Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:49, курсовая работа
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества-Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I. Формирование личности ………………………………..7
РАЗДЕЛ II. СМИ и их влияние на формирование и развитие личности……………………………………………………………….10
РАЗДЕЛ III. Эмпирическое исследование влияния интернета на формирование личности ……………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..22
Как подчеркивает Э. Фромм, большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе.
Таким образом, ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности.
В философии ценностные ориентации определяются как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в виде общественного идеала.
В социологии ценностные
ориентации и ценности
РАЗДЕЛ II. СМИ и их влияние на формирование и развитие личности
2.1 Телевидение
XX столетие по праву
считают веком автомобилей,
На протяжении последних
десятилетий телевидение
СМИ являются также источниками
пошлой информации, порнографии. В телевидении
транслируется множество
Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:
СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод"
средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;
служит для взаимного информирования властей и населения;
снимают социальную напряженность;
Проведено социологическое исследование для изучения содержания телепередач, транслируемых центральными телевизионными каналами, и определения особенностей их влияния на жизненные перспективы учащейся молодёжи.
Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра фильмов и передач показал, что учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы развлечься. В то же время глубинный (факторный) анализ показывает, что телевидение для молодых людей является источником целенаправленного получения информации и способом эмоциональной разрядки. Отношения молодёжи к агрессии, насилию, представленных на телеэкране, показывает следующее: в среднем учащиеся, ежедневно видят не менее 10 сцен насилия; вопреки сложившемуся мнению, согласно которому молодежь предпочитает смотреть агрессивные сцены, большинство респондентов относится к подобным сценам равнодушно, либо их отвергают. Телевидение сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.
Особенно чувствительны к влиянию телевидения молодые люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков.
В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам телевизионной информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д.
Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.
2.2 Пресса
Всё большее влияние на развитие личности с подросткового возраста начинают оказывать средства массовой информации и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств информации на подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи.
Интерес к газетам и
журналам, предназначенных не только
специально для детей, но и для
взрослых, начинает проявляться обычно
с подросткового возраста. И тут
важны количество и качество той
информации, которая размещена на
страницах периодических
На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.
Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном состоянии по сравнению с другими средствами массовой информации среди подростков. За последние несколько лет в силу ряда причин произошло общее резкое сокращение тиражей периодических изданий. Трудности печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета. По данным журналистов России за последние восемь лет произошел общий восьмикратный спад тиражей российских печатных СМИ (центральной прессы - в 15 раз). Кроме того, серьезно изменилась структура потребления периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет.
Согласно опросам
2.3 Интернет
Сегодня наряду с видеоиграми популярным время провождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, если хотите, цивилизованности человека. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером. Современное состояние дел таково: если в середине-конце 90-х годов в числе наиболее частых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером потеснило прежние увлечения. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, упоминают компьютер, Всемирную сеть Интернет, практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями. Что такое Интернет? «Интернет – это глобальная компьютерная сеть, предоставляющая огромные свободы пользователям». Но сейчас, это уже нечто большее, чем просто сеть. Теперь Интернет стал еще и источником, через который террористы организовывают теракты, через который продают наркотики, через который продают детей. В Интернете есть пристанища тысячи извращенцев и психически неполноценных личностей.
Более 54% пользователей Интернета уверены, что сеть оказывает положительное влияние на их жизнь, но 46% ощущают негативное влияние Интернета. Эта часть пользователей опасаются отрицательного влияния «сетевого образа жизни» на свое здоровье и физическую форму. Они чаще всего замечали негативное влияние Интернета на состояние их рук и пальцев, на режим сна, зрение. А молодежь от 14 до 34 лет, которая более склонна видеть в сети сильный положительный фактор, при этом значительно чаще жалуется на порчу зрения и осанки из-за долгого сидения за компьютером.
Что же такое Интернет глазами
подростка? Прежде всего – это
средство развлечения, а уж потом
источник знаний и помощник в учебе.
Да и, честно говоря, не все второе применяют.
Очень малый процент подростков
используют компьютер и Интернет
в учебных целях. Большая часть
подростков проводят огромное количество
времени в различных чатах
и форумах, что, по их мнению, расширяет
кругозор и мировоззрение. Но ведь на
самом деле это совершенно не так.
От этого они становятся только глупее
и ограниченнее – в общении
и в свободе в целом. Это
уже в некоторых случаях
Если зрение, слух могут
испортиться посредством
Информация о работе Эмпирическое исследование влияния интернета на формирование личности