Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 12:03, реферат
Успехво многом зависит от личности самого педагога-исследователя. Безусловно, его интеллект, специальные психолого-педагогические знания играют решающую роль в определении результатов научной работы. Однако исключительно много зависит от уровня развития нравственных качеств исследователя: уважения того, что уже сделано по проблеме другими, скромности, объективности в оценке личного вклада в коллективную работу и др.
Успех во многом зависит от личности самого педагога-исследователя. Безусловно, его интеллект, специальные психолого-педагогические знания играют решающую роль в определении результатов научной работы. Однако исключительно много зависит от уровня развития нравственных качеств исследователя: уважения того, что уже сделано по проблеме другими, скромности, объективности в оценке личного вклада в коллективную работу и др.
Наука требует огромного трудолюбия, работоспособности, длительного умственного напряжения. Эти качества существенно влияют как на проведение теоретического, экспериментального исследования, так и на процесс обобщения его результатов, внедрения научных рекомендаций в педагогическую практику. От того, насколько полно изучены работы предшественников, зависит не только дань уважения, признания их вклада в разработку той или иной проблемы, но и качество ее разработки.
Исключительной
Любовь к науке, исследовательскому труду в конечном счете выливается в открытия высокого ранга. В самом деле, только любознательность, стремление выявить истину может побудить исследователя “выйти за рамки темы”, увлечься научными проблемами, неожиданно возникшими в ходе исследования, на стыке различных наук и т. д. Но именно эти проблемы нередко бывают теми научными находками, которые составляют золотой фонд науки. Когда исследовательский труд в радость, эффективность научных изысканий возрастает многократно.
Принципиальность
Нравственные качества исследователя как бы вплетаются в ткань его научных изысканий, в истину. Поэтому не случайно среди наиболее важных характеристик личности исследователя эксперты, как правило, отмечают именно их.
В процессе научного поиска
педагог-исследователь вступает в
непростые отношения с
Как показывает практика, проблем
здесь возникает немало. Так, современные
психолого-педагогические исследования
все в большей степени требуют
коллективных усилий. Это обусловливается
чрезвычайно сложным объектом исследования,
необходимостью накопления большого объема
экспериментального, эмпирического, а
нередко и теоретического материала.
Все это ставит отдельного исследователя
при решении конкретных прикладных
научных задач перед множеством
аргументов, фактов, данных, осмыслить
которые всесторонне и глубоко
в относительно короткий промежуток
времени предпочтительнее, используя
коллективный разум, интеллект научного
коллектива. Не случайно, наиболее фундаментальные
открытия, постоянные научные успехи
сопутствуют не отдельным авторам,
а педагогическим коллективам, сумевшим
сформироваться в творческий монолит,
в котором царит дух
Психологическая атмосфера авторского коллектива, несомненно, оказывает огромное влияние на результаты исследований, и научный труд каждого члена коллектива несет на себе ее отпечаток.
В то же время престиж ученого связан с его личным вкладом в науку. Возникает вопрос: “А где же грань, отделяющая личные достижения от достижений научного коллектива?” Она в известной мере условна. Так, при написании диссертации по требованию Высшего аттестационного комитета России назначается научный руководитель, по ее структуре и содержанию высказывают свои мнения рецензенты, основные положения диссертации обсуждаются на конференциях, заседаниях кафедр, семинарах аспирантов, активно участвуют в обсуждении результатов научной работы аспиранта (соискателя) члены предметно-методических секций. Как показывает опыт, в результате этой работы помощь диссертант получает немалую. В диссертационной работе, таким образом, воплощается дух, интеллект коллектива кафедры, на которой она выполнялась. Но диссертация, согласно требованию “Положения... ВАК” должна быть самостоятельным исследованием. В принципе так оно и есть. Вклад каждого члена кафедры в общий итог, в выработку концепции, написание диссертации может быть не очень заметным, но в итоге все же диссертант как бы аккумулирует в своем научном труде помощь, мнение окружающих людей.
Наконец, диссертация защищена. Соискатель незаметно для себя превращается из робкого начинающего ученого в человека с ученой степенью, чье имя стоит, и стоит по праву, на обложке защищенного труда. Автор начинает активно пропагандировать результаты исследования, выступать на конференциях, писать научные статьи, учебные пособия и т. п. В этот период особенно проявляется лицо, этика исследователя. Не все, к сожалению, последовательно отдают должное своим научным руководителям, членам кафедры, коллегам по работе. У некоторых все чаще и чаще звучат нотки “Я”, появляется налет пренебрежительности к мнению, точке зрения коллег, “забывается”, что у источников той или иной научной идеи стоит конкретный ученый, член кафедры и т. д.
Нередко о том факте, что
концепция диссертации, общее направление
исследования подсказана диссертанту,
знают только два человека – диссертант
и личность, выдвинувшая эту идею.
Все это не только не снимает, но
усиливает суть проблемы: этично, благодарно
относиться к научному роднику –
коллективному разуму. Только в этом
случае этот родник не иссякнет, останется
чистым, благотворным. Авторитет ученого
только возрастет, если он скажет публично
слова признательности коллегам
за ту или иную помощь в науке. Одновременно
возрастет и внутренняя удовлетворенность
людей, которые щедро делятся
своими мыслями, “раздают” свой интеллект,
помогают диссертанту при написании
работы. Все это сплачивает коллектив,
создает в нем благоприятную
социально-психологическую
Наука – это непрерывный
поиск, столкновение мнений, научных
идей. Важно, чтобы это не превращалось
в столкновение личностей, а тем
более научных коллективов. Иначе
под видом развития науки, принципиальной
борьбы мнений начинается утонченное
сведение личных счетов, ориентация исследователей
не на истину, а на межличностные
отношения. Все это разъедает
науку как ржавчина железо, снижает
эффективность научного потенциала,
создает конфликтные ситуации, негативно
сказывающиеся на эффективности
научной деятельности, на психическом
здоровье людей. Причем более развитый
в интеллектуальном отношении человек
оперирует и более утонченными
средствами, приемами нарушения профессиональной
этики. С этими действиями бороться,
уличать в них особенно трудно.
Поэтому высокая
Психология и педагогика
развиваются исключительно
Этичное отношение к истории психологии и педагогики, к людям, стоявшим у истоков этих наук, – не только моральный долг ученого, но и необходимое условие эффективности психолого-педагогического исследования. Это и понятно, как уже говорилось ранее, наиболее глубоко, всесторонне познать то или иное явление можно в единстве исторического и логического подходов. Знание истории развития идеи помогает глубже понять ее сегодняшнее состояние. Поэтому нынешнее поколение психологов и педагогов не только признательно исследователям за сделанное в прошлом, но и за их вклад в настоящее и будущее психологической и педагогической наук.
Опора в современных исследованиях на выводы, достижения предыдущих поколений исследователей воспитывает современных молодых представителей психолого-педагогической науки в духе почитания достижений этих людей, этичному отношению к уже сделанному.
Психолого-педагогическое исследование – это всегда работа с людьми. И в этом отношении исследователь должен быть в высшей степени этичен и корректен. Доброжелательность, стремление помочь проникнуть в психологическое состояние респондентов, терпение, выдержка и другие качества – необходимые компоненты этики педагога-исследователя, его психолого-педагогической культуры.
Внедрение результатов исследований
в педагогическую практику этично по
своей сути. Так, например, применение
в целях профессионального
Естественно, с высоты своей эрудиции педагог-исследователь не может не видеть те направления работы, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Некоторые из них в этой ситуации неоправданно выпячивают свое “Я”, свои знания, свою личность, как бы невзначай, мимоходом, бессознательно подчеркивая преимущество перед коллегами, особенно не имеющими ученых степеней и званий. Грань эта чрезвычайно тонка, но она, как показывает опыт, постоянно проявляется в жизни.
Внедрение в процесс обучения и воспитания недостаточно продуманных, сомнительных рекомендаций наносит непоправимый вред педагогике, порождает недоверие к научным выводам и предложениям. Поэтому долг исследователя, не взирая на сроки, научные и организационные трудности, выполнить экспериментальную работу качественно, добросовестно, действуя по добротному русскому принципу: семь раз отмерь, один раз отрежь. Скоропалительные результаты, поспешные выводы и рекомендации для педагога-исследователя противопоказаны.
Личная организованность, подтянутость, образцовый внешний вид крайне необходимы педагогу. В период исследования он находится в центре внимания людей, на него устремляются сотни глаз, невольно копируя, подражая многим элементам его внешнего вида, поведения. Важно, чтобы этот процесс имел только положительную направленность.