Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:39, доклад
История цивилизации сформировала у человека антропоцентрическое сознание с явно выраженным потребительским отношением к природе, но происходящие на наших глазах глобальные экологические изменения привели людей к пониманию необходимости целенаправленно формировать у подрастающего поколения экоцентрическое сознание.
Вместе с тем, с одной стороны, теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного на представлении о единстве и взаимозависимости всего живого на земле; с другой – практическая деятельность значительного большинства воспитателей по ознакомлению с окружающим миром до сих пор строится на основе традиционных принципов антропоцентризма, о чём не однократно упоминалось в публикациях Н. Рыжовой и других.
«Хочешь переделать мир – начни с себя».
Мне очень симпатична эта
фраза. К экологической культуре
это имеет самое
История цивилизации сформировала
у человека антропоцентрическое
сознание с явно выраженным потребительским
отношением к природе, но происходящие
на наших глазах глобальные экологические
изменения привели людей к
пониманию необходимости
Вместе с тем, с одной стороны, теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного на представлении о единстве и взаимозависимости всего живого на земле; с другой – практическая деятельность значительного большинства воспитателей по ознакомлению с окружающим миром до сих пор строится на основе традиционных принципов антропоцентризма, о чём не однократно упоминалось в публикациях Н. Рыжовой и других. Такая позиция диктует выбор воспитателем определенной лексики, примеров и педагогических технологий. Так, до сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и некрасивых, отмечаются негативные по отношению к какому-либо виду либо неправильные суждения. Приведу несколько примеров.
• «Бабочки полезны: они опыляют цветы. Их надо охранять - без бабочек у нас не будет цветов и ягод». Логическим завершением этой мысли может стать следующее утверждение: если нам не нужны ягоды или цветы, то и бабочки нам не нужны.
• «Гусеницы вредны, так как они поедают листья». Утверждение находится в явном противоречии с предыдущим высказыванием: гусеница - это стадия развития бабочки, значит, охраняя бабочек, невозможно в гусенице видеть вредное существо.
• Тараканы вредны: они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней». Это утверждение неверно: в природе тараканы выполняют важную функцию - они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных. Я уверена: воспитателям следует проводить четкое различие между средой природной, естественной и средой антропогенной, созданной человеком. Это поможет им понять, как надо объяснять детям, почему мы уничтожаем тараканов, если все в природе ценно и нельзя губить ничего живого.
Чем обусловлено становление экологической культуры? Вопрос этот непрост даже для специалистов. Единого мнения здесь также не наблюдается. Специалистами утверждается, что становление экологической культуры обусловлено наличием у человека знаний, которые он приобретает в процессе экологического образования. В жизни мы наблюдаем противоположный эффект: наличие экологических знаний не является достаточным условием формирования экологической культуры. В реальной жизни нередки такие ситуации, когда человек знает, что “это делать нельзя”, но делает в угоду тем или иным своим слабостям или потребностям. То есть, будучи экологически образованным, он одновременно является и экологически некультурным».
На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить, не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.
Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.
Именно дошкольный
возраст является базой для формирования
основ мировидения и
Сберегающее
отношение человека к среде
обитания необходимо