Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:57, реферат
В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я думаю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направление в дошкольном образовании.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ
Доклад
по дисциплине «Ознакомление с окружающим миром детей дошкольного возраста»:
«Экологическое воспитание дошкольников».
Выполнила:
Проверила:
В наше время очень остро
встала проблема экологического воспитания
дошкольников. В век скоростей
и технологий не хватает времени
остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать
за родной природой. А нехватка общения
детей с природой оборачивается
впоследствии черствостью, безнравственностью
и неуважительным отношением ко всему
живому. Я думаю, что все мы в
обязательном порядке должны чаще общаться
с природой: с растениями и животными,
любоваться красивыми пейзажами, слушать
лесные шорохи, наслаждаться тишиной.
А бережное отношение к природе
должно стать нормой поведения людей
любого возраста. Экологическое воспитание
дошкольников на сегодняшний день стало
актуальным направление в дошкольном
образовании.
Мой педагогический опыт показывает что,
начинать экологическое образование можно
и нужно с раннего возраста. Задача ваша,
как педагогов в работе с детьми, заложить
первые представления и ориентиры в мире
природы. Ведь именно приобретенные в
детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться
в прочные убеждения.
Я уверенна, что очень важно, чтобы каждый
ребенок с малых лет понял: человек и природа
взаимосвязаны, поэтому забота о природе
есть забота, о себе, о своем будущем. То,
что наносит вред природе, наносит вред
самому человеку. Моё педагогическое направление
– «Сохраним родную природу». Прежде чем
приступить к непосредственному формированию
экологических знаний умений и навыков
детей вы должны познакомиться с научно-методической
и психолого-педагогической литературой:
С.А. Веретенникова - «Ознакомление детей
с природой»; М.М. Марковская - «Уголок
природы в детском саду»; Технология Н.Н.Кондратьевой
- «Мы»; Н.А. Рыжова - «Наш дом природа»;
З.Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»;
П.Г.Федосеева - «Система работы по экологическому
воспитанию». Познакомиться с программами:
А. Вересова - «Мы земляне»; Е. Рылеева -
«Открой себя»; С. Н. Николаевой - «Юный
эколог», «Добро пожаловать в экологию»
О.А. Воронкевич,Т. А. Копцевой "Природа
и художник». Учитывая особенности дошкольного
возраста я рекомендую учитывать дидактические
принципы:
- системность;
-наглядность;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей
детей;
Основные экологические представления
дети получают на занятиях, которые можно
проводить в индивидуальной, фронтальной,
подгрупповой форме. Именно на занятиях
дети получают элементарные знания, осуществляется
развитие основных познавательных процессов
и способностей. Занятия дают возможность
уточнить и систематизировать личный
опыт детей. Но исследования показали,
что настоящий интерес к познанию природы
и бережного отношения к ней появляются
у детей лишь в процессе ежедневного общения
с природой. К.Д. Ушинский говорил: «...что
день, проведенный ребенком среди рощ
и полей... заменяет много недель на учебной
скамье». Поэтому среди разнообразных
методов и форм экологического воспитания
дошкольников ведущее место занимает
наблюдение. Почему? Во - первых, наблюдение
- метод чувственного познания природы.
Практикой дошкольного воспитания и педагогическими
исследованиями доказано, что правильная
организация чувственного восприятия
природы в естественной обстановке обеспечивает
формирование и развитие у детей отчетливых
представлений о животных и растениях,
о сезонных явлениях природы. Руководство
наблюдениями дает возможность научить
дошкольников ориентироваться на наиболее
значимые признаки наблюдаемых явлений,
обнаруживать взаимосвязи в природе. Во-вторых,
через наблюдения ребята имеют возможность
видеть растения и животных в среде их
обитания. В-третьих - наблюдение способствует
воспитанию любознательности, наблюдательности,
воспитывается любовь к родной природе.
В-четвертых наблюдение – это важнейший
источник знаний о природе. В процессе
наблюдения осуществляется разнообразная
мыслительная деятельность ребенка: поиск
ответов на поставленные вопросы, развивается
в детях важное умение – смотреть, видеть,
делать выводы и обобщения, сравнивать.
Многообразие явлений природы, которое
окружает дошкольников в помещении, на
участке детского сада и в ближайшем окружении,
позволяет организовывать разнообразные
наблюдения. Каждый раз нужно продумывать
форму, содержание, методы проведения
наблюдений. Ведь наша цель – пробудить
интерес, познавательную активность детей,
развить наблюдательность, желание и умение
смотреть на мир. И тогда наблюдение, как
целостный педагогический процесс, становится
совместной интеллектуальной деятельностью
воспитателя и детей, в которой умственные
действия взрослого направлены на планирование
и организацию наблюдения, на решение
воспитательно – образовательной задачи,
а умственные усилия детей – на полноценнее
восприятие объекта, на поиск и получение
нужной информации. Так как осмысленное
восприятие предметов зарождается рано,
то недостаточные знания и опыт маленького
ребенка не позволяют ему видеть существенные
их стороны. Яркие впечатления, особенно
получаемые от быстро меняющихся движущихся
предметов и явлений, - это результат непроизвольных
наблюдений детей. Педагогический процесс,
направленный на формирование наблюдения,
должен обеспечить постепенное накопление
и систематизацию знаний, а также становление
осознанного отношения наблюдателя к
наблюдаемому. Для успешного достижения
поставленной цели необходимо продумывать
и использовать специальные приемы, организующие
активное восприятие детей: задавать вопросы,
предлагать обследовать, сравнивать объекты
между собой, устанавливать связи между
отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств
и форм восприятия - зрительного, слухового,
обонятельного, тактильного, кинестетического
в процесс наблюдения обеспечивает полноту
и конкретность формируемых знаний.
Отношение к природе, возникающее в процессе
наблюдения, - это отношение к конкретным
объектам, которое лишь постепенно, при
систематической работе педагога с детьми,
принимает более общие формы и распространяется
на новые объекты. Практика показывает,
что в процессе наблюдения у детей формируются
разные оттенки отношения к природе.
Я.А.Коменский видел в окружающей природе
источник знаний, средство для развития
ума, чувств и воли. Очень важно вызвать
у ребенка положительное отношение к предметам
и явлениям природы. Самым действенным
средством для этого будут частые непосредственные
наблюдения. Такие наблюдения следует
проводить непосредственно в своей группе,
в природном уголке. В группе должен быть
создан природный уголок, в котором должны
быть определённые растения соответствующие
данному возрасту, его обитателями, а так
же должно быть оборудование в уходе за
ними, разнообразный материал для экспериментирования
и опытнической деятельности. Ухаживая
и наблюдая за обитателями уголка природы,
дети учатся заботливому и бережному отношению
к ним, узнают, чем и как их нужно кормить.
Ответная реакция животного на заботу
и ласку ребенка, его привязанность к ребенку,
воспитывает в детях доброту и сердечность.
Общаясь с животными, дети узнают много
нового, интересного из их жизни. Дошкольники
начинают понимать, что они могут творить
добро не когда-то в будущем, когда «станут
большими», а сегодня, сейчас.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну
жизни растений и животных, понимать красоту
родной природы и бережно относиться ко
всему живому - является целью экологического
образования дошкольников.
Для полноценного решения этих задач необходимо
определить задачи, содержание работы,
составить перспективный план, продумать
календарное планирование, учитывая возрастные
особенности детей. Одновременно пополнять
экологоразвивающую среду в группе, на
участке детского сада необходимыми предметами,
пособиями, растениями, объектами неживой
природы. Составить и разработать картотеку
прогулок, экологических игр, циклы наблюдений.
Все циклы наблюдений объединяют компоненты
умственного и нравственного воспитания:
дети сенсорно-чувственным путем приобретают
конкретные знания, которые обеспечивают
становление единственно правильного
действенного отношения к живым существам.
После проведенных наблюдений у детей
накапливается много впечатлений, которые
они выражают в рисовании, лепки, аппликации,
если в группах имеется большое количество
детских работ, то их можно использовать
на различных выставках и конкурсах.
Практика показывает, что необходимо существенно
поднять уровень экологического воспитания
не только у детей, но и у родителей, поскольку
именно семья дает первый опыт взаимодействия
с природой, показывает пример отношения
к объектам растительного и животного
мира. Следует активно привлекать родителей
к своей работе. Работу с родителями можно
проводить через домашние задания, экскурсии,
праздники, анкетирование, дни открытых
дверей, через просветительскую работу
в уголках для родителей: консультации,
листовки, фотовыставки. Благодаря использованию
компьютерной технологии, родители имеют
возможность быть в курсе всех экологических
событий и мероприятий детского сада,
папок передвижек, ширм, фотовыставок
и видеозарисовок. Они охотно откликаются
и принимают участие в подготовке выпуска
мини-книжек, альбомов о детях и их окружающем
мире природы.
После проделанной работы можно провести
диагностическое исследование детей и
выяснить как они усвоили материал, как
сформировались знания, умения, какой
опыт приобрели.
Разработанная нами диагностика экологических
знаний, умений, навыков детей позволяет
нам более объективно, более обстоятельно
и точно определить результат своей работы.
А результат виден в детях:
Так, приобщая ребенка к миру природы с
помощью наблюдения, мы развиваем различные
стороны его личности. Пробуждаем интерес
и желание познавать природное окружение,
вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой»
самостоятельной жизни животных, желание
им помочь, показываем уникальность жизни
в любой, даже самой причудливой форме,
необходимость ее сохранять, уважительно
и бережно с ней обходиться.
Таким образом, наблюдение в природе является
важным методом экологического воспитания
детей: оно позволяет пробудить чувства
к природе, развить наблюдательность,
сенсорные ощущения и, благодаря им - богатое
воображение. Наблюдение расширяет кругозор
детей, обогащает их мышление множеством
конкретных сведений о таинствах жизни
природы, учит беречь ее.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала -
Не наукой, а частью души!