Экологическая культура педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:39, доклад

Краткое описание

История цивилизации сформировала у человека антропоцентрическое сознание с явно выраженным потребительским отношением к природе, но происходящие на наших глазах глобальные экологические изменения привели людей к пониманию необходимости целенаправленно формировать у подрастающего поколения экоцентрическое сознание.
Вместе с тем, с одной стороны, теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного на представлении о единстве и взаимозависимости всего живого на земле; с другой – практическая деятельность значительного большинства воспитателей по ознакомлению с окружающим миром до сих пор строится на основе традиционных принципов антропоцентризма, о чём не однократно упоминалось в публикациях Н. Рыжовой и других.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе по экологииWord.docx

— 15.68 Кб (Скачать файл)

                                                          «Хочешь переделать мир – начни с себя».

 

Мне очень симпатична эта  фраза.  К экологической культуре это имеет самое непосредственное отношение, поскольку дает настрой  на активную жизненную позицию. И  еще одну фразу хочется вспомнить: «Чтобы учить других, не обязательно  уметь самому». Но она в нашем  случае не работает: не может экологически некультурный  педагог воспитать  экологически культурного человека.

История цивилизации сформировала у человека антропоцентрическое  сознание с явно выраженным потребительским  отношением к природе, но происходящие на наших глазах глобальные  экологические  изменения привели людей к  пониманию необходимости целенаправленно  формировать у подрастающего  поколения экоцентрическое  сознание.

Вместе с тем, с одной  стороны, теория экологического образования  утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного на представлении  о единстве и взаимозависимости  всего живого на земле; с другой –  практическая деятельность значительного  большинства воспитателей по ознакомлению с окружающим миром до сих пор  строится на основе традиционных принципов  антропоцентризма, о чём не однократно упоминалось в публикациях Н. Рыжовой и других. Такая позиция диктует выбор воспитателем определенной лексики, примеров и педагогических технологий. Так, до сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и некрасивых, отмечаются негативные по отношению к какому-либо виду либо неправильные суждения. Приведу несколько примеров.

•   «Бабочки полезны: они опыляют цветы. Их надо охранять - без бабочек у нас не будет цветов и ягод». Логическим завершением этой мысли может стать следующее утверждение: если нам не нужны ягоды или цветы, то и бабочки нам не нужны.

•  «Гусеницы вредны, так как они поедают листья». Утверждение находится в явном противоречии с предыдущим высказыванием: гусеница - это стадия развития бабочки, значит, охраняя бабочек, невозможно в гусенице видеть вредное существо.

•  Тараканы вредны: они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней». Это утверждение неверно: в природе тараканы выполняют важную функцию - они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных. Я уверена: воспитателям следует проводить четкое различие между средой природной, естественной и средой антропогенной, созданной человеком. Это поможет им понять, как надо объяснять детям, почему мы уничтожаем тараканов, если все в природе ценно и нельзя губить ничего живого.

Чем обусловлено становление  экологической культуры? Вопрос этот непрост даже для специалистов. Единого  мнения здесь также не наблюдается.   Специалистами утверждается, что становление экологической культуры обусловлено наличием у человека знаний, которые он приобретает в процессе экологического образования. В жизни мы наблюдаем противоположный эффект: наличие экологических знаний не является достаточным условием формирования экологической культуры. В реальной жизни нередки такие ситуации, когда человек знает, что “это делать нельзя”, но делает в угоду тем или иным своим слабостям или потребностям. То есть, будучи экологически образованным, он одновременно является и экологически некультурным».

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить, не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот  аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.

Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет  широкие возможности для экологического воспитания. 

  Сберегающее  отношение человека к среде  обитания необходимо формировать  на уровне подсознания, на уровне  безусловного запрета.   Лишь  в этом случае человек будет  вести себя экологически культурно  и тогда, когда жизненная ситуация  подталкивает его на действия, способствующие разрушению среды  своего обитания.


Информация о работе Экологическая культура педагога