Эмансипация или юношеский максимализм?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 00:00, реферат

Краткое описание

Мы живем в самой большой, самой великой и весьма уникальной стране – России. За последние сто лет наше государство претерпело несколько очень важных революций, войн, и, конечно же - перестройку. События 1991 года вплоть до ухода Ельцина из правительства, по моему мнению, отразились на воспитании поколения, которое в то время росло, на наших родителях. Нравственные ценности поменялись. Когда они росли, у них была определенная идеология, они росли под знамением коммунизма.

Содержание

Вступление.......................................................................................................3 стр.
Обзор литературы и источников....................................................................5 стр.
Часть 1. «Эмансипация» и «юношеский максимализм»..............................9 стр.
Часть 2. Формирование мировоззрения у подростков в современном социуме..........................................................................................................15 стр.
Часть 3. Особенности социальных норм и ценностных ориентаций современного подростка..............................................................................18 стр.
Заключение....................................................................................................20 стр.
Приложения...................................................................................................22 стр.
Примечания...................................................................................................23 стр.
Список литературы........................................................................................25 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по обществознанию.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

Реферат по обществознанию

 

 

Влияние современного социума на формирование мировоззрения подростка: эмансипация  или «юношеский макисмализм»?

 

 

 

 

 

Реферат Ялышевой Екатерины,

ученицы 11 «А» класса

88-ой  средней школы

Калининского  района

Города  Санкт-Петербурга.

 

Учитель: Сибиряков

Павел Викторович.

 

 

 

 

2012 год.

Оглавление.

 

Оглавление......................................................................................................2 стр.

Вступление.......................................................................................................3 стр.

Обзор литературы и источников....................................................................5 стр.

Часть 1. «Эмансипация» и  «юношеский максимализм»..............................9 стр.

Часть 2. Формирование мировоззрения у подростков в современном социуме..........................................................................................................15 стр.

Часть 3. Особенности социальных норм и ценностных ориентаций современного подростка..............................................................................18 стр.

Заключение....................................................................................................20 стр.

Приложения...................................................................................................22 стр.

Примечания...................................................................................................23 стр.

Список литературы........................................................................................25 стр.

 

 

 

 

Вступление.

 

Мы живем  в самой большой, самой великой  и весьма уникальной стране – России.  За последние сто лет наше государство претерпело несколько очень важных революций, войн, и, конечно же -  перестройку. События 1991 года вплоть до ухода Ельцина из правительства, по моему мнению, отразились на воспитании поколения, которое в то время росло, на наших родителях. Нравственные ценности поменялись. Когда они росли, у них была определенная идеология, они росли под знамением коммунизма. Перестройка уничтожила эту идеологию, и я не хочу сказать, что коммунизм – хорошо, наоборот, он, во-первых, невозможен, а во-вторых, эта идеология была больше диктаторской, но она была, и люди стремились к чему-то, жили какими-то идеями. Были же: пионеры, октябрята, комсомольцы и коммунисты. Кто-то был за, а кто-то против подобной идеологии. На основе всего этого строилось определенное мировоззрение. А ведь именно в подростковом возрасте человек получает основу для будущей жизни. Именно к 18-ти годам у основной массы молодежи уже сформировывается свое мировоззрение. Государство, убрав ту идеологию, не дала никакой взамен. И какими сейчас идеями живут современные подростки? Высшее образование, семья, дети, карьера – да, это все потрясающе, но это не идеология.

 

 В последние  двадцать лет отношение подростков  к близким людям, к взрослым  и конечно к своим сверстникам  сильно поменялось. Мы же, сами подростки, частенько начинаем слышать от своих родителей, и вообще от окружающих нас взрослых такие термины, о которых раньше, в нашем возрасте никто из них и не задумывался. В своем реферате я хотела бы кратко проанализировать всяческие изменения поведения современной молодежи, а так же разобрать те термины, которые чаще всего слышу от мамы в свой адрес. Мне интересно во всем это разобраться, так как я сама являюсь подростком и мне не всегда до конца понятны слова моей мамы и рассказы бабушки об их молодости.

 

В своей работе я поставила несколько проблемных вопросов, опираясь на которые, я попытаюсь  ясно ответить на проблемный вопрос: каковы особенности социальных норм и ценностных ориентаций подростков в современном социуме?

 

Как в современном  социуме трактуют термин «эмансипация»?

 

Что подразумевается  под термином «юношеский максимализм»?

 

Почему современное общество часто использует это понятия по отношению к подросткам?

 

Почему в подростковом возрасте референтной группой для  подростка чаще всего являются сверстники?

 

Каково влияние общества на формирование мировоззрения у  подростка?

 

Таким образом, я хотела бы не только ответить на поставленные в работе вопросы, но и поделится с вами своим мнением.

 

Обзор литературы и источников.

 

Для написания реферата я  использовала следующие книги и  источники, которые помогли мне  ответить на поставленные вопросы: 

 

1) Дэвид Майерс «Социальная  психология» 

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2000 год. Из серии «Мастера психологии».

 

  Майерс является педагогом  и профессором мичиганского Хоуп-колледжа. Студенты своего педагога называют  выдающимся, так как он написал достаточно много книг по социальной психологии. Так же он издает свои статьи в более чем 20-ти журналах. Из этой книги мне нужны социальные суждения и убеждения подростка и влияние на него социальных групп.

 

2)Грейс Крайг «Психология  развития»

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2000 год. Из серии «Мастера психологии».

 

В этой книге описывается  то, как меняется мышление в ходе развития подростка, его влечение (физиологическое  развитие у девочек и мальчиков). Ярко показаны проблемы связанные с  сильными изменениями во внешности, как на них это влияет, как они это переживают, чего стесняются (адаптация к самому себе). Так же культурные и исторические факторы, которые влияют на развитие молодежи, то, что наше поколение очень чутко реагирует на общество, и от этого строится наша будущая жизнь (глава 12, стр. 558-598 и глава 13, стр. 599-644). Эта книга очень часто используется в ВУЗах для изучения психологии подростка (учебным пособием не является).

 

3) Мухина В.С. «Возрастная  психология»

Москва. 2002 год.

 

В этой книге показаны в  различных промежутках времени  разные преобразования  в развитии психики человека, возрастной особенности  ребенка. Есть анализ детства и подросткового  возраста человека, феноменология развития (что-то новое, особенное). Из всей книги мне нужны разделы «Отрочество» и «Юность», в них описаны нужные мне факты для работы, а именно условия и образ жизни, общения с противоположным полом, сверстниками и старшими (родителями, родственниками). Этому автору можно доверять, так как сама книга основана на работах, идеях и исследованиях многих хороших психологов, таких как Зигмунд Фпейд, Э. Кланеред, с чьими трудами я достаточно хорошо ознакомлена из внешкольной литературы.

 

4) Воспоминания  моих бабушки и дедушки о  временах СССР (их молодость).

Мой дедушка, Владимир Иванович Королев, родился 09.08.1949 года в городе Ленинграде, бабушка же родилась 13.09.1949 года на севере нашей страны, в городе Авриканда, Мурманской области. Они мне рассказали, как раньше молодежь общалась друг с другом, как относились люди друг у другу, какими идеями жили. Какие раньше были ценности у подростков, какими были взаимоотношения детей с родителями. Мои дедушка и бабушка жили в то время (1949-1991 года) и по сей день живут, и могут объективно сравнить молодежь своего времени и моих друзей, что мне очень поможет над анализом многих вопросов, поставленных в работе.

 

5) М.С. каган  «Философская теория ценностей»

Санкт-Петербург. Издательство «Петрополис» 1997 год.

 

Из этой книги  мне нужно описание эмоциональной  формы психической деятельности, как одной из важнейших ценностей человека. То, что все чувства человека, это уже счастье, а в подростковом возрасте человек испытывает самое большое количество эмоций за всю жизнь. Книга предназначена в большинстве для чтения на лекциях в ВУЗах, но при этом не является учебным пособием.

 

6) Куницына В.Н.  «Межличностное общение»

Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 2001 год.

 

В это книге  мне интересна информация о зарождении дружбы и вражды между личностями, одиночество, привязанность, семья. Книга состоит из трех разделов. В первом разделе («Психология общения») рассмотрены общетеоретические вопросы проблемы общения; во втором («Межличностные отношения и взаимопонимание») речь идет об отношениях между людьми, а третий раздел («Практические аспекты общения») посвящен аспектам общения в различных жизненных ситуациях (при публичном выступлении, в процессе деловых отношений в организациях, в процессе учебы, в медицинской практике, в семье). 

В. Н. Куницына —  одна из ведущих, высококвалифицированных специалистов в области социальной психологии.

 

7) Рубинштейн  С.О. «Основы общей психологии»

Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. Санкт-Петербург. Издательство «Питер» 1999 год.

 

Классический труд С.Л.Рубинштейна "Основы общей психологии" относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали "Основы..." настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших трудов по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность. Из этой книги мне нужны две главы, в которых описывается направленность личности, её идеалы, потребности, интересы, и самосознание личности, её жизненный путь.

 

8) Соц. опрос  на тему: «Значение денег в вашей жизни».

Этот опрос  я проводила среди подростков  15-19 лет.

Ответили так:  деньги имеют большое  для них  значение в жизни – 35% (35 человек); нейтральное отношение к деньгам (средство для удовлетворения материальных потребностей) – 54 % (54 человека); скептическое отношение к деньгам – 11% (11 человек).

 

Часть 1. «Эмансипация» и «юношеский максимализм».

 

Термин «эмансипация»  в социологии трактуется как –  «освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах»[1]. Существует так же такое понятие, как эмансипация несовершеннолетнего – объявление его полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства, либо суда, по достижении шестнадцатилетнего возраста. Этот термин находится уже в юридических рамках[2]. Однако мне кажется, что термин «эмансипация» мы, подростки и наше окружение, понимает не совсем верно. По моему мнению, это скорее наша завышенная самооценка, то есть эмансипация самооценки, так как подростки стремятся сформировать свою самооценку независимо от мнения окружающих людей. С.Л. Рубинштейн считает, что самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальный статус личности, является регулятором нашего поведения и деятельности[3]. Хотя стоит понимать, что самооценка – это не то, что изначально дано человеку, но то, что сама личность формирует. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного общения. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру[4]. Говоря простым языком, эмансипация – есть наша тяга к скорому взрослению, к приобретению таких же возможностей, как у взрослых, не только физических, но и моральных. Нам хочется ускорить некоторые жизненные ступени нашего развития, скорее окончить школу, университет, завести семью, но при этом мы много еще не понимаем, и взгляды на жизнь и жизненные проблемы у нас совсем другого характера, нежели у действительно взрослого и опытного человека.

 

В литературе термин «максимализм» - это крайность в каких-либо требованиях, во взглядах (когда или все или ничего, когда чрезмерно завышены претензии ко всему – миру, жизни, людям)[5]. Это своего рода подход к решению определенных проблем, бескомпромиссность в выборе мер, действий, призванных максимально приблизить поставленную цель.

 

Юношеский же максимализм, мне кажется, преобладает в определенной возрастной группе. Когда чувствуешь в себе силы спорить со всеми, отстаивая собственную точку зрения (разумеется, самую правильную). Но самое главное, что в нашем понимании есть либо «черное», либо «белое». Нет середины решения проблем: «Эти странные взрослые вечно усложняют, путают, не понимают. Мы так жить не будем». И вот мы мечемся в полной уверенности, что мы правы, а старшие – дураки. Все это – горячая юность, наш подростковый эгоизм и отсутствие жизненного опыта.

 

Юношеский максимализм проявляется  в желании иметь все сразу, прыгнуть «выше головы», бороться со всеми и против всех, протестовать, спорить, быть единственным не обычным и уникальным, отличаться от остальных своим мировоззрением, и всегда доказывая свою точку зрения быть уверенным, что она и только она есть правой. Доказать окружающим, «что не слабо» навешать блинов на штангу и, поднимая рухнуть с ней; выпить пол литра водки залпом; обогнать автобус, едущий от одной остановки до другой. Я могу привести ещё множество случаев связанных с проявлением юношеского максимализма, но мы и вы, взрослые, и так каждый день не раз сталкиваемся с подобным. Очень сложно судить хорошее ли это качество или нет, с одной стороны, мне кажется, что максимализм может стать хорошим стимулом для достижения заветных целей, ведь с его потерей опускаются руки и желаемое перестает казаться возможным. Пока мы уверенны в своей правоте, мы уверенны в себе, наша самооценка превышена, но в данном случае это даже больше плюс, чем минус. Юношеский максимализм свойственен в большинстве для молодых, здоровых и энергичных. Это наш свежий взгляд на старые проблемы. Чаше всего он принимает форму этакой наглости, шокирующей многих окружающих и позволяющий нам достигнуть высот, которых мы может и не достигнем. Но если есть ум и выдержка, то сможем достигнуть и удержать все это.

 

С другой стороны, по моему мнению, чрезмерная самоуверенность в себе, наглость – это все аспект неуважительного поведения к окружающим. Мы иногда начинаем себя считать крайне умными по сравнению с другими (по сравнению со своими друзьями, родителями, которые нас чаще всего не правильно воспитывают, по нашему же мнению), но это не есть правда. Далее мы теряемся в этой иллюзии. А самое главное, по моему мнению, не начать жить этой иллюзией в дальнейшем. Ведь можно сильно разбиться о свои грезы...

Информация о работе Эмансипация или юношеский максимализм?