Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 13:03, практическая работа
Конспект занятия в ДОУ.
Текст сказки.
СКАЗКА "МОРОШКИНЫ ИМЕНИНЫ"
В: Далеко-далеко на самом севере Таймыра, в тундре, среди карликовых березок поставили чумы коренные жители тундры. В одном чуме жила девочка Ося со своими родителями. Стояла середина июля. В тундре было настоящее лето. Солнышко светило ярко-ярко и хорошо пригревало.
Как-то Ося (О) после прогулки по тундре обратилась к маме.
О: Мамочка, я гуляла по тундре и рассматривала цветы и вдруг на полянке увидела интересную ягоду, она как будто бы слеплена из маленьких шариков. Что это за ягода такая?
Мама (М): Это, Ося, морошка! Ягода так и называется - морошка! Пройдет еще месяц, и в середине августа эта ягода созреет. Будем есть морошку прямо с кустика, наберем с собой, с молоком оленьим смешаем - пить будем. А еще к морошке олени придут - тоже пожуют ягоду, и птички прилетят - поклюют чуть-чуть.
О: Так вся ягода кончится!
М: А морошка для того и растет, чтобы ее съели - и звери, и птицы, и люди! Ягоды много - всем хватит! Знаешь, морошка ведь самая первая ягода, которая в тундре созревает. Ты береги ту полянку, смотри, чтобы люди ягоду не затоптали, и олени, чтоб на том месте не паcлись.
В: Теперь Ося каждый день проводила на поляне, где росла морошка. Те, кто сначала не знал про полянку, пытались пройти по ней, но Ося всем объявила, что здесь растет морошка, и стали полянку обходить. И оленей она приучила обходить полянку. Насобирала палок и отгородила то место.
Морошка стала набирать цвет. Ося решила поделиться радостью с мамой.
О: Мама, мама! Шарики стали желтеть, на каждой ягодке по нескольку пожелтевших шариков. Скажи, когда же она вся поспеет?
М: Не спеши, Ося. Всему свое время!
В: Так прошел месяц. Пошла как-то Ося на свою полянку, просмотрела внимательно каждый кустик с ягодой, и увидела, что морошка поспела. Тогда девочка решила, что завтра она придет на полянку, споет песенку про морошку и все сразу поймут, что ягода поспела, и придут пробовать морошку. Песенку Ося, конечно, выучила и на следующее утро все соседи услышали, как на поляне девочка пела.
О:
Морошка
Морошка, морошка,
Тоненькая ножка.
Ягодка - фонарик.
Сладостью одарит.
Август подоспел,
Ягода поспела.
Спелая морошка-
Желтая сережка
В: Все люди услышали, как Ося поет, все пришли на поляну. Стали девочку хвалить.
Люди: Какая умница Ося! Ягоды-то сколько! Молодец, берегла она морошку, охраняла, ждала, когда вся поспеет! Настоящий праздник! Запомним этот день - Морошкины именины!
В: Ося стояла в сторонке и радовалась! Она гордилась, что ни одна ягодка не пропала, вся созрела, всем пригодилась! А сама она, когда первую ягодку съела, то подумала, что в жизни ничего вкуснее и слаще не пробовала!
Сегодня морошку люди ели, завтра олени поедят, потом птицы поклюют. Мама была права - морошки всем хватит! Все по сладкой ягоде соскучились и звери, и люди! В тундре много радости - морошка самая сладкая.
Цели занятия:
- продолжать знакомить детей с природой родного края;
- формировать умение оформлять свои впечатления в речи;
- вызвать эмоциональный отклик на содержание сказки;
- подвести к
пониманию нравственного
Материал и оборудование: текст сказки, картинки с изображением ягод, растущих в тундре, лесу, саду; элементы настольного театра для наглядного сопровождения сказки; гуашь, кисти, бумага для создания "монотипии".
Предварительная работа: беседа "Какая ягода в тундре растет", составление описательных рассказов по картинкам.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает вспомнить детям тему недели:
- Ребята, о чем на этой неделе мы так часто с вами говорим? (о ягодах)
- А какие вы знаете ягоды? (перечисляют) Где растет, клубника? А слива? На чем? Где растет черника, земляника? (дети отвечают)
Воспитатель показывает детям картинки с изображением клюквы и брусники:
- Что это за ягода? Где она растет? (дети отвечают)
- Сегодня ребята, вы познакомитесь еще с одной красивой ягодой, которая растет в тундре. Называется эта ягодка - морошка. (воспитатель демонстрирует картинку).
- Я знаю одну девочку, которая очень любит морошку.
Воспитатель обыгрывает появление девочки, элементов настольного театра.
Рассказывание сказки.
Беседа по прочитанному:
- Сказка грустная или веселая? Почему?
- Какая Ося девочка? (послушная, терпеливая, трудолюбивая) Почему?
- Где Ося ягодку нашла? Как девочка полянку берегла? Как люди, соседи узнали, что морошка поспела?
- Что про Осю говорили? Хвалили ее или ругали?
- Повторите, как называется ягода, которую Ося нашла? (морошка) Где морошка растет? (в тундре)
Физминутка
Воспитатель предлагает детям представить, что они пошла в тундру за ягодой.
Речь с движениями.
Раз, два, три, четыре, пять
В тундру мы пошли гулять.
За морошкой,
За брусникой,
Мы за клюквой,
Голубикой.
Много ягоды набрали,
И друг друга угощали.
Идем по кругу друг за другом,
Показываем направление указательными пальцами.
Имитируем сбор ягод.
Рисуем руками круг перед собой.
Поворачиваемся в
круг лицом, показываем открытые ладошки..
Далее воспитатель проводит дидактическую игру "Угадай по описанию".
- Ягода растет в саду. Ягоды красного цвета с желтыми крапинками, по форме похожи на сердечко. Сладкая. (Клубника)
- Ягода растет
в лесу. Ягодки темно- синего
цвета. Если ягоду скушать,
то язык тоже станет темно-
- Ягода растет в тундре. Ягодки желтого цвета, как будто слеплены из маленьких шариков. (Морошка)
Далее воспитатель предлагает детям перечислить название ягод, которые растут в тундре, и "сварить" из них варенье методом "монотипия". ( На одну половинку листа, вырезанного в форме банки, наносим краску - вниз красную (клюква), в середину желтую (морошка), наверх красную (брусника), на вторую половинку листа наносим слой воды, далее складываем половинки и прижимаем, а потом открываем их).
Дети любуются своими работами, самостоятельно убирают материал после занятия.