Эмпирические исследования особенностей формирования социальных отношений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования : Выявить эффективность сюжетно ролевой игры в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы социализации, проанализировать современное состояние изученности проблемы социализации дошкольников.
2. Выделить особенности сюжетно ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.
3. Определить условия социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
4. Выявить и экспериментально проверить уровни сформированности игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

сюжетно0ролевая игра как средство сощиализации детей старшего дошкольного возроста.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

№  
п/п

Фамилия, имя ребенка 

Критерии сформированности игровых  навыков 

Средний уровень 

Распределение ролей 

Основное содержание игры

Ролевое поведение 

Игровые действия

Использование атрибутики и предметов-заместителей

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

Аня С.

2

3

2

3

3

4

3

3

2

Коля М.

2

2

2

2

2

3

3

2

3

Денис П.

2

3

3

3

3

4

3

3

4

Антон Р.

3

3

3

3

3

4

3

3

5

Юля Л.

2

2

2

3

3

3

3

3

6

Лиза Т.

2

2

2

3

2

2

3

3

7

Вика П.

3

3

3

3

3

4

3

3

8

Данила К.

2

2

2

2

2

3

2

3

9

Маша Р.

3

3

3

2

2

2

2

2

10

Ваня К.

3

3

3

3

3

4

3

3

11

Лена П.

2

2

2

3

3

3

3

3

12

Маша С.

3

3

3

3

3

4

3

3

13

Вова Х.

2

2

2

2

2

3

2

2

14

Сережа М.

3

3

3

2

3

3

2

3


Таблица 1. Уровень сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента  
Зачастую игры детей (особенно мальчиков) сводились к малоупорядоченной двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом (например, игра в войну). Чем меньше возможностей для развития сюжета, тем больше в игре повторов, тем чаще проигрывался один и тот же эпизод. Дети порой настолько привыкали к стандартным играм со стандартными игрушками, что единодушно отвергали всякую попытку изменить или по-новому конкретизировать сюжет («Ты неправильно играешь!», «Не так надо играть!»).  
Например, Аня расставляет на ковре вокруг четырех маленьких коробок-столиков игрушки (кукол и зверей): это дети в детском саду. Большая кукла выступает в роли воспитателя: «Вова ! Не болтай ногами! Лена, ты почему хлеб накрошила на пол? Подбери и больше не сори! — сурово произносит Аня, «озвучивая» роль воспитателя.— А теперь все собрались и построились. Дежурные протирают столы. Сейчас все пойдем в лес».  
«Ой, Мишка спрятался! — продолжает девочка уже собственным голосом.— Он не хочет в лес! Его забрать хотели сегодня пораньше». «Мишка, мы тебе поможем! — сказали гномики (за гномиков Алина пищит тоненьким «добрым» голоском).— Мы тебя спрячем!»  
Игра продолжалась: гномики приносят волшебную палочку. Мишка становится очень маленьким и прячется в мышиную норку. Все дети и воспитатель уходят в лес, а Мишка остается в детском саду. Мышата и гномики показывают ему подземный ход, он пролезает через него и встречает свою маму. Вместе с мамой они идут к морю, собирают ракушки, встречают золотую рыбку и загадывают желания...  
В целом игра длилась более часа.  
Этот пример показал, как в игре девочки причудливо переплетались знакомые ей бытовые сцены и сказочные, фантастические события. Звучала ролевая речь (за различных героев) и повествовательная, выполняющая организующую функцию. В игре действовали игрушечные звери, куклы, воображаемые мышки. Сама Аня не брала на себя никакой конкретной роли, а поочередно выступала в ролях всех персонажей.  
Наблюдения показали, что режиссерская игра типична для детей, ограниченных в контактах со сверстниками: часто болеющих или вообще не посещающих детский сад. Они вынуждены играть одни — ведь у них нет партнера.  
Некоторые испытуемые играли в одиночку из-за трудностей в общении: это дети с выраженными дефектами речи, малоактивные, замкнутые, плохо адаптирующиеся к условиям дошкольного учреждения. Они склонны к уединению, неохотно отвечали на вопрос, во что они играют, прекращают игру и прячут игрушки, когда к ним подходят сверстники или воспитатель. Включенная в игру речь таких детей очень тихая, шепотная.  
Репертуар игр разнообразием не отличался. Инициатива по организации игры в основном принадлежала одним и тем же детям.  
Разделение детей в играх происходило по половому принципу: мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками. Совместных игр с участием, как мальчиков, так и девочек замечено не было.  
Стоит отметить, то факт, что четверо испытуемых детей находятся на уровне ниже среднего. Для этих детей характерно осуществление условных действий с игрушками и предметами заместителями, выстраивание их в простейшую смысловую цепочку. Данные дети вступали в кратковременное взаимодействие со сверстниками. По характеру дети с уровнем ниже среднего очень замкнутые, малообщительные. Совместной игре ребята предпочитают одиночную, т.е. игру с самим собой.  
Качественный результат констатирующего эксперимента представлен на рис. 1  
 
 
Рис.2 Распределение детей по уровням сформированности игровых навыков на констатирующем этапе эксперимента ( в %)  
Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводу:  
1.         Сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития: бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;  
2.         Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами;  
3.         Вопросу обогащения и организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в ДОУ не уделяется значительного времени.  
4.         Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам.  
 
2.2           Организация работы по обогащению представлений детей об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр  
Цель: разработка и апробация комплекса мероприятия по обогащению представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.  
Задачи:  
1.                Разработать комплекс мероприятий по обогащению представлений детей об окружающем мире;  
2.                Апробировать разработанный комплекс с детьми экспериментальной группы.  
Для организации формирующего эксперимента группа детей была разделена на две: экспериментальную и контрольную. Контингент испытуемых в обеих группах одинаковый как по полу, так и по уровням сформированности игровых навыков.  
Дальнейшая работа проходила с детьми экспериментальной группы.  
Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание-действие-общение.  
Первое условие игры, как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях.  
Свою работу мы начали с того, что провели с детьми беседу на выявление у детей интереса к игре. (Приложение 1)  
Следующий этап нашей работы был связан с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни, что и соответствует теме нашего исследования. Нами использовались следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:  
ü    Экскурсии;  
ü    Встречи с людьми разных профессий;  
ü    Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;  
ü    Беседы-рассказы с использованием иллюстративного материала;  
ü    Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;  
ü    Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни;  
ü    Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;  
ü    Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;  
ü    Этические беседы.  
Была разработана схема подготовки к играм детей . (Приложение 2) В данной схеме была отражена подготовка к играм, таким как «Семья», «Детский сад», «Школа», «Больница» . Как, показал констатирующий эксперимент, именно эти игры вызывают у детей наибольший интерес, но сюжеты данных игр однообразны. Также в схему были включены такие игры, как «Космонавты», «Путешествие в Арктику», «Строители».  
В ходе развития сюжета воспитатель давал совет, направленный на развитие игры: «маме» советовал пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащали содержание игры. В некоторых случая воспитатель так же был и участником игры и выполнял ведущую роль. В играх выполнение ведущей роли давало возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.  
Игровые интересы старших дошкольников характеризовались значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «банк», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство».  
В приведенном ниже описании длительной игры в «детский сад» находит отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.  
«... Аня провела с куклами зарядку, затем посадила их завтракать: «Давайте быстренько покушаем, а то надо идти на осмотр к врачу».  
После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривали детей.  
Юля : «У Алены есть хрипы, положите ее в постель и вызовите бабушку».  
Аня-«воспитательница» пошла звонить по телефону: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада».  
После медицинского осмотра «дети» пошли на «музыкальное занятие». Через некоторое время к играющим подошел Антон и спросил у «воспитателя»: «Можно мне поиграть в детский сад с вами?»  
Аня: «Ты будешь дядей Мишей, иди отремонтируй краны, потому что все время течет вода».  
Антон направился к противоположной стене комнаты и, взяв кубик, стал «чинить» кран».  
Большой интерес дети проявляли к играм «Путешествие по реке (озеру, морю)». Известно, что труд людей на реке является типичным для многих городов нашей страны. Поэтому ознакомление детей с рекой дает возможность показать связь труда речников родного края с трудом людей разных профессий, как нашего города, так и всей страны. Доступность наблюдения этого труда дает возможность детям представить и сам процесс труда, и взаимоотношения в нем взрослых.  
Роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях речников.  
Была проведена экскурсия в порт. Во время экскурсии воспитатель рассказывал детям о том, что порт — специальное место для стоянки судов. Территория порта большая. Его сооружения располагаются и на берегу, и на воде. Дети наблюдали прибытие и отправление от причалов грузовых и пассажирских судов.  
Во время экскурсии, с целью обогащения представлений детей о труде взрослых в речном порту дети наблюдали работу кассира, продавцов буфета, дежурного по вокзалу. При этом воспитатель подводил детей к мысли о важности труда людей разных профессий.  
Проведение экскурсии способствовало обогащению знаний детей, пробуждало у них любознательность.  
Последующее ознакомление с портом происходило с использованием иллюстраций и фотографий. Был организован просмотр фильма о работниках порта. В ходе просмотра дети наблюдали за пассажирским теплоходом. Они изучали, а затем повторяли название отдельных частей судна (борт, нос, капитанский мостик, трап, мачта). Так же дети видели работу матросов (матрос убирает и подает трап, делает приборку на палубе, объясняет пассажирам, как сойти на причал). При ознакомлении с работой матросов воспитатель обращал внимание детей на слаженность их действий, взаимопомощь, четкое выполнение всех команд капитана, заботливое отношение к пассажирам.  
Однако для более глубокого осознания труда речников, их взаимоотношений экскурсий, видеофильма, иллюстраций и фотографий недостаточно. Особое место занимает художественная литература, позволяющая дать ребенку достоверные знания, через призму которых он осознает наблюдаемые в жизни явления.  
Приведем пример занятия, в ходе которого были использованы отрывки из книг М. Маркова «Про Топку-моряка», Ф. Льва «Мы плывем на самоходке».  
Самый главный на судне — капитан. Ему подчиняются все члены команды. Он стоит на капитанском мостике, который называется ходовым: отсюда управляют ходом судна. Здесь и руль поварачивают, и тут все приборы, по которым можно определить, где находится теплоход, когда берегов не видно.  
Капитан видит впереди сигнальные огни — белый и зеленый. Он знает, что это идет навстречу самоходка с нефтью. А если видит только белый огонек, это значит, что идет пассажирское судно.  
Капитан видит: вдали мигает зеленый огонек. Он знает, что это маяк на берегу. Очень много должен знать капитан.  
После чтения, рассматривания иллюстраций дети отвечают на вопросы: Кто главный на судне? Кто подчиняется капитану? Что видит капитан с ходового мостика? Как он узнает, какие суда идут навстречу?  
Воспитатель. Вот ты, Антон, капитан, видишь: навстречу идет судно, а на мачте белый огонек. Что это за судно?  
Антон. Это пассажирский теплоход.  
Воспитатель. Правильно. Коля, а если на мачте были бы белый и зеленый огоньки?  
Коля. Это была бы самоходка. Она возит нефтепродукты.  
При рассматривании иллюстраций, изображающих различные суда, детям ставились вопросы: Какие бывают грузовые суда? Что они перевозят?  
Для обогащения игровых действий использовались беседы и рассказы детей об играх. В процессе рассказывания актуализировались детские представления, усиливалась работа воображения, возникали творческие игровые замыслы, совершенствовалась речь детей. Установление связи между занятиями, где дети рассказывали о своих играх, с игровым творчеством, взаимообогащало игровую и познавательную деятельность дошкольников. Детям, например, предлагалось рассказать, как они играли бы с игрушками (в набор входят катера, теплоходы, машины).

Вопросы воспитателя, обращенные к  детям в ходе игры, также способствовали ее обогащению и развитию. Так, построен порт, баржа. Вопрос «Куда же баржу буксируют? Что она повезет?» заставлял детей вспомнить, что они знают о движении по Волге. Эффективным приемом руководства детской игрой являлось использование карты-схемы Волги. Вместе с воспитателем дети вырезали и наклеивали контуры размещения области и города. Возле известных им городов, наклеивалось изображение того, что изготавливается в них, чем богат край. Так, возле г. Тольятти на карте-схеме изображены машины, возле нашего города — рыба, нефтехранилище.  
Одной из характерных игр детей подготовительной группы можно считать игру в «завод», которая должна способствовать формированию у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям.  
С этой целью детей знакомили с заводом. Завод — это золотые руки города. Дети узнали, что станки, машины, ракеты, самолеты, турбины, телевизоры, игрушки сделаны на заводах. В городе много заводов, и один из самых больших — завод «Тяжмаш».  
С целью формирования начальных понятий о самом производстве воспитатель предлагает детям подумать и рассказать, что же такое цех, какой он, кто работает в нем.  
Знакомство дошкольников с производственным процессом ограничивалось сборочным цехом, так как здесь более наглядно представлен и сам процесс, и результат труда многих людей. Полученные знания закреплялись на занятиях по конструированию.  
Чтение отрывка из книги В. Маяковского «Кем быть?» помогало детям представить работу в сборочном цехе. Мысль «Чего один не сделает — сделаем вместе» выражена в следующем отрывке:  
« Я гайки делаю, а ты  
для гайки  
делаешь болты,  
И идет  
работа всех  
прямо в сборочный цех».  
Чтобы дети осознали профессиональную роль рабочего, им было предложено рассмотреть иллюстрации к этой книге (художник Ю. Коровин) и рассказать, что делает рабочий, на каком станке работает, для чего он трудится.  
После повторного чтения, самостоятельного рассматривания иллюстраций детям предлагалось вообразить, как бы они действовали, если бы были рабочими. Знания, мысленные образы становились для детей стимулом, побуждающим к творческой игре. Постановка ребенка в позицию — ты рабочий (хотя и в предполагаемой ситуации) являлся одним из методов формирования у него интереса к труду рабочего.  
Дальнейшим шагом в развитии познавательного интереса являлась постановка перед детьми вопроса: Что из чего сделано? Дети узнали, что многие предметы, в том числе и «турбины» и «машины», изготовлены из металла. Вопрос «А где же берут этот металл, из чего и как его получают?» активизировал детскую познавательную деятельность.  
С целью формирования представлений о некоторых этапах процесса изготовления металла (сначала шахтеры добывают руду, из которой потом плавят сталь, а из нее изготавливают машины) детям было предложено рассмотреть иллюстрации к книге В. Соколова «Сталевар».  
Чтение художественных произведений о сталеварах, пояснения взрослых помогают детям осмыслить роль металлургов в трудовом процессе, понять, что одна из самых почетных профессий на земле — сталевары, которые делают очень важное дело — варят сталь.  
По мере развития ролевых игр типа «завод» у детей появлялась потребность в изготовлении предметов, нужных для диспетчера, сталеваров; сделать трубы, пропуска, защитные очки. Эти атрибуты дети готовили из бумаги, катушек. Описание игры «Постройка доменной печи» приведена в приложении  
В ходе игры перед детьми ставились задачи дальнейшего обогащения ее сюжета, применения тех знаний, которые они приобрели при знакомстве с трудом людей в порту и на реке. Детям предлагалось вылепить машины и подумать, в какие города нашей и других областей можно повезти продукцию «Тяжмаша». Игра в «завод» объединилась не только с игрой в «теплоход». Рядом с «заводом» дети строили больницу, где лечили рабочих, столовую, магазин, библиотеку. Таким образом, познания труда и отношений взрослых служило примером совместных действий в игре.  
Игра как деятельность, в которой разыгрываются воображаемые ситуации, дает ребенку возможность действовать не только в условиях настоящего времени, но и прошлого. Исполнение привлекательных ролей героев-воинов в играх способствует приобщению детей к событиям героического прошлого, воспитанию патриотических чувств.  
Однако бытующие в практике игры в «войну» нередко заканчиваются драками и, естественно, в таких играх воспитывается жестокость, грубость. Они наполняются бесцельными действиями, дети размахивают палками, кричат, и все, как один, подражают друг другу. Бессодержательные игры в «военных» не несут в себе определенных педагогических функций, не способствуют нравственному воспитанию ребенка. Поэтому взрослые часто стремятся отвлечь внимание детей от военной тематики, прибегают к запрещению этих игр.  
Воспитывая у детей патриотические чувства, прежде всего мы формировали у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.  
Детей мы знакомили с памятниками, которые увековечили подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники, установленные в нашем городе .  
Экскурсии к памятникам, рассматривание картин, чтение художественной литературы, беседы с детьми о воинах, встречи с ветеранами — способствовали воспитанию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.  
Особое место отводилось отбору художественной литературы. Художественная литература позволяла дать ребенку достоверные знания, через призму которых он осознавал явления, которые наблюдал в жизни. Поэтому обсуждение отрывков произведений, содержание которых способствовало появлению у детей сочувствия, сопереживания, является одним из приемов пробуждения интереса дошкольников к героическому (например, такие произведения, как В. Никольского «Солдатская школа», Л. Кассиля «Твои защитники» и др.).  
Под влиянием рассказов о воинах возникали игры детей. Сначала воспитатель организовывал военно-спортивные игры, в которых дети отражали мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков. Детям предлагалось выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения выполнялись на участке детского сада. «Командир» (сначала эту роль берет на себя воспитатель) следил за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечалось лучшее исполнение роли, поощрялись достижения нерешительных детей. Повторение упражнений с тем, чтобы добиться нужного результата, способствовало формированию у детей целеустремленности, настойчивости.  
Исполнение ролей «солдат» требовало от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» — отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» также должны быстро действовать, уметь выполнить задание.  
Перед каждой игрой, с детьми проводился разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Так как в таких играх принимали участие не только дети экспериментальной группы, то важное значение имело согласование действий детей. Руководство взрослого, который передавал детям свой нравственный опыт, приобщая к социальной жизни взрослых, в этих играх играло особую роль. Общение со взрослым в игре помогало детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняли. Чтобы придать игре целенаправленнный характер, была разработана карта-схема. Воспитатель изготовлял ее с детьми, намечал, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечали свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждали их, чертили карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Выделены и те объекты, которые надо преодолеть, — узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).  
В игре использовались те основные движения, которые предусмотрены программой. Например, в игре «Переправа через мост» — ходьба приставным шагом по скамейке; в игре «Танкисты» — катание на двухколесном велосипеде по прямой, повороты направо и налево; в игре «Что умеют солдаты» — прыжки в длину с места — 60—70 см.  
В такой взаимосвязи сюжетно-ролевой и спортивной игр заложены возможности совершенствования движений ребенка, а также повышения двигательной активности, что особенно актуально в настоящее время. Сам фактор физической тренировки в сюжетно-ролевых играх способствует проявлению волевых качеств: самостоятельности, решительности, настойчивости.  
Новыми играми среди дошкольников стали такие как «Салон красоты», «Хлебопекарня», «Школа», «Супермаркет» и др. С целью обучения детей устанавливать взаимоотношения и действия в процессе этих игр, развивать сюжет были разработаны схемы построения ролевого диалога. (Приложение 4)  
С целью поддержание состояния удовольствия и радости у детей, улучшение их психоэмоционального самочувствия и раскрепощения, разностороннего развития детей в игровой деятельности была проведена игра по мотивам любимого детям мультфильма «Человек-паук». (Приложение 5 ).  
Не оставили мы без внимания и работу с родителями и педагогами ДОУ.  
С целью выработки системы формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте с педагогами ДОУ была проведена деловая игра на тему «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста». (Приложение 6). Было проведено анкетирование воспитателей. (Приложение 7)  
Участие родителей в педагогическом процессе по ознакомлению детей с окружающим обеспечивало непрерывность этого процесса, и в большей мере формировало опыт эмоционального отношения ребенка к миру в силу близости общения взрослых и детей.  
С целью повышения уровня педагогической культуры родителей было проведено родительское собрание «Игра – не забава». Для выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома использовалось анкетирование родителей.  
Итак, проведенная работа на формирующем эксперименте позволила сделать следующий вывод: расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире повысили интерес детей к совместным играм, создали благоприятную почву для развития сюжета игр.  
2.3           Определение динамики сформированности игровых навыков  
Для определения эффективности проделанной нами на формирующем этапе эксперимента работы был проведен контрольный эксперимент. На данном этапе использовалась та же диагностируемая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Контрольная диагностика проводилась с детьми, как экспериментальной, так и контрольной групп.  
Результаты диагностики отражены в таблицах 2 и 3.  
Таблица 2. Уровень сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

№  
п/п

Фамилия, имя ребенка 

Критерии сформированности игровых  навыков 

Средний уровень 

Распределение ролей 

Основное содержание игры

Ролевое поведение 

Игровые действия

Использование атрибутики и предметов-заместителей

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

Аня С.

3

3

3

3

4

4

4

3

2

Коля М.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Денис П.

3

4

4

3

4

4

3

4

4

Антон Р.

4

3

4

3

4

4

3

4

5

Юля Л.

2

2

2

3

3

3

3

3

6

Лена П.

2

2

3

3

3

3

3

3

7

Сережа М.

3

3

3

3

3

3

3

3


 

Таблица 3. Уровень сформированности игровых навыков у детей контрольной  группы на контрольном этапе эксперимента

№  
п/п

Фамилия, имя ребенка 

Критерии сформированности игровых навыков

Средний уровень 

Распределение ролей 

Основное содержание игры

Ролевое поведение 

Игровые действия

Использование атрибутики и предметов-заместителей

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1

Лиза Т.

3

3

2

3

2

2

3

3

2

Вика П.

4

3

4

3

4

4

3

4

3

Данила К.

3

3

3

3

3

3

2

3

4

Маша Р.

3

3

3

2

2

2

2

2

5

Ваня К.

3

3

3

3

3

4

3

3

6

Маша С.

3

3

3

3

3

4

3

3

7

Вова Х.

2

2

2

2

2

3

2

2

                       

Анализируя наблюдение за игрой детей, стоит отметить тот факт, что одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Например, одна из любимых игр детей «Как будто мамы нет дома».  
Сергей. Я — дедушка. Я на работу пошел. У нас там ясли строятся.  
Вова. Давай отнесем Аленку в ясли.  
Антон. А кто там с ней будет?  
Сергей. Воспитатель. (Берет куклу Аленку и передает ее воспитателю, а через некоторое время забирает куклу).  
Сергей. Уже вечер. Скоро мама придет с работы.  
Вова. Ты принес Аленку? Будем сейчас ужинать.  
Антон. У меня уже все готово, давайте ужин Аленке (ставит на стол тарелку с едой).  
Все поели, благодарят дедушку: «Спасибо, дедушка!»  
Сергей. Я в магазин пойду, что-то куплю Аленке.  
Антон. Я пойду куплю телевизор. (Взял кубик, прикрепляет к нему «детали» от телевизора). Готов!  
Вова. Выключи телевизор, дочке спать пора.  
Наиболее популярными у детей обеих групп по - прежнему, оказались традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. Сюда же входили такие варианты игр, как «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши», «Охотники за привидениями». В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.  
Многие дети контрольной группы называли роли, старались выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли (дочки или матери). 20 % детей выделяли правило, по которому нужно действовать, однако большинство из них не могли придерживаться правил, ограничивающих спонтанную активность, т. е. делали то, что по роли делать нельзя. Интересно, что не все дети умели пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог. Игра однообразна. Это, как правило, повторы одних и тех же операций, что характерно для процессуальной игры детей раннего возраста. Наблюдения показали, что дети контрольной группы не могут элементарно развить сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из ролевой позиции.  
Дети экспериментальной группы нередко использовали в своих играх сюжеты из телевизионных фильмов и воспроизводили роли экзотических телевизионных героев (человек-паук, привидения и др.).  
Анализ показал, что дети экспериментальной группы вполне справляются со стоящими перед ними задачами игры. Увлечение игрой детей данной группы вызывало новое отношение детей к занятиям и к разным видам труда. Становилось заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отстать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения.  
Дети в процессе игры сообща вырабатывали правила поведения, приучались смело выражать свое мнение, прислушивались к мнению других.  
Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков отражена на рисунке 2 и 3.  
 
Рис. 2 Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков у детей экспериментальной группы  
 
Рис. 3 Индивидуальная динамика сформированности игровых навыков у детей контрольной группы  
Как видно из гистограмм, в экспериментальной группе произошли изменения в уровнях сформированности игровых навыков. А именно, двое детей Денис и Антон, улучшили свои результаты до высокого уровня сформированности. Двое детей поднялись с уровня ниже среднего до среднего уровня. Трое детей, по–прежнему остались на прежних уровнях сформированности.  
В контрольной группе изменения в уровне произошли, лишь у одного ребенка. У остальных детей наметилась положительная тенденция к овладению игровыми навыками.  
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.  
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.  
Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.  
В данной исследовательской работе был рассмотрен вопрос обогащения представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы.  
В первой части исследования мы рассмотрели научно – теоретические основы развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.  
Во второй, практический части исследования, нами был организована и проведена опытно-экспериментальная работа. В начале этой работы мы выявили уровни сформированности у 14 детей подготовительной группы навыков игровой деятельности. Результаты показали, что большинство детей находились на среднем уровне. По данным констатирующей диагностики был организован и проведен формирующий эксперимент. В ходе формирующего эксперимента нами был разработан комплекс мероприятий по обогащению детей экспериментальной группы представлений об окружающей жизни.  
Для определения эффективности работы на формирующем этапе эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы произошли изменения в повышении уровня сформированности игровых навыков, но эти изменения не значительные. Данный факт говорит, о том, что исследовательская работа проходила в слишком малые сроки.  
Итак, развитие сюжетных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.  
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.  
Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.  
Наша опытно-педагогическая работа еще раз подтвердила выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между разнообразной деятельностью детей, об использовании эпизодического тематического планирования программного познавательного материала, о проведении игр-занятий в одном развивающемся сюжете. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному усвоению знаний на занятиях, развития сюжетных игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.  
Таким образом, гипотеза о том, что развитие сюжетно-ролевых игр дошкольников подготовительной к школе группы будет более успешным при соблюдении определенных условий, подтвердилась.  
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
1.                Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание – 1990 – №2-13-17с.  
2.                Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991-207с.  
3.                Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.  
4.                Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.  
5.                Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983-211с.  
6.                Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963-305с.  
7.                Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960-87с.  
8.                Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975-142.  
9.                Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321.  
10.           Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.  
11.           Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. – М., 2000-57.  
12.           Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. –М.: Просвещение, 1987 – 174с  
13.           Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. – М., 1989-121.  
14.           Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. – М., 1978-327.  
15.           Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-51-57.  
16.           Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования каждого / Под ред. доктора психологических наук, академика Ю.М. Забродина. – М: Просвещение, 1994.  
17.           Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка.- М.: Просвещение, 1980-64с  
18.           Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000-405.  
19.           Курочкина И.Н. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса // Дошкольное воспитание. – 2001. – №5-80-83.  
20.           Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3-25-27.  
21.           Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145.  
22.           Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-175с.  
23.           Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997-127.  
24.           Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29  
25.           Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М., 1993-87.  
26.           Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.А. Михайленко. – М., 1986-145.  
27.           Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986-236.  
28.           Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1976-327.  
29.           Флегонтова Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. – М.,2000.  
30.           Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1999-300с.

 




Информация о работе Эмпирические исследования особенностей формирования социальных отношений у детей дошкольного возраста