второй методике |
Среднее по двум методикам | |||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
Для решения первой задачи нами были проведены следующие методики.
1. Беседа.
Цель: Выявить уровень самостоятельности у старшего дошкольного возраста.
Ход обследования: Исследователь задаёт вопросы и фиксирует результаты беседы по выбранным критериям.
Беседа
проводится в индивидуальной
форме, отдельно с каждым
Детям
предлагались следующие
По
результатам таблиц (см. приложение
2, таблицы 9; 11), выявить уровень
Проведя обследование по одной методике, нам необходимо проверить результаты, применив другую методику.
2 задание.
Цель: Выявить уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Ход обследования: Подгруппе детей (3 человека) сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (1-й моет, 2-й ополаскивает, 3-й вытирает и ставит на поднос). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами.
Результат наблюдения необходимо занести в таблицу.
Таблица 3
Фамилия, имя |
Вымыть баночки из-под краски | ||
Высокий |
Средний |
Низкий |
По результатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 10; 12) подсчитать итоговый балл, % соотношение и отнести детей к высокому, среднему, низкому уровням по следующим показателям.
Если количество баллов: 5-8 - низкий уровень;
По результатам таблиц (см. приложение 2, таблицы 9; 10; 11; 12) выявить уровень самостоятельности для каждой экспериментальной группы, выраженной в абсолютном числе и % соотношении (см. таблицы 6; 7).
Дополнительно сделать сравнительный анализ уровня самостоятельности между детьми контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента, результаты анализа занести в таблицу (см. таблицу 8).