Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:59, шпаргалка
1Методика профессионального обучения как область научно-педагогических знаний, общепрофессиональная дисциплина и нормативный способ деятельности педагога профессионального обучения.
2Признаки социального заказа по подготовке работников квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием на основе ЕТКС (профессия, ступень квалификации профессии, квалификационный разряд).
3Профессионально-квалификационная характеристика и профессиограмма как основа для разработки содержания подготовки квалифицированных работников с начальным профессиональным образованием.
Структура дидактической цели, требования к ее постановке
Структура цели включает: 1) Указание на субъекта действия; 2) целевой объект (предмет); 3) целевое действие (действие, совершаемое для преобразования и развития целевого предмета).
Цель понимают как образ результата обучения, его опережающее отражение, предвосхищение. Цель должна нести признаки результата, выражающиеся в виде требований к результату.
Требования к постановке целей
Таксономия дидактических целей (группы обучающих) целей. Способы задания целей.
Операциональный способ задания целей включает проектирование целей через конечные результаты обучения; цели представляются в виде перечня действий и умений которые должны в итоге
информации о качестве образования от объектов оценки по определенной заданной системе показателей.
Экспертная подсистема представлена консалтинговыми структурами, обладающими опытом работы с информационными потоками ОСОКО, осуществляющими реальное взаимодействие с подсистемой потребителей информации о качестве образования. В большинстве случаев потребителей интересует не столько сама информация о качественных характеристиках системы образования или отдельных ее элементов, сколько обоснованные предложения по решению той или иной конкретной задачи, стоящей перед потребителем (будь то выбор детского сада для ребенка или выбор региона, обладающего нужным потенциалом в сфере образования для крупного бизнес проекта и т. д.).
Правовая подсистема обеспечивают выработку и нормативно-правовое оформление правил деятельности всех агентов, осуществляющих свою деятельность в рамках ОСОКО, определяет права, обязанности и ответственность мониторинговых организаций, входящих в информационную подсистему, а также объектов оценки и потребителей. Регуляторами ОСОКО выступают не только органы власти, но и общественно-государственные структуры в тех секторах образования, которые связаны с оценкой качества профессионального образования, системой квалификаций и т. п.
Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
выполнять обучающиеся (смотрите требования к уровню подготовки студентов и учащихся по стандарту, таксономию целей в когнитивной области и показатели уровней усвоения).
1дидактическая цель: знание (запоминание и воспроизведение по образцу или по памяти) – учащийся узнает, называет употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила, предписания и принципы. Эти цели можно отнести к целям на 1 и 2 уровни усвоения.
2 дидактическая цель: понимание: преобразование учебного материала из одной формы выражения в другую; перевод материала с одного языка на другой; объяснение и интерпретация материала; предположение, предсказание последствий и результатов) - учащийся понимает факт, правила, принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. В данном случае мы имеем цели, рассчитанные на 3 уровень усвоения.
3 дидактическая цель: применение - учащийся использует понятия, принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории, в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода и процедуры. Этот вид целей относим к целям на 2 и 3 уровни усвоения.
4 дидактическая цель: анализ (вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого) – учащийся выделяет скрытые предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактом и следствием, оценивает значимость данных. (Данные цели рассчитаны на 3 и 4 уровни усвоения).
5 дидактическая цель: синтез (комбинирование элементов, чтобы получить целое, обладающее новизной) – учащийся пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; «переносит» знания из одной области в другую, использует знания из разных областей, чтобы создать план или способ решений той или иной проблемы. (Цели на 4 уровень усвоения)
6. дидактическая цель: оценка (выдвижение оценочных суждений, умение оценивать значение материала, основываясь на четких внешних или внутренних критериях) – учащийся оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества продукта. (Цели на 3 уровень усвоения). Что означают уровни усвоения как показатели достижения целей?
9.Анализ и проектирование содержания профессионального образования и обучения.
Содержание образования – совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности общества, которые должны быть усвоены и к которым относят профессионально и педагогически адаптированные основы наук (опыт познавательной деятельности человека); совокупность ЗУН (опыт практической деятельности в определенных областях деятельности); профессионально и педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный структуре человеческой культуры; опыт творческой деятельности, опыт в области эмоционально-ценностных отношений (мораль, эстетика, право).
Общеобразовательная подготовка |
Профессиональная подготовка | ||
Общетехническая подготовка |
Общепрофессиональная подготовка |
Специальная подготовка(профессиональная) | |
Общеобразовательные предметы для получения среднего полного образования |
Сведения по научным основам техники и технологии межотраслевого назначения, характерных для группы отраслей. Дисциплины: техническое черчение, электротехника, вычислительная техника |
Содержит сведения общие для отрасли: общетехнологические и экономические основы производства, охрана труда, экология производства. Дисциплины: введение в профессию, материаловедение, общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства, экономика отрасли и предприятия |
Сведения для освоения профессии (специальности) в соответствии с присваиваемой квалификацией. Дисциплины: специальные технологии, курс производственного обучения. Производственная практика |
Содержание профессионального образования (содер-жание образования по профессии и специальности) носит интегрированный характер зависит от отрасли, от вида произ-водства, от вида профессиональной деятельности, от специфики профессии или специальности, ее описательной модели в виде профессиограммы.
Содержание образования:
- Научно-технические факторы:
Сведения из
естественнонаучных и технических
законов, принципов, лежащих в основе
применяемой техники и
10.Общетехнический,
общепрофессиональный и
Содержание образования – совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности общества, которые должны быть усвоены и к которым относят профессионально и педагогически адаптированные основы наук (опыт познавательной деятельности человека); совокупность ЗУН (опыт практической деятельности в определенных областях деятельности); профессионально и педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный структуре человеческой культуры; опыт творческой деятельности, опыт в области эмоционально-ценностных отношений (мораль, эстетика, право).
Опыт познавательной деятельности фиксируется в виде ее результатов, которыми выступают знания. Опыт практической деятельности фиксируется в виде знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности, в виде способов профессиональной деятельности'
Содержание обучения - совокупность подлежащих изучению учебных дисциплин и тем, из которых складывается программа или курс образовательного учреждения.
Содержание обучения - учебные материалы и средства, обеспечивающие усвоение содержания образования. Вариантов содержания обучения может быть много, а содержание образования всегда «стандартно.
Содержание профессионального образования (содержание образования по профессии и специальности) носит интегрированный характер зависит от отрасли, от вида производства, от вида профессиональной деятельности, от специфики профессии или специальности, ее описательной модели в виде профессиограммы.
Задача политехнического обучения заключается в вооружении учащихся ЗУН. позволяющими хорошо ориентироваться во всей системе производства и выполнять различные виды работ.
политехническая и общетехническая подготовка способствует выработать творческий подход к производственной деятельности, глубоко анализировать производственные процессы, делать сравнения и обобщения, устанавливать связи приобретенных ЗУН с новыми явлениями и процессами в производстве, быстро осваивать новую техник), технологию и передовые методы труда.
Политехнические ЗУН должны иметь большое прикладное значение и даваться в таком объеме, чтобы можно было применить их в избранной и осваиваемой профессии. Только при этих условиях политехническое обучение достигнет стоящей перед ним цели.
Цели и задачи политехнического обучения определяют его содержание.
Оно сводится к изучению, как в теории, так и на практике общих принципов и, прежде всего, общенаучных, общетехнических и технических законов, лежащих в основе устройства, действия и управления применяемыми в процессе производства орудиями труда а также способов производства, материальных благ в их общем виде, то есть сущность политехнических и общетехнических ЗУН. Совокупность, система этих ЗУН и составляют основное содержание политехнической и общетехнической подготовки. Только общетехнические и общетехнологические ЗУН обладают теми особенностями, свойствами, которые составляют суть, содержание политехническою обучения.
Общетехнические
и общетехнологические ЗУН
К общетехническим и общетехнологическим умениям относятся умения: - распознавать в любой машине детали и| узлы, их техническое и технологическое назначение, проводить сборку машины и механизмов, подбирать оборудование, материалы, инструмент и приспособления для выполнения работ различного технического назначения;
11.Содержание
теоретического обучения как
система учебных дисциплин
Содержание теоретического обучения представляет систему учебных дисциплин (предметов).
Учебный предмет есть педагогически и профессионально адаптированная система практических знаний умений и навыков, выражающих научно-технические, научно-экономические основы трудовой деятельности (цель профессиональной деятельности, объекты трудовой деятельности: технологическое оборудование, эксплуатационные материалы, техническая и технологическая документация, технологический процесс, предмет и средства труда, условия труда, правила безопасности труда, экономические показатели трудовой деятельности).
Учебный предмет (дисциплина) понимается как средство реализации содержания теоретического обучения. Она содержит часть опыта профессиональной деятельности, как системы практических ЗУН, усвоение которых обеспечивает получение квалификации по профессии. Она входит в учебный план подготовки профессии и относится к определенному циклу дисциплин. Каждая дисциплина имеет свои научные (научно-технические основы): вытекает из научного направления. Дисциплина имеет свои объекты изучения, цели изучения формы и методы изучения дисциплины; имеет свое систематизированное содержание, которое фиксируется в различных носителях учебной информации и информационных средствах обучения (учебники, пособия, учебные тексты); имеет свою учебную программу, под которую создается учебник; учебная дисциплина обслуживает производственное обучение и предшествует ему в расписании занятий.