Шпаргалка по предмету "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:38, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Дошкольная педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ПРИРОДЕ.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

 

 

6. Игровые обучающие ситуации  с использованием литературных  персонажей

ИОС  с литературными персонажами: использование кукол, изображающих персонажей произведений, которые помогают решать разные программные задачи экологического содержания. Литературный персонаж должен проявлять себя на занятии, как и в произведении (Чипполино много знает о овощах и фруктах, Незнайка, который постоянно попадает впросак…). Детям данный персонаж интересен, т. к. непосредственно общается с ними. С помощью персонажа воспитатель решает 2 задачи: сообщает новые сведения и закрепляет ранее полученные знания. В данной ИОС, дети выполняют роль педагогов, т.к. они обучают, поправляют персонаж. Игровой персонаж должен  быть хорошо разыгран, чтобы детям было интересно, т.е кукла должна быть «живой».

 

13. Роль природы  во всестороннем воспитании детей  дошкольного возраста

В умственном воспитании – развитие психических процессов (сенсорное развитие в первую очередь, мышление и речь), наблюдательность, любознательность, развитие  познавательного интереса к живым объектам, приобретение новых знаний,  накапливание личного опыта. Нравственное воспитание -  воспитание любви к родной природе, бережное и заботливое отношение ко всему живому. Воспитание гуманных чувств и отношений к живым организмам. Эстетическое воспитание -  формирование эмоционального отклика на красоту природы, с помощью накопления эстетических впечатлений о природе, развитие эстетических чувств, умение оценивать и понимать эстетическую ценность объектов природы. Трудовое воспитание – воспитание личности в процессе труда в природе. Воспитание таких качеств личности, как трудолюбие, доведение дела до конца. Формирование понимания значения труда как деятельности, направленной на удовлетворение потребности живых существ. Физическое воспитание – укрепление здоровья детей на воздухе, развитие сердечно – сосудистой, нервной и мышечной систем, влияние погодных и климатических условий на рост и развитие организма ребенка.

7. Игровые обучающие ситуации  с использованием игр – путешествий

ИОС типа путешествий: это собирательное название различного рода игр в посещении выставок, зоопарка, экспедиции … Воспитатель выполняет роль руководителя, а дети посетители. Именно через взрослого, дети получают знания о животных, растениях, получают разные сведения об окружающей природе. Воспитатель специальными приемами постоянно должен поддерживать интерес к данной ИОС ( воображаемое одевание, фотографирование…), также продумает дополнительные роли, атрибутику.

 

8. Игровые обучающие  ситуации с использованием игрушек – аналогов

ИОС с игрушками – аналогами: Аналоги – это игрушки, которые изображают  объекты природы (животных или растений): пластмассовые елочки, резиновые, мягкие игрушки… Начиная с 2 – 3 лет у детей можно формировать представления о специфических особенностях живых организмов на основе существенных признаков (можно показывать отличия живого существа от игрушки), также соотношение с иллюстрациями, фотографиями. ИОС может быть включена в наблюдение, занятие, труд в природе, используется во время экскурсии, сочетать с чтением  познавательной литературы, просмотром видеофильмов и слайдов. В отдельных случаях рекомендуют использовать ИА до знакомство с живым объектом. ИА необходимо хранить в методическом кабинете, т.к. является  игрушкой дидактической. Целесообразно иметь наборы игрушек, как раздаточный материал. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру.

 

18. Формы организации  труда

Виды труда: Уход за растениями; Уход за животными; По обработке сельхозпродуктов и природного материала; Сезонный труд (уборка территории, сбор семян дикорастущих растений, подкормка растений). Для  обучения различным видам трудовых навыков, воспитатель по – разному организует детей на труд, с учетом возраста и возможностей: Поручения : Связаны с выполнением одного способа действий (отнести, принести, поднять); Содержащие несколько способов действий или трудовых операций (покорми рыбку…); Индивидуальные; Коллективные (преобладают в младшей группе). Дежурство – основная форма деятельности. Действует с конца средней группы, если хорошо сформированы навыки. В основном преобладает в старшей группе. Количество дежурных зависит от количества объектов. В старшей группе дети дежурят 2 – 3 дня, а в подготовительной  - неделю (с последующим отчетом о коллективном труде).

4. Классики прогрессивной зарубежной  педагогики о роли природы  в формировании личности ребенка

Ян Амос Коменский. Из обширного спектра наук, доступных детям дошкольного возраста, особое внимание он предлагает уделять наукам, знакомящим детей с теми объектами, которые доступны непосредственному восприятию дошкольников. Большое место в воспитании детей он отводит природе. Большое внимание уделяет и отбору содержания знаний о природе для дошкольников. В первую очередь он говорит о необходимости научить ребенка понимать природные явления и процессы. Все содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с миром природы, Коменский раскрывает в своих работах «Материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». Он выделяет два этапа: 1. при помощи органов чувств ребенок воспринимает природные объекты и явления. 2. основываясь на иллюстративном материале, представленном в книге  Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» ребенок с помощью взрослого (матери) закрепляет, уточняет, обогащает, конкретизирует полученную информацию. Говоря о методике ознакомления дошкольников с миром природы, Коменского также предлагает большое внимание уделять играм детей. Жак – Жак Руссо, Он считал, что до 12 – летнего возраста дети должны развиваться только на природе. Основой этого развития считает свободное самостоятельное наблюдение природных объектов, явлений, процессов. В процессе самостоятельных наблюдений будет естественным путем осуществляться развитие пытливости, любознательности детей. Кроме этого, по мнению Руссо,  природа способствует развитию внешних чувств, что составляет базу детских размышлений. Большое значение имеет самостоятельная активность детей в различных видах деятельности. Особое место и значение Руссо предлагает уделять труду в природе. Фридрих Фребель, особое внимание он предлагает уделять вопросам создания условий для ознакомления детей с миром природы, для непосредственного, систематического и планомерного общения ее с предметами и объектами. По мнению Фребеля, каждое дошкольное учреждение должно иметь участок территории, где будут представлены различные растения, характерные для данной местности. Кроме того, говоря о важнейшем воспитательном значении  труда в природе, он предлагает разбивать на территории дошкольного учреждения грядки, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность.

10.  Классики прогрессивной отечественной  педагогики о роли природы  в формировании личности ребенка

Ушинский обращал внимание на то что нужно знакомить  реб-ка с родной природой. Он говорил что природа развивает реб-ка интеллектуально и особое внимание он уделят речи. Он говорил что благодаря природе развиваются следующие личностные качества: наблюдательность, любознательность, пытливость ума. Он выделил 2 условия развития наблюдательности: наглядность обучения; изложение материала в системе и последовательности.  Предлагал знакомить детей с растениями, животными и неживой природой. Использовал принципы: доступность и наглядность. Водовозоава (ученица Ушинского) она поддерживала теорию Ушинского – умственное развитие реб-ка. Уделяет большое внимание сенсорному воспитанию. У реб-ка развивается наблюдательность которая связана  с любознательностью и интересом. Разработала методику ознакомления с объектами природы (нужно знакомить с объектами которые находятся прямом окружении реб-ка)?.  Предлагала знакомить с сезонными изменениями в природе. Предлагала использовать опыты устанавливающие связи и зависимости между объектами впервые предложила создать естественный кабинет (уголок природы). Тихеева: говорила что через наблюдение за природой, реб-к свои познания переносит в игру и продуктивные виды деятельности. Уделяла большое внимание самостоятельной деятельности детей. Так-же она говорила что природа воспитывает реб-ка эстетически, он учится переживать. Впервые ввела экскурсии и прогулки в природу.

 

24.Ознакомление  дошкольников с сезонными явлениями  природы в младшем возрасте.

Первая и вторая младшие группы: формируем элементарные представления об осенних изменениях в природе (похолодало – листья пожелтели – опали, люди одевают теплые вещи, птицы улетают в теплые края). Осенью созревают многие овощи и фрукты. Формировать представления о зимних явлениях (стало холодно – идет снег, люди одевают зимнюю одежду). Привлекать к участию в зимних забавах. Давать представления о весенних изменениях в природе (потеплело – таит снег; появились лужи – травка, насекомые, набухают почки, люди одевают одежду полегче). Показывать, как сажают  семена крупных цветочных растений и овощей на грядке. Летом наблюдаем следующие изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

12.Виды озеленения территории  дошкольного учреждения

Вертикальное озеленение  фасадов зданий и веранд. Для этого используются разные вьющиеся растения: душистый горошек, садовые бобы. В/о, с одной стороны, создает привлекательный вид участку, а с другой стороны, обеспечивает затенение мест для игр и занятий детей. Газон; Огород может быть как общим, так и индивидуальным на территории  каждой возрастной группы. Под огород необходимо отводить открытые, не затененные пространства территории. Большое значение играет грамотная разбивка грядок на территории ДОУ. В младшем возрасте выбирают быстрорастущие, раносозревающие овощи, высаживаемые крупными семенами (лук, горох, бобы); в средней группе –те же овощные культуры, но и предлагают высаживать редис и салат; в старшем –все овощные культуры; Цветник – растения выращиваются в разных местах: вдоль центральной дорожки высаживаются многолетние цветковые растения с разными строками цветения (пионы, флоксы, ирисы, лилии…). Непосредственно около учреждения в целях эстетического оформления разбиваются клумбы, на которых выращивают как высокорослые, так и низкорослые многолетники. Целесообразно для всестороннего развития личности ребенка, клумбы разбивать на участках каждой группы. Для младших дошкольников – это клумбы с яркими, красивыми цветковыми растениями. Для старших –выращивают следующие растения: антирринум (львиный зев, астра, бархатцы, календула, гвоздика турецкая, ирис, космея, петуния, флокс летний); Плодово – ягодные сады ( в зависимости от территории и возможностей ДОУ). Необходимо  ориентироваться на неприхотливые культуры (яблоня, груша, вишня, различные сорта смородины, клубника). На территории не должны высаживаться растения с колючками, шипами (облепиха, малина, крыжовник).

 

32.Ознакомление  дошкольников с сезонными явлениями  природы в старшей группе.

Старшая группа: закреплять ранее полученные знания, знакомить с сокращением продолжительности дня – изменяется жизнь человека, растений, животных. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ежи, ящерицы, медведи впадают в спячку…). Зимой расширять представления об особенностях зимней природы (ветры, заморозки, снегопады, холода). Познакомить с таким явлением, как туман. Весной  закреплять полученные ранее знания. Знакомить с гнездованием птиц (ворон). Расширять представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Дать представлений о съедобных и несъедобных грибах.

20. Классификация игр: дидактические  игры (игры с правилами).

Дидактические игры: предметные, настольно – печатные,  словесные. Процесс обучение происходит опосредованно. Д. иг. – это игры с готовым  содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют знания о природе. Д/и способствует развитию мыслительных операций, вниманию, памяти, а также становлению личности (способность играть вместе, договариваться…). Предметные игры: это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, камешки…). Предметные игры рекомендуется использовать для закрепления и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат обследовать объекты (развивает сенсорику ребенка): «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки»… Предметные игры используются во всех возрастных группах, как индивидуально, так и фронтально на занятиях, усложняя содержание игры от возможностей и  возрастных особенностей детей. Настольно – печатные игры: это игры лото, домино, разрезные картинки («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы»…). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о живой природе. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления, развивают способность быстро использовать знания в новой ситуации. Настольно – печатные игры используют с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и для организации индивидуальной коррекционной работы. Словесные игры: это игры, не требующие наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы («Кто бегает, кто летает, а кто прыгает?»). Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения и систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они развивают внимание, сообразительность и речь детей. Организуются данные игры как в помещении, так и на улице.

21.Опыт как наблюдение, проводимое  в специально созданных условиях: значение, требования.

Опыт -  научно поставленный эксперимент, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях. Опыт -  планомерное проведение наблюдения. Значение: детям даются реальные представления  наблюдаемого явления. В процессе опыта идет обогащение памяти ребенка, активизируются все мыслительные операции, накопление фонда умственных навыков, приемов, которые рассматриваются, как умственные умения. Поддьяков Н.Н.  называет данный метод ведущим в дошкольном возрасте для познания окружающего мира. Существует  классификация опытов (по Ивановой А.И.): По характеру объектов: опыты с растениями, с объектами неживой природы; По месту проведения: в групповой комнате, на участке, на веранде…; По количеству участников (индивидуально, групповые, фронтальные); По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка; По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические, систематические; По продолжительности: кратковременные, длительные; По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические; По характеру мыслительных операций: сравнительные (динамика процесса),  обобщающие  (общие закономерности процесса); По характеру познавательной деятельности: иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач. Структурные компоненты по Маневцовой Л.М.: Принятие цели и ее осознание 9постановка проблемы детьми с участием взрослого или на основе определенной мотивации); Прогнозирование действий по преобразованию предмета (выбор варианта, нахождение способа,  планирование последовательности процесса с помощью схем, рисунков…); Реализация замысла; Получение продукта деятельности. Виды опытов Может ли снег нам заменить питьевую воду? Что можно делать с водой? Свойства воды; Свойства снега; Как растение пьет? Как растение дышит? Как растение развивается (растет)?

22. Методика руководства наблюдениями  в разновозрастных группах

Мл. гр.:  необходимо учитывать уровень психических процессов детей, познавательную деятельность и помнить, что детям нравиться все  крупное и яркое. Необходимо проводит наблюдение в первую очередь с живыми объектами. Используются  приемы: сюрпризные моменты, игровые персонажи. Обследовательские действия должны  в себе сочетать все анализаторы, используются подражательные звуки и движения. Сравнительное наблюдение используется во 2 младшей группе во второй половине года.  Используется художественное слово. Наблюдения проводятся фронтально и с подгруппой детей неоднократно. Ср. гр.:  дети уже имеют конкретное представления о природе. Воспитатель ставит задачу перед детьми, учит давать словесное описание (длительное наблюдение, раздаточный материал…). Знакомим с внешним видом, характерными признаками, с питанием, передвижением, приспособленности к окружающей среде. Приемы: вопросы поискового характера. Используется труд, дидактические игры, чтение, продуктивнык виды деятельности; Ст. гр.:  дети ставят самостоятельно задачу во время  деятельностей (игровая, трудовая, учебная), которая зависит от познавательного интереса. Воспитатель намечает несложный план. Дети учатся выделять существенные признаки, различия, обобщать, рассматривать предмет в связи с приспособлением его к окружающему миру. Воспитатель знакомит детей с объектами, живущими в другой климатической зоне. Используется раздаточный материал. Постановка задачи и результат наблюдения отражается детьми в речи; Подгот. гр.: задача воспитателя – формировать в процессе наблюдения обобщенные элементарные понятия. Учит понимать детей сложные  закономерности, которые существуют в природе; воспитывает самостоятельность в уходе за объектами. Наблюдение начинается с постановки познавательной задачи, используются вопросы, задания, которые требуют умения наблюдать и отчитываться в результатах наблюдения.

26.Ознакомление дошкольников с  сезонными явлениями природы  в средней группе.

Средняя группа: учить называть и замечать изменения в природе (похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг), устанавливать простейшие связи ( похолодало – исчезли бабочки…), дети принимают участие в сборе семян растений. Зимой учат сравнивать осенние и зимние изменения, наблюдать за повадками птиц на улице,  оказывать помощь зимующим птицам, различать их. Обращать внимание, что зимой, вода превращается в лед, а лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к зимним забавам. Весной учат называть время наступающего года: выделять признаки весны, солнышко стало теплее, набухли почки… Рассказывать, что весной зацветают много комнатных растений. Детей учат наблюдать за посевом и всходом семян. Привлекают детей  к работам в огороде и цветниках. Летом расширять представления о изменениях: голубое чистое небо, жара, ярко светит солнце, люди загорают, купаются… Летом созревают многие фрукты и овощи, ягоды, грибы. У животных появляются детеныши.

 

 

 

42.Виды наблюдений в  уголке природы

Циклические наблюдения (1 – Кто живет в аквариуме?; 2 – В каких условиях живет рыбка?; 3 – Что и как ест рыбка?; 4 – Что есть у рыбки?; 5 – Как рыбка плавает?...) – проводится в течение длительного времени (на неделю планируется одно наблюдение); Наблюдения за ростом и развитием растений в уголке природы; Наблюдение с использованием опытов; Кратковременное наблюдение. 

28.Классификация игр: творческие  игры.

Творческие игры: большое значение в системе занятий с детьми имеют творческие игры: Сюжетно – ролевые игры; Строительные игры с природным материалом; Игры – тренинги. В них дети излагают свои впечатления, полученные от общения с природными объектами в процессе наблюдений и экскурсий, а  также знания, полученные на экологических занятиях. Специфической особенностью данных игр является то, что они организуются самими детьми. Самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношений детей к природе, что имеет большое значение в дальнейшей организации работы. Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки). Они показывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств предметов. В процессе этих игр, у детей обогащается, совершенствуется  чувственный опыт,  развиваются  познавательные способности.  Строительные игры используют для подготовки детей к  практическо – исследовательской деятельности (проблемные ситуации: почему, когда песок сухой он рассыпается, а когда влажный – из него можно лепить). Строительные игры используют как в  помещении, так и на улице; Сюжетно – ролевые - это игры, в которых дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе общения,  взаимодействия с миром природы, проведения экскурсий, использования диафильмов, кинофильмов, слайдов, отображающие не только мир природы, но и труд человека в природных условиях; Игры – тренинги – игры, направленные на развитие и коррекцию личностной сферы детей, посредством использования информации эколого – природоведческого содержания.


 

 

 

 

 

29.Использование моделирования в  эколого – педагогической работе  с детьми: значение, этапы моделирования  по Л.А. Венгеру

Модель – это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. Моделирование – это способ совместной деятельности воспитателя и детей по построению моделей. Значение: несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретают модели и моделирование. Первыми моделями, дающие понимание о мире, можно считать представления Анаксимандра о Земле как плоском цилиндре; Леонардо да Винчи, Г.Галилей – тоже обращались к моделям. Большое значение использования модельного материала имеет для развития ребенка мыслительной активности, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы, развитие психических процессов, речь, наглядно – образного мышления. Этапы моделирования по Л.А. Венгеру: Освоение детьми действий замещения (в младшем дошкольном возрасте осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина…)).  Постепенно «заместители» становятся более условными; Использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка – с помощью предложенной модели решить познавательную задачу; Построение модели самим ребенком. Сначала ребенок создает модель по образцу воспитателя. Позже, овладевая процессом абстрагирования, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

34.Ознакомление дошкольников с  сезонными явлениями природы  в подготовительной группе.

Подготовительная группа: закреплять знания детей, полученные ранее. Знать месяцы осени, замечать ее приметы, учить собирать природный материал для изготовления поделок. Зимой обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни, длинные ночи, холодно, гололед…), обращать внимание, что на некоторых деревьях остаются еще плоды (рябина – корм для птиц). Учить замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер). Рассказать, что 22 декабря – самый короткий день в году.  Расширять представления дошкольников о весенних изменениях (появляются муравьи, бабочки – крапивницы, травянистые лягушки…). Познакомить с термометром. Учить замечать изменения в комнатных растениях, знакомить с приметами. Уточнять представления об изменениях в природе летом (длинные дни, короткие ночи, бывают ливневые дожди и грозы, радуга). Летом растут хорошо все растения и дают плоды. Знакомить с народными приметами. Говорить, что 22 июня – день летнего солнцестояния (самый долгий день в году). Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

 

48. Методика экологического  образования в средней группе

Циклы наблюдений за объектами уголка природы, елью, осенними цветами, первоцветами на участке. Каждый цикл включает в себя 4 – 6 наблюдений; Ежемесячные наблюдения за явлениями природы (ведение календаря, одевание куклы); Совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы; «огород на окне» - выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях) и наблюдение за ними, зарисовка в календаре природы; Подкормка зимующих птиц и фиксирование в календаре природы; Чтение  в течение года коротких рассказов Чарушина Е. о животных, рассматривание иллюстраций к произведениям этого автора; Знакомство с Красной Шапочкой и Айболитом и введение их в занятие (ИОС); Проведение еженедельных занятий по экологии; Проведение экологических досугов.

  1. Значение наглядного иллюстративного материала. Виды и требования к нему.

Значение: использование картин, которые уточняют, систематизируют, конкретизируют, обобщают восприятие детей об окружающем мире. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы,  длительно сосредоточить на них внимание. Также  у детей развивается и формируется  эстетическое восприятие. Выделяют наглядно – иллюстративный материал: Картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы ДОУ используются следующие серии картин о природе :»Домашние животные с детенышами» (С.А. Веретенникова), «Времена года» (С.Н. Соловьева), «Картины о сельской местности» (С.Н. Соловьева) и некоторые другие; Картинные, иллюстрации, фотографии (сформировать эстетическое отношение к природе, видеть ее красоту, воспринимать образно – художественный смысл изображения); Коллекции, гербарии; Кинофильмы, диафильмы, диапозитивы (дают возможность показать явления более крупным планом, что помогает сосредоточить внимание на изображении длительное время, а серии кадров позволяют показать изменения и развитие явлений). Требования к иллюстративному материалу Реалистичность изображаемых предметов и явлений; Ясность замысла художника; Художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания.

 

 

35.Значение словесных  методов в развитии экологического  образования дошкольников

Значение словесных методов:  воспитание  у детей ценностного отношения к природе,  эмоционального и эстетического отклика на ее объекты. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы.

44.Методика экологического образования  в младшем дошкольном возрасте

Неоднократно повторяющееся сенсорное обследования предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими (берут в руки овощи (фрукты), обследуют их, а воспитатель каждое ощущение обозначает словом, просит детей повторять за ним; Воспитатель изображает руками  форму, величину и размер предметов («рисует»  в воздухе круглый арбуз, помидор…), просит детей повторить за ним, действия подкрепляет словом; Вводит игру  как метод экологического образования («курочка Ряба», «Заюшкина избушка» - игровая обучающая ситуация), разыгрывает сказки с помощью кукол би – ба – бо (на основе сказки «Репка» - растут на огороде овощи и фрукты (знакомит с разными плодами, обследование предметов, лает попробовать), а также есть и сад (повторяются те же самые действия)), знакомит с домашними животными (используются игрушки – предлагает покормить), строят  для них сараи…; Проведение  циклов наблюдений за аквариумной рыбкой, елью на участке, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами. Каждый цикл включает 3 – 5 наблюдений; Ежемесячные наблюдения за сезонными изменениями в природе (введение календаря природы), одевание картонной куклы; Подкормка зимующих птиц и наблюдение за ними (1 – 2 недели); Проращивание лука  в зимнее время и наблюдение за его ростом (календарь); Совместная деятельность с воспитателем в уголке природы по уходу за комнатными растениями, за аквариумом (трудовые операции); Проведение экологических занятий 1 раз в 2 недели; Проведение экологических досугов.

47. Структура элементарной поисковой  деятельности

-1 Принятие или  выдвижение детьми  познавательной  задачи - познавательные задачи ставятся перед детьми воспитателем или самими детьми. Используются различные проблемно – поисковые ситуации. Познавательная задача должна быть направлена на установление связей между фактами и содержать вопрос, который несет небольшое количество информации. Познавательные задачи  должны предъявляться детям в определенной последовательности: сначала – простые, содержащие  элементарные, однозначные связи и зависимости (почему растаял снег?), а затем более сложные, содержащие цепочки связей; -2  анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах - анализ принятой п/з проходит под руководством воспитателя. Дети выдвигают предположения о возможном течении явлений и о его причинах. Предположения могут быть правильными, так и ошибочными. Воспитатель выслушивает все предположения, обращает внимание на противоречивые высказывания, помогает найти правильный путь решения проблемы. Если затрудняются выдвигать какие – либо предположения, то за них делает воспитатель; -3 отбор способов проверки – выдвигаются, как детьми, так и воспитателем; -4 проверка предположений ; -5  формулировка выводов – воспитатель побуждает детей к самостоятельной формулировке выводов. Если  дети делают неправильные выводы, то взрослый проводит дополнительные опыты, чтобы дети смогли сделать правильные выводы. Эпд используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Используются следующие методы и формы для проверки выдвинутых предположений: опыты, наблюдения (кратковременное наблюдение, распознающее наблюдение, длительные и сравнительные наблюдения), использование моделей, эвристических бесед. Распознающее наблюдение используется, если необходимо установить свойства и признаки объекта (земляника начинает пахнуть, когда созревает). Сравнительное наблюдение используется при сопоставлении 2 – х объектов, для установления  причин явлений, связи и отношений между ними (используется опыт).

50. Методика экологического образования  в старшей группе

Детей знакомят с животными, с их строением, со средой обитания,  морфофункциональной приспособленностью к ней, как они дышат, чем питаются…; Та же самая система с растениями, проводятся опыты; Одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные изменения в природе (в календаре отмечают изменения – символами/пиктограммами); Календари наблюдений за зимующими птицами; Совместная деятельность воспитателя в уголке природы вместе с детьми (2 – 3 ребенка); Использование природоохранных акций ;Знакомство дошкольников с произведениями  В. Бианки (чтении произведений, инсценировки, пополнение книжного уголка разными произведениями автора); Занятия, в которых воспитатель обобщает и углубляет знания детей (используются модели, наглядные пособия). Дети учатся читать графические модели, проведение комплексных занятий; Проводятся занятия в игровой форме (игры – путешествия, игрушки – аналоги используются, иллюстрации…); На занятиях  поднимают вопрос о человеке (живое существо), о его здоровье.

54. Требования к подбору и размещению  обитателей в уголке природы

Требования к отбору и содержанию животных в уголке природы .Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Можно выделить постоянных и сезонных обитателей живого уголка. Постоянными обитателями уголка природы являются аквариумные рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка и т. д.), так и неприхотливые виды экзотических рыб,- выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скалярия и т. д.). Наблюдения за рыбками разнообразны, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды и т. д.). Хорошо, если в уголке природы есть птицы. При правильном уходе за птицами они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за ними вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным. В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики — птицы, ставшие домашними. Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную и степную. Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают прежде всего представители отряда грызунов: кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы. Отбор животных подчиняется определенным требованиям, основные из них приводятся ниже: - животные подбираются безвредные, неприхотливые, условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям; - сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения; - нельзя содержать в уголке природы одновременно большое число животных, требующих разного ухода; - размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей; - пополнять уголок природы нужно постепенно, по мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними; - после наблюдений животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех, которые живут постоянно в уголке природы, морская свинка, белые крысы, хомяк и др.

 

52. Методика экологического образования  в подготовительной группе

Расширять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, растениях луга, сада, леса; Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений: вегетативное размножение (черенки, усы, листья), знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива…); Расширять и систематизировать представления детей о домашних, перелетных и зимующих птицах, домашних животных;

Продолжать знакомить с дикими животными (приспособления к окружающей среде); Расширять знания о земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих, знакомить с формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов; Расширять представления  о насекомых, знакомить с особенностями их жизни; учить правильно различать и называть по внешнему виду бабочек (крапивница, павлиний глаз, капустница) и жуков (жужелица, божья коровка), сравнивать их по способу передвижения; Развивать интерес к родному краю, воспитывать уважение к труду взрослых; Учить обобщать и систематизировать представления  о временах года; Формировать представления о переходе веществ их твердого состояния в жидкое, и наоборот (иней, град, туман, дождь, снег); Учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями; Подвести детей к тому, что жизнь человека зависит от окружающей среды; Закреплять навыки правильного поведения  в природе; Оформлять альбомы природы: фотографии, картинки, детские рисунки, рассказы.

56. Объекты уголка природы в  младшей и средней группах

Младший возраст. Задача педагога: формирование у детей интереса к растениям и животным, к тем развивающим материалам и оборудованию, которое представлено в у/п. Все материалы и оборудование несут интеллектуальную нагрузку. В процессе общения с живыми объектами, дети участвуют в труде, организуются дидактические игры, дети получают информацию о тех или иных объектах, с которыми они взаимодействуют. Детей знакомят с 3 – 4  комнатными растениями: их названиями, основными морфологическими органами (цветок, стебель, листок), с условиями для их роста и развития. Подбираются растения с выраженными стеблем, цветком и листом, долго цветущие, неприхотливые в уходе. Растения: аспидистра (дружная семейка), бальзамин,  бегония/ бегония рекс, колеус, фикус.Декоративные животные: отличие золотой рыбки от игрушечной.Средняя группа. Задача педагога: формировать у детей положительный нравственный опыт взаимодействия с миром природы; привитие устойчивого интереса к природе. Количество  комнатных растений в у/п увеличивается (5 – 6 комнатных растений). Знакомят с существенными  признаками растений (живой организм: зачем корни, чем дышит растение, чем питается…), знакомят с разнообразными представителями одного вида комнатных растений, знакомят с дифференцированным подходом к каждому растению. Растения: аспидистра (дружная семейка), аспарагус Шпренгера, бальзамин,  бегония/ бегония рекс,  бегония вечноцветущая, колеус, фикус, герань, фуксия. Декоративные животные: вуалехвост, телескоп.

57. Требования к обустройству и  озеленению участка  дошкольного  учреждения

Зеленых насаждений должно быть  такое количество, чтобы они не затеняли само здание ДОУ, оставляли свободный доступ солнечных лучей на 75 % территории участка, а также не сокращали свободное пространство для игр и занятий детей; Не должно быть вредных растений для жизни и здоровья ребенка (с колючками, шипами…). При подборе деревьев и кустарников: Для посадки необходимо подбирать породы, наиболее типичные для данной климатической местности; Должно быть представлено максимальное количество пород деревьев и кустарников, чтобы дети смогли познакомиться с их разнообразием и внешними отличительными признаками; Следует обеспечить подвод воды для полива растений в жаркое время года. Требования к высадке растений и кустарников Растения и кустарники размещаются по периметру всей территории участка, аллеями, группами; Если ДОУ располагается вблизи дорог, автомобильных магистралей, необходимо использовать  2 – ярусное озеленение (1 ярус – высокорослые деревья, 2  ярус – кустарники). Это снижает уровень шума, загазованности и пыли. Виды деревьев: береза, остролистый клен (ясенелистный), дуб, ясень, липа, рябина, ель обыкновенная, лиственница европейская, каштан. Виды кустарников: сирень обыкновенная и венгерская,  спирея средняя (для разделения участков каждой группы).


 

 

 

58. Объекты уголка природы в  старшей и подготовительной  группах

Старшая гр. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, примула, амариллис и др. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать. Подгот. гр.  Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве; кактусы (1—2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Рыбы в аквариумах (их должно быть 2—3 вида) также разнообразные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания. Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех, которые выводят потомство в неволе, а летом на участке содержать семейство кур или утку с утятами (в зависимости от местных условий). Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что таких животных, как еж, можно содержать в клетке только в зимнее время. Весной их надо обязательно выпустить. Старшие дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада. 

37.Виды бесед и рассказов воспитателя  о природе

Выделяют три вида беседы природоведческого содержания: Установочная беседа - она помогает воспитателю привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, помогает вспомнить детям ту информацию о мире природы, которой они уже владеют, чтобы установить связь между имеющимся опытом и новыми знаниями; Эвристическая беседа – она направлена на установление причин различных явлений природы. Достигается это с помощью рассуждений детей, разрешения ими целой системы познавательных заданий (ребусы, кроссворды, загадки, речевые логические задачи…). Основу такой беседы составляют знания, которые уже имеются у детей, достаточно прочно ими усвоены; Итоговая беседа - она используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе. Такая беседа требует тщательной подготовки воспитателя, большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений о мире природы у детей. Большое значение в ходе проведения итоговой беседы имеет  демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, гербарии…). Рассказ. Цель – создать у детей точное представление о том или ином объекте, предмете природы. Рассказ должен привлекать внимание детей, стимулировать развитие их мышления, познавательных процессов, воображения, речи. Кроме того, рассказ экологического содержания должен быть эмоционально окрашен, воздействовать на эмоции и чувства детей. Необходимо дополнять рассказ познавательными заданиями различного характера. Требования к  использованию рассказов: Для сосредоточения внимания целесообразно использовать наглядный материал (картинки, иллюстрации); Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей в плане восприятия предлагаемой информации; Речь воспитателя в процессе рассказа должна быть понятной детям; Не следует загромождать рассказ лишней информацией, обилием деталей.

 

25. Методика обучения игре.

Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре — он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями дошкольников. Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Воспитатель рассказывает. содержание игры, предварительно вычленяя 1—2 важных правила. По ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. Таким образом, обучение игре на первом этапе — рассказ о содержании, ознакомление с правилами в ходе игры. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре пропадает, педагог дает новый ее вариант.

49. Этапы  элементарной поисковой  деятельности

Вводный  этап  - накопление детьми конкретных представлений о мире природы, а также формирование элементарной деятельности наблюдения; Второй  этап  - детей учат принимать познавательную задачу, сформулированную воспитателем; выдвигать предположения о путях решения данной п/задачи; анализировать факты и явления окружающей действительности, выделяя их существенные стороны; учат устанавливать элементарные связи и отношения однозначного характера, где следствие явно вытекает из причины (на асфальте лужи, потому что прошел дождь); Третий этап  - учат устанавливать более сложные связи и зависимости, а также понимать, что одна и та же причина может быть в основе  целого ряда изменений в мире природы (сезонные изменения); Четвертый этап  - анализ полученных рез – в и формулировка выводов.

 

 

 

 

 

2. Методы экологического  образования

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование ЗУН, развитие познавательных способностей, воспитание к окружающему миру. В экологическом воспитании  используются следующие методы: Наглядные (рассматривание картин, демонстрация моделей, видеофильмов). Данная группа методов соответствует познавательной деятельности детей, позволяет сформировать яркие и конкретные представления о природе; Практические (игра, элементарные опыты, моделирование). Воспитатель уточняет представления детей, углубляет их знания об отдельных предметах и явлениях природы, упражняет в применении  полученных знаний; Словесные (рассказ воспитателей и детей, чтение художественных произведений, беседа о природе). Они расширяют знания, систематизируют, обобщают и помогают сфрмировать положительное отношение к природе. Классификация методов: Неопосредованные ( дидактические игры с природным материалом, наблюдение и труд); Опосредованные (наблюдение, труд, рассказ воспитателя, детей;  чтение художественной литературы, показ видеофильмов, ТСО, рассматривание картин, игры с картинками…). В работе  по эколог. Образованию, методы необходимо использовать в комплексе, правильно сочетая их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными особенностями, воспитательно – образовательным задачам, зависит от сезонности … Прием – частный способ обучения, не имеющий самостоятельной роли в обучении. Приемы  бывают: Наглядные; Логическими (задания, упражнения, вывод); Организующие (вопросы, паузы, замечания); Игровые приемы.

3.Требования к организации и проведению непосредственной образовательной деятельности.

Материал должен соответствовать возрасту детей; решать познавательную задачу; использование и чередование экологических методов познания (наглядные, словесные,  практические и игровые); НОД должна иметь в каждой возрастной группе свою длительность времени; во время НОД необходимо использовать красочный и доступный для детей материал; необходима чёткая структура НОД (название, программное содержание, форма организации детей и ход НОД). Ход – начало(вводная часть, основная часть, физкульт минутка и итоги); необходимо использовать методические приёмы для активизации самостоятельной деятельности детей (ответы детей, задания детям, обследовательская деятельность и т.д.).

 

15. Наблюдение  как метод ознакомления с природой: значение, структура наблюдения

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов/явлений окружающего мира, сложная познавательная деятельность, в которой участвует восприятие, память, мышление, устойчивое внимание, используются знания, умения, навыки и опыт ребенка, использующиеся для воспитания материалистического интереса ребенка к природе. Решает следующие задачи: Формирует знания о природе; Учит наблюдать;  Развивает любознательность, познавательный интерес; Воспитывает эстетический вкус к природе. Наблюдения проводятся в естественных условиях окружающего мира (на участке, в уголке природы, ставятся опыты на специально организованных занятиях). Наблюдение позволяет ребенку увидеть природу в естественных условиях, в ее многообразии. Систематическое использование природы приучает детей приглядываться, замечать изменения, развивается наблюдательность, необходимая для умственной активности детей. Структурные компоненты Подготовительный этап – цель: стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения. Приемы: краткая беседа,  обращение к уже имеющемуся опыту, показ диафильмов, иллюстраций. Воспитатель указывает цель и задачи  наблюдения, формулирует задания детям; Этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Цель:  поддержание познавательного интереса. Приемы: сюрпризный момент, познавательные задания (загадки, поговорки…). Данный этап длится 2 – 3 минуты; Основной этап. Данный этап длительный по времени. Состоит из трех частей: целостное восприятие предмета/явления; обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации (особенности предмета, его части, свойства). Используются вопросы воспитателя; вторичное целостное восприятие объекта (отнесение предмета наблюдаемого к категории подобных при опоре на собранный материал); Заключительный этап. Цель: закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения. Используется сочетание с продуктивными видами деятельности детей.

 

27.Диагностика экологического воспитания  дошкольников. Ее проведение в  разновозрастных группах

Диагностика –  систематический мониторинг выявления уровня сформированности экологической культуры детей. Задачи:  Выяснить освоение ребенком программу экологических знаний; Выявить овладение речевыми и познавательными умениями по уходу за живыми объектами; Определить уровень  трудовых умений и навыков ребенка; Уточнить представления ребенка по отношению к природе. Показатели: Объем освоенных знаний; Глубина освоенных знаний. Критерии: Критерии освоения познавательных умений: в соответствии с возрастными особенностями детей, степень самостоятельности в использовании познавательных умений; Критерии сформированности трудовых умений и навыков: способы трудового процесса, качество и результат труда в природе, степень самостоятельности ребенка в труде; Критерии сформированности  отношения к природе: устойчивый интерес, эмоциональное реагирование на объекты природы,  проявление гуманных чувств, степень устойчивости отношений.  Диагностика в разновозрастных группах: Мл. дошк. возр.:уметь называть составные части растения (3), уметь его собирать (разрезные картинки), называть части животных (собака), уметь собирать их (р/к), различать домашних и диких животных, различать времена года по картинке, сформированность представлений о растениях (полив), определять правильные действия  по отношению к живым объектам. Средняя группа: уметь различать растения и отнесение их к группам, определять и называть место обитания животных (лиса, заяц, медведь), различать времена года по признакам (дождь, снег…), сформированность умений по уходу за растениями (полив, вытирание пыли с крупных листьев), определять правильные действия по отношению к живым объектам. Старший дошкольный возраст: называть растения и определять к какой группе относится, различать диких и домашних животных, отношение к животным (котенок сытый – котенок голодный), к миру природы.

 

60.Обучение моделированию  в старшем дошкольном возрасте

Воспитатель предлагает описать детям новые объекты природы,  с помощью готовых моделей; Организует сравнение 2 объектов между собой. Учит выделять признаки различия и сравнения, и одновременно дает задания: последовательно выкладывать и  отбирать на панно модели – заместители этих признаков; Постепенно увеличиваем до 3 – 4 объектов; Обучение моделированию существенных или значимых для  деятельности признаков (удаление пыли с растения); Воспитатель руководит созданием моделей. Обучение моделирования должно быть связано с использованием обследовательской действиями. Необходимо обучать детей анализу и сравнению объектов и явлений природы (при сравнении 2 растений: сначала обследуются признаки цветка/листьев, затем корень и стебель). При обследовании, действия называть словом.

1. Методика  экологического образования как наука. Связь методики с другими науками.

Методика экологического образования -  это наука, изучающая особенности и закономерности  организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у ших основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Основные задачи, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию детей: Познакомить детей   с основами гармоничного взаимодействия с миром природы; Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы; Воспитать потребность в общении с природными объектами; Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности; Сформировать  осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба; Воспитывать устойчивую потребность не только в активной  природоохранной  деятельности, но и в деятельности,  направленной на созидание природного окружения. Цель экологического образования формирование начал экологической культуры базисных компонентов личности, позволяющим в дальнейшем практически использовать духовный опыт  взаимодействия человека с природой,  который  обеспечит его выживание и развитие. Предметом курса является закономерностей, воспитательно – образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления их с природой. Методологической основой является наука о законах природы, о познании и преобразовании ей человеком. Связь с другими науками: детская психология;  биология; история; дошкольная педагогика; общая экология.

 

 

 

 

59.Экологические акции

Экологическая акция – это социально значимое мероприятие, которое проводится в ДОУ его сотрудниками и детьми, возможно участие родителей. Значение: акции приурочены к каким – либо датам, событиям, имеющим общественное значение и, следовательно, имеют большое воспитательное воздействие на дошкольников (сохранение красоты природы – живая и неживая природа, чистота окружающей среды), служат хорошей экологической пропагандой среди родителей (дети видят, как к этому относятся взрослые люди, как участвуют в данной деятельности). Акции носят комплексный характер, которые имеют временную протяженность: Цикл наблюдений за объектом, во время которого дети углубляют свои знания о нем, воспринимают его красоту, состояние на данный момент, заботятся о нем…; Создание плакатов в защиту данного объекта: детей знакомят с жанром плаката (рисование, аппликация, придумывание слов, а воспитатель пишет их печатными буквами); готовые плакаты вывешиваются на всеобщее обозрение в ДОУ, а затем развешиваются в общественных местах (возде магазинов, поликлиники…); Проводится праздник – досуг, в честь данного объекта; Осмотр результатов деятельности человека, по отношению  к данному объекту, вызывая у детей сострадание, сочувствие. Необходимо вместе со взрослыми создать условия для объектов, которые дети защищают (газоны очистили от мусора – посадить цветы). Доступные акции для детей можно провести к таким замечательным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), День Земли (22 апреля).

 

 

 

 

 

 

17. Виды наблюдений. Требования к  организации наблюдений.

1. Распознающие – познавательные. Задача: кто это? Что это? Каковы его признаки и свойства? Данный вид набл. используется лишь в том случае если необходима продуктивная деятельность. 2. Длительное набл.: - главная характеристика это выявление  изменений предметов и объектов. Акцент делается на психические процессы (восприятие и память). 3. Кратковременные: длятся несколько минут. 4. Воссоздающие: воссоздание по части детали целостного образа предмета. Реб-к опирается на свой опыт и акцент делается на психические процессы- мышление воссоздающее воображение. 5. В зависимости от количества детей: индивидуальные подгрупповые и фронтальные. 6. В зависимости от поставленной цели: итоговое набл. и т.д. Требования к набл.: -  цели и задачи должны быть чёткими и конкретными. Должны носить познавательный характер и стимулировать к мыслительной активности. – для каждого набл. нужно отбирать конкретную информацию. В последствии набл. за объектом знания добавляются и закрепляются. – Необходимо продумать систему и взаимосвязь тех процессов за которыми дети набл. – Набл. должно стимулировать интерес. – Информация по набл. должна соответствовать возрасту. – Знания полученные в процессе набл. должны подкрепляться другими методами и проявляться в других продуктивных видах деятельности.

16. Методика проведения опытов

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, и т. д.). В проведении экспериментов роль педагога остается ведущей. Без него эксперименты превращаются в не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Но педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое — в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям. Экологические эксперименты имеют свои особенности, которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и.т.д.) Например, желая разъяснить значение воды для растений, предлагают иногда детям в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Подобную ошибку некоторые воспитатели допускают и в опытах с удобрениями. Особое внимание необходимо уделять правилам безопасности и вопросам гигиены.

51. Экологические праздники и досуги

Значение: благодаря экологическим праздникам и досугам, у детей появляются положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, следовательно, праздники необходимо проводить регулярно, завершая ими сезон или какой – либо содержательный блок (не чаще одного раза в 1,5 – 2  месяца). В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Организация экологических праздников и досугов: организует экологические праздники воспитатель вместе с музыкальным руководителем. Сценарии праздника могут быть различными, но в любом варианте должны быть стихи и песни, прославляющие  природу (лес, реку…), а также национальные и фольклорные танцы. Важное в празднике – это совместное исполнение детьми, педагогом и родителями песен, прославляющие природу. Досуги организует педагог. Они проводятся чаще, чем праздники. В них могут использоваться куклы (концерты для них, чаепитие с ними…). Дети в них могут выступать как актеры, но также досуги проводятся в форме «КВН»,  «Поле чудес»…, где дети закрепляют свои знания о природе, отвечая на вопросы, подготовленные воспитателем, или детьми.

36.Методика ознакомления с природными  экосистемами в младшем возрасте

Младший возраст: знакомство с лесом – дети узнают, что это сообщество растений и животных, которые живут рядом друг с другом. Главными в лесу являются деревья, различать некоторые деревья ближайшего окружения (1 – 2 вида). Знакомить с представителями данной экосистемы и местом их обитания (белка, заяц, лиса, волк, медведь), с внешним их строением, чем питаются. Знакомство с представителями пруда, озера (бабочки, стрекозы, комары). Педагог знакомит с представителями луга (божья коровка, бабочки, кузнечики, муравьи), знакомит  с несколькими цветущими растениями (1 – 2 вида). Воспитываем положительное отношение к природе.

 

 

46.Методика ознакомления  с природными экосистемами в  подготовительной  группе

Подготовительная группа: закрепляем знания, полученные в старшей группе о экосистемах. Знакомим с названиями морей, закрепляем представления о континентах.  Воспитываем любовь к природным экосистемам (не ломая ветки, собирать ягоды и грибы, любоваться красотой леса, пруда, наслаждаться данной обстановкой). Дети учатся самостоятельно наблюдать за разными насекомыми, растениями, встречающимся детям в природных экосистемах. Отражают впечатления в изопродукции

38.Методика ознакомления  с природными экосистемами в  средней группе

Средний возраст: продолжаем знакомить с лесом. Знакомим с «этажами» в лесу и с обитателями на этих «этажах» (белка живет на самом верхнем «этаже» - на дереве): наземные «этажи» -  травы, ягодные кустарники, грибы, подземный «этаж» - толща лесной почвы. Знакомим с понятием «смешанный лес». Дети знают  и различают 4 вида лиственных деревьев, 2 вида хвойных деревьев. Дети знают и называют  лесные цветущие растения (4 вида). Продолжаем знакомить с представителями лесной экосистемы, со способами их передвижения (заяц имеет короткие передние и  длинные сильные задние ноги, поэтому он быстро и легко передвигается прыжками, заяц затачивает свои передние зубы о кору деревьев и кустарников…). Отмечается, что все обитатели хорошо приспособлены к данным условиям: находят себе пищу, жилище (нору, гнездо, берлогу…). Расширяем представления детей о обитателях пруда, озера (мелкие рыбы, лягушки, водоплавающие птицы). Объясняем, что нельзя засорять пруд (озеро). Грязный пруд постепенно превращается в болото и в нем меняется вся жизнь. Расширяем представления детей о луге. Говорим, что это открытое место, на котором обитают растения, любящие много света. Знакомим с 2 – 3 птицами, обитающими в данной экосистеме. Воспитываем положительное отношение к природе.

40.Методика ознакомления с природными  экосистемами в старшей группе

Старшая группа: расширяем  представления детей о лесе и его обитателях (лось, змеи, мыши – полевки…). Знакомим с цепями питания, с маскировочной окраской  тела животных. Объясняем, что все животные и растения   приспособлены к сезонным изменениям погоды, все животные линяют весной и осенью, меняя свой шерстяной покров на теле. Расширяем представления детей о пруде (озере). Рассказываем о развитии насекомых (комар откладывает яички в воду – личинки появляются – превращение во взрослых насекомых – вылетают из воды и живут около нее). Рассказываем о цепях питания. Обращаем внимание на то, что человек пользуется водой для полива сельскохозяйственных культур. Также расширяем представления детей о луге (цепи питания). Воспитатель знакомит детей со степью (часто бывает засуха – растут засухоустойчивые растения: ковыль, тюльпаны,  незабудки… Знакомим с животными степи: копытные (сайгаки), грызуны (сусляки, хомяки), змеи и черепахи, насекомые. Знакомим с тайгой – лес,  в котором преобладают хвойные деревья. В тайге много кустарников: черника, брусника, много мхов и лишайников. Водятся в тайге много животных: волк, бурые медведи, рыси, куницы, белки, росомахи… Знакомим  с экосистемами моря – соленая вода, обитатели моря: киты, дельфины, акулы, осьминоги, моржи, тюлени. Объясняем, что все животные и растения приспособлены к жизни в воде. Знакомим с тропическим лесом: много больших  лиственных деревьев и лиан, много разнообразных животных обитает в нем: змеи, ядовитые насекомые, обезьяны… Воспитываем положительное отношение к природе. Отражают впечатления в изопродукции.

53. Методы экологии и проблема  воздействия человека на природу

Методы экологии: Методы регистрации и оценки состояния среды – метеорологические наблюдения, измерение температуры, характеристика почвы, воды, измерение радиационного фона…; Методы количественного учета организмов и методы оценки биомассы и продуктивности растений и животных – подсчет особей, обитающих в почве, в воде, на земле, мечение животных…; Исследования влияния факторов среды на жизнедеятельность организмов – длительные наблюдения, эксперименты за  популяциями животных, адаптация растений, животных и человека к новым условиям среды; Методы изучения взаимоотношений между организмами во многовидовых сообществах – наблюдения и лабораторные исследования; Методы математического моделирования – прогнозирование процессов, существующих в природе (модели распространения загрязнения в атмосфере, самоочищение водоема…), использование компьютерных технологий. Актуальность проблемы: проблема экологического кризиса. Возникновение проблемы зависит от влияния человека на природу. В 20 веке Кутырев В.А. говорил, что деятельность человека превысила сферу жизни, раздвинула ее границы и стала определяться достигнутой мощью разума, мощью техногенных процессов. Деятельность человека постепенно трансформирует естественную среду в искусственную (благосостояние, комфорт, культурное развитие). Однако это приводит к загрязнению окружающей среды, деградации естественной среды обитания. Циолковский К.Э. говорил: «Человек постепенно перерождается – из жалкого просителя он становится в воинственную позу и начинает требовать: дескать выкладывай мать – природа всю истину…». Проблема: выживание человека. Разрешение проблемы: сохранение  окружающего мира человеком (гармонизация взаимоотношений человека и природы: естественная и искусственная среда).

45. Значение элементарной поисковой  деятельности. Ее основные особенности.

Элементарная поисковая деятельность – совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе  учебной деятельности,  в повседневной жизни, игре, труде, т. е. в процессе познания. Данной проблемой занимались такие ученые, как  Каптерев П.Ф., Герд А.Я. еще в 19 столетии. Основные особенности эпд: Она направлена на получение новых знаний о мире природы; Способствует формированию системы знаний о природе; Развивает познавательную активность; Способствует развитию мыслительных процессов и операций; Оказывает влияние на развитие речи. Эпд предполагает  высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, но и новой информации о мире природы, новых способов познания.

23. Игра как метод экологического  образования дошкольников: значение, характеристика ИОС.

Игра – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Значение: игра расширяет  диапозон знаний, представлений о мире природы: природное окружение, знания об объектах, предметах и явлениях природы заметно расширяется и конкретизируется. Игра способствует развитию способности ребенка видеть  эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием. Игровая деятельность  оказывает влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения. Благодаря игре, у детей развиваются психические процессы. Характеристика игровых обучающих ситуаций (обучающая игра): Она имеет несложный и короткий сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного или литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам; Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуется предметная среда и пространство; В содержание игры  заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей…; Игру проводит воспитатель: он объявляет название и сюжет игры, распределяет роли, берет роль одну на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями.

41.Значение занятия как основной  формы организации обучения дошкольников

Значение занятий: Занятие – основная форма обучения детей в экологическом образовании. Оно позволяет педагогу формировать знания о  природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей, природного окружения и сезонности. У детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладение детьми  элементарными способами познавательной деятельности и развитие их умственной активности и самостоятельности. Занятие дает возможность уточнить и систематизировать свой личный опыт,  который накапливается во время наблюдений, труда в повседневной жизни, игр … Занятия проводятся во всех возрастных группах.  Дополнительно к занятиям проводятся целевые прогулки. Структура занятия - название; программное содержание; материал занятия и форма его организации; ход занятия.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Методика проведения природоведческой  познавательной экскурсии

Ход экскурсии. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель напоминает ее тему, дает детям возможность осмотреться, чтобы после этого приступить к наблюдению за намеченными объектами и явлениями природы. Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. В процессе наблюдения за природными явлениями полезно использовать произведения детской литературы, стихотворения, загадки. Обращение к художественному слову поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и их соотношение может видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части воспитатель дает детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задает вопросы, «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением), поддерживает инициативу детей, обменивается с ними впечатлениями. Это дает возможность «приохотить» менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных, и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. При этом детям следует показать, как надо выкапывать растение, срезать ветку и т.д., однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его тут же используют для игр и упражнений. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три - к липе беги!» и др. В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

31.Роль экскурсии как форма  воспитания начал экологической  культуры дошкольника

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.  Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).  Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».  Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.  Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:  §  навыков наблюдения и наблюдательности как таковой  §  сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)  §  мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)  §  воображения и творческих способностей.  При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. 

33.Работа с детьми после экскурсии. Характеристика  экологической прогулки. Ее структура.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.  Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.  Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями. 

9. Принципы отбора содержания  знаний экологического образования. Ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.), и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников (эти принципы сформулированы нами). Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.  Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.  Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Интеграция.  Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.

 
         

 

 

 

11.Роль воспитателя  в формировании начал экологической  культуры дошкольников

 

14.Принципы организации  экологического образования

 

19.Своеобразие методики  организации наблюдения и  труда  дошкольников по выращиванию растений в цветнике.

 

43. Значение и методика  организации прогулки

 

 55. Значение экологической тропы для детей дошкольного возраста

 

 


Информация о работе Шпаргалка по предмету "Дошкольная педагогика"