Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:37, шпаргалка
Становление и развитие педагогики
Объект и предмет педагогики
Цель и задачи педагогики
На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа содержит; объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения; тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий; рекомендуемую литературу.
На формирование содержания влияют следующие системы:
Общественные потребности
Культура Содержание образования Личные потребности
Техника Возможности
Педагогический
процесс как система и
Процесс (от лат. – продвижение) – движение вперед, изменение.
Педагогический процесс – целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для реализации целей образования и воспитания в определенной педагогической системе (например, в школе, вузе, системе образования в целом).
Признаки:
Целостность (в ПП осуществляется педагогическое воздействие на личность в целом – ее сознание, эмоции, поведение)
Единство (в ПП воедино слиты процессы формирования, развития, обучения и воспитания личности вместе с условиями их протекания, методами и формами их реализации, образуя содержательное единство, подчиняясь единой цели)
Общность (все компоненты ПП воздействуют на личность, сообща, комплексно, одновременно)
Модель включает в себя:
Субъекты: ученики, преподаватели, администрация, родители, общественность.
Связи: организационные, коммуникативные, функциональные, управленческие.
Условия: внутренние (материально-технические, морально-психологические, гигиенические, эстетические и т.д.) и внешние (природно-географические, общественные, культурные и т.д.)
Закономерности ПП – объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи ПП с другими явлениями:
Принципы ПП – основные идеи, нормативные требования к организации и осуществлению ПП (формируются на основе закономерностей ПП):
Движущая сила (источник) ПП – противоречие между требованиями к личности, возникающими в ее жизни, и реальными возможностями личности, ее уровнем развития (разрыв между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития личности).
Процесс обучения и воспитания, протекают в рамках целостного ПП, не тождественны (не совпадают) и имеют свою специфику.
Основные различия:
по времени протекания:
процесс обучения кратковременный;
процесс воспитания долговременный.
по времени достижения результатов:
процесс обучения – близость;
процесс воспитания – отдаленность.
по объекту воздействия:
процесс обучения – интеллектуальная сфера личности;
процесс воспитания –
потребностно-мотивационная
по содержанию:
научные знания о мире;
общественные нормы, правила, ценности, идеалы.
по методам и формам достижения цели:
строго регламентирован;
свободный.
Последовательность (алгоритм) организации ПП:
1. Подготовительный этап (создание благоприятных условий для протекания ПП в нужном направлении и с нужной скоростью):
ЦЕЛЬ – мысленное представление о результате.
СОДЕРЖАНИЕ – часть общественного опыта, необходимого для усвоения.
А) целеполагание – обоснование и постановка цели – чего необходимо добиться?
Иерархия (соподчинение) целей образования:
Б) начальная диагностика – изучение субъектов ПП, их связи и условия протекания ПП, причин, которые будут помогать или затруднять достижения результатов;
В) прогнозирование достижений – предварительная оценка возможных результатов в конкретных условиях;
Г) проектирование и планирование хода ПП – точное определение того, кому, что (содержание), когда и как нужно делать.
2. Основной этап (осуществление ПП)
3. Заключительный этап (подведение итогов ПП):
Социальная система → Педагогическая парадигма → Педагогический процесс
Педагогическая парадигма (от греч. – пример, образец) – образец, модель, схема построения педагогического процесса и педагогической системы, которые утвердились в научно-педагогическом сообществе в конкретный исторический период в зависимости от мировоззрения эпохи.
Педагогическая парадигма – это культурно-исторический тип педагогического мышления и педагогической практики.
В истории педагогики и школы можно выделить две педагогические парадигмы, которые упоминаются под разными названиями:
Концепция образования – совокупность идей, положений в основу построения деятельности системы образования.
Система образования – совокупность государственных образовательных стандартов, сети реализующих их образовательно-воспитательных учреждений и органов управления образования.
↓ ↓ ↓ ↓
Зависят от:
Целостный педагогический процесс
Понятие целостного педагогического процесса
Структура целостного педагогического процесса
Основные компоненты системы образования в российской и американской педагогике
Педагогический процесс - одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки.
Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания,
творчество педагогов
и динамику возрастного изменения
детей. Внуп этой системы возникают
и действуют органически
Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими оби ственными процессами (экономическим, политическим, нравственнь культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зави от состояния общественных процессов, реального взаимодействия ш изводительных сил и производственных отношений.
Главная особенность
учебно-воспитательного
единстве и самостоятельности процессов, его образующих; целостности и соподчиненное™ входящих в него процессов; наличии общего и сохранении специфического.
Педагогический процесс можно рассматривать как систему, то есть лое, представляющее собой единство закономерно расположенны находящихся во взаимной связи частей. Структура - это расположе: элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по понятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ни
Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержанием, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс: педагоги; воспитуемые; условия воспитания.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач
педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятелъностный компонент - взаимодействие педагогов и воспитуемых их сотрудничество, организация и управление процессом, без которых
не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложившейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты:
Американский педагог Ф.Г. Кумбс основными компонентами системы образования считает: