Эмоциональная лексика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:
– кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс;
– программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики;

Вложенные файлы: 1 файл

переделанная 1 глава.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

В настоящее время проблема развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста приобретает ярко выраженный практический интерес. Как показывает практика, особую трудность дети испытывают, прежде всего, на этапе выражения эмоций в словесном плане в ситуации решения разнообразных задач.

В психологических исследованиях отмечено, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л. И. Божович,                  Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я .З. Неверович и др.), происходит развитие представлений ребенка о себе и другом                         (Т. А. Алексейкова, Е. А. Панько, Т. А. Репина, Е.О. Смирнова). Речь, вербальные обозначения эмоций необходимы для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний (Л.С. Выготский, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Я. Рейковский, П.М. Якобсон и др.).

Эмоционально-оценочная лексика встречается в словарном материале исследований, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста. В работах Г.Н. Бавыкиной, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Л.А. Пеньевской, Н.П. Савельевой, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной подчеркивается важность работы над словом на основе формирования конкретных знаний о предмете или явлении. В них содержание словарной работы включает бытовую, природоведческую лексику, слова отражающие труд детей и взрослых. В исследованиях, выполненных под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, доказана необходимость работы над словом в логике языка, что предполагает ознакомление детей с семантическими связями и отношениями в области лексики. В данных исследованиях вопросы обогащения речи детей дошкольного возраста эмоциональной лексикой специально не изучаются. Вместе с тем, в них раскрываются некоторые особенности развития эмоционально-оценочного словаря дошкольников, методы и приемы его формирования (Л.А. Колунова, А.И. Лаврентьева, Е.М. Струнина). Анализируется представленность слов эмоциональной оценки в художественной литературе (Л.А. Колунова, В.И. Яшина).

Исследованиями развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как А.Г. Арушанова Белякова Г.П., Вартаньян Э.А., Виноградов В.В., Ермолаев Б.А. и др. Этими авторами были получены данные, раскрывающие некоторые закономерности развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста. 

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.

Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:

– кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс;

– программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики;

–наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности художественной литературы, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на произведение, развиваемая у детей в процессе литературной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

Исходя  из этого, целью нашего исследования является выявление условий формирования эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является эмоционально-оценочная лексика детей старшего дошкольного возраста.

Предметом данного исследования является процесс развития эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста в результате ознакомления с художественной литературой.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:

1 ) изучить  литературу по проблеме  развития эмоциональной лексики;

2) подобрать диагностические методики для выявления развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста; 

3) провести экспериментальное исследование развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при соблюдении следующих условиях:

– активное использование разнообразных форм и методов работы по развитию эмоционально-оценочной лексики в процессе воспитания в разных видах деятельности;

– обогащение, имеющихся у детей знаний об эмоциях и чувствах и способах их лексического обозначения;

– обучение детей способам выражения эмоций.

Методологические основы.

1. Основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, единства борьбы противоположностей; принципы развития, взаимосвязи, детерминизма и др.).

2. Ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л. С. Выготского (о формировании высших психических функций, об актуальном и потенциальном уровне развития ребенка); А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна (о развитии психики в деятельности); принципиальные подходы в понимании специфики психического развития детей дошкольного возраста, отраженные в работах А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Подъякова. 

Кроме того, мы опирались на исследования, выполненные в области психологии и педагогики  по проблеме агрессивности (Л. С. Выготского, А. Адлера, А. Бандуры, И. А. Спиваковской, И. А. Фурманова, Л. Берковец, Р. Кэмпбелла  и др.)

Выстраивая формирующую работу мы базировались на авторов методики словарной работы Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие.

Методы исследования: анализ и обобщение материалов исследований, выполненных в области методики развития речи, детской, педагогической и специальной психологии по проблеме исследования; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ данных; методы интерпретации и статистической обработки результатов исследования.

Этапы исследования:

1 – констатирующий этап – проведение  первичной диагностики испытуемых, анализ результатов данного этапа;

2 – формирующий этап – изучение и формирование эмоционально-оценочной лексики детей старшего дошкольного возраста;

3 – контрольный этап – повторная  диагностика испытуемых, анализ  результатов всего исследования, оценка результативности программы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ №182 г. Чебоксары; в нем принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

 

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА»

 

Ле́ксика (от греч. λεξικός — «относящийся к слову», от греч. λέξις  — «слово», «оборот речи») — раздел науки о языке, изучающий значения слов. Также под этим словом понимают совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Например, лексика современного русского языка состоит более чем из полумиллиона слов [21, 56 c.].

По  социальному употреблению, происхождению  и функциональной направленности лексика  разделяется на пласты, между которыми нет жёстких границ. Все социальные преобразования в жизни общества отражены в лексике языка.

Словарный состав языка — наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний прежде всего закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур — всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль — стиль эпохи информационного развития.

     Лексика — весь словарный запас языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие.

В стилистической характеристике слова учитывается, во-первых, его принадлежность к одному из функциональных стилей или отсутствие функционально-стилевой закрепленности, во-вторых, эмоциональная окраска слова, его экспрессивные возможности [27, c.77].

Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Функциональный стиль - это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной в ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией, создающей определенную общую ее стилистическую окраску.

Многие слова не только называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти прилагательные эмоционально окрашены: заключенная в них положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального слова белый. Эмоциональная окраска слова может выразить и отрицательную оценку называемого понятия (белобрысый). Поэтому эмоциональную лексику называют оценочной (эмоционально-оценочной). Однако следует заметить, что понятия эмоциональные слова (например, междометия) не содержат оценки; в то же время слова, в которых оценка составляет само их лексическое значение (причем оценка не эмоциональная, а интеллектуальная), не относятся к эмоциональной лексике (плохой, хороший, гнев, радость, любить, одобрять).

Особенностью  эмоционально-оценочной лексики  является то, что эмоциональная окраска  «накладывается» на лексическое  значение слова, но не сводится к нему, функция чисто номинативная осложняется  здесь оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению.

В составе эмоциональной лексики  можно выделить следующие три  разновидности:

      1. Слова с ярким оценочным значением, как правило, однозначные; заключенная в их значении оценка настолько ярко и определенно выражена, что не позволяет употребить слово в других значениях. К ним принадлежат слова-«характеристики» (предтеча, провозвестник, брюзга, пустомеля, подхалим, разгильдяй и др.), а также слова, содержащие оценку факта, явления, признака, действия (предназначение, предначертание, делячество, очковтирательство, дивный, нерукотворный, безответственный, допотопный, дерзать, вдохновить, опорочить, напакостить) [39, 49 c.].

     2. Многозначные слова, обычно нейтральные  в основном значении, но получающие  яркую эмоциональную окраску  при метафорическом употреблении. Так, о человеке говорят: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона; в переносном значении используют глаголы: петь, шипеть, пилить, грызть, копать, зевать, моргать и под. [39, 50 c.].

     3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства: заключающие положительные эмоции - сыночек, солнышко, бабуля, аккуратненько, близехонько, и отрицательные - бородища, детина, казенщина и т.п. Поскольку эмоциональную окрашенность этих слов создают аффиксы, оценочные значения в таких случаях обусловлены не номинативными свойствами слова, а словообразованием [39, 50 c.].

Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок. Экспрессивность (от лат. еxpressio - выражение) - значит выразительность, экспрессивный - содержащий особую экспрессию. На лексическом уровне эта лингвистическая категория получает свое воплощение в «приращении» к номинативному значению слова особых стилистических оттенков, особой экспрессии. Например, вместо слова «хороший» мы говорим «прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный»; можно сказать «не люблю», но можно найти и более сильные слова: ненавижу, презираю, питаю отвращение. Во всех этих случаях лексическое значение слова осложняется экспрессией. Часто одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения (ср.: несчастье - горе - бедствие - катастрофа, буйный - безудержный - неукротимый - неистовый - яростный). Яркая экспрессия выделяет слова торжественные (незабвенный, глашатай, свершения), риторические (священный, чаяния, возвестить), поэтические (лазурный, незримый, воспевать, неумолчный).Особая экспрессия отличает слова шутливые (благоверный, новоиспеченный), иронические (соблаговолить, донжуан, хваленый), фамильярные (недурственный, смазливый, мыкаться, шушукаться). Экспрессивные оттенки разграничивают слова неодобрительные (претенциозный, манерный, честолюбивый, педант), пренебрежительные (малевать, крохоборство), презрительные (наушничать, холуйство, подхалим), уничижительные (юбчонка, хлюпик), вульгарные (хапуга, фартовый), бранные (хам, дурак).

Информация о работе Эмоциональная лексика