Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 00:29, шпаргалка
Работа содержит таблицу по истории развития педагогики.
Период |
Страна |
Система об-я Структура школ Приоритеты Специфика образования |
Основные Изучаемые Дисциплины Предметы и науки |
Цель воспитания Основные Направления И задачи воспитания |
Педагогический идеал |
Основные представители и их работы - основные педагогические деятели данного периода и их Труды по педагогике |
40 - 35 тысяч лет назад |
Первобытное общество |
общий труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания |
(охота, Ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) |
Подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, овладение простейшими трудовыми навыками и включение подрастающего поколения в коллективный труд. |
Расширение трудового опыта людей, появление на определенном этапе развития человеческого о-ва. что привело к усложнению процесса воспитания, которое приобрело в родовой общине более многосторонний характер |
Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества. Воспитание детей в семье. Обряд инициаций и подготовка к нему как зачаточная форма организованного воспитания. |
Древний Восток 4 тыс. до н. э.- 2тыс. н.э. |
(Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия) Междуречье, Древние Египет Индия, Китай |
В Египте индивидуальное обучение, В Индии кастовое "дома табличек" и жреческие в Месопотамии В Китае воспитание благородного Мужа. Дворцовые и храмовые школы. Обучение ремеслам. Подготовка жрецов. Кастовое воспитание, различные типы светских и религиозных школ. |
математика, астрономия, агротехника письменность музыка, литература, грамматика Домашнее воспитание и его традиции. Возникновение письменности и школы |
Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность растворялась в семье, касте, социальной страте. упование на жесткие формы и методы воспитания. |
Религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство. |
Конфуций (551-479 до н.э) "Беседы и суждения" нужно Жить с законами природы и Принципами порядка, Создал первую в Китае школу идей
Воспитание в государствах Востока (Египет, государства Месопотамии, Иудея, Индия, Китай и др.).
|
3-2 тыс. до н.э. |
Древняя Греция 1)Афины 2)Спарта |
Гимнасии 4в.до.н.э В афинах высшая первая школа ритора Потом академия Платона Школы были небольшими 20- 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. (мальчики) |
7свб. наук 1)чтение, письмо и пение, музыка танцы 2) физическое воспитание, счёт |
Воспитание в гомеровскую эпоху (IX – VIII в. до н.э.). 1) Гармоничное развитие индивидуальности Воспитание. в Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимнасии, эфебия) 2) подготовка война воспитание в Спарте (доминирующая роль военно-физического |
целью древнегреческой педагогики является воспитание добродетельного человека и, вследствие этого, хорошего гражданина. |
Демокрит (460-370 до н.э) Сократ (469-399 до н.э) Платон (427-347) Гос-во Законы, диалоги Аристотель (384-322) Трактат о душе |
5в до н.э-1в до н.э |
Древний Рим Развитие и усложнение ремесленного обучения. |
Монополия школ - у гос-ва Домашнее воспитание 1) начальная Ладос массовая школа 2) грамматич. школа 3)школа ритора (элитная, дорогая) |
Грамота Арифметика Лит-ра Осн. римского Права Матем. Астрономия Ораторство музыка |
Верноподданные Массы и чиновники Идея гармонического сочетания умственного и физического развития человека. Отношение к детям с физическими недостатками. Христианство и его концепция идеала человека. |
Начальная грамотность среди масс, обеспечение нужды гос. управления и развития средиземноморских культур. |
Марк Цицерон(106-43г до0 Луций Сенека(4г-65г н.э) Марк Фабий Квинтилиан (42г-118г) первый получал жалование при дворе Воспитание оратора |
5в-15в
1в н.э |
Средневековье 1)Византия
Зарождение христианской модели воспитания |
Домашнее воспитание Учебные заведения посещали все, кто хотел учиться платное за искл. Монастырских и дворцовых школ. Школы грамоты Граматич. школы Высшая аудиториум
Первые общины возникли а Антиохии. главный источник воспитательных идей-библия |
Грамота Риторика Диалектика Поэтика Не физич. не математич. четвертица
Основа воспитания любовь к людям |
Подготовка энциклопедически образованного гос. Или церковного Деятеля.
1в школы-катехуменов, для тех кто хотел стать членом общины 2в. эти школы давали об-е повышеного уровня. с 3в трансформировалис В епископальные |
получение классическое об-ния и сочетавшийся христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гумманистич образованностью Василий Кесарийский (330-379) как молод. люди могут извлечь пользу из языч.книг. говорил об уходе от мирской жизни. Иоанн Златоуст(347-407) слово о воспит детей. |
Иоанн Дамаскин (675-753) (Схоласт) "Источник знаний" Михаил Пселл(1018-1090) О всяческой науке Обзор риторических идей
Задача школы по его мнению- наставить душу и стимулировать ум. Аврелий Августин(354-430) о порядке, считал Платона предшественником христианства. против физ. наказаний, за грамматику, письмо и т.д |
V – XVIIв |
2)Западная Европа |
Можно Выделить народное, рыцарское (военное) и религиозное (школьное) образование. церковные школы |
Молитвы Церковное пение Письмо 7 св. иск Риторика Диалектика Грамматика Арифметика Музыка Геометрия астрономия |
Сын феодала-рыцарское Воспитание Основы любви война и религии Влияние традиций античной культуры на развитие образования. Развитие христианских воззрений на человека и его воспитание. Состояние школьного дела. Церковные и светские школы. Раскол христианства, его влияние на развитие образования, воспитания и педагогической мысли. |
Идеал монашества Целомудрие, бедность, послушание. Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, А Алкуин, Фома Аквинский и др.) Рыцарство и изменение взглядов на задачи физического воспитания |
Пьер Абеляр (1079–1142). Философ и поэт.схоластик и создатель идеала добродетельного человека. "Да и нет" Гуго Сен-Викторский (1097–1141). «Дидаскалион»Выступал за широкое развитие образования. Считал, что содержание образования должно включать не только духовное, но и светское знание: математику, физику и т.п. |
5-15в |
3)Средний Восток Иран, часть Средней Азии, Сирия, и Северная Африка |
в Развитом Средневековье сложились 2 типа школ: "мактаб" - арабо-грамматическая и "куттаб" - персидского направления. Буддийская система образования не принимала во внимание кастовых различий. дети обучались в монастырях 10-12 лет. обучение мальчиков в школах проходило с 6-7 лет (в течении 7-8 лет), а для девочек существовало лишь домашнее воспитание. |
Чтение Музыка
размышления о целесообразности гармонии умственного, эстетического и физического воспитания. |
Главная цель воспитания виделась прежде всего в стремлении человека обрести высокие духовные и нравственные качества. |
Непременным условием обучения и воспитания мусульманина было изучение Корана на арабском языке. Кроме того, в XVI - XVII вв. в ряде школ обучали персидскому языку, который использовался государственными чиновниками и учеными. |
Ибн Сина (Авиценна в латинской транскрипции) (980- 1037) Тадбири, Манзел, О птице. Мухаммед ибн Сух-нун (817 - 880) "Поведение учителя") Саади (1181-1291) Плодовый сад, цветочный сад, книга советов. |
XV–XVII вв |
Эпоха Возрождения
Франция Германия Англия Италия |
характеризуется трехуровневым образованием: начальное обучение, повышенное и высшее образование Учебные заведения повышенного типа возникали на основе городских и церковных школ. К ним относятся городские школы нового типа (латинские), гимназии, грамматические и публичные школы, колледжи, школы иеронимитов, дворянские (дворцовые) школы, школы иезуитов. Существенным отличием школ эпохи Возрождения от средневековых учебных заведений была более светская организация и управление. Влияние церкви ограничивалось религиозными основами воспитания. |
Религиозные основы, чтение Письмо, счёт, церковное пение Вколледжах (Франция) Латинская литература, латинский язык, родной язык, математика История, философия, мораль, подвижные игры, танцы, пение |
Гуманистические Тенденции ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда. |
Критика схоластического метода. Итальянские педагоги писали ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. (гуманизм). Итальянский педагог Витторино де Фельтре (1378-1446) был сыном бедного нотариуса. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости». В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В этой школе Витторино реализовывает программу воспитания и образования, принятой у итальянских гуманистов. |
Франсуа Рабле(1494-1553) Гаргантюа и Пантагрюэль (критика церковного об-я) Томас Мор(1478-1535) Утопия Мишель Де Монтень(1533-1592) Опыты. Томмазо Кампанелла(1568-1639) Город Солнца (идеальное гос-во) Эразм Роттердамский (1467-1536) христианский гуманист. религиозное нравственное и умственное воспитание. ребёнок имеет право на воспитание, против жестокости О методе обучения О раннем и достойном воспитании детей.
многостороннее и гармоничное развитие ребенка. физическая культура музыка, танец и пение учитывать индивидуальные особенности учеников. Были среди учеников школы и девушки. Витторино всегда пытался раскрыть в ребенке природные задатки и способствовать их развитию Он редко применял наказания, старался воздействовать на детей одобрением и похвалой. |
до ХVIII в |
Киевская Русь Владимир Мономах (1053-1125)- киевский князь, автор одного из первых педагогических сочинений «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). «Поучение» требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу. |
Школы в Киевской Руси появились при церквях, где ощущался недостаток грамотных священнослужителей. Первая такая «школа учения книжного» открылась в Киеве в 988 г. при князе Владимире Святославиче. Изначально школы возникали в крупных городах – Киеве и Новгороде, позже в Суздале, Переяславле, Чернигове, Полоцке, Муроме, Владимире и др. обучение было платным. Учиться могли только дети высших сословий. Сильное влияние христианства, Семейное воспитание Нашествие монголо-татар. |
В конце XI в. при женском монастыре Киева было создано Женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. |
Обучение содержало преимущественно религиозные направления. Главный способ воспитания – подражание отцу, в чем отражается патриархально-родовой характер отношений в обществе. Подтверждение этому можно найти в труде «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). Церковь осуществляла контроль семейного воспитания. Позже начальное обучение производили так называемые мастера грамоты, обучавшие детей всех сословий. Оно содержало основы грамотности и арифметики. |
Особенностью пед. мысли домонгольского периода было понимание человека как обладающего свободой воли, возможностью выбора между добром и злом. Мыслящий чел-к добродетельный, милосердный, совестливый, патриотическое начало. Страна была готова к Петровским реформам. При Петре1 школы для дворянства. |
в «Повести временных лет» (конец XI – начало XII в.) высказывается идея воспитания уважения к отечественной истории и традициям, любви к родной земле. "Домострой" Сельвестр Пётр Могила(1596-1647) Киево-Мигилянская коллегия далее академия Славяно-греко-латинская академия в Москве.
Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Содержание и методы обучения в монастырских школах; рукописные азбуковники и первые печатные учебные книги Ивана Федорова; «Домострой» как свод взглядов на воспитание.
|
16 век |
Педагогика реформации и контрреформации |
Школы элементарного (начального) обучения стали ареной соперничества нового и старого. Особенно
заметна была конкуренция
В отличие от римско- |
Система контрреформации Младшие классы Грамматический класс Грамматика риторика диалектика Риторический класс Арифметика геометрия астрономия Далее Семинарии потом Академия: Подготовка теологов Церковных юристов
|
В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения и католической ортодоксии. Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез светскому гуманизму педагогики Возрождения |
Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики. По сути, Реформация смыкалась с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность. Контрреформация. Иезуитское воспитание. Система воспитания разработанная педагогами католического ордена иезуитов. цель- создание сети учебных заведений и воспитание юн-тва в католич. духе. |
Мартин Лютер(1483-1546) В трактате "О желательности посылать детей в школу" (1530) Лютер оставлял за властями право принуждать родителей ежедневно, на один-два часа, отправлять детей в школу. Ф. Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, главная цель которого - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность методов воспитания, неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.
Эразм Роттердамский (1467-1536) христианский гуманист. |
Последняя треть XVII - конец XVIII вв |
Эпоха Просвещения Западной Европе и Северной Америке Нового времени
Франция Германия Великобрит. |
Представители этого Течения сходились на критики сословного воспитания и об-я Стремление приблизить школу и педагогику к менявшимся соц. условиям учитывать в процессе воспитания природу человека. Народные школы, школы-гимназии (дворяне) грамматические Школы. Появление новых типов школ (гимназии в Германии, коллежи во Франции, грамматические школы в Англии). |
иностранные языки, исторические предметы основ юриспруденции, логики, математики и механики практической направленности, на освоение «рыцарских добродетелей» — верховой езды, фехтования, танцев, игры в мяч |
Развитие ясного мышления основанного не док-ве. Ум развивает об-е. Дж.Л. Воспитание джентльмена, выработка характера, развитие воли, нравственное дисцеплинирование.
Просвещение в Америке развивалось под влиянием идей английской философии. Оно было связано с борьбой за независимость, становлением и укреплением нового государства. Стремление обеспечить свободу, независимость, благосостояние народа заставляло государственных деятелей заниматься вопросами просвещения и образования. Бенджамин Франклин (1706-1790) |
стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов. Начало систематизации педагогического знания. Пед. идеи В. Ратке. Пед. концепция Я.А. Коменского как часть его проекта переустройства общества. Отражение в ней вопросов физич. развития человека. Ступени возрастного развития чел. в школьной системе Содержание воспитания и об-я. Дидактические принципы обучения. Учет особенностей развития детей. Роль учителя. |
Рене Декарт(1569-1650) Ян Амос Коменский (1592-1670) Великая Дидактик Джон Локк(1632-1704) . Эмпирико-сенсуалистическая |
18 век
политик Ж.А.Н. Кондорсе. Проект Кондорсе предусматривал для детей из народа две ступени элементарного обучения: начальную и повышенную. Четырехлетние начальные школы планировалось организовать в населенных пунктах или группе коммун с численностью населения не менее 400 жителей. |
Франция Буржуазная революция
Элементарные школы второй ступени предназначались для каждого города или округа с 45 тыс. населения. Сверх того предусматривалось создать систему среднего образования, представленную лицеями, а также учреждения высшего образования - институты. Учебные заведения всех типов должны были быть бесплатными. об-е являлось обязательным. |
Просвещение предложило программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение и таким образом создав условия для формирования полезного человека, который
будет способен отдать знания на благо гражданского общества. Чтобы осуществить такую программу, надлежало
преобразовать все общество. Это
была призвана свершить
|
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)(Швейцария) Получил Об-е начальная латинская средняя школа Создавал учреждения для бедных, приюты, открыл институт в Ивердоне. Мечтал о возрождении народа путём его просвещения и воспитания Цель-развить природу чел-ка Основа обучения-наглядность От простого к сложному Последовательность. Как Гертруда учит своих детей Лебединая песня. |
Поражение революции перекрыло путь планам демократизации школы. В июне 1795 г . в качестве школьного закона во Франции был принят проект Дону, который предлагал весьма умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ, где обязаны были учить счету, письму и чтению; три четверти учеников должны были оплачивать обучение. |
Иммануил Кант(1724-1804) О педагогике Цель воспитания- развить человеческую природу. Луи Лепетелье(1760-1793) Решительная демократизация Доступность образования "Дома национального воспитания"- до 600 детей Мальчики и девочки 5-12 лет Изоляция от об-ва, физическое воспитание, производительный труд. Письмо счёт география | |
18в |
Россия Радикальная европеизация России при Петре I, внедрение западного образа жизни и культурных ценностей, повлекшие за собой трансформацию древнерусских педагогических традиций. . Была создана светская школа, призванная обеспечить государство кадрами военных, чиновников, учителей, инженеров. Реформа духовного образования: создание начальных архиерейских школ и духовных семинарий. |
Школы различных типов готовили моряков, военных и т.д. школа математич. и навигационных наук. Цифирные школы(элем. мат. школ для дворян) Славяно-греко-латинская академия в Москв при Екатерине Смольный институт для девушек, низшие деревенские, городские училщ |
Закон Божий история география рус. яз. лит-ра математика В классич. гим Языки зарубеж В реальных гимназиях изучались естественные науки, Черчение. Светские науки религия
|
Воспитание должно открывать ученику возможность найти полезны труд жажду труда. Чем богаче человек, тем духовое философское об-е должно быть у него лучшее наследство. Ушинский К.Д. Просветительские реформы начала XVIII в. Создание государственных школ. Открытие профессиональных школ. |
Воспитание патриотизма, любовь к труду воля и честь. Этическое начало надо развивать при помощи природы и искусств. Школьный учитель - наставник, а инструмент - обучение. Ушинский Создание Петербургской Академии наук с унивр-ом и гимназией Возникновение закрытых дворянских учебных заведений в послепетровскую эпоху. при Екатерине |
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Краткое руководство к риторике, Рос-я грамматика Василий Никитич Татищев (1686-1750) открыл несколько горнозаводских школ; изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения "Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ" (1733). Реформаторские идеи И.И. Бецкого(1704-1795). Организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам. Новые подходы к физическому воспитанию детей дворянства. |
19в |
Россия При Александре1 приходские школы (низшая ступень).1год уездные училища (промежуточная ступень)2 года, гимназии (средняя ступень) 4 г. университеты (высшая ступень). 6 округов(унив-ты) Царскосельский лицей 1810. |
При Александре 2 три типа средней школы: Классическая гимназия с латинским яз. Классическая гимназия с двумя древними языками. 3я без древних языков. При Никалае1 приходские училища предназначались длянизших сословий, уездные училища для детей купцов, "городских обывателей", гимназии - для детей дворян и чиновничества. |
грамматика русского языка география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начала технологии и др. логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические |
идеи национального и общечеловеч-го воспитания и образования, научности обучения и воспитания, перехода от классической школы к современной. Женские гимназии Отмена телесных наказаний в школах Возникновение воскресных школ.1850 |
Западники(В.Г. Белинский критиковал сословные традиции "первоначального воспитания" за то, что они шли вразрез с "подлинным, настоящим воспитанием". А.И.Герцен) и словянофилы.( И.В. Киреевский (1806-1865), поэт А.С. Хомяков (1804-1860) Основой народного, нац-го воспитания считали религиоз-ть, нравственность и любовь к ближнему. |
Отмена креп. права 1861 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Ун-ты получили более значительные права на автономию, чем по уставу 1804 г. 3 проекта (1860, 1862, 1864 гг.), которые легли в основу нового устава средних школ (1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. указы о гимназиях и прогимназиях. Лев Николаевич Толстой Николай Корф(1834-1883) Русская начальная школа Ушинский К.Д. (1824 - 1870) Родное слово |
XIXв |
Европа и США ШколаМ. Монтессори, , основанана теории свободного воспитания.М. Монтессори сформулировала принцип организации особой воспитывающей и активно формирующей среды, в которой развиваются дошкольники. |
В Англии школами среднего об-ния были грамматические школы. Это были Публичные школы были для верхушки об-ва и имели характер пансионатов. в них была система классического об-я, позже естест. науки. Недельные школы составляли значит часть грамматич. школ. во Франции колледжи и лицеи гимназии в Германии |
В США в XIX веке учебного заведения среднего уровня образования является Академия. Чтение письмо арифметика Рисование для мальчиков Шитьё для девочек
Латинский язык грамматика риторика чтение религиозн. текстов и сочинений римских авторов |
воспитание, понимаемое в широком смысле слова, выступало в качестве средства адаптации человека в обществе. Развитие различных типов школ. Идеи и педагогическая деятельность педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, Х. Зальцман). Вопросы подготовки детей к практической деятельности как элемент общего образования. И.Г. Пестолоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.В.А. Фребель, Ф.А.В. Дистервег. |
Согласно одному из законодательств школа должна была выступать в качестве института, который сократит различия в социальном статусе учащихся.Реализовать эту задачу было возможно только при наличии хорошо подготовленных учителе и правильной организации учебного процесса. Развитие средней школы на Западе в течение XIX столетия выражалось в создании учебных заведений классического и современного образования. Последние получали распространение как знак Нового Времени. |
Карл Маркс(1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895) Мария Монтессори (1870-1952) Дом ребёнка Метод научной педагогики Педагогические воззрения Г. Спенсера, их связь с идеей эволюции природы и общества. Утилитаризм взглядов Г. Спенсера на проблемы воспитания и подходы к обновлению профессионального образования. Педагогическая мысль в США. Практическая направленность школьного образования. Идеи о постановке школьного дела и организация им подготовки учителей. Вопросы воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности в социальных учениях второй половины XIX в. , К. Маркс, Ф. |
20 век
В результате школьных реформ были укреплены
основы обязательного |
Основные течения Зарубеж Педагогики Педагогич. традиционолизм Продолжение преждней пед. мысли И новое воспитание Или реформаторская педагогика сохранена система частного образования; осталась привилегия состоятельных слоев общества на полноценное образование; утвердились две модели управления школой — централизованная и децентрализованная; |
традиционализму относились прежде всего социальная педагогика религиозная педагогика и педагогика, ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования.
Форсировано развивалось среднее профессионально-техническое образование; была расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ между начальным и средним образованием |
В Англ. начальные и средние школы Грамматич, совресе В Германии. начальная повышенная и средняя. Франция массвые нач. школы лицеи, колледжи частные школы открывали путь в университет.
Увеличен объём естественного среднего об-я Эти общие тенденции Реформирования школы Прогматизм-опирается на личный опыт ребёнка. |
Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционалисты искали пути формирования личности на протяжении всего периода детства. Один из них — бельгийский педагог Овид Декроли (1871 —1932) — писал , что педагогическая |
Реформаторская педагогика провозглашала идею развития личности прежде всего на основе врожденных способностей. Особенно заметно подобный педоцентризм был распространен в английской педагогической мысли (С. Берт, Дж. Адаме, Дж. Адамсон). |
Джон Дьюи (1859-1952) как педагог-реформатор, основоположник прагматической педагогики. Развитие теории умственной одаренности детей (А. Бине (1857-1911). К этому направлению реформаторской педагогики можно также отнести идеи и деятельность итальянского врача-психолога и педагога М. Монтессори. Приверженцев свободного воспитания объединяли отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта. |
20 век ссср
Советский период отечественного образования. |
Запрет религии, разрушение старой системы. 17-20г. безграмотная страна В 20х.г начали развиваться средние школы,но дети стали жертвами разрухи и голода. но в 30хг. всеобщее начал. об-е |
приращение пед. знания происходили в соц. условиях, которые затрудняли свободную идейную полемику, в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей, |
сокращения контактов с мировой школой и педагогикой, Слабого использования опыта российской и зарубежной школы и педагогики. |
В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и ее интересы обществу, поставившая на первый план внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин. |
Программы7летней позже 8-летней, 9-летней и 10-летней школы. В ходе распада СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. школа России приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. снижение уровня успеваемости, падении интереса к об-ю. |
Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933), возглавляя Наркомпрос до 1929 г., занимался пропагандой коммунистических идей воспитания и осуществлением большевистских реформ школы. Он со всей определенностью подчеркивал целесообразность формирования человека прежде всего в интересах об-ва. |
Движение педагогов-новаторов (другие названия: авторская педагогика, новаторская педагогика) оформилось в начале 1980-х годов одним из первых, в волне 1985-2010 гг. |
Оно зародилось на стыках очень многих движений. коммунарское движение, мемориальные движения школ Монтессори и вальдорфцев, пришедшие к нам с Запада в эпоху перестройки, тренинговая культура и кооперативное движение той же поры, |
движение летних школ, многие новаторские
педагогические инициативы |
Транслятором движения послужили семинары, учебные лагеря, открытые мастр-классы, где показывались Элементы авторских программ новаторов. |
Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов. |
Современная зарубежная педагогика развивается в русле многообразных концепций. Наиболее значимые традиционалистическая, рационалистическая, и феноменологическая. Представители традиционализма являются сторонниками сохранения за образованием роли ретранслятора культурных ценностей. Они считают, что будущее — за систематическим академическим образованием. |
Разработчики рационалистической концепции концентрируют усилия на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи к существующему обществу через образование. Они утверждают, что любая образовательная программа может быть переведена в «поведенческий репертуар» знаний, умений, навыков, которыми следует овладеть в процессе образования. Представители феноменологического направления ратуют за гуманистическую направленность образования, персональный подход к каждому учащемуся. |
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История педагогики"