Шпаргалка по дисциплине "История педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 00:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит таблицу по истории развития педагогики.

Вложенные файлы: 1 файл

komarova_tablitsa.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

 

Период

 

Страна

Система об-я

Структура школ

Приоритеты

Специфика

образования

Основные

Изучаемые

Дисциплины

Предметы и

науки

Цель воспитания

Основные

Направления

И задачи

воспитания

Педагогический идеал

Основные представители

 и их работы - основные педагогические деятели

 данного периода и  их 

Труды по педагогике

40 - 35  тысяч

лет назад

Первобытное

общество

общий труд и собственность, отсутствие эксплуатации  и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных

 форм воспитания 

(охота,

 Ловля

 рыбы, изготовление 

оружия и одежды, обработка

 земли)

Подготовка ребенка

к удовлетворению практических потребностей,

овладение

простейшими

трудовыми навыками

и включение подрастающего поколения в коллективный труд.

Расширение трудового опыта людей, появление на определенном этапе развития человеческого о-ва. что привело к усложнению процесса воспитания, которое приобрело в родовой

общине более многосторонний характер

Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к нему как зачаточная форма организованного воспитания.

Древний

Восток

4 тыс. до н. э.-

2тыс. н.э.

(Шумер,

 Аккад, Вавилон, Ассирия) Междуречье,

Древние

Египет

Индия,

Китай

В Египте индивидуальное обучение,

В Индии кастовое

"дома

табличек" и жреческие в Месопотамии

В Китае

воспитание благородного

Мужа. Дворцовые и храмовые школы. Обучение ремеслам. Подготовка жрецов. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных школ.

математика, астрономия, агротехника

письменность

музыка, литература, грамматика

Домашнее воспитание и его традиции. Возникновение

письменности и школы

Человек формировался в рамках жестких

социальных

 регулятивов,

обязанностей и

личной зависимости.

 Идея человеческой  индивидуальности

 была развита крайне

 слабо. Личность

 растворялась в семье, касте, социальной

 страте. упование на  жесткие формы и 

методы воспитания.

Религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство.

Конфуций (551-479 до н.э) "Беседы и суждения" нужно

Жить с законами природы и

Принципами порядка,

Создал первую в Китае

школу идей

 

Воспитание в государствах Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.).

 

3-2 тыс. до н.э.

Древняя

 Греция

1)Афины

2)Спарта

Гимнасии 4в.до.н.э

В афинах высшая первая школа ритора

Потом академия Платона

Школы были небольшими 20- 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто

на улице города. (мальчики)

7свб. наук

1)чтение, письмо и пение, музыка

танцы

2) физическое воспитание,

счёт

Воспитание в гомеровскую эпоху (IX – VIII в.

до н.э.).

1) Гармоничное развитие индивидуальности

Воспитание. в Афинах

(семья, мусические и грамматические школы, гимнасии,

эфебия)

2) подготовка война воспитание в Спарте (доминирующая роль

 военно-физического воспитания).

целью древнегреческой педагогики является воспитание добродетельного человека и, вследствие этого, хорошего гражданина.

Демокрит (460-370 до н.э)

Сократ (469-399 до н.э)

Платон (427-347) Гос-во

Законы, диалоги

Аристотель (384-322)

Трактат о душе

5в до н.э-1в

 до н.э

Древний Рим

Развитие и усложнение ремесленного обучения.

Монополия школ

- у гос-ва

Домашнее воспитание

1) начальная Ладос

массовая школа

2) грамматич. школа

3)школа ритора

(элитная, дорогая)

Грамота

Арифметика

Лит-ра

Осн. римского

Права

Матем.

Астрономия

Ораторство

музыка

Верноподданные

Массы и чиновники

Идея гармонического сочетания умственного и физического развития человека. Отношение к детям с физическими недостатками. Христианство и его концепция идеала человека.

Начальная грамотность среди масс, обеспечение нужды гос. управления и развития средиземноморских культур.

Марк Цицерон(106-43г до0

Луций Сенека(4г-65г н.э)

Марк Фабий Квинтилиан

(42г-118г) первый получал жалование при дворе

Воспитание оратора

5в-15в

 

 

 

 

 

 

 

 

1в н.э

Средневековье

1)Византия

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарождение христианской модели воспитания

Домашнее воспитание

Учебные заведения посещали все, кто

 хотел учиться

платное за искл.

Монастырских и дворцовых школ.

Школы грамоты

Граматич. школы

Высшая аудиториум

 

Первые общины возникли а Антиохии. главный источник воспитательных идей-библия

Грамота

Риторика

Диалектика

Поэтика

 Не физич. не математич. четвертица

 

 

 

 

Основа воспитания любовь к людям

Подготовка энциклопедически образованного гос.

 Или церковного 

Деятеля.

 

 

 

 

 

1в школы-катехуменов, для тех кто хотел стать членом общины 2в. эти школы давали об-е повышеного уровня. с 3в трансформировалис

В епископальные

получение классическое об-ния и сочетавшийся христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гумманистич образованностью

Василий Кесарийский (330-379) как молод. люди могут извлечь пользу из языч.книг. говорил об уходе от мирской жизни. Иоанн Златоуст(347-407) слово о воспит детей.

Иоанн Дамаскин (675-753)

(Схоласт)

"Источник знаний"

Михаил Пселл(1018-1090)

О всяческой науке

Обзор риторических идей

 

 

 

 

Задача школы по его мнению- наставить душу и стимулировать ум.

Аврелий Августин(354-430) о порядке, считал Платона предшественником христианства. против физ. наказаний, за грамматику, письмо и т.д

V – XVIIв

2)Западная

Европа

Можно Выделить

 народное,

рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование. церковные школы

Молитвы

Церковное пение

Письмо

7 св. иск

Риторика

Диалектика

Грамматика

Арифметика

Музыка

Геометрия

астрономия

Сын феодала-рыцарское

Воспитание

Основы любви война и религии

Влияние традиций античной культуры на развитие образования. Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание. Состояние школьного дела. Церковные и светские школы. Раскол христианства, его влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли.

Идеал монашества Целомудрие, бедность, послушание.

Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и др.) Рыцарство и изменение взглядов на задачи физического воспитания

Пьер Абеляр (1079–1142). Философ и поэт.схоластик и создатель идеала добродетельного человека.

"Да и нет"

Гуго Сен-Викторский (1097–1141). «Дидаскалион»Выступал за широкое развитие образования. Считал, что содержание образования должно включать не только духовное, но и светское знание: математику, физику и т.п.

5-15в

3)Средний

Восток

Иран, часть Средней Азии, Сирия, и Северная Африка

в Развитом Средневековье сложились 2 типа школ: "мактаб" - арабо-грамматическая и "куттаб" - персидского направления.

Буддийская система образования не принимала во внимание кастовых различий. дети обучались в монастырях

10-12 лет.

обучение мальчиков в школах проходило с 6-7 лет (в течении 7-8 лет), а для девочек существовало лишь домашнее воспитание.

Чтение

Музыка

 

размышления о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического воспитания.

Главная цель воспитания виделась прежде всего в стремлении человека

обрести высокие

духовные и нравственные качества.

Непременным условием обучения и воспитания мусульманина было изучение Корана на арабском языке. Кроме того, в XVI - XVII вв. в ряде школ обучали персидскому языку, который использовался государственными чиновниками и учеными.

Ибн Сина (Авиценна в латинской транскрипции)

(980- 1037)

Тадбири, Манзел,

О птице.

Мухаммед ибн

Сух-нун (817 - 880)

"Поведение учителя")

 Саади (1181-1291) Плодовый сад, цветочный сад, книга советов.

XV–XVII вв

Эпоха Возрождения

 

Франция

Германия

Англия

Италия

характеризуется трехуровневым образованием: начальное обучение, повышенное и высшее образование

Учебные заведения повышенного типа возникали на основе городских и церковных школ. К ним относятся городские школы нового типа (латинские), гимназии, грамматические и публичные школы, колледжи, школы иеронимитов, дворянские (дворцовые) школы, школы иезуитов. Существенным отличием школ эпохи Возрождения от средневековых учебных заведений была более светская организация и управление. Влияние церкви ограничивалось религиозными основами воспитания.

Религиозные основы, чтение

Письмо, счёт, церковное пение

Вколледжах (Франция) Латинская литература, латинский язык, родной язык, математика

История, философия, мораль, подвижные игры, танцы, пение

Гуманистические

 Тенденции ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

Критика схоластического метода. Итальянские педагоги писали ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. (гуманизм).

Итальянский педагог Витторино де Фельтре (1378-1446) был сыном бедного нотариуса. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости». В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В этой школе Витторино реализовывает программу воспитания и образования, принятой у итальянских гуманистов.

Франсуа Рабле(1494-1553)

Гаргантюа и Пантагрюэль

(критика церковного об-я) Томас Мор(1478-1535) Утопия Мишель Де Монтень(1533-1592)

Опыты. Томмазо Кампанелла(1568-1639)

Город Солнца (идеальное гос-во)

Эразм Роттердамский

(1467-1536) христианский гуманист.  религиозное нравственное и умственное воспитание. ребёнок имеет право на воспитание, против жестокости

О методе обучения

О раннем и достойном воспитании детей.

 

многостороннее и гармоничное развитие ребенка. физическая культура музыка, танец и пение учитывать индивидуальные особенности учеников. Были среди учеников школы и девушки. Витторино всегда пытался раскрыть в ребенке природные задатки и способствовать их развитию Он редко применял наказания, старался воздействовать на детей одобрением и похвалой.

до ХVIII в

Киевская Русь

Владимир Мономах (1053-1125)- киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу.

Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. Первая такая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче.

Изначально школы возникали в крупных городах – Киеве и Новгороде, позже в Суздале, Переяславле, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире и др. обучение было платным. Учиться могли только дети высших сословий.

Сильное влияние христианства,

Семейное воспитание

Нашествие монголо-татар. 

В конце XI в. при женском монастыре

 Киева было создано

 Женское

 училище,

 где девочек обучали 

чтению,

письму,

пению и швейному делу.

Обучение содержало преимущественно религиозные направления. Главный способ воспитания – подражание отцу, в чем отражается патриархально-родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).

Церковь осуществляла контроль семейного воспитания. Позже начальное обучение производили так называемые мастера грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности и арифметики.

Особенностью пед. мысли домонгольского периода было понимание человека как обладающего свободой воли, возможностью выбора между добром и злом. Мыслящий чел-к добродетельный, милосердный, совестливый, патриотическое начало. Страна была готова к Петровским реформам. При Петре1 школы для дворянства.

в «Повести временных лет» (конец XI – начало XII в.) высказывается идея воспитания уважения к отечественной истории и традициям,

любви к родной земле.

"Домострой" Сельвестр

Пётр Могила(1596-1647)

Киево-Мигилянская коллегия далее академия

Славяно-греко-латинская академия в Москве.

 

Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в монастырских школах; рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана Федорова; «Домострой» как свод взглядов на воспитание.

 

16 век

Педагогика реформации и контрреформации

Школы элементарного (начального) обучения стали ареной соперничества

 нового и старого. Особенно  заметна была конкуренция между  католическими и протестантскими  учебными заведениями.

 

 В отличие от римско-католической  церкви, исповедовавшей истину как  неизменное отражение божественного  провидения, Реформация предполагала  дополнить божественные по своему  происхождению истины.

Система контрреформации

Младшие классы

Грамматический класс

Грамматика риторика диалектика

Риторический класс

Арифметика геометрия астрономия

Далее

Семинарии

потом

Академия:

Подготовка теологов

Церковных юристов

 

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения и католической ортодоксии. Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез светскому гуманизму педагогики Возрождения

Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики. По сути, Реформация смыкалась с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.

Контрреформация. Иезуитское воспитание. Система воспитания разработанная педагогами католического ордена иезуитов. цель- создание сети учебных заведений и воспитание юн-тва в католич. духе.

Мартин Лютер(1483-1546)

В трактате "О желательности посылать детей в школу" (1530) Лютер оставлял за властями право принуждать родителей ежедневно, на один-два часа, отправлять детей в школу.

Ф. Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, главная цель которого - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность методов воспитания, неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

 

Эразм Роттердамский

(1467-1536) христианский гуманист.

Последняя

 треть XVII -

конец XVIII вв

Эпоха

 Просвещения

Западной Европе и Северной Америке Нового времени

 

Франция Германия

Великобрит.

Представители этого

Течения сходились на критики сословного воспитания и об-я

Стремление приблизить школу и педагогику к менявшимся соц. условиям учитывать в процессе воспитания природу

 человека.

Народные школы, школы-гимназии (дворяне) грамматические

 Школы. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, коллежи во Франции, грамматические школы в Англии).

иностранные языки, исторические предметы основ юриспруденции, логики, математики и механики практической направленности, на освоение «рыцарских добродетелей» — верховой езды, фехтования,

танцев, игры

в мяч

Развитие ясного мышления  основанного не док-ве.

Ум развивает об-е.

Дж.Л. Воспитание джентльмена, выработка характера, развитие воли, нравственное дисцеплинирование.

 

Просвещение в Америке развивалось под влиянием идей английской философии. Оно было связано с борьбой за независимость, становлением и укреплением нового государства. Стремление обеспечить свободу, независимость, благосостояние народа заставляло государственных деятелей заниматься вопросами просвещения и образования. Бенджамин Франклин (1706-1790)

стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов. Начало систематизации педагогического знания. Пед. идеи В. Ратке. Пед. концепция Я.А. Коменского как часть его проекта переустройства общества. Отражение в ней вопросов физич. развития человека. Ступени возрастного развития чел. в школьной системе Содержание воспитания и об-я. Дидактические принципы обучения. Учет особенностей развития детей. Роль учителя.

Рене Декарт(1569-1650)

Ян Амос Коменский

(1592-1670) Великая Дидактик

Джон Локк(1632-1704)

. Эмпирико-сенсуалистическая концепция  воспитания Джона Локка. Содержание  и методы воспитания и образования. Идея рабочих школ и ремесленного  обучения. Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо. Периодизация детства. Содержание воспитания и обучения ребенка на разных этапах возрастного развития. Забота о физическом развитии. Влияние педагогических идей Ж.Ж. Руссо на возникновение в последующем теории «свободного воспитания». Жан-Жак Руссо(1712-1778) Эмиль или о Воспитании

18 век

 

политик Ж.А.Н. Кондорсе.

 Проект Кондорсе предусматривал для детей из

народа две

ступени элементарного обучения:

начальную и повышенную. Четырехлетние начальные

школы планировалось организовать

 в населенных пунктах  или

 группе 

коммун с численностью населения не

 менее 400

 жителей.

Франция

Буржуазная революция

 

Элементарные школы второй ступени предназначались для каждого города или округа с 45 тыс. населения.  Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования, представленную лицеями, а также учреждения высшего образования - институты. Учебные заведения всех типов должны были быть бесплатными. об-е являлось обязательным.

Просвещение предложило программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение и таким образом создав условия для формирования

 полезного человека, который  будет способен отдать полученные 

знания на благо гражданского общества. Чтобы осуществить

 такую программу, надлежало  преобразовать все общество. Это  была призвана свершить начавшаяся  в 1789 г . во Франции революция

 

 

 

Иоганн Генрих Песталоцци

(1746-1827)(Швейцария)

Получил Об-е начальная латинская средняя школа

Создавал учреждения для бедных, приюты, открыл институт в Ивердоне.

Мечтал о возрождении народа путём его просвещения и воспитания

Цель-развить природу чел-ка

Основа обучения-наглядность

От простого к сложному

Последовательность.

Как Гертруда учит своих детей

Лебединая песня.

Поражение революции перекрыло путь

 планам демократизации  школы. В июне 1795 г . в качестве школьного

закона во Франции был принят проект Дону, который предлагал весьма

умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ, где

обязаны были учить счету, письму и чтению; три четверти учеников должны были оплачивать обучение.

Иммануил Кант(1724-1804)

О педагогике

Цель воспитания- развить человеческую природу.

Луи Лепетелье(1760-1793)

Решительная демократизация

Доступность образования

"Дома национального  воспитания"- до 600 детей

Мальчики и девочки 5-12 лет

Изоляция от об-ва, физическое воспитание, производительный труд. Письмо счёт география

18в

Россия

 Радикальная европеизация России при Петре I, внедрение западного образа жизни и культурных ценностей, повлекшие за собой трансформацию древнерусских педагогических традиций. . Была создана светская школа, призванная обеспечить государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров.

Реформа духовного образования: создание начальных

 архиерейских 

школ и духовных семинарий.  

Школы различных типов готовили моряков, военных и т.д. школа математич. и навигационных наук. Цифирные школы(элем. мат. школ для дворян) Славяно-греко-латинская академия в Москв при Екатерине Смольный институт для девушек, низшие деревенские, городские училщ

Закон Божий история география рус. яз. лит-ра математика

В классич. гим

Языки зарубеж

В реальных гимназиях изучались естественные науки,

Черчение.

Светские науки

религия

 

 

Воспитание должно открывать ученику возможность найти полезны труд жажду труда. Чем богаче человек, тем духовое философское об-е должно быть у него лучшее наследство. Ушинский К.Д. Просветительские реформы начала XVIII в. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ.

Воспитание патриотизма, любовь к труду воля и честь. Этическое начало надо развивать при помощи природы и искусств. Школьный учитель - наставник, а инструмент - обучение. Ушинский Создание Петербургской Академии наук с унивр-ом и гимназией

Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. при Екатерине

Михаил Васильевич

Ломоносов (1711-1765)

Краткое руководство к риторике, Рос-я грамматика

Василий Никитич Татищев (1686-1750) открыл несколько горнозаводских школ; изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения "Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ" (1733). Реформаторские идеи И.И. Бецкого(1704-1795). Организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам. Новые подходы к физическому воспитанию детей дворянства.

19в

Россия

При Александре1

приходские школы (низшая ступень).1год уездные училища (промежуточная ступень)2 года, гимназии (средняя ступень) 4 г. университеты (высшая ступень).

6 округов(унив-ты)

Царскосельский лицей 1810.

При Александре 2

три типа средней

школы: Классическая гимназия с латинским яз. Классическая гимназия с двумя древними языками. 3я без древних языков.

При Никалае1

приходские училища предназначались длянизших сословий, уездные училища для детей купцов, "городских обывателей", гимназии - для детей дворян и чиновничества.

грамматика русского языка география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начала технологии и др. логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические

идеи национального и общечеловеч-го воспитания и образования, научности обучения и воспитания, перехода от классической школы к современной.

Женские гимназии

Отмена телесных наказаний в школах

Возникновение воскресных школ.1850

Западники(В.Г. Белинский критиковал сословные традиции "первоначального воспитания" за то, что они шли вразрез с "подлинным, настоящим воспитанием". А.И.Герцен) и словянофилы.( И.В. Киреевский (1806-1865), поэт А.С. Хомяков (1804-1860) Основой народного, нац-го воспитания считали религиоз-ть, нравственность и любовь к ближнему.

Отмена креп. права 1861

 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Ун-ты получили более значительные

права на автономию, чем по уставу 1804 г. 3 проекта (1860, 1862, 1864 гг.), которые легли в основу нового устава средних школ (1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация

обучения. указы о гимназиях и прогимназиях.

Лев Николаевич Толстой 
(1829 - 1910 гг.) "Ясная Поляна"

Николай Корф(1834-1883)

Русская начальная школа

Ушинский К.Д. (1824 - 1870) Родное слово

XIXв

Европа и

 США

ШколаМ. Монтессори, , основанана теории свободного воспитания.М. Монтессори сформулировала принцип организации особой воспитывающей и активно формирующей среды, в которой развиваются дошкольники.

В Англии школами среднего об-ния были грамматические школы. Это были Публичные школы были для верхушки об-ва и

 имели характер пансионатов. в них была система классического об-я, позже естест. науки. Недельные школы составляли значит

 часть грамматич.

школ. во Франции колледжи и лицеи

гимназии в Германии

В США в XIX веке учебного заведения среднего уровня образования является

Академия.

Чтение письмо арифметика

Рисование для мальчиков

Шитьё для девочек

 

Латинский язык грамматика риторика чтение религиозн. текстов и сочинений римских авторов

воспитание, понимаемое в широком смысле слова, выступало в качестве средства адаптации человека в обществе.

Развитие различных типов школ. Идеи и педагогическая деятельность педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, Х. Зальцман). Вопросы подготовки детей к практической деятельности как элемент общего образования.

И.Г. Пестолоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.В.А. Фребель, Ф.А.В. Дистервег.

Согласно одному из законодательств школа должна была выступать в качестве института, который сократит различия в социальном статусе учащихся.Реализовать эту задачу было возможно только при наличии хорошо подготовленных учителе и правильной организации учебного процесса. Развитие средней школы на Западе в течение XIX столетия выражалось в создании учебных заведений классического и современного образования. Последние получали распространение как знак Нового Времени.

Карл Маркс(1818-1883)

Фридрих Энгельс

(1820-1895)

Мария Монтессори

(1870-1952) Дом ребёнка

Метод научной педагогики

Педагогические воззрения Г. Спенсера, их связь с идеей эволюции природы и общества. Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и подходы к обновлению профессионального образования. Педагогическая мысль в США. Практическая направленность школьного образования. Идеи о постановке школьного дела и организация им подготовки учителей. Вопросы воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности в социальных учениях второй половины XIX в. , К. Маркс, Ф.

20 век

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате школьных

 реформ были укреплены  основы обязательного бесплатного  начального обучения и платного (за исключением США и Франции) государственного среднего образования;

Основные

 течения

Зарубеж

Педагогики

Педагогич. традиционолизм

Продолжение преждней пед. мысли

И новое воспитание

Или реформаторская педагогика

 сохранена система  частного образования; осталась 

привилегия состоятельных слоев общества на полноценное образование; утвердились две модели управления школой — централизованная и децентрализованная;

 традиционализму относились прежде

всего социальная педагогика религиозная педагогика и педагогика, ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования.

 

Форсировано

 развивалось среднее  профессионально-техническое 

образование; была расширена

программа начального обучения;

появились промежуточные

типы школ между начальным и средним образованием

 

В Англ. начальные и средние школы

Грамматич, совресе

В Германии.

начальная

повышенная и средняя. Франция

массвые нач. школы

лицеи, колледжи

частные школы

открывали путь в университет.

 

Увеличен

 объём естественного

среднего об-я

Эти общие тенденции

Реформирования школы

Прогматизм-опирается на

личный опыт ребёнка.

Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционалисты искали пути формирования личности на протяжении всего периода детства.

 Один из них — бельгийский педагог Овид Декроли

(1871 —1932) — писал

, что педагогическая деятельность  должна способствовать осознанию  ребенком собственного "Я", познанию  среды обитания, где ему предстоит  осуществить свои идеалы, цели  и желания. 

Реформаторская педагогика провозглашала идею развития личности прежде всего на основе врожденных способностей. Особенно заметно подобный педоцентризм был распространен в английской педагогической мысли (С. Берт, Дж. Адаме, Дж. Адамсон).

Джон Дьюи (1859-1952) как педагог-реформатор, основоположник прагматической педагогики. Развитие теории умственной одаренности детей

(А. Бине (1857-1911).

К этому направлению реформаторской педагогики можно также отнести  идеи и деятельность итальянского врача-психолога и педагога М. Монтессори. Приверженцев  свободного воспитания объединяли отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы.  ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.

20 век

ссср

 

Советский

период отечественного образования.

Запрет религии, разрушение старой системы. 17-20г. безграмотная страна

В 20х.г начали развиваться средние школы,но дети стали жертвами разрухи и голода. но в 30хг. всеобщее начал. об-е

приращение пед.

знания

происходили в соц. условиях, которые затрудняли свободную идейную

полемику, в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей,

сокращения контактов с мировой школой и педагогикой,

Слабого

использования опыта

 российской 

и зарубежной школы и педагогики.

В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин.

Программы7летней позже 8-летней, 9-летней и 10-летней школы. В ходе распада СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. школа России приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. снижение уровня успеваемости, падении интереса к об-ю.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), возглавляя Наркомпрос до 1929 г., занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ

 школы. Он со всей определенностью подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах об-ва.

Движение педагогов-новаторов

(другие названия: авторская  педагогика, новаторская педагогика) оформилось в начале 

1980-х годов одним из  первых, в волне 

1985-2010 гг.

Оно зародилось на стыках очень многих движений. коммунарское движение, мемориальные движения школ Монтессори и вальдорфцев, пришедшие к нам с Запада в эпоху перестройки, тренинговая культура и кооперативное движение той

же поры,

движение летних

 школ, многие новаторские  педагогические инициативы советских  педагогов и преподавателей (например, А. Тубельского, А. Караковского, Шалва. Амонашвили, Е. Бондаревской, И. Волкова, Е. Ильина, С. Лысенкова и многих других).

Транслятором движения послужили семинары, учебные лагеря, открытые мастр-классы, где показывались

Элементы авторских программ новаторов.

Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов.

Современная зарубежная педагогика развивается в русле многообразных концепций. Наиболее значимые традиционалистическая, рационалистическая, и феноменологическая. Представители традиционализма являются сторонниками сохранения за образованием роли ретранслятора культурных ценностей. Они считают, что будущее — за систематическим академическим образованием.

Разработчики рационалистической концепции концентрируют усилия на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи к существующему обществу через образование. Они утверждают, что любая образовательная программа может быть переведена в «поведенческий репертуар» знаний, умений, навыков, которыми следует овладеть в процессе образования.

Представители феноменологического направления ратуют за гуманистическую направленность образования, персональный подход к каждому учащемуся.


 

 

  • Главная цель образовательной политики и соответственно социального менеджмента качества образования – это обеспечение опережающего развития качества человека, под которым понимается его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, Биосфере, Земле, Космосу, с учетом происходящих изменений как по независимым от человечества, общества причинам, так и по антропогенным причинам.

  • В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследованийШ.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.

  • В современной педагогике уделяется большое внимание правильному определению задач и проблем воспитания человеческой личности. Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов. Осуществляются проекты, направленные на эффективное воспитание. Политическое воспитание, призванное сформировать определенные патриотические чувства и ответственность за судьбу своего государства.

 

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История педагогики"