Этическая беседа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 04:56, автореферат

Краткое описание

Родовая способность человека быть личностью не является биологически фиксированной, а обусловлена социально-историческими отношениями, в которые вступает каждый человек в ходе своей жизни.
После рождения в жизни ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования будущей личности. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Вложенные файлы: 1 файл

Афто реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

                                       

Родовая способность  человека быть личностью не является биологически фиксированной, а обусловлена социально-историческими отношениями, в которые вступает каждый человек в ходе своей жизни.

 После рождения  в жизни ребенка происходят события, имеющие  важное значение  для формирования будущей личности. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, в самом общем виде определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Трудно найти  для ребенка более тяжелое  наказание, чем лишение его возможности  общения с другими детьми. С  того момента, как ребенок попадает в группу детей, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать вне специфики его взаимоотношений с другими членами «детского общества». Важно учитывать это влияние, потому что в нашей стране детские сады являются всеобщим средством воспитания дошкольников. Характер взаимоотношений ребенка с теми сверстниками, среди которых он живет, положение ребенка в этой группе в немалой степени определяют его развитие.

Т.А. Репина, Я.П. Коломинская, В.С. Мухина    изучали  особенности   формирования эмпатии в   дошкольной  группе посредством этической беседы. В исследованиях этих ученых было доказано,  что  на  протяжении  дошкольного  возраста  стремительно  увеличивается  структурированность  детского  коллектива, повышается  устойчивость  избирательных  предпочтений  детей, устойчивость  и  количественный  состав  детских  объединений, содержательность  обоснования  выборов  детей. Все это, как отмечают авторы, можно успешно формировать посредством обсуждения и обыгрывания этических бесед. 

Однако, при многообразии педагогических и психологических исследований проблема     формирования эмпатии у детей дошкольного возраста остается актуальной. В некоторых дошкольных учреждениях сохраняется формальный   подход при формировании у дошкольников  представлений о  нравственных нормах и моральных качествах. Однообразное использование одних и тех же методов  формирования эмпатии отбивает интерес  и желание детей   к овладению этическими нормами. Во многих учреждениях обучение носит заорганизованный характер, недостаточно используют педагоги этические беседы, которые являются  эффективным средством формирования  у дошкольников эмпатии. Отсюда возникает противоречие между   необходимостью формирования эмпатии в старшем дошкольном возрасте  и недостаточным  использованием    возможностей этической беседы  в решении данной проблемы. Это противоречие вызвало необходимость поиска путей  их  разрешения,  что и предопределило проблему исследования, которую мы сформулировали следующим образом: каковы  возможности этической беседы в формировании эмпатии у  детей старшего дошкольного возраста? Осознание значимости организации эффективной   работы по формированию у детей   эмпатии позволило выбрать тему исследования: «Этическая беседа как средство формирования эмпатии   у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности этической беседы в формировании эмпатии  в старшем дошкольном возрасте.

        Объект исследования:  формирование  эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

       Предмет исследования: этическая беседа как средство   формирования эмпатии  у  детей  старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:  этическая беседа  будет являться эффективным средством формирования эмпатии в старшем дошкольном возрасте если:

- материал для  беседы  будет  близок эмоциональному  опыту воспитанников;

- будет осуществляться  преемственность в работе ДОУ   и  семьи.

Задачи исследования:

1.  Изучить теоретическое и практическое  состояние проблемы формирования эмпатии в старшем дошкольном возрасте;

2.  Выявить уровень  сформированности   эмпатии  у детей старшего  дошкольного возраста;

3.  Экспериментально  проверить возможности  этической  беседы как средства   формирования   эмпатии у детей  в старшем  дошкольном возрасте.

Методы исследования:

1.  Анализ психолого-педагогической  и методической литературы;

2.  Наблюдение;

3.  Беседа;

4.  Педагогический эксперимент;

5.  Метод графического и сравнительного анализа.

Теоретическая значимость  заключается в том, что  мы изучили,  и проанализировали основы    формирования эмпатии в старшем дошкольном возрасте, определена сущность понятия эмпатии в психолого-педагогической литературе, определены особенности формирования эмпатии в дошкольном возрасте.   В процессе  теоретического изучения проблемы конкретизирована сущность эмпатии, раскрыты сущностные и структурные характеристики  этической беседы, обеспечивающие развитие эмпатии у  детей старшего дошкольного возраста.

Практическая  ценность исследования заключается в том, что   доказан  развивающий потенциал  этической беседы, оказывающий влияние на развитие навыков и умений межличностного взаимодействия детей, стимулирование вербализации чувств, умения договариваться, принимать позицию другого, проявлять сочувствие, сопереживание.

 

Анализируя  теоретические    основы    формирования эмпатии в старшем  дошкольном возрасте  было установлено, что  сущности понятия эмпатии в психолого-педагогической литературе уделено большое значение. Анализ исследований позволил нам определить эмпатию как социально - психологическое свойство личности, как постижение эмоциональных состояний другого человека, понимание его чувств и переживаний, а также стремление к оказанию поддержки и действенной помощи другому.

  За основу можно взять  определение эмпатии Д. Б. Эльконина: « Эмпатия-это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого»

Изученный  нами материал  позволяет констатировать,  что с  помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного  развития.

 Анализируя  особенности формирования эмпатии  в дошкольном возрасте можно констатировать, что старший дошкольный возраст - очень важный период в развитии детей, когда происходит становление новых психических образований. Отмечено, что эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Вместе с тем их дальнейшее развертывание создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. При этом следует только  учитывать, что эмпатия - сложный многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей другого человека.  Следовательно,  рассматривая      этическую  беседу, как средство  формирования эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что этическая беседа – эффективное средство систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающие  участие  обеих  сторон  – воспитателя  и  воспитанников. Методика проведения этических бесед включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности. Особенность проведения этических бесед состоит в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, произведений использовать наглядный материал, с учетом того что у детей дошкольного образа преобладает наглядно- образное мышление . При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог, но главная роль все равно принадлежит  педагогу, и он должен хорошо владеть словом. Цель  этической  беседы  –  углубление,  упрочение  нравственных  понятий,  обобщение  и  закрепление  знаний,  формирование  системы  нравственных  взглядов  и  убеждений. Этическая  беседа  –  метод  привлечения  воспитанников  к  выработке  правильных  оценок  и  суждений  по  всем  волнующим  их вопросам К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту, и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения: соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно. Проведение беседы требует большого мастерства от педагога. Главное требование — обеспечить активность  дошкольников в процессе самой беседы.

  Таким образом,   установлено, что в   ходе  этических бесед происходит  нравственное развитие дошкольников, формируется представления о взаимоотношениях, сопереживании, социальных нормах поведения.

     Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения №43 «Тюльпанчик» города Междуреченска (работающего по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой) в течение 7 месяцев (сентябрь 2010 г.  - март 2011 г.). В эксперименте участвовали дети подготовительной к школе группы, в возрасте 6 – 7  лет, в составе 10 человек.

Экспериментальная деятельность проходила в три  этапа: констатирующий, формирующий  и контрольный.



Целью   констатирующего   эксперимента было  изучение    уровня сформированности  эмпатии у детей подготовительной к школе группы.

Для реализации первой задачи исследовательской деятельности  использовали    уровни и критерии оценки  эмпатии, выделенные  Урунтаевой Г.А., в соответствии с которыми и осуществляли анализ  полученных результатов.

Критерии :

   
   

  • эмоциональный  - распознание эмоциональных состояний другого  человека.
  • когнитивный  - восприятие понимание внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека.
  • поведенческий - способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи.

Уровни определяли в соответствии  с выделенными  критериями.

 

Высокий уровень - ребенок  без затруднений может распознавать   и оценивать эмоциональные  состояния  другого человека. Ребенок выражает заботу, сочувствие, желание помочь. Проявляет  активность в установлении межличностных контактов со сверстниками, способен  оказать действенную  помощь  нуждающемуся в ней.

Средний уровень - ребенок   не всегда может распознавать   и оценивать эмоциональные  состояния  другого человека. Ребенок эпизодически выражает заботу, сочувствие, желание помочь. Не всегда проявляет  активность в установлении межличностных контактов со сверстниками,  способен  оказать помощь  нуждающемуся в ней. 

Низкий уровень - ребенок   не может  самостоятельно     распознавать   и оценивать эмоциональные  состояния  другого человека. Ребенок слабо выражает заботу, сочувствие, желание помочь или не выражает совсем. Не  проявляет  активность в установлении межличностных контактов со сверстниками,  не способен  оказать действенную  помощь.

Для реализации   второй задачи  констатирующего эксперимента, с детьми  подготовительной к школе группы    было проведено исследование,  которое позволило выявить уровень сформированности эмпатии  у дошкольников, в ходе выполнения  диагностических заданий в которых  использовались  вопросы и жизненные ситуации. Первичная обработка данных показала, что начальный уровень сформированности  эмпатии  выявил следующие результаты: высокий уровень зафиксирован только у 1 детей из 10 обследованных, а это 10% от общего числа детей участвующих в эксперименте. Средний уровень выявлен у 60 % воспитанников. Низкий уровень зафиксирован у 30 % обследуемых дошкольников.

Проведенное нами исследование выявило достаточно высокий % детей имеющих средний и низкий уровень сформированности    эмпатии у детей старшего дошкольного возраста, что является   основанием для проведения формирующего эксперимента.

Цель  формирующего этапа - проверить эффективность  используемых нами этических бесед для формирования  эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

С целью реализации задач формирующего эксперимента  был разработан комплекс занятий  с использованием этических бесед. Работу  формирующего этапа  экспериментальной деятельности  осуществляли в соответствии с перспективным планированием, где наряду с учебной деятельностью, была  предусмотрена  работа по формированию эмпатии  у детей и вне учебной деятельности: в игровой, трудовой, самостоятельной. Работа с дошкольниками велась  в двух направлениях:

- ознакомление  их с   художественными произведениями, обсуждение которых осуществляли в форме этической беседы. Эти беседы организовывали как на занятиях, так и в ходе игровой, трудовой деятельности. Дети учились анализировать  художественные произведения, поведение героев рассказов, сказок  и сопоставлять его со своим собственным поведением  в ходе  сюжетно- ролевых, дидактических, театрализованных игр;

-  Посредством этических бесед  развивали у детей умение   устанавливать межличностные взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи сверстникам в различных видах деятельности.                 

Первый блок  работы  был направлен на  формирование у детей знаний  и представлений о доброжелательности человека, правилах поведения в общении, об эмоциональной сфере человека. Для достижения   результатов  в этом направлении  эффективно использовали произведения художественной литературы, обсуждение которых осуществляли в виде этических бесед. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносили  в их жизненный опыт постепенно, систематически. Материал  для  беседы  был близок  эмоциональному  опыту  воспитанников: Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, Н. Носова «Карасик», З. Журавлевой «Петька», В. Осеевой «Почему?», Б. Житкова Почта, Обвал, Пожар. Ребята отмечали, что во многих рассказах Б. Житкова человек показан в необычной обстановке, в минуту опасности, и в каждом из них говорится о взаимопомощи, солидарности людей, дается пример мужественного, благородного поступка. Интересно прошла этическая беседа по обсуждению произведения  рассказа З. Журавлевой «Петька». При обсуждении произведения дети долго спорили, мнения их разделились. Одни доказывали, что  собаку можно держать дома и заботиться о ней, другие отстаивали свое мнение о том, что собаке в квартире живется плохо. Но в ходе заключения этической беседы все дети сошлись в главном, если  в доме кто- то живет о нем необходимо заботиться, любить. В конце  каждой этической беседы обсуждали  факты, события, анализировали их, давали оценку.

Вопросы  продумывали  и ставили перед детьми такие,  которые могли бы побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Понимая, что только при умении оценивать чувства других людей ребенок способен  на сострадание и доброжелательное отношение старались при помощи литературных произведений чувства ребенка укреплять и  развивать. Дети анализировали поведение  сказочных героев, рассуждали о том, что чувствовали дед и баба, когда от них убежал колобок, три медведя, когда увидели поломанную  Машенькой мебель,  золотая рыбка, когда в конце сказки она « ничего не ответила старику и  уплыла в открытое море» и т.д. Итоговым занятием по формированию нравственных качеств у старших дошкольников была проведена литературная викторина по  прочитанным произведениям, где дети продемонстрировали свое отношение к литературным произведениям, героям произведений, оценили  мир человеческих отношений, высказывали свое отношение к ним.   Второй блок работы - практическая деятельность дошкольников. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносили  в их жизненный опыт постепенно, систематически. На прогулках обращали внимание детей на животных, рассматривали растения,  проводили с детьми беседы о том, как можно помогать птицам, растениям, как можно заботиться о них. Наблюдали за пожилыми людьми на улице, беседовали с детьми о том, почему им трудно долго стоять, почему они быстро устают. Предлагали детям подумать и  составить рассказ на тему « Как я маме помогаю», «Добрые поступки» и т. д. Дети учились не только отмечать эмоции и чувства других людей, но и  осмысливать увиденное, находить выход и способ оказания помощи. Работа по формированию у дошкольников  эмпатии проводилась в тесном контакте с родителями воспитанников. На родительских собраниях,  консультациях, в ходе индивидуальных бесед познакомили родителей с системой работы по развитию у воспитанников нравственных качеств, посредством   этических бесед.  Родители с желанием   посещали открытые занятия, игровую деятельность,  где имели возможность посмотреть своего ребенка и других детей, участвующих в этической беседе.

Проведённая работа обогатила детей впечатлениями, способствовала формированию интереса к  нравственным нормам.  Родители отметили, что дети стали внимательнее, чаще предлагают дома помощь  родственникам, проявляют заботу о членах семьи, домашних животных. 

Цель контрольного эксперимента: выявление изменений уровня  сформированности  эмпатии  детей, по сравнению с первым этапом исследования.   В ходе контрольного этапа были  продиагностированы  дети подготовительной к школе группы, участвующие в эксперименте. С целью  выявления  у дошкольников уровня сформированности   эмпатии детям, так же как и на первом этапе,  были  предложены  те же задания,  использовались   те же критерии и уровни, что и на констатирующем этапе. Результаты обследования детей по темам  вносились в таблицу.                                                                                                                                                          

Информация о работе Этическая беседа