Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории педагогики"
Развитие идеи о свободном воспитании Л.Н. Толстым. Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности
образовательно-воспитательного процесса,
определить характер педагогики как науки.
Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами,
Лев Николаевич предлагал учителям смело
становиться на путь экспериментирования,
что должно было содействовать развитию
педагогики как науки.
Толстой создал оригинальную систему
дидактических взглядов, обогатившую
науку новым подходом к решению основных
проблем образования и воспитания. Сообщение
учащимся широкого круга знаний и развитие
творческих сил ребенка, его инициативы
и самостоятельности - такова основная
задача Толстовской школы. Цель воспитания,
по Толстому, должна заключаться в стремлении
к гармоническому развитию всех сил и
способностей детей.
33.Риза Фахретдин - идеолог и лидер движения джадидизма.Р. Фахретдин
родился в деревне Кичучат Альметьевского
района Республики Татарстан. В то время
это был Бугульминский уезд Самарской
губернии. Он родился в семье муллы в 1859
году. 2.Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся русский советский педагог. С.Т.Ш.осуществил опыт постановки внешкольной работы с детьми, основанной на уважении к личности ребенка. Организация жизнедеятельности ребенка. Группа педагогов, во главе с Шацким, начала свою педагогическая деятельность,под лозун :"Дети - работники будущего".Вся работа началась с детского клуба, детского сада и колонии, где Ш и др-е педагоги организовывали детские сообщества и изучали их, а в дальнейшем уже перешли к школе, где нужно было думать об иных методах и программах.Воспитание – есть организация детской жизни, объект воспитания – ребенок, и в нем надо, прежде всего, ценить то, что он есть растущий организм.Организовывать жизнь детей, – значит, организовывать их деятельности. Основной метод Шацкого:4 элемента того метода, который считается основным в работе Шацкого. "Он опирается, прежде всего, на реальный опыт ребенка, который известными способами должен быть выявлен педагогом. На основании того, что узнаем про опыт ребенка, полученный в результате его деятельностей,организуют для него занятия в школе. К этой работе присоединяются упражнения, дающие нужные для ребенка навыки".Основная методическая задача – связать в единый процесс, три вида опытной деятельности ребенка, школы и жизни: личный, организованный, и готовый опыт.Этот метод все время заставляет педагога быть гибким и чутким, связанным с насущными потребностями ребенка; он заставляет педагога работать, учить и учиться своему делу; он создает живую школу.Непосредственно с проведением в жизнь данной программы и этого метода стоит и самая организация педагогической работы.Школа, изучающая среду во всем ее разнообразии, организующая жизнь детей, не может этого делать в стенах своей школы: она не может быть одиночкой, замкнутой..
XVIII
тыс. – V тыс. до н.э. В этот
период восп представл собой приспособл
к среде с целью самосохр. Дети не готовились
к взросл жизни, а сразу же включ в повседневн
жизнь взросл. Это их участ во взросл жизни
сопровожд наблюд, подраж им. Отнош между
членами общины регулир строго выполн
обычаями, традиц, ритуалами, усваивая
котор, молодежь восп.
6)Константин Дмитриевич Ушинский (1854-1870)
родился в Туле, свое детство он провел
вблизи Новгорода-Северского, бывшей Черниговской
губернии, в небольшом имении родителей. статей:
«Труд в его психическом и воспитательном
значении», «Родное слово», «Проект учительской
семинарии».
13. Просветительские
реформы начала XVIII века в России.Период ознаменовался
введением гражданского алфавита, открытие
первых светских государственных школ,
создание периодической печати. В 1707 г.
открывается медицинская школа, в 1709 г.
– инженерная школа, в 1714 г. – цифирное
училище, ставшее основой для светских
гос-ных школ математических и навигационных
наук, в 1715 г. – создание морской академии
на базе морских классов школы математических
и навигационных наук, в 1719 г. – открытие
реальных школ при заводах.При уральских
школах создается система профессиональных
школ.В эти года появ. Академия наук.При
академии были гимназии и университет.
В университете было 3 факультета.Петровские
реформы открывают стремление к гос-ой
власти поставить науку и школу на службу
практическим нуждам армии, флота, промышленности,
торговли.
17.педагогическиая система Коменского. Знач.идей для современ. Школы и педагогики. ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670) – рордился в Моравии в чешских братиях (протест.община) Члены жили как одна больш.семья. Братские школы, где появ.элементы коллект.обучения; община помогла ему с деньгами и отправила в универститет. Путешеств.по Европе, вернулся в общину и работ.там свящ.и учителем. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ: выдвигал идеи демократизма. Школа должна быть всеобщей, обязательной, обучение на В Древнем Риме существовала смешанная греко-римская культура.мСо II века до н. э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания, однако со своими особенностями. На второй план уходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати — нобилей — продолжает господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории. Однако далеко не все могли позволить себе пригласить на дом учителя. Греческие учителя грамматики уже во II-I вв. до н. э. чаще всего вели занятия не на дому, а в своих собственных школах. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке. Классическая латинская грамматика — «Искусство грамматики» — была составлена Элием Донатом значительно позже, в IV в. н. э. Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжений всего средневековья. Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и т.д), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого. Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского-общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов. Возраст от 5 до 7 лет Квинтилиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград. Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении. Учить надо нс многому, говор-ил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком. разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком. В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста Туровским. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в БОГА. Туровский говорил о том, что человек приобретает знания о природе, о жизни, вообще знания, прежде всего, с помощью органов чувств. Важные сведения о педагогических идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096г.). "Поучение" требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. "Страх божий имейте выше всего". Здесь подтверждается патриархально-родовой характер воспитания: почитание старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей: "Старыя чти яко отца". Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Владимир Мономах дает советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться: "В дому своемъ не лениться, а дела ведите". Главным очагом воспитания и обучения была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Церковь контролировала семейное воспитание. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались знания, навыки ремесел и промыслов. В семье отрок усваивал обычаи и традиции рода. Источником знаний об окружающем мире служили потешки, колыбельные песни и т.д. Ребенок получал знания о явлениях природы. Загадки служили средством умственного развития. Поговорки, пословицы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к повседневному труду как смыслу жизни. Важную воспитательную функцию нес фольклор. Появление первых школ было вызвано потребностями духовенства. В городах и селах появляются церкви. В них накапливался книжный фонд, а книги нужно было уметь читать. Началось массовое обучение священнослужителей. Первая школа учения открылась при князе Владимире Святославовиче в Киеве в 988 году. Однако огромный урон делу обучения и воспитания на Руси наносит нашествие монголо-татар.
39.Л. Н. Толстой старался
раскрыть закономерности Единственным критерием Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей. В своих педагогических
статьях Л.Н Толстой уделяет
большое внимание обоснованию принципа
свободы в воспитательно- Знаменитый “критериум свободы” Толстого вытекает из его философских рассуждений на тему свободы человека, воли личности и самостоятельности. Почему же Толстой во главу угла своей педагогической концепции поставил именно принцип свободы духа и выбора, а не какой-либо другой постулат?Сначала нужно рассмотреть понятие воли и самостоятельности. Самостоятельность есть одно из важнейших качеств человека, основа его духовного развития, самосовершенствования. Самостоятельность - это не просто способность осуществлять какую-либо деятельность без помощи окружающих, но, прежде всего, способность находить опору в жизни в себе самом, уверенность в себе, независимость, умение делать свой собственный выбор. В самостоятельности проявляется волевое начало человека. Понятие воли было введено для объяснения порождения действия. Изучение воли как психического механизма “свободного выбора”, личностного выбора между различными желаниями, побуждениями проясняет значение познавательных процессов, разума в волевом акте. Только благодаря разуму человек способен проявлять подлинную волю, управляющую его желаниями.В самостоятельности, воле человека проявляется его стремление к свободе, независимости. Недаром под волей подразумевается свобода человека. Толстой в книге “Путь жизни”
приводит слова Эмерсона, показывающие
высокую ценность самостоятельности
разума: “Верь или будь проклят”.
В этом главная причина зла. Если
человек принимает без Л. Н. Толстой указывал на неразрывную связь ума, добродетельности и самостоятельности: “Для доброй жизни нужен свет разума. А для того, чтобы разум был светел, нужна добрая жизнь... Надо не поддаваться тому, что делают другие, а жить своим умом”. Толстой уделял большое внимание раскрытию сущности принципа свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое решение проблемы. Уже на раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на то, что необходимо изучить главный “критериум” педагогики - свободу: Во-первых, Толстой рассматривал вопрос
о свободе с точки зрения организации
народного образования в Касаясь понимания свободы в деле организации школ, Лев Николаевич писал, что нельзя государственным путем принудительно насаждать систему школ в стране, напротив, надо дать народу возможность свободно осознать и проявить свою волю в деле образования и строить школы так, как этого хочет народ; под “народом” Толстой подразумевал широкие массы крестьянства. Он глубоко верил в творческие способности народа.
В первой половине XIX в. во всех странах Европы происходит обострение борьбы прогрессивных сил против феодализма за утверждение нового буржуазного строя. Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г. привели к этим перестройкам. Основной причиной реформ просвещения был кризис крепостничества в России. В 1804 г. "Устав учебных заведений, подведомым университетам" положил начало организации государственной системы начального, среднего, высшего образования, повысил роль университетов в руководстве народного образования. Особенностью нового Устава явилось то, что подготовлен он был ведомством, специально созданным для руководства народным образованием - Министерством народного просвещения, начавшего свою деятельность с 1802 года. Для руководства на местах создаются специальные губернские органы - дирекции народных училищ. Прогрессивными чертами устава 1804 г. были:
С 1804 г. в России была введена
государственная система В учебных планах уездных училищ и гимназий большое место занимали реальные, естественные и математические науки; в гимназиях не изучался закон божий; во вновь открытых русских университетах не было богословских факультетов. Первоначально в курс гимназии входили: 1) математика чистая и прикладная и общая физика; 2) история (при ней мифология и древности), география и статистика; 3) философия (логика, всеобщая грамматика, психология, нравоучение), изящные науки (эстетика и риторика), политические науки (политическая экономия, право естественное и народное); 4) естественная история (начальные основы науки, относящиеся к торговле и технологии); 5) языки (немецкий и французский); 6) рисование. После Отечественной войны 1812 г., когда вместе со всем народом профессора, учителя, студенты и учащиеся старших возрастов пережили подъем патриотизма, в школах и университетах стали распространяться свободолюбивые настроения. В ответ на это правительство начало проводить мероприятия по превращению учебных заведений в оплот монархизма. Из университетов (особенно Казанского и Петербургского) были изгнаны оппозиционно настроенные профессора и студенты. В высших и средних учебных заведениях было введено преподавание религиозных предметов, усилилось внимание к религиозному воспитанию учащихся. Из учебных планов исключили дисциплины, способствующие расширению кругозора и зарождению вольнолюбивых мыслей: философию, политическую экономию, естественное право. Была введена плата за обучение на всех типах школ. К началу 1812 г. царское правительство отказалось от устава 1804 г. С 1811 г. вводится закон Божий, усиливается сословность и религиозное руководство в образовании. В 1817 г. министерство народного просвещения преобразуется в министерство духовных сил и народного образования. Уже по расписанию 1819 г. гимназический курс подвергся изменениям. По новому расписанию преподавались: чтение из Священного Писания, география, история, статистика, логика, риторика, языки (греческий, латинский, немецкий и французский), чистая математика, начала механики, опытная физика, естественная история и рисование. В 1819 г. вводится плата за обучение во всех школах. Все эти изменения получили ход в уставе 1828 г. «Устав гимназий и училищ», состоящих в ведении университетов. Этот устав провозгласил принципы православия, самодержавия и народности. Новый Устав усиливал бюрократический контроль за деятельностью школ и преподавателей и создавал больше препятствий к проникновению в средние и высшие школы детей недворянского происхождения. В этих же целях была прервана преемственная связь между уездными училищами и гимназиями. В школах вводился строжайший казарменный режим, придирчивый надзор за учащимися, полицейское наблюдение за их поведением.
26 теория М. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впоследствии перенесла разработанные там методы в практику воспитания нормальных детей дошкольного возраста.
Первое свое дошкольное учреждение
для детей рабочих под
Справедливо критикуя отжившие, схоластические методы преподавания в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения личности воспитанников и в результате пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, провозглашала теорию самовоспитания и самообучения. Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание "условий свободы" в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". "Я сам!" - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.
Разрабатывая свою систему самовоспитания и самообучения на основе педагогического эксперимента в общественных учреждениях, Монтессори одной из своих задач считала изучение психологических особенностей маленьких детей. Ощущая потребность в данных, выявляющих особенности маленьких детей, она избрала с этой целью метод наблюдения за детьми “в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях”. Заслугой Монтессори явилось
то, что она впервые ввела в
практику работы дошкольных учреждений
систематические (ежемесячные) антропологические
измерения. Чтобы обеспечить детям
условия свободной Под воспитанием, писала она, следует разуметь “активное содействие нормальному развитию жизни в ребенке”. Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дидактический материал, Монтессори вместе с тем требовала научного образования для работников дошкольных учреждений, вооружения их методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей, стремления проникнуть в природу маленького ребенка. Культивирование у воспитателей позиции педагогической активности и экспериментаторства было чрезвычайно важным и исторически прогрессивным; в социалистических странах это стало неотъемлемой частью педагогики дошкольного детства. В основанных Монтессори дошкольных учреждениях педагоги следили за физическим развитием детей, подвергая каждого изучению с антропологической стороны, проводили с ними лингвистические упражнения, подготавливали к выполнению ими обязанностей обыденной жизни, заботились о воспитании их чувств . Монтессори была сторонницей продолжительного учебного дня для детей дошкольного и школьного возраста. 4—5 часов должны быть занятия (упражнения для развития умственных способностей и органов чувств), гимнастика, игры под руководством взрослого, по возможности на открытом воздухе, ручной труд, занятия пением и т. д. В педагогической системе Монтессори большое место занимало религиозное воспитание, заучивание молитв, выполнение обрядов; она даже рекомендовала устройство для этого специальных комнат. Основной формой воспитания
и обучения детей Монтессори считала
их самостоятельные занятия, притом,
что воспитатель наблюдает за
проявлениями детей и фиксирует
их. Но наряду с этим она разработала
и другую форму индивидуальный урок,
построив его на педагогически рациональных
принципах (сжатость, простота, объективность).
Объективность урока Монтессори строго разграничивала
работу и игры и не использовала
игру в процессе обучения. Вместе с
игрой Монтессори исключила из своей
теории рассмотрение вопросов развития
связной детской речи, приобщения
детей к художественному Монтессори в то же время утверждала, что в каждой фазе развития ребенка педагог должен выявлять все его возможности, иначе никогда не удастся наверстать потерянное. Чтобы добиться наибольшей изощренности
каждого из органов чувств, она
рекомендовала при упражнении одного
органа “выключать остальные, например,
для более тонкого развития у
детей осязания завязывать им глаза
и т. п. Конструкция многих пособий,
предложенных Монтессори, способствует
также развитию у детей чувства
самоконтроля. Монтессори была против
использования природных Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры — все было подчинено одной цели — развитию органов чувств. Умственное воспитание Монтессори фактически сводила к развитию органов чувств. Развитие у детей особой восприимчивости отдельных органов чувств и координации движении диктовалось необходимостью обеспечения капиталистических промышленных предприятий квалифицированными рабочими
. 14.Воспитание и образование в период раннего Средневековья
Средние века - это значительная
эпоха в развитии человеческой культуры
и цивилизации, которая продолжалась
около двенадцати столетий - с V в. по
XVII в. Во время этого длительного
периода в Европе и других регионах
мира сформировались и окрепли могущественные
феодальные государства, получили развитие
христианство и другие мировые религии,
были созданы великие произведения
мировой литературы и искусства,
разработаны эффективные
В рамках эпохи Средних веков в исторической науке обычно выделяют три периода: V-X вв. - раннее Средневековье; XI-XII вв. - развитое, или Высокое, Средневековье; XIV-XVI вв. - позднее Средневековье, или эпоха Возрождения. Деятели Средних веков отрицали античную культуру как греховную языческую, отвергая при этом и античный идеал всесторонне развитой личности. Развитие средневекового образования связано с развитием церковной культуры, поскольку знания были необходимы для преподавания церковной догматики, усвоение которой требовалось людям, желавшим принять крещение, и служителям церкви в борьбе с еретиками и язычниками. Со временем образование и воспитание монополизировались церковью, сформировавшей новый тип школы - христианский, где языком преподавания стал латинский язык. Педагогические идеи Средневековья рассматривали мир как "школу Христа", в которой смыслом жизни каждого человека является познание Бога.
В самом начале эпохи Средних
веков появляются школы для обучения
тех, кто желал стать членом христианской
общины и познать основы религии.
Школы катехуменов (оглашаемых) своей
главной целью считали изучение
псалмов и основ христианской
морали. Со временем в содержание образования
в этих школах было включено чтение
катехизиса, и школы стали называться
катехизическими. Постепенно эти учебные
заведения трансформировались в
школы более высокого типа, дававшие
как общеобразовательную
В начале VII в. в Ирландии и
Британии открываются первые монастырские
(церковные) школы, организация обучения
и содержание образования в которых
формируются благодаря идеям
христианского философа поздней
Античности Августина Аврелия Блаженного
(354-430). По Августину, в основе содержания
образования лежит знание, заключенное
в Библии. При определении
Уже в VII в. церковные школы подразделяются на закрытые - внутренние - для подготовки к монашескому постригу и открытые - внешние - для обучения детей прихожан, иначе их называли епископскими, или кафедральными, так как они учреждались при кафедре городского собора. Вплоть до XII в. внутренние монастырские школы имели большие распространение и значимость, чем кафедральные. Огромное значение во всех церковных школах уделялось воспитанию нравственности, постам, отказам от благ и т. п.; умственное развитие и образование не было приоритетным в эпоху Средневековья. В церковных школах существовали разные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение); средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика); повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки). В результате распространения монашества по всей Европе средоточием образования и воспитания долгое время оставались монастырские школы. время правления Карла Великого (768-814) была предпринята попытка создания образовательных учреждений для обучения светского населения. Открывались школы при монастырях и церковных приходах, в них учили чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счету. Однако во второй половине IX в. светские тенденции в культуре постепенно угасали, образовательная деятельность вновь сосредоточилась в монастырях, многие школы были закрыты.
16. Воспитание и
образование во время
В период XI-XIII вв. на смену
идеологии раннесредне-вековой
Развитие схоластики привело к упадку старой церковной школы: грамматику и риторику вытеснили логика и новая латынь, усилился формально-логический компонент обучения, в содержании образования учебный материал стал распределяться в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчеркивали необходимость начинать образование ребенка как можно раньше. В связи с этим содержание и логика обучения в монастырских школах изменились: в каждом монастыре учреждалась школа средней ступени, а для завершения обучения - высшей ступени. Курс обучения был рассчитан на 6-8 лет: два года изучалась философия, два года - богословие, церковная история и право, два года углубленно - богословие. По завершении средней ступени образования изучался тот же цикл, но на более высоком уровне. Через 13-16 лет обучения молодой человек получал степень бакалавра и высший духовный сан.
Таким образом, в период Высокого
Средневековья сформировалась своеобразная
система учебных заведений
К XII-XIII вв. с ростом городов,
усилением торговли, развитием ремесленного
производства сформировалось третье сословие.
В этот период для обучения детей
горожан возникают самые
Утвердилась система ученичества,
относящаяся к образованию
Девочки из знатных семей воспитывались дома под руководством учителя-монаха либо посещали монастырские или частные школы для знатных девушек. Женское воспитание предусматривало наставления в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, рукоделием. Обучение грамоте не было обязательным, но обычно знатные девушки умели читать и писать, хорошо разбирались в поэзии, слагали стихи, умели петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Женщины из феодального сословия часто получали более широкое образование, чем мужчины, владели греческим и латинским языками.
Дети ремесленников в рамках ученичества обучались ремеслу у мастера, обучение длилось от двух до шести лет, работа подмастерья давала возможность накопить денег и после обучения открыть собственное дело. Центрами ремесленного образования с XII в. были цехи.
В XIII в. наметился значительный прогресс в области естественных наук (в медицине, географии, механике, технике, химии), что отразилось на подходах к обучению и воспитанию. Постепенно рациональное познание, основанное на эмпирическом (опытном) исследовании, было положено в основу образования, вместе с тем не исчез интерес к гуманитарному знанию. К XII-XIII вв. выделилось сословие учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье, авторитет и социальный статус которых были гораздо выше, чем у учителей в эпоху Античности. Увеличивалось количество библиотек, которые функционировали при монастырях, университетах, собирались во дворцах королей, знати и зажиточных граждан.
Однако уже к концу XIII
в. в связи с экономическим
развитием общества школьное образование
переживало кризис. Преподавание многих
дисциплин сводилось к
24 содержания, организационных форм и методов обучения
В 1920-х гг. в рамках государственной
школьной политики в СССР активно
насаждается модель "школы труда"
и "свободной школы". Идеи "свободной
школы" разрабатывались научно-
В 1919 г. Наркомпрос издал "Материалы по образовательной работе в трудовой школе", в которых разрушалась традиционная предметная система преподавания, преувеличивалось значение трудовой деятельности как основного пути получения знаний. Так, в экспериментальных программах в школе первой ступени детям предстояло участвовать в исследовании различных явлений окружающей жизни, в процессе чего должен был усваиваться определенный круг знаний. Материал располагался следующим образом: твой дом и твоя семья; дом, школа, двор, улица, город (деревня); окружающие географические ландшафты: луг, поле, лес, болото; знакомство с уездом, губернией. Изучение родного языка и математики предполагалось проводить в органичной связи с изучением окружающего мира, не выделяя "самодовлеющих предметов". В школе второй ступени пересматривались содержание и принципы организации учебного материала, например в преподавание русского языка включались элементы диалектологии и языкознания, в преподавании истории убирался материал об истории царских династий и добавлялись сведения об истории революционного движения. Вводились новые предметы: история труда, история искусства, общая картина мироздания, музыка, ручной труд как предмет, история социализма.
В начале 1920-х гг. П.П. Блонским
была предложена студийная форма
организации занятий, в которой
вся учебная работа должна была проводиться
в пяти студиях: физико-математической,
биологической, социально-исторической,
литературно-философской и
В 1923 г. в практику образования
стали вводиться так называемые
комплексные программы ГУСа, которые
в основу всего учебно-воспитательного
процесса ставили принципы марксистской
идеологии большевистского
Реализация новых идей
в содержании и организации учебно-
В 1927-1928 учебном году вводятся
программы ГУСа в новой редакции
- первые общие для всех школ РСФСР
обязательные школьные программы. Они
предполагали сочетание комплексного
и предметного обучения. Значение
программ ГУСа заключалось в том,
что в конкретных социально-исторических
условиях они вводили в учебный
процесс новое содержание образования,
необходимое для решения
Главное внимание Наркомпроса
привлекла идея политехнического образования,
которая проявлялась в
В советской школе постепенно, к концу 1930-х гг., становится базой школьного обучения классно-урочная система, где закрепляются ведущая роль учителя, постоянный состав чащихся класса, твердое расписание предметных занятий. Значительные изменения вводятся в систему учета знаний учащихся: учитель по результатам своего наблюдения за работой учащихся в конце каждой четверти должен был составлять характеристику на каждого ученика по своему предмету. В конце учебного года были введены проверочные испытания для всех учеников. После долгого перерыва была признана целесообразной дифференцированная система оценки знаний учащихся и восстановлена пятибалльная система отметок. Создание стабильных учебников по предметам стало важнейшим направлением в работе ученых-методистов, поскольку при обучении по программам ГУСа их не было. Наметилась тенденция к пересмотру роли трудового и политехнического обучения, и к 1937 г. труд как учебный предмет был отменен. |
12.Задавш целью созд “всеобщ искус всех
уч всему”, преобразов соврем ему шк, Коменск
выдв новые дидактич требов, котор им больш
знач для дальнейш разв пед мысли и школьн
практики.Опираясь на полож материалистич
философ, Коменск утвержд, что “ничего
нет в интеллекте, чего бы ни было прежде
в ощущ”. Исходя из этого, он в основу позн
и обуч постав чувств опыт и теоретич обоснов
и подробно раскр принц
наглядн.Велик
чешск педагог установ “золотое правило
дидакт, согласно котор след “все, что
только можно, предоставл для воспр чувст,
а именно: видимое - для воспр зрен; слышим
- слух; запахи - обонянием; подлежащ вкусу
- вкусом; доступн осязанию - путем осязания.
Принц наглядн след осуществл путем непосредств
ознакомл детей с предм. В том случае, если
это почему-либо невозможно, следует обращ
к картинк, изображ предм, или к их моделям.
Непременным услов усвоен учащ материала
Коменск счит налич у них интереса и вним
к уч. Он предл всеми средств возбужд в
учен жажду зн и давал по этому вопр ряд
конкр указаний: след разъясн уч знач того,
что они изуч, пользу, котор им принес их
зн, нужно поощр детск любознательн, стараться
делать обуч легк, приятн для учащ.
Шигабутдин
ибн Багаутдин ибн Субхан ибн Абд-ал-Карим
ал-Казани ал-Марджани родился по новому
стилю 16 января 1818 г. в селе Ябынчи нынешнего
Арского района Татарской АССР. 31.Каюм Насыйри - выдающийся татарский педагог.Габделькаюм Габдулнасыров
- Каюм Насыйри (1825-1902) - выдающийся татарский
просветитель, педагог и краевед родился
2 февраля 1825 года в семье муллы в деревне
Ширдан. Сегодня это село Верхние Ширданы
в заволжской части Зеленодольского района. 21.Разработка теории и практики воспитания
в коллективе А.С. Макаренко.А. С. Макаренко считал, что четкое знание
педагогом целей воспитания - самое непременное
условие успешной педагогической деятельности.
В условиях советского общества целью
воспитания должно быть, указывал он, воспитание
активного участника социалистического
строительства, человека, преданного идеям
коммунизма. Спартанск
гос было одн из самых ранних в ДрГрец.
Оно возн в нач IX в. до н. э. в результ вторж
на терр Лаконии племенных группировок
дворян, завладевш землей и подчинивш
себе коренных жителей.Население Спарты
резко делилось на спартиатов - господствующ
класс,периэков - граждан имущих, лично
свободн, но лишенн политич прав, и илотов
(рабов) - порабощ людей, лишенн всяких
прав, но оставлен завоевателями на их
прежн земле, ставшей собственностью всего
государс. Следств жестокой эксплуатации
илотов были их частые восстания. Это заставл
спартиатов силой оружия поддержив свое
господство. Жизнь спартиатов была подчин
главн требов - быть в сост военной готовн,
проявл жестокость и насилие по отнош
к рабам.В этих услов слож особен спартанск
гос сист восп, целью котор было готов
из детей спартиатов воинов, стойких и
закаленных, будущ рабовладельц. Госуд
контр семейн восп детей с момента их рожд.
Старейшины осматрив новорожд и только
здоровых передавали обратно отцу, больн
и слаб по преданию их бросали в Тайгетскую
пропасть).Малышей, как правило, восп матери
с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были
женщ образован, уже имеющ пед опыт. Кормилицы
заботились о жизни и здоровье детей, закаляли
их, прививали свойствен спартиатам навыки
поведен. Детей не пеленали, растили неприхотливыми
в еде, приучали не бояться темноты, легко
переносить голод, жажду, неудобства и
трудности, возможн в будущ военн походах.С
7- лет полис (город-государство) брал на
себя восп и обуч подраставш спартиатов.
В 7 лет мальч забирали из семьи и помещали
в спец государств восп учрежд - агеллы, где
они наход до 18 лет. Восп в агеллах руковод педономы, люди,
спец выдел государств. Наибольш вним
они удел воен-физич подг детей, уч их бег,
прыг, бороться, метать диск и копье, приуч
беспрекословно подчин старш, презирать
рабов и их главн занятие — физич труд,
быть беспощадн к рабам. Обр в агеллах огранич
обуч письму и счету. Особое вним удел
разв у детей умения четко и кратко отвеч
на вопр (“лаконическая речь”).Важн средств
восп будущ воина и рабовладельца было
участ подростк 14—15 лет в криптиях—ночн
облавах и истребл наиболее строптивых
рабов.
29)Характерной особенностью жизни школы начала XX века было революционное движение учащихся. Оно разделилось на два основных направления: самообразовательное и политическое. Программа РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) требует осуществить след мероприятия:право населения получать образование на родном языке, обеспечиваемое созданием за счет государства и органов самоуправления необходимых для этого школ... отделение церкви от государства и школы от церкви. даровое и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.Наряду с этим выдвигались требования:воспрещения предпринимателям пользоваться трудом детей в школьном возрасте (до 16 лет) и ограничения рабочего времени подростков (16-18 лет) шестью часами.устройства при всех заводах, фабриках и других предприятиях, где работают женщины, яслей для грудных и малолетних детей...Принятые программные требования в области народного образования стали знаменем объединения передовых сил общества на борьбу за полную демократизацию школы. Кроме того, в 1905-06 учебном году были:1) отменены некоторые прежние распоряжения, преграждавшие молодежи из демократических слоев населения доступ в высшую школу 2) даны отдельные льготы частным учебным заведениям. После подавления революции 1905-1907 годов царское правительство повело упорную борьбу с тем, что удалось завоевать в дни революционной борьбы. Просветительные учреждения, открытые в период революции или позже под ее влиянием-библиотеки, клубы, курсы для взрослых, народные университеты, как правило, закрываются.Министры народного просвещения Шварц, затем Кассо всячески пытались пресечь деятельность прогрессивных учителей, затормозить открытие новых школ и просветительных учреждений для взрослых, восстановить существовавший до революции казарменный режим в средней школе, усилить религиозное воспитание учащихся, сократить объем знаний в начальных школах, затруднить доступ в среднюю и высшую школу детям трудящихся.Правительство стреми преподаются общеобразовательные предметы. Этим декретом устранялось реакционное влияние церкви на молодое поколение. Таким образом, школа впервые становилась подлинно светской. Были ликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравноправность женщин в области образования. В мае 1918 г во всех учебных заведениях было введено совместное обучение учащихся обоего пола. На I Всероссийском съезде по просвещению в 1918г была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень -5 лет и IIступень - 4 года; в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ. В августе .1918 года I Всероссийский съезд по просвещению рассмотрел и единогласно одобрил проект «Положения об единой трудовой школе РСФСР» Съезд обсудил важнейшие вопросы организации народного образования -дошкольного воспитания, общеобразовательной школы для детей и образования взрослых. В первые годы остро встал вопрос о подготовке новых учительских кадров в связи с тем, что сеть школ быстро росла. Учительские семинарии были преобразованы втрехгодичное педагогические курсы. Почти все учительские институты преобразованы в высшие педагогические учебные заведения для подготовки учителей школ второй ступени; были открыты новые педагогические институты. «Декларация о единой трудовой школе»:подчеркивала связь школы с политикой как важнейший принцип советской педагогики, особое внимание уделяла вопросам демократизации школы:устанавливалась общедоступность и бесплатность школы всех ступеней; ставилась задача введения в возможно скором времени всеобщего обязательного начального обучения. Создавалась единая школа с двумя ступенями, школа объявлялась светской; вводилась политехнизация школы. В «Декларации» указывалось на огромную воспитательную роль детского физического труда, назывались разнообразные виды ремесленного труда, которым должны овладеть школьники I ступени обучения. В старших классах школы рекомендовалось вводить производительный труд учащихся впромышленности и сельском хозяйстве. Большое место отводилось всесточеской секции Государственного ученого совета новые программы, получившие название «Программы ГУСа». Это были не предметные, а комплексные программы. Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы -разрыв между учебными школьными предметами. В соответствии с этим в программах учебный материал располагался по следующим трем колонкам: 1) природа и человек, 2) труд, 3) общество. Учебный план 1927 года включал дисциплины, имевшие в виду разностороннее, естественнонаучное, общественно-политическое образование учащихся, трудовое, физическое и эстетическое их воспитание. В начале 1929 года было принято решение о введении десятилетнего срока обучения. XIV Всероссийский съезд Советов принимает меры, обеспечивающие практическое внедрение в школу трудового политехнического образования. При школах стали создаваться мастерские по труду (столярные, слесарные, токарные), школьные производственные музеи. Общественную активность учащихся организовывали также органы школьного самоуправления. Большую роль в деле развития политической активности и общественно- политическом воспитании учащихся играла пионерская организация. Первые кирпичи в фундамент новой, советской педагогики положили руководители народного просвещения Советской России - Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский и другие. Провозглашались: гуманизм, коллективизм, интернационализм, демократизм, уважение к личности ребенка, идею соединения обучения с производительным трудом как необходимую предпосылку и условие всестороннего развития личности. В эти же годы: классно-урочная система отменяется, оценки носят качественный характер, вариативные учебники, роль учителя-человек, который может возрастить новое поколение, но маленькая зарплата у учителей.
25Педагогические идеи В.А. Сухомлинского. Кнцепция Василия Основное внимание в своей деятельности В. А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности. Активный последователь и Глубоко и оригинально разрабатывал В. А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы и многие другие. Сферой развития духа является нравственное
воспитание. Воспитание гармонически
развитой личности может быть основано
лишь на коммунистической нравственности,
которая пронизывает все грани
человеческой личности, открывая перед
каждым путь к гражданским, идейным,
творческим, трудовым, эстетическим ценностям.
Василий Александрович считал, что
в процессе воспитания значимую роль
играют взаимоотношения учителя
и ученика. Поэтому они должны
быть внимательными, доброжелательными
и заинтересованными. Именно, исходя
из подобных установок в школе
Сухомлинского стали Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы. Личностно-ориентированный В личностно-ориентированной - ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися; - построение процесса обучения
и воспитания с максимальным
задействованием, механизмов Осуществление такого подхода к образованию и воспитанию возможно лишь в случае если педагог обладает определенным мировоззрением, которое является основой его педагогической деятельности. Значимым является и тот факт, что педагог сформировал для себя концепцию деятельности. Эпоха советской педагогики представлена довольно разнообразным спектром педагогических идей, она пережила свою революцию. Как бы сейчас не воспринимались отдельные ее положения, в целом можно говорить о том, что опыт советской педагогики должен быть оценен с современных позиций и, можно не сомневаться, он предоставит множество идей для будущего развития образования в России.
|
И.И.
Бецкой (1704-1795)
– теоретик и реформатор в области воспитания.
Автор проекта «Генеральное учреждение
о воспитании обоего пола юношества» (1764),
о создании воспитательных домов закрытого
типа для подготовки в них «новой породы
людей».
Объектом истории
образов и пед мысли явл закономерн разв
в единстве теории и практики восп, образов
и обуч у всех народов в разн историч эпохи
и обнаруж на этой основе тенденц указанных
явлений в будущем. Предм истор
образов и пед мысли как отрасли пед знания
составл различн теории и практики восп,
образов, обуч в различн историч эпохи,
включ соврем в контексте ее историч разв.Ист
образов показыв, как на протяжении всей
истории человечества все нации народа
без исключ восп и обуч молодое поколение.Пед.сист
– вкл в себя опред пед концепцию и опыта
ее предварения в реальн пед практ автора
этой концепц.Пед
концепц или теория
– это сист идей, выводов закономерн и сущн
пед процесса построеные на определенной
теоретико-методологическ основе и обобщение
соврем передового опыта восп и обуч.Пед
взгляды мировоз– это
не сложившиеся в целостные самост концепц
идей, но отражающ всего конкр историч
соц-пед тенденц разв теории и практики
восп.
Главн задачами изуч курса явл:ознакомл
с истор-пед фактами и теориями, накоплен
человечеством с целью увид прич становл
пед взгл, сист, выяв тенденц и закономерн
их разв, прогнозировать их разв;анализ
пед опыта, котор мб адаптирован в практ
совр шк;ознакомл с имевш место в ист пед
утопиями, заблужд, чтобы не повтор их
снова;установл на основе этих данных
общ философск законов эволюц образов,опред
методологич основ или стратегий разработки
перспективн направл образов;форм полож
мотивации к изуч курса и к будущ профес
пед. Философ-методологич принц обр:аксиологический,
культурологический, антропологический,
гуманистический, синергетический, герменевтический.
36. Педагогические идеи
Дж. Локка. Джентльмен долж получ физич, нравств и умств восп, но не в шк, ибо шк, считал Локк, - это учрежд, где собрана Локк выступ противн телесн наказан, считая, что “рабская дисципл созд и рабский характ”.Как чел своего вр Локк придав больш знач религиозн восп, но счит, что гл- не приуч детей к обрядам, а вызыв любовь и почтение к богу как высш существ.Джентльмена надо обуч чтен, письму, рисов, родн яз, франц яз, геогр, арифм, геометр, астроном, этике, дать основн сведения по истор и законовед, обуч бухгалт, верховой езде и танц.Локк рекоменд также занять воспитанника каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельск хозяйств, парфюмерным делом, лакиров, гравиров.Необх трудов вося он мотивир гл обр тем, что труд на свеж возд полезен для здоровья, а зн ремесел может пригод деловому чел, предпринимателю, к тому же труд предотвращ возможн вредн праздности.Локк состав проект закона о бедн, в котор указыв, что след применять жесткие меры против нищих и бродяг, получающ пособие от приходов, заставл “лентяев работать”. Он предлож целую сист наказан, котор считал возможн не подверг только детей до 14 лет: их надо устраив в рабоч шк. Изделия детей нужно продав, и это, по расчетам Локка; будет окупать их содерж. Особенно важно, указыв он, что детей из шк очень удобно будет водить в церк под надзором учителей, что станет сильн воспитательным средств. Мастера со стор смогут брать себе учен за плату, вносимую в шк. Следовательно, дети будут работать на мастеров и фабрикантов.
Тюркская письменность в ХVIвеках использует
руническую графику. В Xв. вместе с исламом
в Волжскую Булгарию проникает арабская
письменность (до 1928 г.).
20.А. Дистервег (1790 – 1866) назыв принц природосообразн, культуросообразн
и самодеятельн подлинным фундаментом
пед-ки. Согласно Дистервегу, пед-ка стрем
«понять законы естеств разв ребенка,
чтобы помочь их ранн раскрытию, чтобы
устран с дороги препятствия».А. Дистервег
придает особ знач принц самодеятельн,
котор должен служ истине, добру и красоте.
Разв самодеятельн у детей он счит важнейш
целью восп. Самодеятельн он поним как
активн, инициативу и счит ее важнейш чертой
личн. По его мнен, у подрастающ челов она
приобрет положительн знач при услов,
если будет направл на достиж определ
цели, котор составл объективн сторону
восп.Особого вним заслужив прогрессивн
идея Дистервега о непрерывн обуч и воспит
подрастающ поколения. Непрерывн он счит
такое обуч, котор позвол учен последовательн
и постоянно продвиг вперед в учен, избегая
пропусков и пробелов, переход без препятств
с одн ступени обуч на последующ. Требов
последовательн, непрерывн обуч, по его
мнен, вытек из закона постепенности в
разв природы. А. Дистервег счит, что, если
«умств разв связ с законом постепенности,
то и обуч должно следов этому закону».При
реализац принц непрерывн обуч нужно опираться
не только на общ св-ва детск природы, но
учитыв индив особен ребенка. Что для одн
учен явл непрерывн, для друг полно пропусков.
Чтобы лучше определ принц непрерывн,
мы скажем: то обуч непрерывно, котор делает
учен способн преодолев каждую ступень
с той степенью самост, какую допуск его
возр и природа предм, так, чтобы были достигн
общ цели обуч: разв самодеятельн и полн
зн предм.
32.Взгл Я.А.Коменского на ребенка, его
разв и восп коренным образом отлич от
средневек представл. Вслед за гуманист
эпохи Возрожд Коменский отверг религиозн
измышл о греховности природы чел, хотя
и не освобод еще от влиян религ. Так, он
полаг, что те способн, котор все дети облад
от рожд, - это “дары божьи”, но, в то же
вр он правильно указыв, что разв они только
в проц восп. Коменский верил в огромн
роль восп в разв чел и утвержд, что благодаря
восп “из всякого ребенка можно сдел чел”,
что все дети при умелом "к ним пед подходе
могут стать воспитан и образован.Следуя
установивш в эпоху Возрожд взгляд на
чел, Коменский счит его частью природы
и утверж, что все в природе, вкл и чел,
подч един и универсальн законам.Коменский
глуб проник в природу процесса обуч. В
противовес схоластич шк, котор не счит
с психикой детей, он стрем постр обуч
на зн законов разв чел, рассматр им как
часть природы. Природосообразн по Коменскому,
явл только такое обуч, котор строится
с учетом возр особенностей детей.Но поним
Коменск принц природосообразн восп было
историч огранич: в то вр он не мог еще
понять своеобраз разв чел как существ
обществ и ошибочно полагал, что это разв
опред только естеств законами.Всеобщ обуч. считая,
что все дети способн воспр зн, Коменск
хотел “учить всех всему”. Он требов всеобщ
обуч, котор должно распростр как на богатых,
так и на бедн, как на мальч, так и на дев:
все долж получ образ, “вплоть до ремесл,
мужиков, носильщиков и женщ". Эта идея
всеобщ обуч детей обоего пола, несомненно,
была передовым, демократ требов, отвечавш
интересам народн масс.
18.СХОЛАСТИКАВ XII—XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабляется феодальная замкнутость, растут города, где развиваются ремесла и торговля. Крепнут элементы светской культуры. Возникают и распространяются ереси. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Стало необходимым подкрепить религию философией, не верить слепо, но «понять то, во что верят». Эту задачу в XII—XIII веках берет на себя схоластика, которая задается целью примирить веру и разум, религию и науку. Появились теории номинализма и реализма. Представители теории номинализма утверждали, что общие понятия не существуют, а являются лишь названиями, отвлечениями человеческого разума; представители реализма наоборот, заявляли, что общие понятия существуют ранее вещей. Схоластика развивала в то время формально-логическое мышление, оживляла застывшую религиозно-философскую мысль. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, зачастую представляла лишь бесплодные умствования, стала препятствием дальнейшего движения вперед. В области школы и просвещения она привела к заучиванию учащимися готовых определений, зачастую изложенных в схоластической вопросно-ответной форме, к отказу от самостоятельного мышления. В XII веке были открыты университеты в Италии, во Франции, в Англии и затем в других странах. В Средней Европе в XIV веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков). Как правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых и пользовались правом самоуправления, сами вырабатывая распорядок своей жизни, избирая должностных лиц (ректора и др.), и тщательно защищали свои права. Церковь, пользуясь монополией на обучение, пыталась сразу же подчинить себе университеты, давая им различные привилегии и материальные средства (бенефиции), основывала свои университеты. Так, был основан в XII веке Парижский университет, послуживший образцом для других католических университетов. Постепенно церковь начинает главенствовать в университетах, и богословский факультет становится самым важным.Средневековые университеты имели четыре факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), преподавались «семь свободных искусств». Он играл роль средней школы; обучение на этом факультете длилось 6—7 лет, после чего окончившие получали степень «магистра искусств». Далее представлялась возможность продолжать образование на одном из трех основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, где обучение продолжалось 5—6 лет, и получить звание доктора наук. Основным видом занятий в университетах были лекции: профессор читал по книге текст и его комментировал. Организовывались также диспуты на основе тезисов докладов, которые сообщались заранее, а затем обсуждались школярами.Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты. 15.Дидактические принципы Я.А. КоменскогоПринцип наглядности Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию ещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило»дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое— слухом; запахи —обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Сознательности учения. Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».Систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затемпереходить к изучению отдельных его сторон.Последователь-ность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку. Посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавани. сообщением основного без излишних деталей.Прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться,чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Развитие познавательных способностей учащихся, «воспламенить жажду знания ипылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.Принцип природосообразгости – развитие и обучение ребенка стоит строить исходя из законов развития природы, сообразно его возрасту и полу.
40.Теория элементарного образования Песталоцц Один из основоположников дидактики начального обучения, швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци был автором произведений, в которых нашли отражение его педагогические идеи: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Письмо к другу о пребывании в Станце» , «Лебединая песня»Разрабатывая идею о взаимосвязи воспитания, обучения и развития, педагог исходил из признания решающей роли воспитания в становлении личности ребенка с момента его рождения. Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И.Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения. Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, метод «элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию; 2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития; 3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира. Такое развивающее и воспитывающее обучение должно содействовать переходу детей от беспорядочных и смутных впечатлений к четким понятиям.Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования: изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Цель и задачи воспитания в педагогике ПесталоцциЦель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать или отклонить в сторону.Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.Песталоцци называет антипсихологическими современные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с природой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обстановке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях. Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к труду также совершаются на основе простейшего проявления физических сил, которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной необходимости и его внутренней потребности.Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается ко все более сложному. По этому пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя в той последовательности, которая соответствует естественному порядку, вечным и неизменным законам развития человека. 5)Воспитание и обучение в странах Древнего ВостокаПриблизительно в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), в которых был достигнут высокий уровень развития культуры. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем. Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи. Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывавшиеся при храмах, и уже к Ш тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным. По-шумерски школа называлась "эдубба" - "дом табличек" - и предназначалась прежде всего для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20-30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных "эдуббах" (их называли "домами знаний") было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в "домах табличек", давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших "детей эдуббы", обучение вел "старший брат" - учитель и контролировал "отец школы" - директор. Зарождались новые методы обучения - беседа, разъяснение, спор.Постепенно к концу I тысячелетия школьное образование становится сферой влияния семей, которые столетиями из поколения в поколение передавали мастерство писцов. В это время высокого уровня достигает искусство врачевания, которому обучали жрецы, поскольку оно приравнивалось к магическим ритуалам.Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обучались дома. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи - основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров и т. п. Образование носило специализированный характер и считалась залогом успешной карьеры в будущем.
В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного обучения и воспитания, причем мужчины и женщины имели равные права в воспитании, грамотных людей было достаточно много среди всех слоев населения. Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания, широко была распространена пословица: "У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит". Обучение имело целью подготовку к профессии в зависимости от того вида деятельности, которым занималась семья. Уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором сын наследовал пост своего отца, при этом мастера могли брать в семью чужих детей и обучать их в процессе профессиональной деятельности.В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) - формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями, было обязательным для высших каст, для шудры считалось достаточным умение читать, считать и писать. На уровне семейного воспитания систематического образования не предполагалось. Мальчики начинали обучение в 7-8 лет, их посвящение в ученики проходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и счету начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения которого с учениками складывались по модели "отец - дети": ученики жили в доме у учителя, во всем повиновались и почитали его.К середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования. На начальной ступени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов - 8 лет, для кшатриев - 11 лет, для вайшья - 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3-4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру - особо почитаемого учителя.В конце I тысячелетия до н. э. в Древней Индии возникает буддизм, который способствует распространению образования и сосуществует с индуизмом. В буддизме признается равенство прав представителей различных каст в образовании и общественной жизни. В этот период увеличивается число школ, которые открываются при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одновременно существуют начальная религиозная "школа вед" и светская школа. В буддийской традиции сложилось своеобразное представление о содержании повышенного образования, в которое входили Веды, Веданги, Упаведы (медицина, военное искусство, музыка, архитектура или науки о ремесле, логика, литература, языки). Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления, терпимостью к иноверцам, сочетанием духовного образования со светским. Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обучение, опираясь на результаты постоянного наблюдения за учениками, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер. Во II-VI вв. произошло возрождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы (аграхар), в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания. В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф "сюэ" (учить, учиться). Во II тысячелетии до н. э. школу посещали в основном дети состоятельных людей, главной целью школы было стремление научить их пользоваться иероглифическим письмом, это умение передавалось по наследству и распространялось очень медленно. В вв. были изобретены волосяная кисточка и бумага, вследствие чего процесс овладения письмом упростился.Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551-479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. Конфуций считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Со временем в Китае слова "конфуцианец" (последователь Конфуция) и "ученый" стали синонимами, вся ученость заключалась в знании его книг, которые должны были составлять основу обучения. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение "шестью искусствами" - церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом. Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нормы и правила поведения в обществе и семье.В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.
22.экспериментальной педагогики. Ее представители — А. Лай и Э. Мейман (Германия), А. Бине (Франция), О. Декроли (Бельгия), П. Бове и Э. Клапаред (Швейцария), Э. Торндайк, У. Килпатрик (США) и др. — провели исследования, которые, по убеждению А. Бине, позволили "выдвинуть на первый план психологию ребенка, чтобы из нее с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить". Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, опереться на эмпирию изучения ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений выдвинули в качестве основного педагогический принцип саморазвития личности. При разработке педагогических проблем они пытались использовать особенности детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии. |