Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

история педаг.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)
    1. Воспитание у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Из-за отсутствия естественных границ проживания, вследствие частых набегов кочевых племен, в результате довольно сурового климата у восточных славян сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны. Основной ячейкой общества была семья, в которую входили несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины - в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни. Отдельный человек мог выжить только в составе семьи, общины и племени. Людей объединяла так называемая круговая порука. Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, породил нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания. В семье старшие учили младших тому, что наиболее достойное занятие человека - повседневный труд земледельца и что его первейшая обязанность - охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывалась идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей. Таким образом, посредством воспитания закреплялась система отношений внутри общины. Каждый её член приучался подчиняться отцу, главе рода, общины, племени, нести ответственность за соблюдение общих интересов. Идея такого подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников была сутью духовного развития и воспитания. Восточные славяне отличались своеобразным характером, поведением, мироощущением, сложившимся под влиянием образа жизни и воспитания. В дохристианской Руси педагогические воззрения были тесно связаны с языческими представлениями о природе. В воспитании причудливо переплелись заговоры, магия, заклинания. Воспитание детей и подростков у восточных славян было процессом включения в определенные виды деятельности. Особую роль играли сложившиеся обряды, ритуалы, прежде всего, инициации. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение сложившегося уклада жизни. Через нормы воспитания: традиции и обычаи усваивались поведения, они помогали воспитывать общественно-важные и полезные качества: честность, трудолюбие, исполнительность и пр. Важной функцией обрядов была передача определенных умений, необходимых для жизни и труда. Участие в обрядах позволяло, например, усваивать навыки охоты. 2 .Просвещение, культура в древнерусском государстве X в. В X в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, “княжих мужей”. Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монастырях и на дому у священников. Учебными книгами служили: аз бука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. В былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать “дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло; отдала она петью учить — петье Василию в наук пошло”.

Замечательным литературно-педагогическим памятником начала XII в. является “Поучение  Владимира Мономаха детям”. Умный  государственных деятель, Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли храбрыми, смелыми, преданными своей земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книге, говорил, что следует подражать его отцу, который знал пять языков и за это имел от чужих земель большой почет.Важнейшей задачей воспитания Мономах считал внушение детям страха перед богом и духовенством, приучение их строго выполнять обряды православной церкви. Он писал также о воспитании у детей любви к ближнему и других нравственных качеств, якобы соответствующих требованиям христианской морали.Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод: ему нужно самому входить во все дела, в походах и сражениях быть впереди своего войска. Он не рекомендовал людям, как это делало духовенство, целиком посвящать себя служению богу, уходить в монастыри, делаться отшельниками, изнурять себя постом, молитвами, теми средствами служения богу, о которых рассказывалось в житиях святых, в проповедях священников.

Князья нуждались  в том, чтобы из их детей вырастали  руководители государства, умеющие  организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем,

3. Принятие христианства. При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство.=Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства.=До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву(даже человеческие).=Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. Этим, наверное, и объясняется отказ Владимира от язычества и принятие христианства.=“Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру.=С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне.=Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание.=Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в.=Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых.=Принятие христианства на Руси имело большое значение.=Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д 4. Просвещение, образование и обучение в Русском государстве В этот период на Руси господствовало монголо-татарсоке иго (1237-1480). Произош.упадок культуры и образования. Основной институт обр-я- семья. Татары не посягали на веру – большинство монастырей были сохранены, в них сохр.элементы культуры. Образ.в Новгороде активно развивалось, появ.элементы светск.обр-я: демократ., без вмешательства церкви. Появились училища, еретич.секты. После Ига началось возрождение – возобн.тогровли, ремесел, появ.образов.люди. Появ.книги для чтения – печ.и рукописные. Появ. мастера грамоты  -свящ., кот. за плату давали элементарные знания, основы делопризводства. Стали использ.упрощённый алфавит – образование пошло в массы. Этот алф.сохран. до 18 века.  Со второй половины 14 века появилось черное монашество. Цель воспитания: личное нравственное, самостоятельность каждого послугника. Методы: саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование. В монашестве воспит.носило комплексний характер -  трудовое, умственное, культурное, духовное, нравственное. Школы развивались в рамках церкви. К 16 в. Не было ни одной школы, дававшей высшее образование. Появились пед.сборники, например  «Пчела», в кот. были статьи о воспитании детей. «Домострой» - древне-рус.свд правил поведения в жизни, в обществе, в быту. 1часть – духовное стронеие (почит.веры), 2 часть – мирское строение (семейное воспитание, роли м.(глава)и ж.(помошник)). 3 часть – домовой строй (ведение хозяйства).  На Украине  и в Беларуси появ.братские школы. Они отвечали интересам православной церкви. В них была классно-урочная система обучения (коллектив); Светское образование; чаще всего бесплатное; хорошая организ.обеспеч.учителями. Школы и родители заключали договор (сроки и содерж.обр-я, варианты помощи школе). Элемент самоуправления – ректор и учителя. Образование сословное. Содержание – греч.и латынь, славянкий + 7 свобод искусств .
  . =Каменное зодчество,  фрески, иконопись появились на  Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В  Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой).=Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов…=Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. =И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами. чтобы население  выполняло установленные порядки. Естественно, что в “Поучении  Владимира Мономаха” детям все  это нашло свое выражение в  первую очередь. Вместе с тем “Поучение...” является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества культурных ценностей.Однако, как показали археологические раскопки, даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в Новгородской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли “мастерами грамоты”. Обычно это были дьячки или “мирские люди, для которых дело обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно “мастера грамоты по договоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся.     Опыт  трудового и нравственного воспитания передавался словесно посредством  поговорок и пословиц. В них  сформулированы важные истины, наставления, поучения, пожелания, касающиеся жизненных  принципов.

Забота о ребёнке  начиналась задолго до его появления. Испокон веку славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей, в том числе и сверхъестественных. И вот дитя благополучно родилось. Если это был мальчик, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если девочка – на веретене, чтобы росла рукодельницей. Вообще, все самые первые действия с младенцем (купание, кормление, подстригание волос и т.д.) были окружены важными и очень интересными ритуалами. В наши дни, желая приобщить новорождённого к христианской религии, родители несут его в церковь, где священник крестит его, опуская в купель с водой. При этом нарекается имя. Между тем обычай окунать младенца в воду (или по крайней мере обрызгивать) отмечен у самых разных народов, никогда даже не слышавших о христианстве. В чём же тут дело? Учёные видят здесь отголосок древнейшего ритуала приобщения нового человека… Космосу! Далее ребёнка нарекали именем но, как уже было сказано выше, оно хранилось в тайне. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определённого возраста, но только когда могли делом доказать свою «взрослость». Вместе с тем, у различных социальных групп проявлялись и свои особенности. Детей воспитывали в соответствии с представлениями о добре и зле, побуждая к добру и предостерегая от злых поступков. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои былин, преданий и сказок. В подходах к воспитанию у основных социальных слоев: общинников-земледельцев, ремесленников, знати с дружинниками и языческих жрецов все более и более сочеталось традиционное и новое. Наряду с едиными традициями у соплеменников усиливаются различия в воспитании в зависимости от общественной принадлежности. У рядовых общинников и ремесленников воспитательным идеалом осталось трудовое воспитание как высшая социальная и нравственная ценность. При этом в ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества. Для знати особое значение представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной. Для жрецов главными было умственное воспитание и преподавание культовых знаний, которое включало в частности, применявшееся при гаданиях текстографическое письмо. Носителями подобных идеалов были герои эпоса и сказок.

5. Просвещение 17в. 

Во времена Василия III, Ивана Грозного, Федора Ивановича грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян черносошных, отчасти среди крепостных и даже среди холопов имелись грамотеи — старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, подавляющая масса крестьян — люди неграмотные.

В целом процент  грамотных по стране, хотя и медленно, увеличивался. Еще в первой половине столетия многие городские воеводы  из-за неграмотности или малой грамотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе — центру уездного управления. То же самое можно сказать и о многих дворянах, которых посылали из Москвы описывать и межевать земли, «сыскивать» беглых, чьи-либо упущения, преступления и т.д. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было немного.

Немало грамотных  имелось в посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Грамотные люди выходили и из богатых, и из бедных слоев. Довольно часто как раз малый достаток стимулировал стремление к знанию, грамоте

Обучались мужчины. Грамотных женщин было очень немного; они — из царского дома и высшего сословия, как царевна Софья и некоторые другие. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 г . был опубликован и в течение столетия неоднократно переиздан букварь В. Бурцева. На книжном складе московского Печатного двора в середине века лежало около 11 тыс. экземпляров бурцевского букваря. Стоил он одну копейку, или две деньги, весьма дешево по тогдашним ценам. Тогда же издали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого (по ней потом учился Михаил Ломоносов). В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета — таблицу умножения — «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг,

6.Профессиональное обр. В 10-16веке.

Систематическое профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался <поденный корм> и в обязанности которых входило <спрашивать уроки у товарищей>.

18 век занимает  особое положение в истории  рус.образ. В этом веке была  создана светская школа, сделана  попытка организовать госуд.сис-у образования. Выделяют 4 периода: 1) первая четверть 18 века – создание светких школ, дававших начальные практические знания, необходимые для реформ разных сторон жизни общества. Создание АН, униерситета и гимназий при ней. 2) 1730-е – 1765 - возниконовение сословных дворянских уч.заведений, формирование системы дворянского образ-я, борьба Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета. 3) 1766 – 1782 – развитие просветительских пед.идей, возраст.роль МУ, осознание необход.госуд.системы народного образования, реформы учебных заведений. 4) школьная реформа 1782- 1786 – первая попытка создания гос.сис-ы народного образования. Для этого века большой вклад в развитие образования внес П.П.Цели реформ П.П заключались в следующем: 1) создание государственных гражданских школ, где готовили специалистов, необходимых государству. 2) развитие реального образования 3) вводит гражданский (упрощённый) алфавит 4) светский характер образования 5) период государственной педагогики 6) попытка сформировать систему образования: начальная ступень, техническое + специальное. 7) разнообразное содержание образования 8) увлекающаяся натура – каждая школа отображает интересы П.П. на тот или иной период. МОСКОВСКАЯ ШКОЛА математических и навигационных наук: - первая реальная школа в мире – 1701. Выпускала моряков, инженеров, землемеров, артиллеристов, препод.математики. Обучались мальчики 12-20 лет. Поступление – добровольное. Жестокая дисциплина. Три ступнеи, 9-10 часов в день. Образование приравнивалось военной службе. Универсальное образование. МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ 1715 г. – в С.-П. военное учебное заведение, соединение теории и практики. 1712 – инженерные и артиллирейские школы, в них обуч.дети дворян, по 150 чел-к. 1707ХИРУРГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – подготовка

7.Типы  учебных заведений.

Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное образование, хотя основным было еще весьма несовершенное домашнее обучение. развиваются частные учебные заведения с программами государственных школ. В 1763 году Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795гг), который сыграл заметную роль в развитии просвещения в России. Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома. В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей. По примеру Московского Воспитательного дома, организован Воспитательный дом в Петербурге. То был 1772 год. Предлагалось организовать такие же дома во всех крупных городах, которые содержались на пожертвования. И.И.Бецкой воспринял идеи французских просветителей и пытался их осуществить в России. Его деятельность, прежде всего, была связана с составлением законопроектов касающихся обучения и воспитания русского юношества. Он приходит к необходимости закрытых учебных заведений для детей от 6 до 20 лет, для создания "особой породы людей" свободных от пороков современного общества. Истинное воспитание в том, что необходимо внушить уважение к себе. По докладам и уставам Бецкого были открыты:

Воспитательный дом  в Москве (1764г.)

Воспитательный дом  в Петербурге (1772г.)

Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год)

Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год)

Коммерческое училище (1772 год). Все это были строго сословные  закрытые учебные заведения.

Воспитание в них  рассматривалось с четырех сторон: физической (в здоровом теле здоровых дух); физическо-моральной (Праздность - мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей);

моральной (удаление ученика от того, что может иметь  тень порока); учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска хлеба). В 1782 году Екатерина назначила "Комиссию по учреждению народных училищ". В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786г.) Согласно уставу в городах открылись: малые народные училища

главные народные училища. Это были бесплатные, смешанные школы  для девочек и мальчиков вне  контроля церкви. Ими могли пользоваться средние 

8. Развитие педагогической  мысли в 19веке.

В начале XIX в. правительство, стремясь сохранить крепостнический  строй и господствующее положение  дворян и в то же время пытаясь  приспособиться к новым требованиям, провело школьную реформу. Было создано министерство народного просвещения, разработавшее государственную систему народного образования. Это, безусловно, было очень важно для дальнейшего развития просвещения. Но, кроме того, планомерно организованная система школ нужна была царскому правительству для подготовки чиновников увеличивающегося государственного аппарата, ученых и учителей.

Благодаря участию  в разработке этой системы народного  образования прогрессивных деятелей культуры и науки России в работе учебных заведений нашли выражение некоторые идеи передовой русской педагогики. В учебных планах уездных училищ и гимназий большое место занимали реальные, естественные и математические науки; в гимназиях не изучался закон божий; во вновь открытых русских университетах не было богословских факультетов. В школах употреблялись учебные руководства, создаваемые профессорами университетов. Проводниками идеи передовой русской педагогики были и некоторые учителя. Если - в начале XIX в учительство формировалось главным образом из духовенства, то в это время в его среде стали появляться разночинцы. Одоевский одним из первых педагогов России пытался наметить путь умственного развития детей, начиная с раннего возраста. Этот путь – приобретение ребенком личного опыта и дальнейшее осмысление данных этого опыта, а также развитие мышления в процессе этого осмысления под руководством взрослых. Воспитатели (родители), полагал Одоевский, должны, прежде всего, укрепить ребенка в том, что он уже знает, еще не осознавая этого, а затем уже сообщить ему новые знания во время разговоров и чтения. Прогрессивные русские педагоги выступали с убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали создания массовой народной школы и внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские педагоги выступали против механического заимствования зарубежных педагогических систем и теорий.

Активным участником общественно-педагогического движения был выдающийся хирург Н.И. Пирогов, придерживавшийся в своих взглядах либерально-буржуазного направления. Пирогов и другие представители  этого направления сделали очень много для развития русской педагогики, для распространения образования среди народа

Педагогическая  деятельность и теория великого русского педагога К.Д. Ушинского. Идея народности воспитания . Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К.Д. Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. Место родного языка в воспитании и обучении детейК.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Это было передовым демократическим требованием. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. Психологические основы воспитания и обученияВ своем труде "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, - строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. Пути и средства нравственного воспитания детей. Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Большое практическое значение имеют труды Ушинского и в дошкольном и семейном воспитании. В этих областях своей деятельности он также красной нитью пронес основные свои идеи – народности, нравственного воспитания, связи психологии и педагогики 
слои городского населения. Малые училища: готовили грамотных людей, умеющих хорошо читать и считать, знающих основы правописания и правила поведения. Рассчитаны эти училища были на два года обучения. Обучали чтению, письму, нумерации, чистописанию, рисованию, граждановедению и др. Содержались на средства городских самоуправлений. Главные училища: давали более широкую подготовку на многопредметной основе. Срок обучения в них составлял пять лет. Помимо программы малого училища в курс обучения входили: история, естествознание, архитектура. Для желающих: латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский языки. Тут можно было получить и педагогическое образование. Из училищ были устранены представители церкви. Устав утвердил классно-урочную систему. Учитель обязан был работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала рекомендовалось проводить опрос. Для ответа ученику следовало поднять левую руку. Появляется расписание уроков и классный журнал посещаемости учащихся. Установлены сроки начала и окончания занятий. Видным деятелем русской государственной педагогики был Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 - 1814гг.). Он проработал в России в области народного просвещения более 20 лет. Главные теоретические основы были изложены в "Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783 г.) Руководство было составлено по австрийскому образцу и содержало такие рекомендации: нужно учить всех совокупно, то есть вместе всех разом одному и тому же. Для этого учеников нужно разделять на классы и учить не каждого порознь, а весь классБыли разработаны методы преподавания по арифметике, которую следовало бы изучать только после освоения чтения. Рекомендовалось учителю самому на доске решить пример задачи, затем у доски решает задачу лучший ученик, затем задачу решают все ученики. Учитель должен обладать рядом добродетелей: быть миролюбивым, быть порядочным, иметь постоянную бодрость духа и тела, быть терпеливым и внимательным, быть справедливым. Телесные наказания запрещены, допускаются наказания в виде лишения приятных вещей. Но данная система применялась ограниченно:не было педагогических кадров - на всю Россию была открыта лишь одна учительская семинария в Петербурге и ту вскоре закрыли.. Знатные люди посылали своих сыновей за границу - все это усиливало иностранное влияние на российскую систему образования. В качестве примера может служить "Устав для учительских семинарий, главных народных училищ" от Фельбигера. военных врачей, обуч. 50 чел-к, в течении 5 лет. В Екатеринбурге  открывались горные училища (при  участии Татищева) – сочетание  проф.подготовки и общего образования. 1704 – разноязычная школа и гимназия. Создатель – Глюк. Подготовка переводчиков посольского приказа. Изуч.: фр, немец., латынь, арифм., танцы, верховн.езду. 50 человек. Просуществовала недолго, т.к. не было госуд.поддержки. 1714 – обязательное образоание для всех сословий кроме крестьян. Повсеместно открывались циферные, гарнизонные, адмиралтейские школы. 1721 – духовный регламент: подготовка детей духовенства возлагалась на архиерейские школы и духовные семинарии. Изучали: чтение, письмо, закон божий, арифметику. Системы образования не вышло, т.к. не было связи между элементами. Во всех заведениях – узкая специализация образования. Насильственный характер образования. П.П. подготовил открытие российской Академии Наук. 7 декабря 1724 – открытие. С 1726 АН приступила к занятиям. Основные идеи реформ: 1) теоретические знания должны быть связаны с жизнью, с пользой государству. 2) особое внимание уделялось математическим наукам 3) научная работа академиков должна сочетаться с учебной. 4) 1726-1733 – 38 педагогов, 7 из них – русские. 5) образование причислялось к государственной\военной службе. Заслуги П.П.: 1) образоание стало носить профессиональный характер 2) стал использоваться зарубежный опыт 3) сословный характер 4) «Юности честное зерцало». печатных и особенно рукописных. Среди них, наряду с церковными, все больше светских: летописей и  хронографов, повестей и сказаний, всякого  рода сборников литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. Многие имели различные руководства по измерению земель, изготовлению краски, устройству всяких сооружений и др. У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках.

Среди тысяч  экземпляров книг, изданных московским Печатным двором, более половины составляли светские. Увеличилось число переводных сочинений: в XVI в. известно всего 26 названий; в XVII в. — 153, из которых к числу религиозно-нравственных относится менее четырех десятков. Остальные, более трех четвертей, светского содержания. В деле просвещения русских немалую роль сыграли ученые украинцы и белорусы. Одни из них (И. Гизель и др.) присылали свои сочинения в Москву, другие (С. Полоцкий, А. Сатановский, Е. Славинецкий и др.) переводили, редактировали книги, создавали свои произведения (вирши, орации, проповеди и др.), многие были в России учителями.

1632 – на основе одной из братских школ Пётр Могила открыл первое высшее учебное заведение- Киево-Могилевская академия.  Курс обучения – 12 лет, Модел обучения – диспут. 60е годы 17 века – школа в Спасо-Преображ.монастыре, открыт. Симеоном Полоцким. 1681 – школа при печатном дворе: подготовка духовных лиц – дипломатов, учителей, обучение греч. и латыни + 7 искусств. 1687 – братьсями Лихудами открыта Славяно-Греко-Латинская академия. Изучали семь искусств, богословие, элемент. медико-хурургич.дела. После церковного раскола в 17 в. появилось 3 тчз на образование: 1) Аваакум (рус.чел-ку необходимо вернуться к старым традициям, религиозность, изучение богословных наук). 2) Симеон Полоцкий (России необходимо смотреть на запад и учиться естественным наукам) 3) византийское образование ( оставить как всё было). Крестьяне были самым малообразованным сословием.

9.Женское  образование в  России 19 века.

В середине XIX века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узко-сословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование.  Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы XIX века несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов XIX века Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему, средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей. В 60-е годы XIX  века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833 девочек.Под давлением требований демократической общественности министерство народного просвещения вынуждено было признать необходимость открытия, хотя бы в губернских городах, таких женских учебных заведений, которые приближались бы по характеру и уровню образования к  обычным гимназиям.  В 1856 году, приступая к подготовке школьной реформы, царское правительство предложило попечителям учебных округов представить свои соображения по этому вопросу. 30 мая 1858 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», согласно которому эти учебные заведения должны были содержаться преимущественно на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц, получая денежные субсидии от правительства лишь в отдельных случаях. Женские училища предназначались в основном для девочек городских сословий «среднего достатка». В 1858 году по инициативе инспектора Павловского женского института Н.А. Вышнеградского

10. Народная школа  в 19веке

Отличительной    чертой    общественно-культурной    жизни     первых

пореформенных десятилетий  было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение  за  создание  народных  школ, изменение  методов  преподавания  в    них,    предоставление   права     на образование   женщинам. Большую работу по распространению образования  среди

народа  проводили  комитеты   грамотности,   общественные   просветительские  организации,  связанные  с  земствами.   Московский   комитет   грамотности,возникший еще  в  1845  г.,  впервые  поднял  вопрос  о  введении  всеобщего

начального образования. В 1861 г. при  Вольном  экономическом  обществе  был создан Петербургский комитет грамотности.  Он  ставил  целью  «содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими  из крепостной зависимости». Подобные просветительские  организации  возникли  в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них  проводилась  работа

по составлению  каталога  книг  для  начальной  школы,  написанию  учебников, сбору средств для нужд народного образования.    Основоположником народной школы, а также научной педагогики в  России по праву считается К.  Д.  Ушинский. В   60-е   годы   правительство   провело    реформы в школьном деле, явившиеся частью социальных преобразований тех лет. В  изданном  в  1864  г.

«Положении о начальных  народных училищах»   декларировалась   бессословность

  школы,  предоставлялось   право  открытия   начальных   школ   общественным

организациям (земствам, органам  местного  городского  управления);  женщины

получили возможность  преподавать в школах. Однако  все  училища  подчинялись

Министерству  народного   просвещения.

      Наиболее  распространенным  типом  начальной   школы  в  пореформенной

России  были  земские  школы   обязанные   своим   появлением   общественной инициативе.  За  первые  десять   лет   существования   земских   учреждений (1864—1874) было открыто до 10 тыс. таких школ. В последующие годы  их  рост несколько замедлился.       Земская трехгодичная школа по сравнению с другими начальными школами существовавшими в то время в  России  (министерскими,  церковноприходскими),

отличалась лучшей  постановкой  обучения;  помимо  чтения,  письма,  четырех

правил  арифметики  и  закон;  божьего  здесь   преподавались   элементарные сведения  по  природоведению,  географии,  истории.  Земские  учителя,   как правило, принадлежали к передовой

11.Образование  во второй половине 19в.

Падение крепостного  права и либеральные  реформы  образования  вызвали серьёзные сдвиги в народном просвещении.В 1860-90-е годы  заметно вырос уровень грамотности населения ( в среднем в 3 раза ), в городе  больше,  чем в деревне (2,5раза). Таким образом,  общий уровень образованности в России до  второй  половины  XIX  в. определяла  начальная школа. В  60-е  годы  правительство  провело  реформы  в  сфере  просвещения. «Положение о начальных народных училищах»  1864г.  допускало,  в  частности, открытие начальных школ общественными организациями  (органами  городского самоуправления и земствами на селе). Под влиянием общественности начальное образование получило значительный импульс к дальнейшему развитию. Наряду с церковно-приходскими школами  (учителей  для которых  готовили церковно-учительские школы, находившиеся в ведении Синода),  начали действовать земские трёхгодичные школы (в это время наиболее распространённый  тип начальной школы), преподавали в которых представители земской интеллигенции, как правило, истинные подвижники, носители демократической культуры. Обучение в них  было поставлено лучше: кроме обычных для церковно-приходской школы предметов – письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались география, природоведение, история. Среднее образование одновременно с гуманитарными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60-80-е годы почти в 3 раза) давали училища – с 1864 года  реальные (учебный план включал большой объём знаний по точным и естественным наукам) и с 1873 года коммерческие ( где изучались – бухгалтерия, товароведение и др). В  период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около  200; для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период контрреформ знаменитый циркуляр «о кухаркиных  детях»  1887 года закрыл доступ к образованию неимущим слоям. В предреформенную эпоху качественные изменения наметились в высшем образовании. В Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либеральный университетский устав 1863 года, предоставивший этим учебным заведениям автономию, привёл не только к росту числа студентов (в 60-90-е годы почти  в 3 раза), но и к демократизации их состава, правда

11.2. неравномерно (в 1897 году в Петербургском унивесситете доля детей дворян и чиновников  составила около 2/3, а в Харьковском – менее 40%). В университетах страны стали сосредоточиваться лучшие научные кадры (А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев и др.), оживилась научная работа и повысился образовательный уровень выпускников. Появились первые ростки высшего женского образования – высшие женские  курсы, готовившие врачей и учителей  в Петербурге, 1878 и др.).

Понимая недостатки существовавшей системы образования, представители передовой общественности способствовали становлению в России вне школьного образования: с 1859  года начали работать бесплатные воскресные школы, программа которых была шире, чем в казённых школах, и включала знакомство с основами физики, химии, естественной истории и др. Правительство также в ряде случаев выступало инициатором внешкольного образования. Так, начиная с 1871 года, проводились вызывавшие широкий интерес народные чтения, в которых преобладала историческая, военная и религиозно-нравственная тематика.В 70-90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий на русском языке (до 1  тысячи наименований в 1900 году). Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз (до 3 тысяч в конце 90-ых годов). В городах и сёлах росло число библиотек и читателей, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного управления. В 1862 году была открыта первая Публичная библиотека  в  Москве (сейчас Российская Государственная  Библиотека).  Главная  роль  в  развитии культурно-просветительных  учреждений  принадлежала  интеллигенции,  в  том числе земской.система образования в России рубежа XIX-XX веков по-прежнему  включала три ступени:  начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1913 года, грамотные среди подданных Российской империи (за исключением  детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38-39%.

В значительной мере развитие народного образования  было связано с деятельностью  демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в  1905  году  Министерство народного просвещения вынесло  проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на    рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность  в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности  технического, образования. Количество студентов 

   многих университетов  заметно выросло – с 14 тысяч  в середине 90-ых годов до 35.5 тысяч  в 1907  году. Получили распространение  частные высшие учебные заведения. Университет Шанявского, работавший в  1908-18 годах на  средства  либерального  деятеля  народного  бразования  А.  Л. Шанявского (1837-1905) и давший высшее и среднее образование, сыграл  важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной  принадлежности и политических взглядов.

Одновременно с  воскресными школами стали действовать  новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были  такие выдающиеся учёные как И. М. Сеченов, В. И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные  дома – своеобразные  клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в Петербурге).

Большое влияние на просвещение оказало развитие  периодической  печати и книгоиздательства. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к 1900 году выросло с 9  до 235 тысяч экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала  третье место в мире (после Германии и Японии).

Крупнейшие книгоиздатели  А. С. Суворин (1835-1912) в Петербурге  и  И. Д.  Сытин  (1851-1934)  в Москве   способствовали   приобщению   народа   к литературе,  выпуская  книги пог доступным ценам («Дешёвая   библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В 1899 – 1913  годах в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание».

русской интеллигенции.  Земства  открывали

на  свои  средств;  специальные  учительские  семинарии,   оплачивали   труд учителей, занимались комплектованием народных библиотек. Их  деятельность  в области народного образования и просвещения несомненно носила  прогрессивный характер.      Создание начальной народной школы  в  основном  силами  земства  было серьезным   достижением   общественно-культурного   развития   пореформенной

России.      В  системе  начального  обучения  по уставу  1864  года  сохранялись

церковноприходские   школы,   находившиеся   теперь   в   ведении    Синода.

Элементарное образование  в этих школах, включавшее помимо  чтения  и  письма

закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение,  было  значительно

ниже,  чем  в  земской  школе.   Правительство   оказывало   покровительство

церковноприходским  школам, стремясь с их помощью воспитать  учащихся  в  духе

религиозности и политической благонадежности.

      Гимназия,  основная  форма  средней   школы,  в 60-е годы  считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В  это  время  возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они  не были полностью уравнены в правах, а  после  1866  г.  классическая  гимназия

стала  практически  основной  формой  среднего  образования;   реальная   же гимназия была  преобразована  в  шестислассное  училище  без  права  для  ее выпускников поступления в университет. Возможность  получения  образования  для   женщин,   участие   их   в

общественно полезном труде —  один из показателей  демократизации культуры.

      В  период революционной ситуации  женщины были допущены в   университеты

на  правах  вольнослушательниц.  Однако  по  Уставу   1863   г.   доступ   в университеты женщинам не был разрешен. Поэтому  многие  уезжали  учиться  за границу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские  составляли  80%  всех иностранных студенток. Всероссийская  перепись  населения  1897  г.  впервые  выявила  общую картину образованности  в  стране.  Средний  уровень  грамотности  в  России

составлял 21,1%, причем среди мужчин  грамотных  было  больше  (29,3%),  чем

среди женщин (13,1%). К  этому времени лишь немногим  более  одного  процента

населения России имели  высшее  и  среднее  образование.  Число  обучавшихся

только  в  средней  школе,  по  отношению  ко  всему  грамотному  населению,

составляло 4%.

ведомства учреждений императрицы Марии открыло в  Петербурге первое женское училище  для приходящих учениц, названное  мариинским.  В училище принимались девочки от 9 до 13 лет всех сословий, за исключением крепостных. Однако большинство поступивших принадлежало к господствующим классам. В 1870 году было утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», по которому женские училища первого разряда переименовывались в женские гимназии, а второго разряда – в женские прогимназии. Те и другие содержались в основном на средства земств и городских обществ. Государственные субсидии не превышали 1/10 всего их бюджета.В период правительственной реакции 80-х годов началось наступление и на женскую школу. И.Д.Делянов неоднократно пытался лишить женские гимназии права присваивать выпускницам звание домашних учительниц, дабы не привлекать в гимназии тех, кому «свойственно было бы искать элементарного образования».Охранительная политика царского правительства привела к тому, что женские гимназии превратились в привилегированные учебные заведения, в которых могли учиться в основном дети имущих классов. Ведомство учреждений императрицы Марии также, вопреки своим декларациям о всесословности гимназий, принимало все меры к тому, чтобы уменьшить в них число «лиц низшего и беднейшего слоев общества».  С этой целью постоянно повышалась плата за обучение. Во второй половине 19 века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. Так в 1872 году в Москве была открыта женская гимназия Фишер с полным курсом мужской классической гимназии. Общеобразовательное женское училище Спешневой, открытое в 1868, давало окончившим свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшие курсы. Учебный план гимназии  Оболенской (открыта в 1870 году), где работали выдающиеся педагоги А.Я.Герд и А.Н. Страннолюбский, совпадал с учебным планом мужских реальных гимназий.

Наряду с женскими гимназиями существовали закрытые женские  учебные заведения – институты. По уставы 1855 года они подразделялись на три разряда: первый – высший – предназначался для детей потомственных  дворян и тех, кто приобрел гражданские и военные чины не ниже штаб-офицерского; второй – средний – «для дочерей личных дворян, военных и гражданских обер-офицеров, почетных граждан и купцов». В учебные заведения третьего -  низшего – разряда могли поступать дочери лиц прочих  неподатных сословий.

12.Разработка Ушинского

Дидактические взгляды  Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических  особенностей. В частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, т. е. произвольное, и пассивное, т. е. непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти. Обучение, как говорил Ушинский, должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями. Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизации наглядности, какая характерна для Коменского, и того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.

Отвергнув формальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился  знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий ум - это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены».

Ушинский значительно  расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую  раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания  детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.

13.О пользе пед.литературы.

В статье «О пользе педагогической литературы»  (1857)  К,  Д.  Ушинский делает  попытку   поднять   авторитет   учителя,   показать   его   огромную

общественную роль. В ней был представлен яркий  образ  народного  учителя  и сформулированы основные требования  к  нему.  Прежде  всего К,  Д.  Ушинский утвердил мысль о том, что учитель — самый важный  элемент  в  педагогическом

процессе: «...влияние  личности воспитателя на  молодую  душу  составляет  ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни  учебниками,  ни  моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».     В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного

значения народного  учителя: «Воспитатель, стоящий в  уровень  с  современным

ходом  воспитания,  чувствует  себя...  посредником  между  всем,  что  было благородного и высокого в  прошедшей  истории  людей,  и  поколением  новым, хранителем святых заветов  людей,  боровшихся  за  истину  и  за  благо.  Он

чувствует себя живым  звеном между прошедшим и  будущим,  могучим  ратоборцем

истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по  наружности,— одно  из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им  живут  целые пополнения».      Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним  из  важнейших  качеств,  которым  должен

обладать учитель, является  убеждение;_Учитель  обязан  воспитать  у  своих  воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том  случае,  если он имеет свое мировоззрение.  «Главнейшая  дорога  человеческого  воспитания

есть  убеждение,  а  на  убеждение  можно  только  действовать  убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями,  ни  контролем,  никакими программно-методическими указаниями. Учитель,  лишенный  твердых  убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций. Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо  еще

овладеть   практическим   искусством   преподавания,   получить   навыки   в

педагогической работе. Эти навыки строятся на научных  основах,  но  все  же

это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.  Кроме того, Ушинский считал, что будущему  народному учителю следует сообщить целый  ряд  педагогических  навыков,  необходимых  в  работе.  Так,

учитель должен научиться  красиво  и  правильно  писать,  рисовать,  чертить,

читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. В статье «О пользе педагогической

14. Статья Ушинского  «Труд в его  психическом и  воспитательном значении».

В статье "Труд в  его психическом и воспитательном значении" (1860) К. Д. Ушинский на многочисленных примерах из жизни, литературы, истории показывает, что только свободный общественный труд может развить и поддерживать в человеке его высшие нравственные качества, чувство человеческого достоинства. Человек, лишенный, в силу разных жизненных обстоятельств, необходимости трудиться либо не воспитавший в себе потребности и удовольствия трудиться и живущий в условиях праздности, обречен, согласно К. Д. Ушинскому, на нравственную гибель, разрушение личности еще при жизни. Нельзя жить наслаждениями, они "приедаются", ведут к разврату, извращению мыслей и поступков, к формированию дурных, антиобщественных наклонностей. Поэтому одна из главных целей школьного и семейного воспитания состоит в том, чтобы "...готовить дитя к труду" [202]. Человек, по мнению К. Д. Ушинского, утративший или не нашедший для себя дела, труда, становится либо жертвой недовольства жизнью, мрачной апатии, либо оказывается жертвой добровольного самоуничтожения, опускается до детских прихотей или скотских наслаждений.

16.? Школа имени Достоевского

Сорок лет тому назад, в сентябре 1920 года, в дом №..... по Петергофскому проспекту где  прежде помещалось частное коммерческое училище, прибыло семеро мальчиков  для продолжения своего образования, и таким образом родилось новое учебное заведение, нареченное Петроградским отделом народного образования очень пышным наименованием — «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых». Прибывшие сюда учиться ребята были не простые тринадцатилетние мальчуганы, а беспризорники. И притом не просто беспризорники, а еще и трудновоспитуемые. Так, по крайней мере, значилось в их сопроводительных документах. Новорожденной школе надлежало обучить, перевоспитать этих ребят и направить их на путь истинный. Как это сделать — никто только тогда не ведал: ни ученые Петроградского университета и медицинской академии, ни профессора наших педагогических институтов, ни гороно со всеми своими инспекторами и консультантами. Не знал этого и заведующий этой новорожденной школой. Школа имени Достоевского приобрела впоследствии большую известность по книге, написанной ее бывшими воспитанниками Г. Белых и Л. Пантелеевым, — «Республика Шкид». Эта книга имела необычайный успех как у юных, так и у взрослых читателей. Совсем иное — школа имени Достоевского. Это не художественный вымысел, а реальные люди, жившие и действовавшие в ней в 1920—1925 гг. Это педагогическая система, выражавшаяся в ряде действий учителей и воспитателей этой школы, в ряде их педагогических приемов. Это ребята, учившиеся в ней, подвергавшиеся процессу своего перевоспитания и как-то реагировавшие на эти воздействия на себя со стороны педагогов.

    литературы»  (1857)  К,  Д.  Ушинский

делает  попытку   поднять   авторитет   учителя,   показать   его   огромную общественную роль. В ней был представлен яркий  образ  народного  учителя  и сформулированы основные требования  к  нему.  Прежде  всего К,  Д.  Ушинский

утвердил мысль  о том, что учитель — самый  важный  элемент  в  педагогическом

процессе: «...влияние личности воспитателя на  молодую  душу  составляет  ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни  учебниками,  ни  моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».    В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного

значения народного  учителя: «Воспитатель, стоящий в  уровень  с  современным

ходом  воспитания,  чувствует  себя...  посредником  между  всем,  что  было благородного и высокого в  прошедшей  истории  людей,  и  поколением  новым, хранителем святых заветов людей,  боровшихся  за  истину  и за  благо.  Он

чувствует себя живым  звеном между прошедшим и  будущим,  могучим  ратоборцем

истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по  наружности,—  одно  из

величайших дел  истории, что на этом деле зиждутся царства и им  живут  целые

пополнения». Высокое  общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского,

серьезные требования к нему. Одним  из  важнейших  качеств,  которым  должен

обладать учитель, является  убеждение;_У_читель  обязан  воспитать  у  своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том  случае,  если он имеет свое мировоззрение.  «Главнейшая  дорога  человеческого  воспитания

есть  убеждение,  а  на  убеждение  можно  только  действовать  убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями,  ни  контролем,  никакими программно-методическими указаниями. Учитель,  лишенный  твердых  убеждений,

превращается в  слепого исполнителя чужих инструкций. Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение  в

том, что одним  из важнейших качеств учителя  являются  знания,  и  не  только

преподаваемого  предмета,  но   и   специально   педагогические.  

    Кроме того, Ушинский считал, что  будущему  народному  учителю  следует

сообщить целый  ряд  педагогических  навыков,  необходимых в работе.  Так,

учитель должен научиться  красиво  и  правильно  писать,  рисовать,  чертить,

читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

Ушинский был против разделения функции воспитания и  обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы. Ушинский много внимания уделил в своей педагогической системе уроку. Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.

Достоинство дидактической  концепции К. Д. Ушинского состоит  в глубоком проникновении в реальный ход процесса обучения и развития мыслительных способностей детей, которое сочеталось с разработкой теории образования и обучения как системы знаний.

Ушинский составил две учебные книги для начального обучения: «Родное слово» предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни; «Детский мир» - для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии.Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России (первая часть «Родного слова» выдержала около 150 изданий). На этих книгах воспитывались многие поколения русских учащихся. Книги послужили примером, по которому составлялись учебные книги для детей других народов России; например, учебные книги на грузинском языке - известным грузинским педагогом Я. С. Гогебашвили (последователем Ушинского) и другими, а также в ряде славянских стран (например, в Болгарии).

Кроме тщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказок и т. п.) и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т. п., которые отличаются замечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения.

17.Шацкий.

Станислав Теофилович Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой  и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности, утверждал С.Т.Шацкий.

Для изучения процесса взаимодействия школы и социальной среды, а также разработки других актуальных вопросов школы были организованы учреждения определенного типа — опытные станции. Одним из таких учреждений и была Первая опытная станция по народному образованию, в которой больше, чем где-либо еще, по словам заместителя Наркома просвещения С.М.Эпштейна, претворялся в жизнь «синтез внутришкольной работы с неорганизованным педагогическим процессом». Эффективно работающая школа, по С.Т.Шацкому, глубоко связана, прежде всего, с семьей. Для того, чтобы превратить семью в союзника школы, нужно хорошо изучить ее традиции и обычаи и использовать их в процессе воспитательной деятельности. Так как школы станции уделяли много внимания росту сознания и культуры семьи, то значительное место в схеме отводилось грамотности, интересам, религиозности. Самому тщательному анализу подвергались отношения в семье: взаимоотношения отца с матерью, а также между другими членами семьи, отношение родителей и остальных членов семьи к поступкам, интересам ребенка и т. д. Накопленные знания для семьи и педагогики служили фундаментом организации совместной работы со школой над вопросами воспитания детей. Имея объективную картину положения детей в семье, учителя строили свою педагогическую деятельность не вслепую, а сознательно и благодаря этому добивались серьезных успехов в работе.

Родительские собрания и школьные комитеты играли роль проводников влияния школы на население. Они решали широкий круг вопросов, связанных с хозяйственной и педагогической деятельностью школ, и при необходимости помогали школе материально, из средств, собранных родителями. К работе в школьных комитетах привлекались широкие круги общественности: делегаты населения, выбранные на сходках, представители общественных организаций, родители. Пропаганда прогрессивных педагогических идей, распространение знаний и правил обращения с детьми с помощью актива проходили намного быстрее и эффективнее. В Первой опытной станции систематически проводились съезды школьных комитетов, где представители общественности обсуждали насущные вопросы жизни школы и деревни.

25 Ж.Руссо

Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) родился  в

концепция Женеве в семье часовщика.

В жизни Жан-Жака Руссо  переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом -

гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. Систематического школьного образования он не получил, но много занимался самообразованием.

   
      доказал высокую эффективность синтеза научных и учебно-воспитательных структур, которые отмечают, с одной стороны, ориентацию исследователей на решение прикладных педагогических задач, а с другой стороны, ставят перед практиками проблемы, которые невозможно решить без теоретически обоснованных решений. Научно-производственное объединение впервые в истории педагогики созданное С.Т.Шацким и доказавшее свою жизнеспособность на современном этапе, должно стать, по мнению известных советских педагогов (В.А.Караковского, М.Н.Скаткина, А.Н.Тубельского), распространенным типом педагогического учреждения. Культивирование воспитательной системы типа Первой опытной станции в современных условиях позволит решить одну из самых сложных проблем — установить эффективную связь педагогической науки и педагогической практики, связать школу и педагогику. Проведенный анализ воспитательной системы С.Т.Шацкого позволяет выделить ряд факторов, определивших успех талантливого педагога.Педагогические идеи СТ. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности Первой опытной станции, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества.

С.Т.Шацкий, человек  высокой культуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной и классовой ограниченности. Он всегда был в курсе всех достижений отечественной и зарубежной педагогики, часто бывал за границей и охотно использовал лучшие ее образцы в практике работы Первой опытной станции.

       
       
       
       
       
       
 

 

       

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"