Что такое современная филология? Основные особенности филологического труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:02, реферат

Краткое описание

Филология (греч. philologia, буквально - любовь к слову), содружество гуманитарных дисциплин - лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей - исходная реальность Ф. Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный "комментарий" (наиболее древняя форма и классический прототип филологического труда), Ф. под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного. Т. о., внутренняя структура Ф. двуполярна.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по основам филологии.docx

— 40.41 Кб (Скачать файл)

Часто отдается унынию, негодованию о том, что делается в мире (Толстой).

Не унынию должны мы предаваться при всякой внезапной  утрате... (Гоголь).

Не отдаваться чувству досады... (Толстой)».

Итак, современная филология  изучает три объекта: естественный язык, текст и homo loquens как главное воплощение человеческого духа.

Письменный текст  как материал филологии. Рассматриваемое определение филологии указывает на письменные тексты как материал филологии. Это указание более всего обращено к тому времени, когда интерес филологических наук был сосредоточен на изучении «мертвых» языков — древнегреческого, латинского, готского, старотюркского, старославянского и др. Дело в том, что изучать их можно только по данным письменных текстов. Та же ситуация имеет место и при изучении истории «живых» (= современных) языков и литературных произведений большинства писателей и сказителей.

Конец ХХ — начало ХХI в. — время, когда радикально меняются отношения филологии и текста. Во-первых, филологические науки не ограничиваются изучением только письменных текстов: ХХ век принес методы аудио- и видеозаписи устных текстов, новый вид текстов — виртуальные — привлек внимание к «смешанным» текстам (таковы большинство рекламных текстов, тексты устной речи, создаваемые и воспринимаемые в связи с ситуацией, и мн. др.).

Во-вторых, филология обратилась к текстам, которые традиционно  не признаются «образцами» культуры. К числу «образцовых» обычно относят, например, произведения классиков литературы (но не местных и тем более не начинающих писателей), речи выдающихся общественных, политических деятелей (но не местных политиков) и под. Однако любой текст, еще раз повторим Ю.С. Степанова, есть воплощение человеческого духа. Человеческий дух воплощен в разных формах и содержит разные смыслы: от высокого до низкого, — проявляется как в поэзии, например И. Бродского, так и в агитационных призывах, написанных на стенах зданий, гаражей; в текстах, размещенных на сайте Президента России, существующих в чатах, в блогах и твиттере...

Итак, материал современной  филологии составляют все виды текстов  независимо от их фактуры (лат. factura — обработка, строение), их отношения к «высокой» культуре. Поэтому в современной филологии в качестве обозначения текстов любой фактуры используется термин сообщение. Так разрывается связь между текстом и его принадлежностью к письменному роду фактуры. Поэтому можно сказать, что слова Г.О. Винокура: «Все написанное, напечатанное, сказанное есть предмет филологического комментария» звучат пророчески.

Методы исследования в филологии. Из методов филологии С.С. Аверинцев не случайно выделяет анализ. Анализ (др.-греч. analysis — разложение, расчленение) как метод филологии имеет целью получить ответ на ключевой вопрос: как постигается «живой смысл» (Гадамер), т.е. как осуществляется процесс понимания, каков результат этого процесса? Иначе говоря, анализ в филологии это не просто расчленение, разложение изучаемого объекта на составные части, но и установление их роли (функций) в решении задачи постижения смысла. Так, анализ отзывов на произведения в жанре миниатюры (на сайте http: / / www.proza.ru / ) заставляет искать те сигналы, которые читатель (точнее: пользователь Интернета) усматривает в рецензируемом тексте и которые соответственно служат основой его отзыва. Они могут лежать в разных плоскостях текста миниатюры. Это — языковые и речевые особенности текста, способ его компьютерного представления, смысл в том виде, как он усмотрен читателем:

Прости о Боже, за все былые прегрешенья

За все плохое у тебя Иисус прошу прощенья.

За боль и слезы  близких и родных,

15

За ложь, измену и непонимание других.

За то что мало помогал,

Тем кто нуждался и страдал.

За ненависть, за нелюбовь,

Прошу прощенья вновь  и вновь (Виа Долороса).

Рец. просто класс!

в этих строках  уместилось все...

я так думаю, что это исповедь каждого человека в этом мире... (Клик-Клик);

l таиться в личности  автора, его стиле, манере, приемах

письма, также в отдельных  суждениях:

Я не хочу взрослеть. Мне страшно. Реально страшно. Разговоры о взрослой жизни, ответственности и принятии решений выбивают меня из колеи. Я пытаюсь убежать, скрыться, лечь на дно, но все мои старания тщетны. Бремя взросления тенью ходит за мной по пятам. <...> (Пингвинко Пингвинко. Я ищу.

И я не хочу взрослеть).

Рец. Занятно. Первый раз встречаю человека который не хотел бы поскорей повзрослеть (Чао Бомбино);

l исходить из жизненных  ситуаций, которые лежат за текстом:

<...> Мой витязь, я тебе  спою,

Как убивал мечту  свою.

Вступил с ней в битву  я давно,

Но биться было нелегко...

Чтоб обрела мечта конец

Достал я с дуба кладенец.

В ночи ее с мечом стерег...

Убил я то, что так  берег.

Вонзил в мечту тоску  свою...

Слепец-гусляр теперь, пою... (Ин Дрим. Былина).

Рец. А мне не надо было биться с мечтой,

 я просто проспал её, только и всего,

я проспал  тот миг, когда она проходила  мимо моего

дома,

и всё...

_________________________

С уважением, Вячеслав (Вячеслав Черкасов);

l обусловливаться текстом  как нерасчлененной целостностью:

Однажды Подсвечник сказал Свече:

— Что  ни говори, а хозяину без меня не обойтись!

— Конечно, — согласилась Свеча, — не будь тебя, он обжёг бы руку моим расплавленным  воском.

— Что  верно, то верно! — гордо воскликнул Подсвечник. — Дело моё благородно и заслуживает уважения! А ты... — вздохнул он с горьким разочарованием. — Всё горючие слёзы льешь  да укорачиваешься в размерах. Сгоришь, и ничего от тебя не останется. И  слёзы твои не помогут. Глядя на твой короткий век, самому плакать хочется. — Он даже всхлипнул. — Что успеешь  сделать за столь недолгий срок? Считай — бесполезное существование... <...>

(Елена Горисвет. Подсвечник и свеча).

Рец. Великолепно, очень красиво (Мерхий).

(В приведенном материале  сохраняется авторский стиль,  орфография и пунктуация.)

Таким образом, изучая текст, мы фактически обращаемся к его автору и читателю — к тем фигурам, которые обобщаются понятием homo loquens. Однако чтобы ответить, почему избирается тот или иной сигнал, как он может использоваться, следует применить дополнительно к анализу другие методы исследования. Здесь же подчеркнем два положения: в филологии анализ является фундаментальным, но не единственным методом исследования; в современных филологических науках анализ стал более разнообразным (существует анализ лингвистический, литературоведческий, филологический, коммуникативный, риторический, семиотический, герменевтический и ряд других).

Наконец, рассмотрим статус филологии, ее место в системе наук. Важно, что современная филология уже освободилась из «плена» других гуманитарных наук и стала самостоятельной областью знания, входящей в гуманитарные науки. Каков же ее статус? Интересную мысль на сей счет высказал Г.О. Винокур: «филология не есть наука, точнее... нет такой науки, которую в отличие от других можно было бы обозначить словом “филология” как ее названием» Это же положение, только выраженное иными словами, содержится и в определении С.С. Аверинцева. Он квалифицирует филологию не как науку, а как содружество гуманитарных дисциплин. Так возникает вопрос о характере отношений между филологическими дисциплинами. Что представляет собой филология: содружество — совокупность наук / научных дисциплин — «агрегат сведений» (Гегель)? (В сравнении с науками научные дисциплины решают более частные задачи.)

Объектное единство филологических наук, общность их методов и материала  исследования позволяет отрицательно оценить тезис Гегеля о филологии  как агрегате сведений (ср.: лат. aggregatus — присоединенный), т.е. как о механическом образовании, без внутренних связей между составляющими частями. Уровень дифференциации наук и научных дисциплин на современном этапе развития филологии, степень их самостоятельности позволяют признать современную филологию совокупностью наук и научных дисциплин. (Учтем, что понятие совокупность более нейтрально, чем содружество.)

Таким образом, современная филология представляет собой совокупность гуманитарных наук и научных дисциплин, изучающих посредством анализа естественный язык, текст и homo loquens — «главное воплощение человеческого <...> духа» (Ю.С. Степанов).

Филология, в том числе  и на современном этапе ее развития, сосредоточена на главной проблеме человеческого существования —  проблеме понимания. Эта мысль была подчеркнута еще С.С. Аверицевым (см. материалы для чтения). На рубеже ХХ—ХХI вв. проблема понимания стала еще более значимой, поскольку современный человек становится все более сложным, индивидуализируется; недаром существует выражение: «ХХ век — век возражений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Югорский Государственный  Университет

Гуманитарный институт

Кафедра филологии

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Что такое  современная филология?

Основные особенности  филологического труда »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Студентки 1 курса

Группы 3121б

Дудикова Анна,

Баймагамбетова Айгерим

Преподаватель:

Долженко Н.Г.

 

 

 

 

Ханы-Мансийск

2013

 

Список использованной литературы:

А.А.Чувакин «Основы филологии»

www.portal-slovo.ru

Рождественский Ю.В. «Общая филология»

 


Информация о работе Что такое современная филология? Основные особенности филологического труда