Воспитание и потребность достижения
У некоторых родителей воспитание
ребенка побуждается так называемой
мотивацией достижения. Цель воспитания
состоит в том, чтобы добиться того,
что не удалось родителям из-за отсутствия
необходимых условий, или же потому, что
сами они не были достаточно способными
и настойчивыми. Отец хотел стать врачом,
но ему это не удалось, пусть, же ребенок
осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала
играть на фортепьяно, но условий для этого
не было, и теперь ребенку нужно интенсивно
учиться музыке. Подобное родительское
поведение неосознанно для самих родителей
приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим
сформировать ребенка по своему подобию,
ведь он продолжатель нашей жизни...» Ребенок
лишается необходимой независимости,
искажается восприятие присущих ему задатков,
сформированных личностных качеств. Обычно
не принимаются во внимание возможности,
интересы, способности ребенка, которые
отличны от тех, что связанны с запрограммированными
целями. Ребенок становится перед выбором.
Он может втиснуть себя в рамки чуждых
ему родительских идеалов только ради
того, чтобы обеспечить любовь и чувство
удовлетворенности родителей. В этом случае
он пойдет ложным путем, не соответствующим
его личности и способностям, который
часто заканчивается полным фиаско. Но
ребенок может и восстать против чуждых
ему требований, вызывая тем самым разочарование
родителей из-за несбывшихся надежд, и
в результате возникают глубокие конфликты
в отношениях между ребенком и родителями.
Воспитание как реализация определенной Системы
Организацию воспитания в семье
по определенной системе можно считать
вариантом реализации потребности
достижения. Встречаются семьи, где
цели воспитания как бы отодвигаются от
самого ребенка и направляются не столько
на него самого, сколько на реализацию
признаваемой родителями системы воспитания.
Это обычно очень компетентные, эрудированные
родители, которые уделяют своим детям
немало времени и хлопот. Познакомившись
с какой-либо воспитательной системой
в силу разных причин доверившись ей, родители
педантично и целеустремленно приступают
к ее неустанной реализации. Можно проследить
даже историю формирования таких воспитательных
целей, возникающих не редко как дань определенной
моде на воспитание. Некоторые родители
следуют идеям воспитательных положений
семьи Никитиных, отстаивающих необходимость
раннего интеллектуального обучения,
или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»;
в иных семьях царит атмосфера сплошного
всепрощения и вседозволенности, что,
по мнению родителей, осуществляет «споковскую»
модель воспитания. Несомненно, у каждой
из этих воспитательных систем есть свои
ценные находки, немало полезного и важного.
Здесь речь идет лишь о том, что некоторые
родители следуют тем или иным идеям и
методам воспитания слишком послушно,
без достаточной критики, забывая о том,
что не ребенок для воспитания, а воспитание
для ребенка. Интересно, что родители,
следующие воспитанию по типу «реализации
системы», внутренне похожи, их объединяет
одна общая особенность - относительная
невнимательность к индивидуальности
психического мира своего ребенка. Характерно,
что в сочинениях на тему «Портрет моего
ребенка» такие родители незаметно для
самих себя не столько описывают характер,
вкусы, привычки своих детей, сколько подробно
излагают то, как они воспитывают ребенка.
Воспитание как формирование определенных
Качеств
Проблемы независимости обостряются
и в тех случаях, когда воспитание
подчиняется мотиву формирования определенного
желательного для родителей качества.
Под влиянием прошлого опыта, истории
развития личности человека в его сознании
могут появляться так называемые сверхценные
идеи. Ими могут быть представления о том
или ином человеческом качестве как наиболее
ценном, необходимом, помогающем в жизни.
В этих случаях родитель строит свое воспитание
так, чтобы ребенок был обязательно наделен
этим «особо ценным» качеством. Например,
родители уверенны в том, что их сын или
дочь должны обязательно быть добрыми,
эрудированными и смелыми. В тех случаях,
когда ценности родителей начинают вступать
в противоречие либо с возрастными особенностями
развития ребенка, либо с присущими ему
индивидуальными особенностями, проблема
независимости становится особенно очевидной.
Типичным и ярким примером может служить
ситуация, когда увлечение спортом приводит
к тому, что супруги строят планы о совместных
семейных походах, катании на яхтах, занятиях
горными лыжами, не замечая, что в их мечтах
о будущем ребенке им видится все-таки
мальчик... Рождается девочка. Но воспитание
строится по заранее запрограммированному
сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской
стиль одежды, обилие, несколько излишнее
для девочки, спортивных упражнений, скептическое,
насмешливое отношение к играм с куклами
и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище
Сорванец - тоже мужского рода. Все это
может привести к отрицательным последствиям
в психическом развитии и даже вызвать
тяжелое заболевание у ребенка. Здесь
двойная опасность. Во-первых, у девочки
могут сформироваться черты противоположного
пола, препятствующие правильной и своевременной
половой идентификации, иными словами,
может быть искажено осознание себя как
будущей женщины. Во-вторых, навязывая
ребенку не присущие ему самому качества,
родители как будто убеждают его в том,
что такой, какой он есть, ребенок не нужен,
подчеркивают свое непринятие. А это самый
неприемлемый, самый опасный для психического
развития ребенка стиль отношения к нему.
Приходится встречаться и с другим типом
реализации сверхценных идеалов воспитания.
В психологическую консультацию обратилась
мама десятилетнего мальчика с жалобами
на увеличивающееся заикание, которое
возникло впервые у сына в пятилетнем
возрасте. На занятиях с ребенком в игровой
группе было обнаружено, что заикание
- хотя и наиболее заметное, но частное,
речевое, проявление более общей способности
ребенка. У него сформировалась привычка
к задержке любой ответной реакции. Оказалось,
что действенный или речевой ответ на
любой вопрос или поведение партнеров
по игре мальчик давал после продолжительной
паузы. Сомнений в трудности понимания
вопроса или ситуации не было. Мальчик
прекрасно учился, играл на скрипке, много
читал, справлялся со всеми тестами на
сообразительность. И все же в общении
любой ответственный сигнал сопровождался
задержкой. Постепенно выяснилось, что
причина кроется в том, как мама реализовывала
сознательно принятые, особо значимые
для нее цели воспитания. Она исходила
из достаточно привлекательных с точки
зрения нравственности принципов о всеобщей
доброте, всепрощении, невозможности причинить
боль, о «непротивлении злу». С первых
же дней жизни подобные принципы, которые
для ребенка оборачивались всевозможными
ограничениями его активности, сопровождали
каждый шаг, каждое действие малыша. В
этом примере нарушение поведения возникло
как следствие реализации сверхценных
родительских требований без учета особенностей
этапа развития, возрастных возможностей
ребенка. Как видно из приведенных примеров,
предоставление ребенку той или иной меры
независимости, более короткая или длинная
дистанция, определяются теми мотивами,
которые «осмысливают» воспитание. Если
единственным или основным мотивом воспитания
является потребность эмоционального
контакта, или потребность достижения,
или потребность смысла жизни, воспитание
проводится на укороченной дистанции
и ребенок ограничивается в своей самостоятельности.
При реализации определенной системы
воспитания, когда мотив воспитания как
бы отодвигается о ребенка, дистанция
может быть любой, это определяется уже
не столько личностными установками родителей
или особенностями детей, сколько рекомендациями
избранной системы. Но проблема независимости
отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит
как проблема несвободы ребенка в проявлении
присущих ему индивидуальных качеств.
Подобно этому регулирующие воспитание
- сверхценные мотивы родителей ограничивают
свободу формирования присущих ребенку
задатков, усложняют развитие, нарушая
его гармонию, а иногда и искажая его ход.
При оценке любой человеческой деятельности
обычно исходят из некоторого идеала,
нормы. В воспитательной деятельности,
по-видимому, такой абсолютной нормы не
существует. Мы учимся быть родителями,
так же, как учимся быть мужьями и женами,
как постигаем секреты мастерства и профессионализма
в любом деле. В родительском труде, как
во всяком другом, возможны и ошибки, и
сомнения, и временные неудачи, поражения,
которые сменяются победами. Воспитание
в семье - это та же жизнь, и наше поведение
и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы
и противоречивы. К тому же, родители не
похожи друг на друга, как не похожи один
на другого дети. Отношения с ребенком,
так же как и с каждым человеком, глубоко
индивидуальны и неповторимы. Главное
в воспитании маленького человека – достижение
душевного единения, нравственной связи
родителей с ребенком. Родителям ни в коем
случае не стоит пускать процесс воспитания
на самотек и в более старшем возрасте,
оставлять повзрослевшего ребенка наедине
самим с собой. Именно поэтому будущим
родителям, которые хотели бы воспитывать
своего ребенка не стихийно, а сознательно,
необходимо начать анализ воспитания
своего ребенка с анализа самих себя, с
анализа особенностей своей собственной
личности. Для достижения воспитательных
целей в семье родители обращаются к разнообразным
средствам воздействия: поощряют и наказывают
ребенка, стремятся стать для него образцом.
В результате разумного применения поощрений
развитие детей как личности можно ускорить,
сделать более успешным, чем при использовании
запретов и наказаний. Если все же возникает
нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного
эффекта наказания по возможности должны
следовать непосредственно за заслуживающим
их проступком. Наказание должно быть
справедливым, но не жестоким. Очень суровое
наказание может вызвать у ребенка страх
или озлобленность. Наказание более эффективно
в том случае, если проступок, за который
он наказан, разумно ему объяснен. Любое
физическое воздействие формирует у ребенка
убеждение, что он тоже сможет действовать
силой, когда его что-то не устроит. Очень
важную роль в воспитании ребенка играют
диалог с ним и принятие его как полноценной,
полноправной личности.
Диалог
Как строить воспитывающий диалог?
Каковы его психологические характеристики?
Главное в установлении диалога
- это совместное устремление к
общим целям, совместное видение ситуаций,
общность в направлении совместных действий.
Речь идет не об обязательном совпадении
взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения
взрослых и детей различна, что вполне
естественно при различиях опыта. Однако
первостепенное значение имеет сам факт
совместной направленности к разрешению
проблем. Ребенок всегда должен понимать,
какими целями руководствуется родитель
в общении с ним. Ребенок, даже в самом
малом возрасте, должен становиться не
объектом воспитательных воздействий,
а союзником в общей семейной жизни, в
известном смысле ее создателем и творцом.
Именно тогда, когда ребенок участвует
в общей жизни семьи, разделяя все ее цели
и планы, исчезает привычное единоголосие
воспитания, уступая место подлинному
диалогу. Наиболее существенная характеристика
диалогичного воспитывающего общения
заключается в установлении равенства
позиций ребенка и взрослого. Достичь
этого в повседневном семейном общении
с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно
возникающая позиция взрослого - это позиция
«над» ребенком. Взрослый обладает силой,
опытом, независимостью - ребенок физически
слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки
этому родителям необходимо постоянно
стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций означает признание
активной роли ребенка в процессе его
воспитания. Человек не должен быть объектом
воспитания, он всегда активный субъект
самовоспитания. Родители могут стать
властителями души своего ребенка лишь
в той мере, в какой им удается пробудить
в ребенке потребность в собственных достижениях,
собственном совершенствовании. Требование
равенства позиций в диалоге опирается
на тот неоспоримый факт, что дети оказывают
несомненное воспитывающее воздействие
и на самих родителей. Под влиянием общения
с собственными детьми, включаясь в разнообразные
формы общения с ними, выполняя специальные
действия по уходу за ребенком, родители
в значительной степени изменяются в своих
психических качествах, их внутренний
душевный мир заметно трансформируется.
Равенство позиций в диалоге состоит в
необходимости для родителей постоянно
учиться видеть мир в самых разных его
формах глазами своих детей. Контакт с
ребенком, как высшее проявление любви
к нему, следует строить, основываясь на
постоянном, неустанном желании познавать
своеобразие его индивидуальности. Постоянное
тактичное всматривание, чувствование
в эмоциональное состояние, внутренний
мир ребенка, в происходящие в нем изменения,
в особенности его душевного строя - все
это создает основу для глубокого взаимопонимания
между детьми и родителями в любом возрасте.
Принятие
Помимо диалога для внушения
ребенку ощущения родительской любви
необходимо выполнять еще одно чрезвычайно
важное правило. На психологическом
языке эта сторона общения
между детьми и родителями называется
принятием ребенка. Что это значит?
Под принятием понимается признание права
ребенка на присущую ему индивидуальность,
непохожесть на других, в том числе непохожесть
на родителей. Принимать ребенка - значит
утверждать неповторимое существование
именно этого человека, со всеми свойственными
ему качествами. Как можно осуществлять
принятие ребенка в повседневном общении
с ним? Прежде всего, необходимо с особенным
вниманием относиться к тем оценкам, которые
постоянно высказывают родители в общении
с детьми. Следует категорически отказаться
от негативных оценок личности ребенка
и присущих ему качеств характера. К сожалению,
для большинства родителей стали привычными
высказывания типа: «Вот бестолковый!
Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да
зачем же я тебя только на свет родила,
упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем
месте понял бы, как поступить!». Всем будущим
и нынешним родителям следует очень хорошо
понять, что каждое такое высказывание,
каким бы справедливым, по сути, оно ни
было, какой бы ситуацией ни вызывалось,
наносит серьезный вред контакту с ребенком,
нарушает уверенность в родительской
любви. Необходимо выработать для себя
правило не оценивать негативно самого
ребенка, а подвергать критике только
неверно осуществленное действие или
ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок
должен быть уверен в родительской любви
независимо от своих сегодняшних успехов
и достижений. Формула истиной родительской
любви, формула принятия - это не «люблю,
потому что ты - хороший», а «люблю, потому
что ты есть, люблю такого, какой есть».
Но если хвалить ребенка за то, что есть,
он остановится в своем развитии, как,
же хвалить, если знаешь, сколько у него
недостатков? Во-первых, воспитывает ребенка
не одно только принятие, похвала или порицание,
воспитание состоит из многих других форм
взаимодействия и рождается в совместной
жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации
любви, о созидании правильного эмоционального
фундамента, правильной чувственной основы
контакта между родителями и ребенком.
Во-вторых, требование принятия ребенка,
любви к такому, какой есть, базируется
на признании и вере в развитие, а значит,
в постоянное совершенствование ребенка,
на понимание бесконечности познания
человека, даже если он совсем еще мал.
Умению родителей общаться без постоянного
осуждения личности ребенка помогает
вера во все то хорошее и сильное, что есть
в каждом, даже в самом неблагополучном,
ребенке. Истинная любовь поможет родителям
отказаться от фиксирования слабостей,
недостатков и несовершенств, направит
воспитательные усилия на подкрепление
всех положительных качеств личности
ребенка, на поддержку сильных сторон
души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.
Оценку не личности ребенка, а его действий
и поступков важно осуществлять, меняя
их авторство. Действительно, если назвать
своего ребенка недотепой, лентяем или
грязнулей, трудно ожидать, что он искренне
согласится с вами, и уж вряд ли это заставит
изменить его свое поведение. А вот если
обсуждению подвергся тот или иной поступок
при полном признании личности ребенка
и утверждении любви к нему, гораздо легче
сделать так, что сам ребенок оценит свое
поведение и сделает правильные выводы.
Он может ошибиться и в следующий раз или
по слабости воли пойти по более легкому
пути, но рано или поздно «высота будет
взята», а ваш контакт с ребенком от этого
никак не пострадает, наоборот, радость
от достижения победы станет вашей общей
радостью. Контроль за негативными родительскими
оценками ребенка необходим еще и потому,
что весьма часто за родительским осуждением
стоит недовольство собственным поведением,
раздражительность или усталость, возникшие
совсем по другим поводам. За негативной
оценкой всегда стоит эмоция осуждения
и гнева. Принятие дает возможность проникновения
в мир глубоко личностных переживаний
детей, появление ростков «соучастия сердца».
Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность
- таковы эмоции истинно любящих своего
ребенка, принимающих родителей. Таким
образом, для того, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму отрицательное
влияние семьи на воспитание ребенка необходимо
учитывать внутрисемейные психологические
факторы, имеющие воспитательное значение:
* Принимать активное участие в жизни
семьи;
* Всегда находить время, чтобы поговорить
с ребенком;
* Интересоваться проблемами ребенка,
вникать во все возникающие в его жизни
сложности и помогать развивать свои умения
и таланты;
* Не оказывать на ребенка никакого нажима,
помогая ему тем самым самостоятельно
принимать решения;
* Иметь представление о различных этапах
в жизни ребенка;
* Уважать право ребенка на собственное
мнение;
* Уметь сдерживать собственнические
инстинкты и относиться к ребенку как
к равноправному партнеру, который просто
пока что обладает меньшим жизненным опытом;
* С уважением относиться к
стремлению всех остальных членов
семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Заключение
Процесс воспитания в семье носит
характер обратной связи и, воспитывая
своих детей, родители воспитывают
тем самым и самих себя. В
зависимости от характера воспитания
(модели воспитания), отношения родителей
к ребенку происходит формирование
определенных (порой достаточно устойчивых)
взаимоотношений между ними. И если деспотичное,
авторитарное поведение родителей и подавление
интересов ребенка своими интересами,
насильственное навязывание ему своих
взглядов и представлений с жесткой критикой
в адрес его собственных также как и политика
“невмешательства”, игнорирование интересов
ребенка, полное отсутствие заинтересованности
к его жизни (гипоопека) формируют слабую,
несамостоятельную, неуверенную в себе
личность, то сочетание внимательного,
заботливого отношения в своему ребенку
без излишней навязчивости, стремления
“залезть в душу” c любовью и готовностью
помочь, если об этом попросят, поддержать,
воодушевить в трудных ситуациях становятся
залогом формирования полноценного, душевно
здорового, готового и способного помочь
окружающим человека. Как известно, все
великие истины могут быть выражены очень
кратко, несколькими словами. Такими словами
в вопросе о том, как вести себя с ребенком,
как сделать из него не размазню, а достойного
человека, как привить ему любовь к знаниям,
стремление к совершенствованию и помощи
людям могут служить слова: “Искренне
любите дитя свое – остальное приложится
”. Хочется, чтобы настоящие и будущие
родители поняли это, поняли великую силу
любви чистой, искренней, очищающей и прислушались
к приводимому здесь совету.