Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 14:29, лекция
Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук, как неисчерпаемый предмет познания, как одно из основных понятий педагогической антропологии, как биогенетическое существо, связанное с Космосом, природой, обществом. Человек как индивид, как единство материального, духовного, рационально-действенного. Человек как личность, его социальность. Общественное бытие как условие развития человека. Сознание и самосознание человека. Духовность и креативность человека. Основные подходы к формированию человека
Лекция 2. Человек как предмет антропологии. Концепция человека в педагогической антропологии
Человек как сверхсложный объект изучения многочисленных наук, как неисчерпаемый предмет познания, как одно из основных понятий педагогической антропологии, как биогенетическое существо, связанное с Космосом, природой, обществом. Человек как индивид, как единство материального, духовного, рационально-действенного. Человек как личность, его социальность. Общественное бытие как условие развития человека. Сознание и самосознание человека. Духовность и креативность человека. Основные подходы к формированию человека (Л.С.Выготский, И.С. Кон, А. Адлер и др.)
Философия антропологического познания направлена на понятие и осознание сущности человека, его цели и значения. Проблема человека существовала уже в древней философии – античной, древнеиндийской, древнекитайской. Родоначальником философии человека можно считать Сократа, который создал учение о человеческой душе, разуме, а самопознание человека выступает главной целью философии.
Уже в марксистской литературе делались попытки развести понятия «природа человека» и «сущность человека», и в то же время отмечалось, что они близки и взаимосвязаны. Щедровицкий Г.П. отмечал, что человек всегда больше себя самого, ибо он – часть чего-то большего, более чего-то целого, трансцендентального мира. Человек не сводим к эмпирическому бытию эмпирического субъекта.
Человек как все живое активен, т.е. способен избирательно отражать, воспринимать, реагировать на любые раздражения и воздействия, имеет по Ф. Энгельсу «самостоятельную силу реакции».
Человек пластичен, т.е. обладает высокими адаптивными способностями к изменяющимся условиям среды и жизни сохраняя видовые особенности.
Человек – существо динамичное, развивающееся, т. к. происходящие изменения во всех структурах и системах носят перманентный характер.
Человек как и все живое принадлежит к природе Земли и Космоса. С которыми осуществляется взаимообмен веществами и энергией. Человек является неотъемлемой частью биосферы и всех явлений с ней связанных. Непосредственную связь человека с природой отмечают все ученые – Вернадский. Ильин, Бердяев и др. по определению Бердяева «Человек потому понимает Вселенную, что у них ода природа».
Во-вторых, человек – существо общественно-историческое. Одной из важнейших характеристик является его социальность. Он принадлежит к определенной эпохе, нации, социуму, человеческому сообществу. Важнейшими условиями сохранения и развития человека как вида является соблюдение и сохранение нравственных табу, социокультурного опыта. А также интеграция в единый общественный организм.
Первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Другие люди – центры, вокруг которых организуется мир человека. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину.- писал С.Л. Рубинштейн.
Связь и принадлежность человек с обществом обусловливает и детерминирует основные человеческие потребности в самореализации и самоактуализации. Именно общественно-исторический способ существования человека сделал его разумным.
Специфической особенностью человека является его духовность. Будучи разумным и духовным человек не мог не стать творческим человеком, т.е. – креативным – как способным познавать и создавать новое во всех сферах жизни и деятельности. По Петровскому – способность свободно и ответственно выходить за границы предустановленного, начиная от любознательности и кончая социальными новациями.
Еще одна глобальная характеристика человека - его целостность – физическая, физиологическая, духовная, интеллектуальная, социальная и т.д.
Каждый человек рассматривается на различных уровнях: индивид, индивидуальность, личность.
Человек активен, пластичен, динамичен, развивающийся. Все характеристики изучаются в различных направлениях научных дисциплин. Антропологический подход позволяет рассматривать человека всесторонне.
Человек как общественно-историческое существо характеризуется социальностью. Именно общественно-исторический способ бытия сделал человека разумным. Под разумностью педагогическая антропология вслед за Ушинским понимает то, что характерно только для человека – способность осознавать не только мир, но и себя в нем: Свое бытие во времени и пространстве, Способность фиксировать свое осознание мира и себя.