Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 08:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
1.МПЕ естествознания- Естествознание — это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое. Методика преподавания естествознания — это наука о системе и закономерностях пед процесса обучения М Ш основам наук о природе. Методика преподавания естествознания относится к системе педагогических наук и опирается на основные дидактические принципы, применительно к своеобразию изучения природоведческого материала. Объектом ее изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) в начальной школе. Природа — это окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. В более узком смысле природа—это объект науки, а точнее, совокупный объект естествознания. Неорганическое естествознание изучает неживую природу (физика, химия, астрономия). Органическое естествознание изучает живую природу. (биология) Науки, содержащие синтез и живой и неживой природе( география, экология, биохимия, биофизика) В начальной школе изучается пропедевтический (подготовительный) курс естественных наук. Предмет окружающий мир в начальной школе включает основы знаний по истории и обществознанию. Методы исследования: 1.сравнительный – 2.Изучение массового опыта учителей. 3.Пед наблюдение 4.Опросные методы: анкетирование, тестирование, контрольные срезы и т.п 5.Педа эксперимент: 6.методы матем статистики и теории статистического вывода. Задачи: Правильно выделить цели нач естеств-науч обр-я Определить принципы отбора материала и содержание учеб предмета Разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания. Выявить оптимальные условия развития М Ш в процессе изучения нач курса естествознания. |
2.История развития МПЕ. XVIII век Первая половина XIX в Вторая половина XIX в. XX в. Развитие методики естествознания до 1917 г Развитие методики естествознания с 1917 по 1931 г Развитие методики естествознания с 1931 по 1959 г Развитие методики преподавания природоведения с 1959 по 1991 г Развитие методики естествознания с 1991 года Первая школа, в кот преподавались сведения из географии, была открыта в Москве при Петре 1 в 1701г. Это была школа математических и навигационных наук В 1786 г по указу Екатерины II были открыты главные народ училища в губернских городах и малые народ училища в уездных городах. В глав народ училищах был введен курс естественной истории. Зарождение МПЕ связано с именем Василия Федоровича Зуева. В 1786 году был напечатан учебник в 2-х книгах. 1 часть – «Ископаемое царство» - нежив природа, «прозябаемое царство» - растения. 2 часть – Животное царство. В том числе и человек. Таким образом, уже в первом учебнике содержалось требование изучать природу от неживого к живому и от близкого к далекому. Учебник Зуева имел практическую направленность. К учебнику был издан атлас «Фигуры по естественной истории», в кот были рисунки животных к каж уроку. Раст мир и нежив природа изучались с натуральной наглядностью. Гербарии и коллекции собирались самими учащимися во время экскурсий. Учебник Зуева существовал до 1809 г, затем начал заменятся учебником Теряева «Начальное основание ботанической философии». В школах преобладала зубрешка, наглядности почти е было, это было связано с введением естественной системы Линнея. С 1828 г по указу Николая ! изъяли естествознание как несущие гибельный материализм. В 1848 г вернули естествознание сначала в гимназии, а через 2 года и в школы. В Сер.19 века огромный вклад К.Д Ушинского(1824-1870). Учение Дарвина привело к развитию методики естествознания. Основными методами изучения природы были наблюдения за окружающими объектами. Ушинский предлагает в нач школе ввести курс отечествоведения(краевед), т.е отбор содержания курса вести на основании краеведческого принципа обучения. Д.Д Семенов издал учебник отечествоведения в 6 выпусков и разработал методику проведения экскурсий, выпустил метод пособия для УНК уроки географии в 3-х частях, им издан первый краеведческий учебник для Петербурга.. основоположником МПЕ как науки был АЯ Герд «Мир Божий» В конце 19 века вновь убрали естествознание из начальной школы. В 1901 министерство было вынуждено вернуть Е с 1 по 7 класс. Автором программы был Д.Н. Кайгородов. И.И Полянский в 1904 году издал учебник о трех царствах, создана методика нач обр-я. С 1917 г началась перестройка, школа была оббъяалениа трудовой. Главными метадома стали исследовательский, экскурсионный, урок был назван пережитком старой буржуазной системы. Главный принцип обучения – краеведческий. С 1923 г введены комплексые программы, изучались не отдельные предмета, а выдвигались общие темы. В 1931 такой подход был раскритикованв постановлении ВКПБ ЦК партии о школе. Вернулись в предметы . осн форма – урок, были изданы единые программы и учебники для всей страны. Для нач школы дополн издавались учебники по краеведению(Титюрев). Сов курс природоведения был введен в 1959, объединились сведения из курса естеств и географии. З.А. Клепинина написаны на основе сезонности, Плешаков идеи многообразия, целостности и уважения к миру. В 1 редакции ФГОС – обществознание. В ред 2004 окр мир без разделения |
3.Принципы отбора
материала по предмету « В дидактике выделены общие принципы обучения: В основе построения любого школьного курса должен лежать принцип научности, но это не означает, что школьный предмет должен стать тонной копией науки в сжатом виде. Учебный материал должен быть изложен с учетом принципа доступности. Этот принцип предполагает использование определенных правил, выработанных в педагогической науке со времен Я.А. Коменского. В их основе лежит знание возрастных особенностей детей. Важнейшие дидактические правила: 1. От простого — к сложному, от известного — к неизвестному. 2. От близкого к далекому. Это правило лежит в основе краеведческого принципа обучения 3. От конкретного к отвлеченному. Это правило требует, чтобы
обобщению и выведению Одним из старейших в дидактике является принцип наглядности. При изложении материала учебного предмета необходимо соблюдать принцип систематичности и последовательности, который отвергает изучение отдельных фактов без выяснения их значения и связи с ранее изученным материалом. Из вышеизложенного вытекает принцип преемственности знаний, который требует последовательного перехода от одного курса к другому; усложнения методов изучения предмета; последовательного развития понятий и практических умений; возрастания требований к уровню подготовки школьников; углубления и укрепления межпредметных связей. В современной дидактике выделен принцип сознательности и активности учащихся в обучении, согласно которому учение становится эффективным только тогда, когда ученик становится субъектом деятельности, проявляет познавательную активность. Построение учебных программ должно осуществляться с учетом принципа практической направленности обучения. Учет данного принципа не означает изъятия из содержания предмета того материала, который не имеет практического значения. С принципом практической направленности тесно связан краеведческий принцип обучения, являющийся специфическим принципом естественно-научного образования. На нем следует остановиться подробно. Краеведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности. В последнее время в методической литературе выделен принцип экологической направленности обучения, который требует изучать взаимосвязи, существующие в природе, учить детей прогнозировать последствия хозяйственной деятельности людей и развивать доступные природоохранные умения и навыки. |
4.Экологическое
образование младших Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социалъной среде и здоровью. Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Сура-вегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. По определению Б.Т. Лихачева сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. К компонентам экологической культуры относятся:
В концепции непрерывного экологического образования указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:
Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты.Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними.Деятельностный аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы. Эти аспекты лежат в основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют:
|
5.Краеведческий
принцип преподавания курса Анализ истории становления краеведческого принципа преподавания естествознания в школах России позволяет выделить несколько исторических периодов, определивших путь развития школьного краеведения. Идея использования местного материала в преподавании зародилась в городских училищах с момента введения в них естествознания как учебного предмета в 1786 г. Становлением «родиноведения» и «отечествоведения» характеризовались 60-е годы XIX в., когда разрабатывалось содержание, методы и формы преподавания начального курса естествонания. У его истоков стояли такие талантливые педагоги, как К.Д. Ушинский, Д.Д.Семенов, Н.И. Бессель. Ими была доказана методическая ценность использования местного материала в обучении, определены принципы его отбора и формы изучения. Следующий период бурного развития школьного краеведения пришелся на 1918-1931 гг., когда советская школа проходила путь становления и наблюдался кризис классно-урочной системы преподавания. В эти годы практиковалась локализация школьных программ, учебный материал изучался с использованием таких форм преподавания, как экскурсии и практические работы. Пути введения краеведческого материала в школьные программы и учебники были намечены видными советскими педагогами: Н.К. Крупской, П.Л. Блонским, А.П. Пинкевичем, СТ. Шацким. Этими учеными были заложены методологические основы конструирования учебников для начальной школы, сохраняющие актуальность в настоящее время. Однако проблема соотнесения в школьных программах и учебниках общего и локального материала так и не получила в эти-годы удовлетворительного решения. С1931 г. интерес к краеведению постепенно снижался. Проблема использования краеведческого материала в начальном естественно.-научном образовании вновь возникла в 60-е годы XX в. в связи с введением в начальную школу нового предмета — природоведения. Содержание, методы и формы его изучения разрабатывали известные методисты: М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина и др. С этого времени определяются принципы отбора содержания курса природоведения, помогающие наметить оптимальное сочетание общего и частного материала в школьных программах и учебниках. Интерес к краеведению, возникший в последние годы, объясняется вхождением России в систему мировой культуры и необходимостью, в связи с этим, повысить уровень патриотического воспитания детей. Кроме того, стандартизация образования потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонента и его учебно-методического обеспечения (об этом будет сказано в следующей главе). Многие годы велись споры о педагогическом статусе краеведения, не завершившиеся и по сей день. Однако. большинством ученых краеведение отнесено к категории педагогических принципов. связи обучения с жизнью. Он признан в современной методике преподавания естествознания большинством ученых и дает возможность строить преподавание согласно дидактическим правилам: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». На основе наблюдений за окружающими природными объектами дети убеждаются , что в природе все взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к непоправимым экологическим последствиям. Краеведение — источник экологического образования младших школьников. |