Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 16:43, реферат
XXI век наречен мировым сообществом “Веком окружающей среды» в отличие от прошедшего XX века «столетия экономики». Это значит, что экологический «диктат» будет определять и экономику, и образование, и культуру. Живя в условиях глобального экологического кризиса, который обозначился во второй половине прошлого века, человечество делает вид, что ищет пути выхода из создавшейся ситуации. «Стихийное социально-экономическое развитие цивилизации ведет ее в тупик.
Введение
3
1
Экологическое воспитание студенческой молодежи
4
Заключение
18
Список литературы
Введение |
3 | |
1 |
Экологическое воспитание студенческой молодежи |
4 |
Заключение |
18 | |
Список литературы |
19 |
Экологическое воспитание - длительный многофакторный целенаправленный процесс формирования экологического сознания и экологической культуры Результатом экологического воспитания человека является формирование мотивов, потребностей, привычек целенаправленной экологического поведения и природоохранной деятельности, здорового образа жизни.
Основой экологического воспитания студентов является экологически ориентированная педагогика. Она охватывает принцип природовидповидности, экологии социальной среды, экологии внутреннего мира человека, экологизацию обучения и воспитания.
Идея принципа природовидповидности в педагогике принадлежит Я.А. Коменскому, который считал, что человек - это часть природы, которая живет по ее законам. Если в природе все происходит разумно и целесообразно, то и процесс воспитания и обучения надо строить природосоответствующем. Чтобы обучение было не только приятным, но и основательным, необходимо "придерживаться определенного порядка и последовательности в передаче знаний, с учетом возрастных особенностей ребенка, его интересов, его психики в целом.
На проблему принципа природовидповидности в связи с нравственным воспитанием обращает внимание Дж. Локк. Более эффективному использованию потребностей, интересов, склонностей человека поможет тщательное изучение ее природы, характера.
Ж.Ж Руссо твердо убежден, что формирование человека зависит от наличия трех факторов: природы человека, вещей ее и людей, которые ее окружают (средывища).
У Песталоцци наблюдается несогласие с Ж-Ж Руссо о том, стоит ли слепо следовать природе человека, или природу необходимо лишь учитывать. Песталоцци видел роль природосоответствующего воспитания в развитии всего положительного в человеке, нейтрализации негативного. С точки зрения природовидповидности он рассмотрел процесс обучения, главным моментом которого является наблюдение человека за предметами и явлениями окружающей его среды. Интересное определение обучения дал Песталоцци: Обучение - "искусство способствовать стремлению природы к своему собственному развитию".
Будучи последователем Песталоцци, А. Дистервег определил природовидновидность как самостоятельное развитие заложенных природой человеку задатков, основанные на законах природы и достигается упражнениями. Он высказывал мнение, что у каждого человека есть кроме "общечеловеческих" задатков индивидуальные. Задача педагога - осуществить гармоничное развитие задатков.
Экология социальной среды - это следующий компонент экологически ориентированной педагогики. Социальная среда бывает внутренней и внешней. Внутренняя - охватывает семью и среду высшего учебного заведения. Внешняя - общество, в котором живет человек. Однако, неблагоприятные современные экономические, политические, социальные условия в стране не способствуют созданию гуманного общества. На этот процесс мы повлиять не можем , чего нельзя сказать о внутреннем средовище.
Семья играет особую роль в воспитании. Это объясняется тем, что в течение жизни человек является членом нескольких коллективов, которые влияют на него, - классного, школьного, студенческого. Большие и малые сообществ могут меняться, по-разному влияя на детей .Неизменным остается лишь один коллектив – семья. Итак, причинами особой роли семьи в воспитании является устойчивость, постоянство, продолжительность семейного влияния, разносторонность воспитания (моральные качества, воспитание чувств, духовное становление ребенка и т.п.) В формировании личности человека, его взглядов и убеждений, выработке линии поведения значительную роль играет авторитет взрослого человека, родителей.
Воспитательный процесс - этот процесс, постоянно продолжается, и отдельные детали его реализуются в общем тоне семьи, создается собственной жизнью и жизнью родителей.
Основой для создания максимально благоприятной среды для эмоционального и нравственного формирования личности служит микроклимат семьи. Если в семье установились хорошие, дружеские отношения, гуманный подход к воспитанию детей, члены семьи живут насыщенной эмоциональной жизнью, то в семье царит атмосфера душевного здоровья. Известно, что эмоциональное начало пронизывает все стороны жизни человека. Однообразие, монотонность, нищета эмоционального опыта в детстве могут определять характер человека, стиль его поступков на протяжении всего жизненного пути.
Главной задачей педагогов университета как высшего учебно-воспитательного заведения является создание в студенческих коллективах атмосферы взаимоуважения, доверия, гуманности.
Американские ученые, изучая составляющие успеха эффективных школ, пришли к выводу, что источником различий в успеваемости учащихся является различие эмоционального климата школ, их культуры, в их качестве как социальных систем. Качественные особенности учебно-воспитательного процесса определяются средой учебного заведения. Это понятие многогранное. Оно включает в себя атмосферу в педагогическом коллективе, тип отношений в студенческом коллективе.
Личность преподавателя играет роль в деле воспитания и обучения. От того, какой стиль взаимоотношений со студентами он выбирает, какими личностными качествами обладает, насколько профессионально компетентный, зависит отношение студентов к учебе.
По мнению Грибановой, важным условием развития в учебном заведении творческого начала, а также его демократизации является формирование у каждого педагога установки на эмоциональную самоотдачу. Эмоциональный фактор необходим для воспитания положительного отношения человека к обучению.
Не допустимо обучение по принуждению, авторитарный стиль руководства со стороны педагога, так как у студентов вызывают такие негативные реакции, как страх перед преподавателем, страх получить отрицательную оценку, утрата интереса ко всему, что связано с учебной деятельностью.
Настоящее обучение основывается на совпадении студенческой свободы и преподавательской. От педагога зависит: станет для студента занятия только процессом передачи знаний или потребностью ума, души.
Глассер, исследуя взаимосвязь между удовлетворением психологических потребностей человека в условиях учебной среды и эффективности работы школы, пришел к выводу, что первое определяет второе. Большинство студентов не прилагают усилия для того, чтобы действительно учиться, из-за неготовности вузов идти навстречу удовлетворению их психо-эмоциональных потребностей.
Имеющиеся проблемы можно решить только в условиях личностно ориентированного обучения и воспитания, является основой создания гуманистических учебных заведений. По мнению Маслоу, гуманистическое учебное заведение создает условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого в соответствии с его природой. Решающим условием для здорового, многогранного формирования личности является обстановка полной и постоянной защищенности, когда негативные внутренние эмоциональные состояния сведены к минимуму.
Если социальную среду создают люди (родители, учителя, одноклассники, преподаватели, одногруппники и др.), то нельзя рассматривать проблему экологии социальной среды вне связи с экологией внутреннего мира человека.
Экология внутреннего мира человека связана с воспитанием высоконравственной личности, экологического сознания, экологической культуры, экологического мышления. Экологическое сознание можно определить как совокупность знаний, представлений человека о его взаимоотношениях, взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействия с миром природы. На этой основе формируются соответствующее положительное отношение к природе, а также осознание себя как ее части.
Лихачов, выделил важнейшие функции экологического сознания: просветительную, развивающую, воспитательную, организующую, прогностическую. Эффективная реализация в учебно-воспитательном процессе функций экологического сознания ведет к формированию у человека экологической культуры, которая включает экологические знания, заинтересованность в природоохранной деятельности, компетентное ее осуществления, богатство нравственно-эстетических чувств, эмоций, переживаний.
Формирование экологического сознания - длительный и постепенный процесс, предполагающий хорошо организованную систему, поэтапно проводимых мероприятий для усвоения экологических знаний и воспитание экологически правильного поведения. Ведущими элементами формирования экологического сознания являются: знания (усвоение основных научных понятий о природе, экологических проблем); осознание (воспитание сознательного отношения к окружающей среды); отношение (понимание природы как уникальной ценности и источника материальных и духовных сил человека); навыки, деятельность (участие в решении экологических проблем). Экологическое сознание можно успешно формировать на основе идеальной динамической модели будущего типа отношений общества и природы, отдельного человека и природы, основанной на понятии ноосфера. Внутренний мир каждого человека связан с ноосферой и влияет на нее.
Исходная позиция в развитии учения Вернадского о ноосфере - тот факт, что жизнь на Земле возникла (без уточнения источника его происхождения (божественного, вследствие, естественного отбора и др.)) и появился Человек - носитель разума (в этом учении слова "Человек", "Природа" пишутся с большой буквы). Каково место человека в процессе общепланетарного развития? "Влияние человека на окружающую Природу растет настолько быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И как следствие он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты будет направляться силой разума.
В эпоху ноосферы Человек сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимодействие, что даст возможность развиваться и обществу, и Природе. Итак, развитие биосферы происходит в интересах Человека, Природы. Решающий фактор этого развития - разумная деятельность Человека.
Есть разные толкования понятия "ноосфера", часто противоречащих толкованию Вернадского. Например, по мнению Тюрюканова, ноосфера становится более широкой оболочкой Земли, включая биосферу. Однако, Вернадский считал, что ноосфера расширяет границы биосферы. "Биосфера переходит в ноосферу - это не кризис, а взрыв научной мысли". "Ноосфера является результатом объединенных в единый поток двух наиболее революционных процессов современности - научной мысли, прогресса науки, техники и социальных отношений ".
На сегодня все более возрастает прикладное значение науки, возникают новые отрасли знаний. Структура научного знания сейчас воспринимается как проявление ноосферы. Итак, биосфера изменяется под влиянием человеческой мысли и человеческого труда.
Среди глобальных проблем человечества первостепенное значение приобрели сейчас проблемы экологии. Экология - это наука об отношениях растительных и живых организмов и созданных ими сообществ между собой.
Под влиянием продуктивной деятельности человека на нашей планете развиваются процессы, ухудшающие среду жизни живых организмов, пагубно влияющих на здоровье людей. Некоторые такие процессы, через необратимость перерастают в экологические бедствия, их последствия могут оказаться в разных регионах Земли в любое время, потому что всё в природе взаимосвязано. Никто никогда не может чувствовать себя в безопасности, если кем-то нарушается природное равновесие, причиняющее убытки биосфере, загрязняется окружающая среда. Человек должен осознать, что он часть природы, уничтожая природу, уничтожает себя.
Информация о работе Экологическое воспитание как педагогический компонент социализации личности