Школа Монтессори. История возникновения и современный этап развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:59, контрольная работа

Краткое описание

В прошлом году педагогический мир отмечал 100-летие педагогики итальянки Марии Монтессори. Столетие именно педагогического направления, а не юбилей самой М. Монтессори. В Сан-Лоренцо, где в 1907 году был открыт первый в мире "Casa dei Bambini" – "Дом ребенка", работающий по ее системе, по этому случаю организованы фантастические по мировым масштабам торжества, а на американскую международную конференцию, посвященную этой дате, в Нью-Йорк съедутся 4 000 педагогов Монтессори. По разным странам уже начала путешествовать огромная выставка, которая в ретроспективе показывает шествие по миру педагогической системы, предложенной великой итальянкой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)
РОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ
О СМЫСЛАХ " КОСМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ" ДЕТЕЙ
ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
РОЛЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА М.МОНТЕССОРИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ

Вложенные файлы: 1 файл

Педагог_психология.docx

— 59.55 Кб (Скачать файл)

Важной новацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: "Помоги мне сделать это самому". Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее, это определение стратегии и тактики деятельности детей.

Монтессори-класс охватывает ряд зон:

зону практической жизни  – имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол и даже полировать серебро;

зону сенсорного развития – дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей;

зоны – языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалами, основной целью которых является умственное развитие ребенка.

Многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а  также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия "монтессорианские дети" раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами.

Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.

Материалы и их функции  должны рассматриваться во взаимосвязи  с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Материалы Монтессорислужат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. В созданной согласно Монтессори "подготовительной среде" ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.

Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка  воспринять одно за другим изолированные  знания, а чтобы связать приобретенный  опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать  и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в "знание, ставшее плотью". Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: "В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве".

Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький  ребенок узнает свое тело, строит схему  своего тела, совершенствует координацию  глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и  гармоничных движений. Мир постигается  в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями  и чувствами, создают основу для  духовного развития.

Через самостоятельное обращение  с материалом ребенок приобретает  различные навыки. Он учится ставить  цель и находить соответствующие  пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает  интерес к вещи. Из любопытства  и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать  мир. Он стремится сам во всем разобраться  и нуждается лишь в небольшой  помощи педагога, который наблюдает  за его развитием и косвенно руководит  им, насколько это необходимо.

Монтессори-материалы способствуют "поляризации внимания", направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.

Монтессори-материалы - это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания, т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Поэтому стоят настоящие монтессори-материалы дорого. Список некоторый материалов и занятий, используемых в монтессори-группах:

  • Сенсорное развитие

Рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при  одевании. Детям предлагают рамки  с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и  бантами.

Коричневая лестница - представляет различия между двумя измерениями  и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.

Розовая башня - представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании  понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.

Красные штанги - представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.

Блоки цилиндров - представляют собой четыре набора с девятью  цилиндрами в каждом. Первый набор  состоит из цилиндров различных  по высоте; второй - цилиндры различные  по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру  рук необходимую при письме.Цветные цилиндры - каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.Шумовые цилиндры - этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.

  • Развитие речи

Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через  прикосновение и ассоциировать  звук буквы с ее очертанием.Металлические вкладки - десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.

Математическое развитие

Красно-синие штанги - набор  из 10 штанг того же размера что  и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти  упражнения учат первичным основам  счета и могут быть использованы для простейшего складывания  вычитания, умножения и деления.

Коробка с веретенами - две  коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия  количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую  секцию.

Золотые бусины - эти материалы  обеспечивают введение в понятие  счета, количества и основных математических функций.

Геометрические тела - обучают  зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит  из куба, шара, цилиндра, четырехугольной  пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

РОЛЬ  ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов – различных игр, приспособлений, – с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе. В отличие от педагога в традиционной школе Монтессори-учитель не является центром класса. Когда дети занимаются в классной комнате, он едва заметен. Учитель не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике.

Монтессори-руководитель должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность учителю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов; затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.

Педагог вмешивается в  деятельность ребенка только в том  случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в  состоянии найти адекватные способы  для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к учителю  как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом  как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с  получением знаний удивительно глубоко  и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.

Для Монтессори-учителя характерно отступать на задний план, пробуждать интерес, оказывать помощь и никогда не бить по рукам. Педагог откликается, прежде всего, на главную просьбу ученика "помоги мне это сделать самому".

Если педагоги стремятся  к освобождению детей и хотят  увидеть естественные проявления их наклонностей, это не означает, что  им следует сесть в углу классной комнаты и просто наблюдать происходящее. Ясно, что никакого освобождения ребенка  не произойдет. Любой эксперимент  требует подготовки. Прежде чем пустить  детей в класс, Монтессори-учитель подготавливает специальную среду, в которой он будет наблюдать детей, и специальные предметы для их свободной деятельности.

Монтессори-учитель придает организации специально подготовленной среды большое значение, так как истинная свобода человека сопряжена с освоением им культурного пространства, которое значительно расширяется, если педагог заранее профессионально обдумывает его. У ребенка, окруженного книгами, энциклопедиями, лабораторными приборами, орудиями различных ремесел, появляется спонтанная ответственность за освоение всего этого богатства. Он концентрируется в работе с предметами-стимулами, и освобождение его духа приходит само собой, естественным путем без каких-либо взрослых вмешательств и, специальных педагогических приемов.

Информация о работе Школа Монтессори. История возникновения и современный этап развития