Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: доказать эффективность этимологического анализа слов в повышение орфографической грамотности.
Объект исследования: словарные слова в учебниках русского языка, изучаемые с помощью этимологического анализа.
Предмет исследования: этимологический анализ слов.
Гипотеза: применение этимологического анализа слова на уроках русского языка способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов, углубляет знание языка, повышает интерес к нему.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Этимологический аспект структуры слова
1.1 Этимология как наука. с.4-7
1.2 Обзор исследований, посвященных этимологическому
анализу слова. с.8-11
Глава 2. Этимологический анализ слов как методический
прием при обучении орфографии.
2.1 Система упражнений к работе со словарными словами. с.12-16
2.2 Этапы работы по развитию орфографической грамотности
с применением этимологического анализа слова. с.17-23
Заключение с. 24
Список литературы с. 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 342.74 Кб (Скачать файл)

1. Предпочтительнее заучивать за один раз правописание не отдельных лексем, а групп этимологически родственных слов, обычно не более 2-4.

2. При объяснении и проверке целесообразнее обращать внимание учащихся

не только на формальное сходство этих слов (совпадающее буквосочетание),

но и на семантическую связь между ними (общую сему, то есть элемент лексического значения).

3. В первую очередь предъявлять наиболее простое с точки зрения орфографии слово, которое станет проверочным для других. Остальных участников «этимологической цепочки» располагать в соответствии с понятными для школьников словообразовательными и семантическими связями.

4. На каждом уроке (систематично) выделять время для сообщения занимательных сведений по этимологии изучаемых слов.

Субъективное восприятие учащимися информации как интересной способствует прочности запоминания.

5. Одновременно с этимологическим анализом делать словообразовательный

Разбор гнезд, таким образом решаются две важнейшие задачи - мотивационное запоминание правописания и умение «видеть» словообразовательную структуру слова.

6. Благодаря мотивированному понимаю лексических значений слов обязательна работа по устранению речевых ошибок учащихся, например,

используя задания следующего типа во время урока русского языка:

«Можно ли говорить: старый ветеран, биография жизни, свой автограф,

Гербарий растений, повторная репетиция, собственная биография. (Нет, это

тавтология, например- ветеран- старый (лат. яз.)».

7. Составить совместно с обучающимися этимологический словарь по

темам и т.д.

Есть у использования этимологии на уроках русского языка еще один плюс:

Эта работа существенно повышает интерес учащихся к предмету. Так, исследование Н.А. Подшибякиной, проведенное в 80-е годы XX века под руководством известного методиста З.А. Потихи в 4-6-х классах (ныне это

5-7-е классы), показало, что регулярное сообщение учащимся этимологических сведений даже без связи с правописанием увеличило в течение одного учебного года количество школьников, которые считают уроки русского языка интересными, с 8 до 52,7%.

 

2.2. Этапы работы по развитию орфографической грамотности

с применением этимологического анализа слова.

Этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, мышление, воображение, память, знакомит детей с историей и культурой русского языка, учит работать со словарями разных видов.

Выделяют 4 этапа, способствующих качественному изменению навыка правописания непроверяемых слов.

1. Подготовительный этап.

Целью данного этапа является вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями. На этом этапе формирования орфографического навыка решаются следующие задачи:

- познакомить детей с непроверяемым словом, выяснить и уточнить его лексическое значение;

- научить школьников орфоэпическому и орфографическому проговариванию данного слова;

- приступить к формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её класс и тип;

- познакомить школьников с этимологической справкой к непроверяемому слову.

Таким образом, на подготовительном этапе учащиеся овладевают знаниями, составляющими содержательную сторону навыка правописания непроверяемых слов.

Например, знакомство со словом «морошка» в 5 классе. В занимательной форме вводится слово, используются стихи и загадки об этой ягоде. На доске вывешиваются картинка с изображением ягоды и карточка со словом морошка.

Далее проводится  беседа о ягоде (где растёт, как выглядит, какая на вкус и т.д.) Затем  слово проговаривается хором по слогам, записывается, ставится ударение, подчёркивается безударная гласная о. Усваивается графический образ слова.

Учитель сообщает этимологическую справку. Это могут сделать и сами дети, опираясь на материал этимологического словарика, или используя справку, которую учитель подготовил и поместил в классный учебный уголок.  Морошка. Болотное растение назвали от слова «морох». На древнерусском языке «морох» значит «мелкий дождь». Плод морошки состоит из множества мелких частей.

Справка в кратком виде записывается на доске и в тетрадях (словариках) учеников. Например, морошка - «морох» - состоящая из маленьких частей.

2. Ориентировочный этап.

На данном этапе учащиеся знакомятся со структурой орфографического действия, то есть вплотную подводятся к решению вопроса о том, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово. Перед младшими школьниками на этом этапе чётко формулируется объект и цель формируемого действия. Так, объектом является непроверяемое слово, а целью - правильность и осознанность его написания.

Сначала дети вспоминают, от какого слова образовалось данное  слово. Записывают его и в качестве проверочного используют слово, от которого оно образовалось.

Примерный фрагмент урока. Работа над словом морошка.  
-- Вспомните, что нового вы узнали о слове морошка?  
-- Слово морошка произошло от «морох»  -- “мелкий дождь». Плод морошки состоит из множества мелких частей. 
-- Как вы напишете это слово? -- Мо-рош-ка. С безударной гласной «о» в первом слоге. -- Почему? Докажите. -- Слово морошка  можно проверить словом  «морох» - «мелкий дождь».

3. Закрепительный этап.

На этом этапе выполняются  различные упражнения для  выработки таких качеств орфографического навыка, как сознательность и правильность. Этимологические сведения о слове следует повторять всякий раз, когда учащиеся нарушают правописание или нормы речевого употребления слова. При повторении нужно активизировать ту этимологическую форму, которая усиливает и определяет написание. Например, в слове горизонт школьник допускает ошибку в написании о. Учитель напоминает опорное написание ороз, означающее на греческом языке "предел". Если же допускается ошибка в написании и, то напоминается опорное написание оризо - "ограничиваю".

На этапе закрепления изученного  можно использовать следующие виды работ: творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?», словарные диктанты с опорой на этимологию, этимологические кроссворды.

Творческое списывание

Используется с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов. Творческое списывание применяется на разных уроках. Для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию.

Задание: Напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.

Русский  язык.

1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки называют .... 2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют ... . 3) ... -- это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.

Математика.

1) Размер, объём, протяжённость предмета называется ....

2) ... -- это единица длины, сотая часть метра. 3) Основная единица массы, равная тысяче граммов, -- ... .

Природоведение

1) ... -- это коллекция засушенных растений. 2) Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется ....

Письменные ответы на вопросы

Эти вопросы однотипны и начинаются одной фразой: как называется...

... тетрадь из плотных листов в переплёте для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)

... форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование)

Игра «Верно ли?»

Верно ли, что...

... слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?

(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении «полотно». Слово портфель восходит к французскому porter (портэ), что значит «носить».)

... слова ветеран и ветчина восходят к одному историческому корню?

(Верно. Слова ветеран и ветчина восходят к латинскому ветус, что значит «старый».)

Словарные диктанты с опорой на этимологию

Словарные диктанты с опорой на этимологию позволяют активно обогащать словарный запас учащихся. В такие диктанты включаются только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились.

Объяснительный диктант с лексическим заданием.

Для этого вида диктанта обычно подбираются слова на изучаемое орфографическое правило. Например, изучается правило о написании -ы- или -и- после Ц. Диктант проводится следующим образом.

Учитель: Как называется точная выдержка из произведения?

Как называется род деревьев и кустарников семейства мимозовых, ветки которого покрыты острыми шипами?

Как называется инструмент для вычерчивания окружностей, дуг?

Этимология используется учащимися при объяснении написания слов.

Узнай слово по полной этимологической справке.

В этом виде диктанта учитель называет исторический корень, от которого образовано слово, и значение этого корня. Например: это слово произошло от...

... общеславянского ДОР, что значит «расчищенное место».

... восточнославянского КОРЗАТЬ -- «рубить ветки, счищать кору».

Узнайте слово  по началу этимологической справки к нему.

В диктанте этого вида задание усложняется. Этимологическая справка даётся уже не в полном виде. Для того чтобы дети отгадали нужное слово, учитель называет только то, к которому оно восходит по происхождению, не указывая его значения. Например: это слово произошло от... ... лат. salfo (сальфо). ... лат. vermis (вермис). ... лат. vita (вита).

Диктант активизирует мышление ребёнка, способствует уточнению и закреплению в его памяти лексического значения слова.

Диктант с обоснованием.

Выполняя это задание, школьники вспоминают слово или исторический корень, к которому восходит данное, и записывают сначала его, а потом уже диктуемое слово. (ветус) ветеран, (сольдо) солдат, (литера) литература, (микро) микроб.

Самодиктант.

Задание: вспомни и запиши как можно больше слов...

... имеющих в своём составе исторический корень -кол- (от коло) со значением «круг». Колесо, коляска, колесница, колея, кольцо, кольчуга, около, околица, околыш, околоток, колобок.

... имеющих в своём составе исторический корень -кор- (от кора).

Корабль, кораблик, корабельщик, кораблестроитель, корабельный, корыто, короб, коробка, корица, коричневый и др.

Аукцион «трудных» слов.

Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

Учитель: Назови слова, имеющие в своём составе исконно русский исторический корень -чар- в значении «волшебство, колдовство». Чаровать, очаровать, очаровывать, очарование, очаровательный, чародей, чародейка, разочаровать, разочарование и др.

Назови слова, восходящие к греческому tele- (теле), что значит «вдаль, далеко».

Телевизор, телевизионный, телевидение, телеграф, телеграфировать, телеграфист, телеграфистка, телеграмма, телефон, телефонный, телефонист и др.

Принципиальным отличием  этих диктантов  является то, что они направлены прежде всего на формирование у ребенка навыка вникать в значение слова путём анализа его структуры, осмысливать его семантические связи с другими лексическими единицами современного русского языка.

Сочинение - миниатюра.

Учащимся предлагается из предложенного списка изученных слов выбрать одно и написать маленькое сочинение на тему: "Почему это слово так называется?"

Этимологические кроссворды

Кроссворды могут быть эффективно использованы для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию.

Угадайте слово по этимологической справке к нему.

Кроссворд «Техника»

По горизонтали:

1.Слово имеет в своём составе греч. элемент photos «свет» и обозначает аппарат для фотографирования.

2.Слово восходит к лат. ventus «ветер» и обозначает прибор, предназначенный для проветривания помещений.

3.Слово восходит к греч. tele «вдаль, далеко» и обозначает аппарат для разговора людей на расстоянии.

По вертикали:

Контрольное слово восходит к лат. computare «вычислять» и обозначает информационно-вычислительную машину.

4. Этап контроля и самоконтроля.

На данном этапе учитель и учащиеся контролируют грамотность написания слов и выражений, к которым давались этимологические справки.  Сформированность навыка проявляется, когда написание изучаемой орфограммы становится для учащихся не целью, а средством в решении речевых задач. На этом этапе следует проводить диктанты, изложения, сочинения различных видов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе был рассмотрен подход к словарно-орфографической деятельности на уровне русского языка, который сможет помочь в преодолении трудностей детей, с которыми они сталкиваются при заучивании большого количества непроверяемых слов.

Информация о работе Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности