Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:22, шпаргалка
История педагогики является одной из научных дисциплин педагогического цикла и одним из учебных предметов в системе профессионально-педагогического образования.
Предмет истории педагогики как отрасли педагогического знания составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.
В Англии среди грамматических школ особо выделялись 9 больших публичных школ (в Винчестере, Вестминстере, Итоне, Борроу, Лондоне и др.), которые предназначались для аристократической элиты. Большие публичные школы в общем насчитывали не более трех тысяч учащихся. Грамматическая школа являлась учебным заведением классического образования, т.е. обучения, основанного прежде всего на программе древних языков и литературы. Но на исходе 1700-х гг. такая традиция была нарушена. По инициативе И. Бентама (1748-1832) было введено более обширное преподавание дисциплин естественнонаучного цикла. Однако публичных школ эта реформа не коснулась.
Во Франции основным типом общеобразовательного учреждения на рубеже XVII-XVIII вв. становится коллеж. В конце 1700-х гг. в стране насчитывалось 562 коллежа с 73 тыс. учащихся.
Интересный педагогический опыт оставили коллежи двух подтипов: школы Пор-Рояля и учебные заведения католического ордена "Оратория". В создании и деятельности школ Пор-Рояля приняли участие гугеноты и католическая конгрегация янсенистов - последователей голландского теолога К. Янсения. Основатель конгрегации Дювернье де Горанн (1581-1643) проявлял особый интерес к воспитанию ("воспитание - абсолютно необходимая вещь"). Школы были учреждены группой педагогов, получившей наименование "кружок Пор-Рояля". В группу входили П. Николь (1625/28-1695), К. Лансело (1615-1695), А. Арно (1612-1694) и др. Янсенисты считали, что ребенок -существо слабое, испорченное от природы, что "разум его омрачен грехом", а сам он "раб страстей". Утверждалось, что "дьявол захватывает детскую душу уже в утробе матери." Чтобы бороться с этими природными пороками, воспитателю следует находиться в постоянном общении с детьми и предотвращать их проступки. Первая школа Пор-Рояля была открыта в 1637 г. в предместье Парижа, носившем такое же названия. Школы просуществовали до 1661 г., а затем были закрыты королевским указом в результате интриг иезуитов, видевших в этих учреждениях опасных конкурентов. Учениками школ были ставшие затем известными всему миру ученые и писатели: Б. Паскаль, Ж. Расин, Б. Фонтенель и др. Школьные классы в учебных заведениях Пор-Рояля были небольшими - 5-6 учеников на одного-двух учителей. Педагоги отрицательно относились к оценкам, полагая, что они побуждают школяров к нездоровому соперничеству. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию: "Мало говорить, много терпеть, еще больше молиться." Школы размещали в стороне от городской суеты, ближе к природе. До 12-летнего возраста школьники приобретали элементарное образование, овладевая письмом, счетом, изучали географию, приобретали начальные знания по богословию. Затем они осваивали упомянутую программу общего образования. Занятия языками были значительно упрощены. Использовались, например, рекомендации Арно и Лансело преподавать родной язык фонетическим способом, что при архаичности французского письма оказалось наиболее эффективно. По-новому обучали латыни. Сначала ученики интенсивно упражнялись в переводах с латинского на французский, а затем делали самостоятельные переводы французских текстов на латинский язык. На занятиях по истории, географии, математике они получали знания об окружающем мире. Использовались географические карты, изображения орудий труда, предметов быта и пр. Помимо арифметики в программу входили элементы алгебры и геометрии.
Полная программа предназначалась мальчикам и юношам. Девочек обучали по более простому курсу: катехизису, чтению, письму. В женских школах Пор-Рояля царил аскетический режим послушания и воздержания.
Школы "Оратории" возникли одновременно с основанным в 1611 г. кардиналом П. де Берюлем орденом того же названия. В 1719 г. насчитывалось уже свыше 20 школ "Оратории". Особым влиянием они пользовались в 1760-х гг. Затем однако конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных коллежей. Ораторианцы готовили по преимуществу приходских кюре. В центре программы были изучение религиозных догматов, античная литература и древние языки. Кроме того, давались некоторые сведения из естественных наук. Не поощрялись "пустопорожние рассуждения". Протестуя против схоластического обучения, один из ведущих педагогов-ораторианцев Б. Лами (1640-1715) заявлял, что максимы (изречения) схоластов "выворачивают мир наизнанку".
В Северной Америке в XVII-XVIII вв. школа развивалась (особенно вначале) под сильным воздействием европейского опыта и прежде всего английского. Первая городская школа была создана в Бостоне в 1635 г. Затем из появившихся аналогичных учебных заведений вырастают грамматические школы, которые к середине 1700-х гг. становятся ведущими среди общеобразовательных учреждений. Во второй половине 1700-х гг. в североамериканских колониях возникают общеобразовательные заведения нового типа - академии. Сеть академий расширялась одновременно с их интеграцией с грамматическими школами. Повсеместно возникали академии с современным и классическим отделениями.
Фридрих Фрёбелъ (1782-1852) в своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: "Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутренним мире, духе..." Назначение человека, по Фребелю, – включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало". Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.
В основном педагогическом сочинении Фребеля " Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути - творец. Воспитание должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.
Центром педагогической системы Фребеля является теория игры.
По Фребелю, детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира". Игра - мостик от внутреннего мира к природе. Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - это средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.
В XVII-XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Социальные институты и идеология феодализма превратились в тормоз для воспитания и образования. В противоречие со временем вступала традиция, в соответствии с которой жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям. В результате на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного воспитания и образования.
В недрах феодализма ускорилось формирование иных общественных и духовных ценностей, решительно пересматривалась концепция человека и мира. Наиболее заметная роль в критике сословной школы, в разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и возникшего в XVIII в. движения Просвещения. Появляется небывалое до того времени число педагогических трактатов, в которых было выражено стремление сделать личность свободной посредством воспитания и образования, обновить духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.
Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостный мир, являющийся частью множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т.д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую "школьную премудрость" на латинском языке.
Нидерландская революция (1566-1609), Английская революция (1640-1660), война за независимость США (1777-1783), Французская революция (1789-1794) - таковы исторические точки отсчета возникновения и развития новой педагогики и школы в XVII-XVIII вв.
XVII столетие было временем рационализма и индивидуализма, выразившихся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания. В этот период возрастает роль образования, что также получило отражение в педагогической мысли. Новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Ярким примером проявления указанных тенденций может служить творчество ряда мыслителей.
Так, английский ученый Френсис Бэкон (1561-1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов. Провозгласив власть человека над природой, Ф. Бэкон вместе с тем видел его частью окружающего природного мира, т.е. фактически признавал принцип природосообразного познания и воспитания.
Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) также отстаивал природосообразность обучения, которую трактовал как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному.
В работе "Всеобщее наставление" Ратке проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для каждого человека как условия счастливого существования. Ратке создал новую науку - методологию образования. Ученый установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности.
В "Франкфуртском мемориале" (памятной записке) (1612) Ратке сформулировал педагогических требования в духе Нового времени и идеи объединения Германии: особое внимание обучению родному языку в начальной школе, превращение школы единого общего языка в основу системы школьного образования
Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил французский философ Рене Декарт (1596-1650). В отличие от сенсуализма Ф. Бэкона и Я.А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как некий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом.
Декарт полагал, что если окружающая человека природа (мировая материя) подчинена универсальным законам механики, то человек не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. При воспитании, следовательно, нужно учитывать дуализм человеческой сущности.
Декарт считал, что в процессе воспитания необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле. Он писал: "Мы столько раз испытывали в нашем детстве, что плача, приказывая и пр., мы подчиняем себе наших кормилиц и получаем вещи, которых желаем, так что незаметно приобретаем убеждение в том, что мир существует только ради нас и что все принадлежит нам." Подобные особенности ребенка, полагал ученый, идут вразрез с нормами нравственности.
Будучи убежденным в нравственном и интеллектуальном вреде детского эгоцентризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности к суждениям (самостоятельному и верному осмыслению собственных поступков и окружающего мира).
Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670). Философ-гуманист, общественный деятель, он занял видное место в борьбе против отживших и отживавших норм, принятых средневековьем в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я.А. Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.
Жизненный путь Я.А. Коменского тесно связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину "чешских братьев" - прямых наследников национально-освободительного гуситского движения. Выходец из семьи члена общины "чешских братьев", Я.А. Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (городскую) школу, в дальнейшем он приобрел наилучшее для своего времени образование. В Пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Я.А. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614 г. Я.А. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, которую ранее закончил сам. Через четыре года он переезжает в Фульпек, где возглавляет школу.
Начавшаяся в 1618 г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я.А. Коменского. В результате репрессий, которым подверглись протестанты со стороны римско-католической церкви и Габсбургской монархии, община "чешских братьев" вынуждена была покинуть родину. В 1628 г. Я.А. Коменский начал жизнь скитальца. Вместе с общиной он перебрался в Лешно (Польша), где находился с перерывами около двадцати восьми лет. За эти годы Я.А. Коменский посетил Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды.
В Польше Я.А. Коменский попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы. В Лешно им написан ряд школьных учебников, при создании которых ученый ставил перед собой задачу дать детям целостную картину мира. Там же он закончил наиболее крупное педагогическое сочинение - "Великую дидактику".
В трактате рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. "Великая дидактика" - своеобразный сплав педагогических идей того времени. Но трактат - отнюдь не компиляция, Коменский вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые.