Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Дошкольной педагогике»
Ш. Коммуникативные умения обеспечивают установление педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными- детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.
ГУ. Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, "заразить" их своей энергией, инициативой.
У. Специальные умения проявляются в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, атрибуты, владеть основными видами движений, пользоваться техническими средствами обучения и др.
На уровне
современных требований ставится вопрос
о многоуровневой подготовке профессиональных
кадров для системы дошкольного
воспитания. I ступень высшего
Непосредственно в д/саду повышение квалификации осущ-ся в разных формах метод. работы, к которым относятся: открытые занятия, педсоветы, семинары, педагогические дискуссии, деловые игры и т.д.
Профессиональному
росту воспитателя, приобщению его
к передовым идеям в области
психолого-педагогических наук, общечеловеческим
и национальным ценностям помогает
систематическое
33 УМСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ - целенаправленная деятельность
воспитателей по развитию
Умственное
воспитание и развитие ребенка нельзя
рассматривать в отрыве от его
психического развития в целом, от богатств
интересов ребенка, его чувств и
всех других черт, которые создают
его духовный облик. Цель умственного
воспитания дошкольников нельзя понимать
упрощенно - как то, чтобы дать детям
как можно больше знаний об окружающем,
значительно более важно
Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания объективной реальности".
Первая ступень познания - живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.
Таким образом,
умственное развитие ребенка начинается
с непосредственного
вторая и высшая ступень познания- абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, "живыми" образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение - являются примером экономной работы человеческого мозга.
Решающую
роль в познании объективной реальности
открывает практика. Она доказывает
силу, мощь, истинность человеческого
познания. В игровой, трудовой, учебной
деятельности детей проверяется истинность
полученных знаний. Практика - не только
критерий истины, но и источник познания. Через
игру, труд дети легко и незаметно осваивают
большое количество знаний, умений и навыков.
Процесс познания имеет деятельностно-активный
харпктер. Активность заложена в самой
человеческой чувствительности. Органы
чувств функционирует благодаря реализации
в них способности отражать. Ребенок рождается
на свет с безусловными рефлексами. На
их основе формируются многочисленные
условнее рефлексы. Образование условных
рефлексов есть установление нервной
временной связи в коре головного мозга
человека. Эти временные связи является
материальное основой всех приобретенных
человеком знаний, навыков, привычек, Внешним
раздражителем для маленького ребенка
являются непосредственные воздействия
предметов и явлений окружающего мира.
Эти раздражителе воспринимаются органами
чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал
их сигналами I сигнальной системы. Функционирование
органов чувств тесно связано с потребностями
маленького ребенка. Сначала это органические
потребности,- удовлетворение которых
необходимо для сохранения жизни. Позже
появляются и др.потребности: потребность
в общении со взрослым, потребность в активных
движениях, о активных действиях с предметами.
В деятельности с предметами ребенок познает
свойства предметов, качества, связи между
ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-
В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления - наглядно- образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий - он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.
Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности - умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.
Детей нужно приучать к
осмысленному восприятию слова,
Задачи умственного воспитания дошкольников:
I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;
2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;
3) формирование познавательных интересов и любознательности;
4) приучение детей к умственному труду.
В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.
Игра - практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень - словесно-логический.
В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями игращих, советам и объяснениям взрослого.
В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.
В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.
В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).
Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.
42 МЕТОД (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент.КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - это упорядоченная по определенному признаку их система.В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения (см. таблицу ). Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации (Е.Я.Го-лант, С.И.Петровский).
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа
Практические и игровые – упражнение, игровые методы влементарные опыты ,моделирование
Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В обучении детей используются наблюдение разного вида: I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.); 2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира; 3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.Метод демонстрации, включает различные приемы: а) показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.; б) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;