Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

история обр и пед мысли.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

30       Пед. Деятельность Ушинского

Педагогическую деятельность К.Д. Ушинский начал учителем словесности Гатчинского сиротского института, затем работал инспектором Смольного института благородных девиц. При его непосредственном участии был изменен учебный план института, куда вошли родной язык и литература, предметы естественно-научного цикла. К.Д. Ушинскому удалось осмыслить в целостном единстве педагогические явления в неразрывном единстве теории и практики. Ушинский, рассматривая важнейшие методологические проблемы педагогики, предложил новый антропологический подход к воспитанию человека. По его мнению, предметом педагогики является человек во всей совокупности его проявлений, следовательно, чтобы выстроить процесс воспитания с учетом всех его физиологических, психологических, социальных и других особенностей, необходимо некое целостное знание о человеке. Такое целостное антропологическое знание дает возможность определить содержание обучения и воспитания, эффективные методы и формы его организации, что обусловливает оптимальное развитие ребенка. Признавая единство процессов обучения и воспитания, К.Д. Ушинский приоритет отдавал последнему, поскольку считал его главной силой формирования и развития совершенного человека. Воспитание должно ориентироваться на духовное развитие личности, которое является неотъемлемой частью культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера и миропонимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31      Ушинский о педагогике

К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шагов на научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогических трудах. В своих работах Ушинский говорил, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не остается постоянным, но является исторически изменчивым. Он не соглашался с теми немецкими философами и психологами, которые все, что только можно представить в систематическом изложении, называли наукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практической деятельностью, а правила именовались законами. Ушинский считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихся открытием истины, вытекающей из самой сущности вещей.

Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики как искусства воспитания - с другой, имело место в тех случаях, когда Ушинский раскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали других целей, кроме изучения сущности предметов и явлений, изучения закономерных, объективных, от воли человека независящих связей между предметами и явлениями. Смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам при этом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики - совершенствование воспитательной деятельности на научной основе. Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32    Идеи народности Ушинского

Ушинский предложил концепцию народности в воспитании как основу построения всей педагогической системы. Понимая православную духовность как неотъемлемую часть русской народной культуры, педагог выделял три константы, специфичные для русского национального воспитания, – народность, христианскую духовность и науку. Каждый народ создает уникальную, самобытную систему воспитания, которая находит отражение в реальном педагогическом процессе. Исходя из этого К.Д. Ушинский призывал уделять большое внимание изучению родного языка в школе и создал учебные пособия, отвечающие этому принципу, – «Родное слово» и «Детский мир», которые используются в практике обучения начальной школы до настоящего времени. В трактовке принципа народности педагог признавал творческую силу народа в историческом процессе и его право на полноценное образование и считал, что земская школа наиболее соответствует духу, характеру и потребностям народа. В нравственном воспитании педагог придавал особое значение формированию у ребенка склонности и любви к труду, поскольку он является высшей формой человеческой деятельности. Ушинский отмечал, что трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место, умственный и физический труд учащихся – залог формирования активной и творческой личности. Педагог тщательно разработал систему факторов и средств нравственного воспитания, среди которых он выделял личный пример и личность учителя, предупреждение, поощрение, педагогический такт, убеждение; высказывал мысли о необходимости взаимодействия школы и семьи в воспитании ребенка.

 

33      Дидактические взгляды Ушинского

Особое место в теории К.Д. Ушинского занимает дидактика, которую он делил на общую (для всех предметов) и частную (методику конкретного предмета). Ушинский детально разработал основные принципы дидактики в русской педагогике и предложил ясные и четкие правила их реализации на практике. Успешность обучения педагог напрямую связывал с его доступностью, которая является залогом осознанного освоения знаний. Знания должны выстраиваться в определенной системе и последовательности. Разрабатывая принцип прочности знаний, педагог описал методику повторения знаний, отдавая предпочтение активному повторению и упражнениям. В трактовке принципа наглядности Ушинский призывал учитывать специфику предмета и возраст учащихся: чем моложе ребенок, тем больше наглядности должен использовать учитель на уроке.

В организации процесса обучения, по мнению педагога, стоит придерживаться классно-урочной системы. Опираясь на дидактику Коменского и  Гербарта, Ушинский выявил четкие условия организации обучения, описал организационную структуру урока и выделил его виды. Ушинскому удалось выразить теоретические положения в методике начального образования. Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

 

 

 

 

34    История тат нац школы

Система татарского национального образования в основном, включала три типа учебных заведений: 1) мектебе, которые давали начальное образование; 2) медресе старометодные, которые давали среднее и высшее образование; 3) медресе новометодные, получившие распространение лишь в 70-80 г.г. XIX в. 
Но, хотя уровень общей грамотности (умение читать и писать) населения был довольно высоким, тот комплекс знаний, который преподносился татарским детям и юношам в школах и медресе, не отвечал требованиям времени. Школьное дело было доверено мусульманскому духовенству, которое не воспринимало ничего из того, что дала европейская наука за последние столетия.  
Мектебе - конфессиональное начальное училище, имевшей при каждой мечети. Распорядителем мектеба был обыкновенно приходской мула, но он редко занимался учением, поручал это своему ставленнику – хальфе, старому шакирду, как правило, не имевшему педагогической подготовки. Класса или отделений в мектебе не было: преподавание велось с каждым учеником поодиночке. Здесь определённых предметов не было, были только книги, содержание которых состояло из догматов веры и нравоучительных рассказов, обыкновенно из жизни святых и пророков.  
Медресе находились при приходских мечетях. Уроки в медресе проходили следующим образом: на самом видном месте, на подушке, усаживался учитель. Около него, полукругом, усаживались шакирды из тех, кто постарше. Урок мог идти от одного до четырёх часов, в зависимости от количества выступающих или размеров диспута. Урок усваивали и повторяли со слов учителя, он был основан на запоминании – основном принципе старометодных медресе. Книга каждому ученику нужна была, чтобы повторить и приумножить услышанное.

Во 2й половине XIX в. начинается интенсивное развитие татарской культуры: разрабатывается татарский язык и его грамматика, появляются книги на татарском языке по истории, географии, физике и др., в значительной степени заимствованные из русских и других европейских источников.  

35    Марджани

Как гуманист Марджани постоянно стремился помочь человеку труда. В этом он видел и основную цель науки. Марджани определил задачи, стоящие перед татарской нацией. Будущее своего народа учёный видел в подрастающем поколении и поэтому всеми доступными средствами добивался изменения характера его воспитания, освобождения просветительских учреждений от влияния невежественных толстосумов. Немало усилий потратил он на реформу школьного дела и внедрение преподавания светских наук, упорядочение работы в медресе. Вместе с тем реформатор считал возможным и даже необходимым обучение мусульман русскому языку и светским наукам.

Наряду с пропагандой русского языка Марджани выступал за чистоту татарского языка, считал недопустимым смешивать при разговоре различные языки, что привело бы в какой-то мере, по его мнению, к порче языка и потере национальной самобытности народа. Учёный ориентирует путь развития татарского общества на европейскую и общечеловеческую культуру, высмеивая схоластику и фанатизм мусульманских медресе, питомцы которых лишь углубляют мрак и усиливают бедственное положение масс. По его мнению, знанию и ремеслу не зазорно обучаться всюду и везде, так как знание и просвещение не имеют ни своей родины, ни своего особого языка.

36      Каюм Насыйри

Каюм Насыри внёс вклад в развитие различных отраслей гуманитарных наук, заложил основы современного татарского литературного языка, его научной терминологии. Он обосновывает научные основы воспитания, раскрывает его содержание, знакомит с приёмами и методикой обучения. Одной из важных задач воспитания в его представлении является обеспечение нормального физического развития человека, что в свою очередь выступает основой нравственного и умственного развития. Причём необходимыми компонентами его являются питание, сон, свежий воздух, чистая вода, физические упражнения, соблюдение правил гигиены и здравоохранения. Воспитание человека наряду с физическим охватывает также духовное развитие. Причем последнее включает в себя, прежде всего, развитие разума, памяти и мыслительных способностей человека, приобретение знаний об окружающей действительности и познание самого себя. Важнейшей составной частью воспитания, по мнению К. Насыри, является привитие человеку трудовых навыков и обучение ремёслам. Одновременно с этим К. Насыри придает большое значение общественному характеру содержания воспитания. Каждый человек, считает он, должен иметь цель в жизни и «представлять свое назначение в мире этом.

37    Фахретдин – лидер джадидизма

Джадидизм, реформаторское движение в обл. школьного образования, возникшее во 2-й пол. 19 в. Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового метода обучения грамоте взамен буквослагательного.  Джадидисты критиковали религ. фанатизм, требовали замены устаревших религ. школ нац. светскими, ратовали за развитие науки и культуры, выступали за издание газет на родном языке, за открытие культурно-просветительских учреждений. В старометодных школах ученики обучались грамоте за 3-5 лет, в джадидистских - за год. Преподавание перешло с арабского языка и тюрки на тат. яз., который обрел также статус учебного предмета; существенно расширилось изучение и др. светских дисциплин. Был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания.  
 
Он написал в рамках джадидистской реформы четыре учебно-методические книги по арабскому языку, мусульманскому праву и этике. Риза Фахретдин писал, что Ислам должен давать ответы на все запросы современности, на все проблемы этого и загробного миров. Чуть позднее Фахретдин утверждал, что необходимо как религиозное, так и светское знание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38    Осн принципы трудовой школы

Главные идеи «Положения о единой трудовой школе» были развёрнуты в «Основных принципах единой трудовой школы». В этом документе была сформулирована цель школы нового типа и перспективы её развития. Предполагалось сделать школу общедоступной, подлинно народной, бесплатной, обязательной, единой и трудовой, общей для обоих полов, светской.

Принцип единой школы предполагал движение учащихся по образовательной лестнице от детского сада до университета. Это означало, что все дети должны поступать в один и тот же тип школы, начинать своё образование одинаково дальше идти по лестнице до её наивысших ступеней. Новая школа виделась и как трудовая, намечалось введение труда как основы преподавания, ориентация учащихся на земледельческий и промышленный труд во всех его разновидностях. Вовлечение учащихся в трудовую деятельность рассматривалось как важнейшее условие воспитания гражданских качеств, настойчивости, трудолюбия, духа солидарности и др.

Важным принципом обновлённой школы называлась полная индивидуализация обучения - анализ склонностей и особенностей характера ученика и возможно более полное приспособление к его личным потребностям. «Основные принципы» ориентировали на гуманное отношение учителей к учащимся, отказ от строгости, наказаний, учёт интересов учеников.

 

39     Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания -- самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое.

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко -- организация и воспитание детского коллектива. Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель. Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"